Задачи полового воспитания в детском возрасте




 

Некоторые считают, что половое воспитание начинается в подростковом возрасте. Это не так. Этот процесс начинается сразу же с рождением ребенка и продолжается вплоть до тех пор, пока он не станет взрослым.

Родителям еще до рождения ребенка приходится сталкиваться с вопросами организации и методики полового воспитания. Речь идет о том, чтобы подготовиться к решению данной задачи и настроить себя на эту деятельность. Для стимулирования развития ребенка недостаточно просто вспомнить о том, что было получено в процессе собственного воспитания. Уже давно известно, что как раз в этой области достижения предыдущих поколений недостаточны, и поэтому особое значение имеет воспитание воспитателей.

Родителям первым приходится сталкиваться с необходимостью вести половое воспитание. Они же первые располагают необходимыми для этого возможностями. Родители правильно поступают, если они (независимо от того, хотели ли они мальчика или девочку) не высказывают своего недовольства полом ребенка. Тем самым обеспечивается гармоничное врастание ребенка в его половую роль в качестве мужчины или женщины.

Воздействие на поведение ребенка в сексуальной области сказывается еще до того, как он научится говорить. Начало всего — воспитание у ребенка гигиенических навыков. Подчас детям приходится ощущать отрицательное отношение родителей к половым органам потому, что половые органы выполняют функции органов выделения или расположены рядом с ними. Такая тактика родителей может привести к формированию у детей комплексов, которые проявятся лишь на последующих этапах развития. Часто родители не знают, что им делать, когда видят, что ребенок играет половым членом или прикасается пальцами к влагалищу, ругают ребенка, говорят «тьфу». Такая реакция взрослых — большая ошибка, ибо у ребенка может укорениться представление о том, что все связанное с половыми органами является грязным и отвратительным.

Сильное воздействие на развитие чувств ребенка оказывает внимательное отношение к нему со стороны родителей и гармоничные отношения между самими родителями, свидетелем которых ребенок постоянно является. Именно в семье наибольшие возможности в плане формирования у ребенка стремления к упорядоченным социальным контактам. В семье закладываются основы способностей ребенка к жизни в обществе, основы его будущего поведения в коллективе, равно как и стремление к установлению надлежащих отношений с представителями противоположного пола, к созданию семейно-брачных отношений. Основные представления порядочности, чистоты, порядка и красоты в значительной степени зависят от переживаний детства. Тем же объясняется глубокое воздействие окружающего ребенка мира, и в первую очередь отношений в семье, на формирование личности. Внутренняя самодисциплина или недисциплинированность, самоотверженность или эгоизм, чувство ответственности или распущенность во всех областях жизни, в том числе и в сфере половых отношений, — все эти качества человеческого характера складываются в детском, возрасте, формируются под воздействием воспитания и воздействия окружающей среды. Для будущего поведения молодых людей в области половых отношений имеют значения привычки, возникающие в общении с другими людьми, а также и то, как воспринимается равноправие между полами. Именно в семье, а также в детских яслях и в детском саду в процессе обучения у ребенка формируется его поведение, в обществе, его отношение к социальным контактам. Позже в этот процесс включаются школа, детские и юношеские организации и другие институты. Они расширяют и развивают то, что уже существует, дополняют семейное воспитание, стимулируют, а то и исправляют воспитание в семье. Все это происходит под воздействием жизни в обществе, под влиянием примера, поучений и объяснений, в условиях постоянного взаимодействия ребенка с явлениями окружающего мира.

Воспитание характера в целом и формирование сознания в детском возрасте имеют большое значение для полового воспитания. Тем не менее здесь не обойтись без целенаправленных действий в смысле непосредственного полового воспитания. Сюда относится создание свободной от ханжества и лицемерия интимной обстановки. Нет никаких причин для того, чтобы родители постоянно стеснялись обнажать свое тело перед детьми. Нормальное отношение подростков к наготе может сложиться лишь в том случае, если родители и дети естественно и непринужденно ведут себя в соответствующих ситуациях (при купании, переодевании и т. п.), когда они оказываются неодетыми. Такое поведение поможет предотвратить появление чрезмерного сексуального любопытства.

Ошибку совершают те родители, которые считают, что дети не должны быть свидетелями их нежных отношений друг с другом. Разумеется, что дети не должны становиться свидетелями наиболее интимных контактов, к примеру полового акта. Однако все, что выражает отношения взаимного внимания, симпатии и любви между родителями, скрывать от детей не следует, поскольку иначе им будет трудно создать представление о своих собственных будущих отношениях с представителями другого пола. А именно такое представление поможет им утвердиться в этой сфере человеческих взаимоотношений.

Примера родителей недостаточно для полового воспитания в детском возрасте. С помощью единообразных советов в соответствующей уровню развития ребенка форме родители должны оказывать непосредственное воздействие на формирование у ребенка знаний, позиций, убеждений и характера поведения. В противном случае у него возникает утрата доверия к родителям, а доверие — решающее условие успешного воспитания. Для развития ребенка и формирования правильного отношения его к родителям большое значение имеет и то, являются ли родители учителями и советчиками ребенка в сфере половых отношений, объясняют ли они такого рода вещи откровенно, честно, раскованно, с необходимой серьезностью, или они вообще избегают отвечать на вопросы ребенка, лгут или говорят об отношениях между полами в неподходящей форме. Детям нужно ощущать серьезное отношение к ним самим и к волнующим. их вопросам. В иных случаях они считают себя вынужденными черпать информацию из других источников, оказывающих по меньшей мере неконтролируемое, если не грязное или дезориентирующее, воздействие.

Иные родители пытаются уклониться от выполнения обязанности беседовать с ребенком на темы половых отношений, отодвинуть эти разговоры на возможно более поздний, отдаленный период. Не удивительно, что в таких семьях для половых отношений характерно лицемерие. Родителям должно быть ясно, что обречены на провал любые попытки представить детям мир, свободный от отношений пола, поскольку сами дети все видят и слышат. Нередко можно услышать от родителей об их желании подольше сохранить ребенка «в невинности и чистоте» и отложить поэтому половое воспитание. Но это не что иное, как признание собственной беспомощности. Наука убедительно говорит, что половое воспитание никогда не бывает преждевременным, но нередко оно бывает запоздалым.

Многие родители слишком усложняют проблемы полового воспитания. А речь идет всего лишь о том, чтобы отвечать на вопросы детей немедленно, без каких бы то ни было проволочек и правильно. Если ребенок по тем или иным причинам спрашивает не конкретно, есть множество возможностей подвести его к такого рода вопросу. Родителей ни в коем случае не должны беспокоить вопросы детей, задевающие сферу половых отношений. Это результат естественного стремления детей к познанию окружающего мира. Они спрашивают обо всем, что им кажется интересным. И совершенно не ясно, почему они именно вопросы пола должны обходить своим вниманием.

В целом же готовность родителей отвечать на вопросы детей о происхождении человека в последнее время значительно возросла. Другое дело, когда речь идет непосредственно о зачатии. Здесь многие родители испытывают трудности. Им кажется, что в данном случае необходимо подробно рассказывать о половых ощущениях и элементах полового акта. Однако вначале дети об этом не спрашивают. Вполне достаточно сказать, что ребенок появляется в том случае, когда яйцевая клетка матери соединяется с семенной нитью отца. (В следующей главе книги приводятся отдельные вопросы детей и возможные ответы на них).

У всех, кто в научном плане занимался вопросами сексуального просвещения, сложилась единая точка зрения. К 12 годам, т. е. к возрасту, когда половое влечение вследствие начинающейся биологической половой зрелости начинает играть в развитии подростка все большую роль, сексуальное просвещение должно пойти к завершающему этапу- Перед наступлением половой зрелости дети должны иметь необходимые и ясные представления об анатомии половых органов, о физиологических процессах полового развития, основных фактах физиологии и психологии половой жизни, о размножении, зачатии, беременности, эмбриональном развитии и процессе родов. К этому времени они уже давно должны быть знакомы с правилами сексуальной гигиены и нормами социалистической половой морали, чтобы разумно управлять своим будущим поведением в отношениях с представителями противоположного пола. Такого рода просветительская деятельность должна быть неразрывно связана с воспитанием чувств воли и с развитием общественно ценных свойств характера, а также способностей целенаправленно формировать социальные отношения в соответствии с уровнем общественного развития. Все это позволяет надеяться, что подросток сможет управлять пробуждающимся или усиливающимся в юношеском возрасте половым чувством, поскольку это чувство уже может быть подчинено определенному порядку мышления и действий.

Требование, чтобы сексуальное просвещение завершилось до наступления половой зрелости, не следует понимать таким образом, что после наступления зрелости подростка уже не нужно воспитывать или просвещать. Именно во время полового созревания и после наступления половой зрелости, когда девушки и юноши все более начинают осознавать половое влечение, сталкиваются с его проявлениями, и именно в этот период им требуется совет и помощь взрослых. Но теперь им нужна не информация в вопросах биологии и психологии, а помощь в решении волнующих, глубоко личных вопросов, возникающих в связи с любовью, отношениями с представителями другого пола. Готовность подростков обратиться к взрослым за помощью и воспользоваться ею зависит от тех отношений, которые сложились между ними в этой сфере человеческих отношений. Доверие подростков будет тем больше, а сами подростки будут тем послушнее, чем тверже они будут знать, что нет ничего на свете, о чем бы они не могли по-деловому и трезво поговорить со взрослыми, что родители всегда относятся к ним с пониманием и всегда готовы помочь им на основе своего большого жизненного опыта принять важные решения.

 

 

Какие вопросы волнуют детей и подростков

 

В процессе общения с окружающим миром ребенок дошкольного возраста уже сталкивается с проблемами пола. Он замечает, что рождаются дети, взрослые вступают в брак, у женщины есть грудь, а у мальчиков и мужчин — половой член. Дошкольник включает эти познания в игру, ставит перед взрослыми вопросы о половых отношениях. Сексуальные проблемы являются неотъемлемой составной частью жизни человека. Точно так же им принадлежит весьма серьезная роль в процессе воспитания дошкольников, школьника и подростка.

Многие родители и педагоги спрашивают, существует ли половое воспитание до наступления половой зрелости. На этот вопрос можно ответить положительно, если понимать половой вопрос в широком смысле, а не сводить его только лишь к интимным контактам. Сексуальность — это или составной элемент человеческой личности в целом, или же явление половой близости представителей различного пола, а сексуальное поведение — это часть всего поведения человека, определяемого как биологическими, так и общественными факторами.

В дошкольном возрасте мы не сталкиваемся с такими видами сексуальных или эротических действий, о которых можно было бы сказать, что они непосредственно направлены на представителя иного пола. Никакой роли при этом не играют и половые гормоны, появление которых в моче у девочек отмечается на третьем-четвертом году жизни, а у мальчиков приблизительно год спустя. Сексуальные ощущения ребенка дошкольного возраста все еще ограничены собственным телом. Советский педагог и биолог А. Г. Хрипкова писала в этой связи о весьма различных причинах раннего возникновения сексуальных ощущений у детей. Речь прежде всего идет о нарушениях элементарных правил ухода за детьми. Неопрятность тела, в первую очередь половых органов, приводит к возникновению процессов воспаления, раздражения, зуду в половых органах. Ребенок расчесывает зудящие места, и если это повторяется часто, то возникает привычка, ведущая к формированию ощутимого сексуального возбуждения [См.: Хрипкова А. Г. Разговор на трудную тему. М.: Педагогика. 1970, с. 37].

В нормальных условиях, при соблюдении правил необходимой личной гигиены детей, такого рода явления и проблемы возникают редко. Лишь в школьном возрасте мы сталкиваемся с единичными проявлениями явных сексуальных и эротических реакций. Однако так называемые деликатные вопросы появляются раньше. Детям они деликатными, правда, не кажутся, представляясь таковыми исключительно взрослым, еще не преодолевшим стеснительность перед половым воспитанием.

На четвертом-пятом году жизни большинство детей задают вопросы о «происхождении» детей. Ребенок спрашивает: «Откуда появляются маленькие детишки?» В возрасте 5 — 7 лет, как правило, спрашивают о рождении ребенка: «Как дети из живота матери выходят наружу?» Начиная с 8 лет необходимо ожидать различных вопросов о появлении ребенка: «Откуда дети берутся в животе у матери?», «Правда ли, что мужчины также рожают детей?» Вопросы зависят от знаний детей. Часто один вопрос непосредственно вытекает из другого. Некоторых родителей и воспитателей, не подготовленных к таким вопросам, они все еще приводят в замешательство. Они уклоняются от ответов на них, откладывают их на более поздний срок, рассказывают порой сказки про аиста и других «поставщиков детей», а то и вообще отсылают детей прочь. Это неправильно. Такого рода «ответы», а на самом деле обман, не могут удовлетворить ребенка. Ребенок задает вопросы потому, что он хочет что-то узнать, для него вопросы по проблемам пола ничем не отличаются от других, и отвечать на них нуж: но без всякого смущения, правдиво, в доступной для ребенка форме.

Следует избегать приукрашивающих действительность, расплывчатых и неточных выражений при ответе на вопросы о половой жизни людей.

Такие правильные с научной точки зрения слова, как член, влагалище, грудь и т. п., ясны и совершение понятны каждому ребенку. Для использования этих терминов, однако, необходимо преодолеть собственные внутренние препятствия, принять решение о том, что необходимо заниматься половым воспитанием ребенка. Дети ясно видят, когда родителям или воспитателям неприятно говорить о каком-либо предмете. Такого рода впечатления при их неоднократном повторении могут привести к тому, что ребенок будет испытывать затруднения при постановке вопросов, а также к утрате доверия родителями и воспитателями у ребенка.

«Если мы говорим, что малышей нельзя обманывать, что им нужно говорить одну лишь правду, то это отнюдь не означает, что им в таких случаях нужно рассказывать все, о чем знают взрослые. Искусство педагога в том-то и состоит, чтобы говорить детям правду в доступной для детского восприятия форме и в соответствующем объеме» [ Хрипкова А. Г. Разговор на трудную тему. с. 39] — такие советы родителям дает А. Г. Хрипкова.

Как же родители и воспитатели должны отвечать на вопросы детей?

О происхождении детей.

 

— Откуда берутся маленькие дети?

— Как я появился на свет?

— Меня тоже сначала держали в клинике?

«Дети развиваются в животе матери. Им там тепло, там они имеют надежную защиту. Вначале они очень маленькие и чувствительные. Когда они становятся больше, умеют самостоятельно дышать и пить, тогда они появляются на свет. Матери в этот период нужно оказывать помощь, потому что рост ребенка у нее в теле ее очень утомляет». О рождении ребенка.

— Как дети появляются из живота матери?

«Дети появляются на свет во время родов через маленький проход, влагалище. Когда ребенок рождается, влагалище увеличивается, а затем снова уменьшается. Во время рождения ребенка мама находится в клинике, ей приходится очень сильно напрягаться, чтобы ребенок прошел через влагалище. Однако матери всегда охотно страдают ради своих детей».

 

О том, почему рождаются дети.

 

— Откуда берутся дети в животе у матери?

— Как возникает ребенок?

— А мужчины тоже детей рожают?

«Ребенок зарождается из очень маленького, совсем крошечного яйца. Ребенок появляется не из каждого яйца, которое есть в организме матери, а только из такого, которое оплодотворено сперматозоидом мужчины. Для того чтобы он попал в организм матери, нужно член ввести во влагалище. Такой процесс, совершаемый двумя любящими друг друга людьми, называется половым актом. Взрослым он доставляет большую радость. Физическая близость им очень приятна. Не при каждом половом акте происходит оплодотворение яйца. Лишь иногда сперматозоиды из влагалища через яйцевод попадают в матку и оплодотворяют яйцо. В матке не всегда есть яйцо, которое может быть оплодотворено. После того как произошло оплодотворение яйца, из него путем деления возникают многочисленные клетки, которые, цепляясь одна за другую, перемещаются в матке, после чего в каком-то месте прикрепляются к стенке матки. Там формируется плацента. Через нее и через пуповину происходит питание ребенка. Его окружают и защищают оболочка яйца и околоплодная жидкость. В околоплодной жидкости ребенок может двигаться. Эти движения мать ощущает начиная с четвертого-пятого месяца, а всего беременность продолжается девять месяцев».

После таких ответов легче отвечать и на последующие вопросы. Постоянно следует следить за тем, чтобы ребенок не только получал ту или иную информацию, но чтобы вместе с тем формировалось и его поведение. Это возможно в тех случаях, когда у воспитательниц детского сада, учителей и родителей одинаковые взгляды на воспитание и они стремятся претворить эти взгляды в жизнь.

Ребенок может задать следующие дополнительные вопросы:

— Почему у некоторых детей нет папы?

— Как происходит питание ребенка в теле матери?

— Что такое преждевременные роды?

— Что такое послед?

— Как получаются двойняшки?

Если придерживаться сформулированного выше принципа, то и на эти вопросы можно дать ясные, правдивые и понятные ответы. Дети не ждут от взрослых слишком подробных ответов, пока еще не соответствующих уровню их развития, и поэтому не следует вначале отвечать слишком подробно.

Подростки задают родителям и воспитателям вопросы уже совершенно иного характера- Хотя подростки интересуются и собственно сексуальными вопросами, на первый план здесь все же выдвигаются вопросы морального плана, связанные с завязывающимися близкими отношениями с представителями противоположного пола.

— Можно ли в 15 лет иметь друга (подругу)?

— Как найти настоящего друга (настоящую подругу)?

— Как разобраться в серьезности намерений?

— Насколько далеко можно позволить себе зайти?

— Как мне отвечать на его требования? — Дружить нужно открыто или тайком?

— Что служит основой начала половой близости? — Можно ли мне привести друга (подругу) домой?

— Можно ли мне с моей подругой вместе ходить в поход?

— Как предотвратить беременность?

Перечень такого рода вопросов можно продолжать до бесконечности, их характер останется неизменным. Молодые люди ищут ответы на этические проблемы, вытекающие из общения с представителями противоположного пола. Вопросы такого плана являются подтверждением высокого чувства ответственности молодых людей, их доверия родителям. Если подростки не задают таких вопросов, то родителям нужно подумать, а доверяют ли им их дети вообще. Может быть, они когда-то что-либо запретили без какого-либо основания; оттолкнули ребенка, не выслушав его до конца; говорили, не находя понимания.

Если же подростки обращаются с такими вопросами к родителям, то это свидетельствует об их доверии, что является главным условием для ответа на вопросы и для необходимого руководства подростками в их контактах с представителями иного пола. Вопросы отражают проблемы, которые волнуют подростков. Если родители не отвечают на их вопросы, то это значит, что они оставляют их с этими проблемами один на один. В последующих разделах мы предлагаем родителям и воспитателям некоторые схемы ответов, соответствующих нормам социалистической морали.

 

 

Мой ребенок занимается онанизмом!

 

«Как против этого бороться?», «Это вредно, это болезнь?». Такие вопросы родители задают довольно часто, а подростки почти никогда.

Подростки не задумываются над этой проблемой, а если чего и опасаются, так это чтобы их не «застали». Лишь после того, как они услышат о его вреде для организма, о болезненных последствиях, лишь после того, как из-за недостатка знаний уверуют в достоверность такого рода информации, лишь после этого в их сознании поселяются сомнения и опасения, которые, однако, лишь в очень немногих случаях ведут к преодолению этой привычки.

Многие родители ошибочно придерживаются неправильных взглядов, что онанизм вредно отражается на развитии личности юношей и девушек. Между тем никаких вредных для здоровья последствий онанизма не наблюдается. Разговоры о том, что онанизм ведет к неврастении, размягчению спинного мозга и ослаблению памяти [и внимания, формируют у ребенка страх перед онанизмом.

Педагогика не должна становиться на такого рода позицию. «Педагогика страха» может сформировать у ребенка тяжким грузом давящее на его сознание чувство вины. В тех случаях, когда подросток занимается онанизмом несколько раз в день, надо проконсультироваться с врачом, лучше с невропатологом или сексологом.

Онанизм представляет собой переходную фазу в развитии сексуального поведения. Он наблюдается у большинства мальчиков (90%) и девочек (50%) и прекращается сам собой с возникновением гетерогенных половых отношений. Отсюда можно сделать вывод, что ребенка надо не запугивать несуществующими последствиями, а отвлекать от онанизма с помощью рациональной организации досуга и налаживания контактов с представителями противоположного пола.

С подростками нужно непременно побеседовать об онанизме для того, чтобы предотвратить возникновение у них комплексов вины или страха, формирование комплекса неполноценности, объяснить подросткам, что вошедший в привычку онанизм может привести к социальной изоляции от противоположного пола. Занимающимся онанизмом подросткам должно быть ясно, что они способны преодолеть эту преходящую форму сексуальной активности. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы подростки давали обещание «Никогда больше!», ибо при его нарушении они будут испытывать мучительное чувство стыда, а то и вовсе прекратят бороться против этой привычки, поверив в свое бессилие.

Иногда сверстники одного пола занимаются онанизмом вдвоем. Это также не должно вызывать озабоченности, поскольку не приводит к гомосексуализму. Взаимный онанизм в подростковом возрасте необходимо рассматривать как «стадию опробывания» управления и контроля над собственной сексуальной активностью. Этот вид онанизма также уходит в прошлое с возникновением гетерогенных парных контактов. Если же эта привычка укореняется, то причиной тому страх перед противоположным полом, который может быть снят посредством психотерапии.

Таким образом, онанизм не представляет собой никакой серьезной опасности для формирования личности подростка. От родителей здесь требуется понимание, такт и учет этого аспекта в рамках общего процесса воспитания. На примере необходимого преодоления онанизма как формы проявления сексуальной активности человека отчетливо видно, что половое воспитание немыслимо в отрыве от всестороннего- и гармоничного развития личности: информация за и против онанизма не оказывает никакого воздействия, если недостаточно сформировались соответствующие черты характера и воли, с помощью которых только и можно покончить с этой привычкой, если отсутствует здоровый ритм жизни, если нет заполняющих всю жизнь интересов.

 

 

О формировании

Межполовых отношений до



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: