С представителями противоположного пола




 

Положительное отношение родителей к дружбе их детей с представителями противоположного пола не означает, что родители не должны оказывать на них воспитательного воздействия. Наоборот, их задача контролировать содержание и становление этих дружеских отношений. Некоторых родителей не радует это новое качество межличностных отношений их сына или дочери. Их пугают вопросы: не отрывается ли ребенок от семьи? Как это скажется «а учебе и работе? И т. д.

Многие родители ограничивают воспитательное воздействие одним лишь пресечением половой близости, независимо от того, одобряют ли они сами дружбу, противятся ей или относятся к ней скептически. Такая позиция воспитания чаще встречается в семьях, где есть дочери. «Берегись, если что-нибудь случится!», «Не делай этого!». Такого рода предостережения и угрозы дочери слышат нередко.

Ограничение воспитательного воздействия запретом половой близости, угрозы и предостережения — вот причины, которые ведут к тому, что увещевания родителей «не срабатывают». Когда к молодым людям приходит первая любовь, не следует воздействовать на их гетеросексуальную дружбу угрозами, запугиванием, нагоняями. Более успешные методы — доверие, участие и убедительные аргументы. Разумеется, запреты и наказания допустимы в тех случаях, когда есть все основания опасаться, что развитие молодого человека пойдет неверным путем.

Глубокое, настоящее доверие между родителями и детьми — вот лучшая гарантия и самая надежная основа влияния родителей на дружеские отношения между юношами и девушками. Доверие делает ненужными назойливые поучения, разговоры и наставления, ибо сами молодые люди откровенно делятся с родителями своими проблемами, задают вопросы и, что самое главное, не скрывают своих дружеских отношений с представителями другого пола.

Но как часто это доверие разрушается! Родители пытаются любой ценой получить доступ к переписке их взрослых детей, заглядывают в дневники, смеются над зарождающимися дружескими отношениями: «Да у тебя кавалер появился!», «Он что, влюбился в тебя?», «Рано же ты начинаешь!», «Новый флирт?»

Такие бестактные и оскорбительные замечания, абсолютно неуместные в отношении первых юношеских переживаний и впечатлений, неизбежно приводят к тому, что юноши и девушки ничего не рассказывают родителям, дружат тайком и тем самым выходят из-под родительского влияния, против которого в нормальных условиях они бы не стали возражать.

Запреты на совместную работу и учебу с юношами настраивают девушек против родителей, будят в них дух противоречия. Если девушка приглашает юношу к себе домой, чтобы он помог ей сделать домашнее задание, то это вовсе не означает, что это ее друг. И никаких запретов здесь не надо. Если родители понапрасну приписывают девушке какие-либо намерения, которых у нее вовсе нет, то нечему удивляться, если она замыкается в себе, упрямится, запускает учебу или работу. Порой плохая успеваемость вызывается не появлением друга у девушки, я тем, что в этих дружеских отношениях усматривают несуществующие отрицательные последствия. Учитывая такого рода ошибочную позицию и реакцию многих родителей на дружбу их детей с представителями противоположного пола, уже не удивляешься, когда узнаешь, что лишь 20% юношей обращаются к родителям за советом в тех случаях, когда в их дружеских отношениях возникают те или иные проблемы. Как правило, дети предпочитают обращаться к матерям. Об отце говорили только 2,45% опрошенных, причем только юноши. Лишь 58% опрошенных знакомили родителей со своим другом или подругой.

Эти данные мы получили в результате опроса 408 человек (188 юношей и 220 девушек). Мы опросили: «С кем ты знакомишь своего друга (подругу)?»

В этой связи интересен вопрос, к кому предпочитают обращаться молодые люди со своими заботами, если речь идет о друге или подруге. Наш вопрос: «К кому ты обращаешься со своими тревогами и волнениями, если речь идет о друге (подруге)?» (см. табл. на с. 58).

