Достигнув биологической половой зрелости, подростки, несмотря на накопленный опыт общения, все еще ощущают неуверенность в формировании отношений с представителями противоположного пола. Именно поэтому на данном этапе развития могут возникать различные осложнения и неверные сексуальные процессы.
Детские отношения между мальчиками и девочками уступают место дружбе, окрашенной в эротические тона. В этот период они уже в значительной мере преодолевают мечтания раннего юношеского возраста, которые, в конечном итоге, представляют собой свидетельство бессознательного, а подчас и сознательного признания собственной незрелости. Подростки уже изучили начала стратегии и тактики сближения. Теперь они пытаются — прибегая вначале к не совсем подходящим средствам — привлечь внимание человека, который им нравится. Девочки все больше осознают воздействие на юношей собственной привлекательности. Юноши понимают, что, для того чтобы произвести впечатление, уже недостаточно вести себя по-мальчишески дерзко. Теперь они больше внимания обращают на внешность, ведут себя подчеркнуто по-мужски.
С возрастом межполовые отношения претерпевают существенные изменения, в основе которых лежит сексуальный аффект, состоящий в том, что общение с человеком противоположного пола способно внезапно пробудить сексуальное желание. Существующие уже в течение продолжительного времени дружеские отношения могут приобрести сексуальную окраску. Юноши ощущают сексуальное напряжение отчетливее, чем девушки, поскольку у них это выражается в реакции определенных органов. Однако сексуальный аффект не ведет обязательно к возникновению интимно-сексуального контакта, переходящего в половое сношение. Правда, у подростков с недостаточно устоявшимся характером, с недостаточной подготовкой к взаимоотношениям с другим полом может произойти переход через некоторые этапы полового сближения к преждевременному вступлению в половую связь.
|
Подростки часто не отдают себе отчета в своих чувствах и ощущениях, связанных с представителями противоположного пола. Дружбу они путают с любовью, а симпатию и влюбленность поспешно возводят в ранг любви. Следующая трудность состоит в том, что подростки не уверены в выборе форм выражения взаимной симпатии. Часто они руководствуются вычитанным в книгах, увиденным в кино, в театре, на экране телевидения. При этом они не задумываются над тем, соответствуют ли те ласки, которыми они обмениваются или хотели бы обменяться, уровню их собственного развития или характеру отношений между ними вообще. Подростки верят в то, что такого рода действия — непременное условие межполовых контактов, подражают тому, чему вообще подражать не следовало бы, до чего очередь еще не дошла. В такой обстановке многое зависит от позиции и реакции партнера. Здесь большую роль играют откровенные беседы между подростками, помогающие им осознать существо проблемы.
Как же развиваются межполовые контакты в юношеском возрасте? Каковы этапы их развития? Поскольку многие родители хотят получить представление об этих проблемах, то ответы должны быть четкими и однозначными: лишь те родители, которые реально оценивают отношения их детей к представителям противоположного пола и правильно относятся к такого рода контактам, в состоянии оказывать целеустремленное воздействие на своих детей, способны принимать надлежащие меры.
|
Вначале заметим, что конкретные формы межполовых отношений, те или иные связанные с этими формами проявления половой активности нельзя однозначно связывать с теми или иными возрастными категориями. Развитие подростков отличается существенными индивидуальными особенностями и определяется условиями окружающей среды. И все же мы можем представить себе, общий процесс развития межполовых отношений и дать родителям некоторую ориентировку в этом вопросе. Если же эта информация будет дополняться беседами с детьми в обстановке полного доверия, то родители всегда будут знать, что переживают их дети, смогут действовать правильно, и тогда им не будут грозить неприятные сюрпризы.
Если же родители не уделяли достаточного внимания половому развитию детей, ничего не хотели знать об их отношениях с представителями противоположного пола, то им не следует удивляться, если у мальчика или девочки не возникает потребности поговорить с родителями о своей дружбе, о тех проблемах, которые с ней связаны. Аналогичную ситуацию порождают всякого рода запреты и препятствия, искусственно создающиеся взрослыми с целью помешать межполовым контактам. В обоих случаях юноши и девушки вынуждены вступать в контакты с представителями противоположного пола без понимания со стороны взрослых. Им приходится самостоятельно преодолевать все эти проблемы или даже скрывать их от взрослых из опасения навлечь на себя то или иное наказание. А если родителя вдруг заинтересуются связями своих детей с представителями противоположного пола, то подросткам такое поведение покажется неожиданным, они будут опасаться, что подобный интерес может обернуться для них новыми неприятностями, если они откровенно расскажут родителям о своем приятеле или приятельнице и об отношениях с ними.
|
Нередко в воспитании подростков родители допускают те или иные промахи и ошибки. Для их направления родителям нужна большая чуткость. Во-первых, следует понять, какие ошибки были допущены в прошедшие годы, а во-вторых, требуется готовность признать свои ошибочные действия, показать ребенку, что эти ошибки осознаны, что родители готовы вести себя с детьми с полной откровенностью. Но и в этом случае потребуется много времени и больших усилий со стороны родителей, прежде чем подросток сумеет преодолеть застенчивость и недоверие, прежде чем он сможет откровенно рассказать о своих связях с представителями другого пола и, наконец, сочтет возможным опросить совета, сможет воспринять разумные рекомендации и учесть их в своем поведении. Если же родителям не удастся добиться такого положения, то им придется смириться с тем, что они не смогли вызвать на откровенность своего ребенка. В результате они будут вынуждены оставаться в стороне, не смогут оказывать никакого положительного влияния и им останется только надеяться на то, что их детям удастся в той или иной степени избежать негативных моментов, способных затормозить развитие их личности.
Позиция и действия подростка по отношению к представителям противоположного пола — это позиция и действия ищущего человека. Громадное значение имеет опыт, накопленный в период общения молодых людей друг с другом в школе, во время совместной работы, в играх, участии в деятельности детских и юношеских организаций, а также в рамках первых гетерогенных отношений между молодыми людьми в определенном коллективе или вне его. Но такого опыта еще недостаточно для целеустремленного налаживания прочных и перспективных межполовых отношений. Если родители будут вспоминать свою собственную молодость и не будут стесняться рассказывать своим детям о собственных переживаниях, связанных с представителями противоположного пола, они могут оказать детям действенную помощь. С одной стороны, такого рода воспоминания помогут подросткам осознать свои переживания, а с другой — объяснить им, что взрослым, родителям, в годы их молодости уже приходилось сталкиваться с аналогичными проблемами и преодолевать их.
Любовь не всегда вырастает из дружбы. Часто подростки прекращают дружить потому, что оба они или один из них встретили человека, к которому испытывают более чем дружеские чувства. Иногда же дружба сосуществует со взаимоотношениями преимущественно сексуального характера. Параллельное развитие двух различных связей, отличающихся по своему содержанию и по своим целям, нередко встречается у юношей. Юноша старается оградить испытанную временем дружбу с девушкой от интимно-сексуальных действий, но не хочет отказаться от них совершенно и поэтому занимается такого рода действиями с другой, нередко более опытной. Такого рода сосуществование, когда психические и физические потребности находят свое удовлетворение в общении с различными партнершами, показывает, что юноша еще не дорос до уровня объединения психического и физического начала и что у него ошибочное отношение к сексуальности. Это объясняется невысоким уровнем! развития личности, а также погрешностями предшествовавшего полового воспитания.
В любом случае развитие межполовых отношений будет происходить по линии нарастания стремления к обмену ласками, увеличения их значения и интенсивности. Уже скоро юноши и девушки перестают довольствоваться поцелуями, объятиями и невинными прикосновениями.
Желательно, чтобы молодые люди научились контролировать собственный половой инстинкт, что предотвращает слишком раннее начало интимно-сексуальных отношений. Однако подобный сознательный отказ от удовлетворения половой страсти продолжается до определенного возраста. С развитием личности и существующих гетерогеных отношений от молодых людей уже не приходится ожидать полного сексуального воздержания.
Воспитателю не следует пытаться подавлять половой инстинкт у доверенных ему молодых людей с помощью антисексуального воспитания. Если ему это даже и удастся, следует опасаться отрицательных последствий такого «воспитания». Если человек еще не научился сдерживать собственные половые порывы и разумно ими управлять, то ограничение их может затормозить его развитие как личности, поскольку он не в состоянии будет справиться с новыми ощущениями. Это может стать причиной патологического развития, вплоть до сексуально-невротических явлений.
Постепенно у взрослеющего юноши или девушки усиливается стремление к удовлетворению полового инстинкта. Пути его удовлетворения весьма различны. Выбор того или иного пути зависит — даже при неблагоприятных внешних условиях и обстоятельствах — от уровня развития личности. Половой инстинкт может без каких бы то «и.было угрызений совести и сдерживающих моментов быть удовлетворен вне рамок наиболее оптимальных и оправдавших себя межполовых отношений. Мы с полным правом можем сказать о том, что большинство молодежи нашей республики отрицательно относится к подобным действиям, осуждает их, хотя и случается порой «короткое замыкание», когда сексуальность внезапно, до установления духовного контакта, вторгается в межличностные отношения. Несмотря на это, следует отметить, что многим молодым людям не удается сразу найти такую форму гетеросексуальных отношений, которая бы оптимально соответствовала уровню их развития, не вызывала никаких опасений и была наиболее безупречной в моральном отношении. Это говорит о недостатке поддержки со стороны воспитателя, которая хотя и не может исключить всякого крушения, но помогает многого избежать или, по крайней мере, во многое внести необходимые коррективы.