 

Ответы на вопрос Юноши Девушки В целом
Число % Число % Число %
1. С родителями   49,5   60,4   56,5
2. С отцом   1,6   0,9   1,3
3. С матерью   10,6   15,4   23,2
4. С другими лицами   3.2   6,4   4,9
б. Ни с кем   20,8   9,5   14,7
6. С родителями и другими лицами   3,2   4,5   3,9
7. С отцом и другими лицами   0,5   0,2
8. С матерью и другими лицами   3,7   0,9   2,2
9. Воздержались от ответа   7,0   2,0   4,0

 

Анализ наглядно показывает, что предпочтение отдается матери. Из мотивов, приведенных школьниками, вытекает, что при доверительном отношении вполне можно руководить молодыми людьми в выборе ими партнеров, а также в формировании сексуально-гетерогенных дружеских отношений. Молодые люди вполне ясно говорят, что речь идет в первую очередь об отношении доверия.

Ответы на вопрос Юноши Девушки В целом
Число % Число % Число %
1. К родителям   20,2   1 43 19,5   19,8
2. К отцу   5,3     2,4
3. К матери   21,3     32,7   27,3
4. К товарищам   14,4     18,2   16,3
5. К учителям   0,5       0,2
6. К другим лицам   5,3     1,4   3,2
7. Ни к кому   9,6     4,1   6,5
8. К родителям и товарищам   3,7     6,8   5,3
9. К родителям и учителям   1,6     1,4   1,4
10. К родителям и другим лицам     0,5   0,2
11. К матери и товарищам   5,3     12,7   9,3
12. К матери и другим лицам   0,5       0,2
13. Другие сочета-тания ответов   2,1     1,8   1,9
14. Воздержались от ответа   10,1     0,9   6,1

«Я доверяю моим родителям и знаю, что они относятся ко всему с пониманием».

«Родителям надо сначала познакомиться с моим другом».

«От родителей я ничего не утаиваю».

«По-моему, родителям вначале нужно узнать, кто мой друг, а уже потом судить, правилен ли мой выбор».

Аналогичные аргументы можно было бы привести и в отношении доверия к матери. Отсутствие доверия проявляется в тех аргументах, которые приводились в оправдание нежелания знакомить родителей с подругой или другом.

«Моим родителям этого не понять».

«Они больше предполагают, чем есть на самом деле».

«Этого я никому не могу доверить».

«Родители меня не понимают».

Последствия разрушенного доверия между воспитателями и молодыми людьми выражаются также и в том, что молодые люди не осознают в полной мере ответственности, появляющейся с возникновением дружеского союза. Это, во-первых, недостаточное понимание ответственности перед обществом. Для преодоления этого рода явлений Необходимо воздействовать на молодых людей целеустремленно и во всех сферах общественной жизни. Прежде всего это касается проблемы правильного выбора партнера, главным образом волнующей подростка. Об этом мы хотели бы поговорить с родителями. Родители должны ориентировать детей на то, чтобы они глубже изучали своих избранников, выясняли их интересы и мотивы, которыми они руководствуются, постигали их перспективу, их жизненную позицию, даже если и не предполагается, что данная юношеская связь приведет к браку. Тем самым молодые люди учатся смотреть вперед, формируют у себя критерии оценки степени важности юношеской дружбы, а позже и более интимных контактов, решают, следует ли их поддерживать, или они не представляют собой никакой ценности и с ними лучше покончить.

Не одними лишь советами и беседами родители могут влиять на дружбу их ребенка. Они могут познакомиться с избранником или избранницей своего сына (или дочери), пригласить его к себе, поговорить с ним. Таким образом можно оказать влияние на них обоих.

Разумеется, обстановка в семье оказывает значительное влияние на отношения молодых людей и на поведение их в обществе. Поэтому для ребенка не безразлично, царит ли в его семье дух согласия и гармонии, искренне ли любят друг друга его родители, что внешне выражается во взаимных ласках, в тактичном, предупредительном отношении, в помощи и заботе, в уважении и поддержке индивидуальных интересов всех членов семьи. В таких семьях брак и совместное проживание людей вообще воспринимаются как нечто прекрасное, ради чего стоит работать над самим собой.

Иначе обстоит дело, если молодые люди ежедневно наблюдают ссоры, капризы, разногласия между родителями, сталкиваются с фактами обесценивания любви, слышат грубые анекдоты, шутки, если в изображении интимных сторон человеческой жизни преобладают непристойности, цинизм. Стоит ли в этом случае удивляться, если подросток будет цинично мыслить и действовать, проявлять эгоизм в формировании собственных межполовых контактов, не будет иметь правильного представления о ценности межполовых отношений. Несомненно громадное влияние на подростка — в первую очередь, в его отношениях к представителям противоположного пола — оказывают книги, кино, телевидение и другие виды искусства. Поэтому небезразлично, что молодые люди читают, смотрят или слышат, тем более что первая встреча с дружбой и любовью, как правило, происходит на страницах книги, благодаря песне, на киноэкране или на экране телевизора, в театре. Поэтому нужно, чтобы молодые люди знакомились с такими произведениями искусства, которые могут влиять на их позицию и поведение в духе социалистической морали. Родители могут побеседовать с юношей или девушкой о прочитанном. Так родители еще до возникновения первой дружбы лучше познают жизненную позицию их сына или дочери и учатся на нее воздействовать. В свою очередь, и дети знакомятся с позицией родителей по тем или иным вопросам. Они будут усваивать эту позицию в той степени, в какой слова родителей не расходятся с их делами, чем глубже доверие к родителям. Здесь от родителей требуется также и правильная реакция в «серьезный момент», т. е. в момент зарождения отношений между юношей и девушкой.

Мы понимаем, что не всегда легко абстрагироваться от собственных неприятных переживаний в прошлом и смотреть на увлечение ребенка только с хорошей стороны. Но родителям необходимо обязательно попытаться это сделать. О том, какое положительное влияние на становление личности подростка может оказать внимательное отношение взрослого к признанию первой любви, рассказывает воспитанник А. С. Макаренко Семен Калабалин в воспоминаниях о своем наставнике:

«— Говори, говори, — сказал мне Антон Семенович. — Ты мне хочешь рассказать что-то хорошее.

Я был ошеломлен — откуда он все узнал?

— Хорошо, Антон Семенович, пожалуй, — произнес я. — Только не сердитесь «а «меня и не смейтесь. Я... влюбился, Антон Семенович. Само собой, это не положено, -ведь я воспитанник...

— Влюбился? Это хорошо! — Антон Семенович встал, взял меня за плечи и усадил рядом с собой на диване.

— Ты говоришь, что если ты в колонии, то это не положено? Смешно. А теперь расскажи мне про свою любовь.

Наверное, как и все, я отвечал запинаясь, стеснялся.

— Я... влюбился в Ольгу, дочь мельника. Я думаю только о ней, все время хочу ее видеть. Она у меня из головы не идет. Я даже стихи начал писать.

— Я уже заметил, что ты переменился, стал немножко грустным, больше бродишь в одиночку, стал дисциплинированнее и опрятнее. Ты стал красивее, но почему? Не знаю. Так и должно быть, если человек по-настоящему влюблен. Спасибо тебе, Семен, большое спасибо. Прежде всего за то, что ты влюбился.

— Но мне же не положено...

— Молчи, а то наговоришь глупостей. А еще спасибо, что ты мне доверил такой большой секрет. Это для меня самая большая и самая нежная благодарность. Даю тебе честное слово мужчины, отца и друга, что я никогда не обману твоего доверия, ни в мыслях, ни в словах. Если ты даже завтра и натворишь дел, то я строго тебя накажу, но какими бы строгими ни были упреки и наказания за проступок, я не причиню вреда ни твоему чувству, ни доверию. Но берегись, Семен, если ты сам осквернишь свое чувство и обидишь девочку, я тебя возненавижу.

— Что вы такое подумали, да никогда... Когда я уходил, на душе у меня было необычно празднично».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: