Между детством и зрелостью




 

«Из детей вырастают мужчины» — гласит народная мудрость. Или — добавим от себя — женщины.

Всем мальчикам и всем девочкам предстоит пройти такой неодинаковый процесс превращения во взрослых людей. Промежуток между детством и зрелостью принято называть отрочеством и юношеским возрастом. Его начало совпадает с началом непосредственной подготовки к трудовой деятельности, к семейной жизни, к жизни в обществе. Примерно с 13 лет отмечается усиленный рост ребенка; по росту и весу он быстро догоняет, а часто и перегоняет родителей. К 15 — 17 годам ребенок уже достигает высокой степени физической зрелости; именно в этом возрасте завершается физическое формирование организма, наступает половая зрелость. Физическое развитие организма регулируется выделяемыми гипофизом и половыми железами гормонами. Течение процесса происходит очень по-разному. Индивидуальные особенности обнаруживаются уже в самом начале: у девочек в 10 — 11, у мальчиков — в 13 — 14 лет.

Менструации впервые появляются у девочек в среднем в 12 лет; мальчики испытывают первое семяизвержение (поллюция) в 13 — 14 лет. Отклонения в любую сторону до двух лет принято считать нормальными. Невозможно определить время наступления менструаций или поллюций по вторичным половым признакам (увеличение груди, рост бороды и усов и т. п.), поскольку они нередко опережают развитие вторичных половых признаков. Первые месячные и первое семяизвержение издавна рас» сматривались как этапы физического, в частности полового, развития индивида, а также и как критерии этого развития. На быстроту развития оказывают свое воздействие факторы социального порядка. Наиболее ярко это проявилось в XX в., когда стали говорить о так называемой акселерации. Однако исследования последних лет говорят о том, что в настоящее время нет никаких оснований ожидать дальнейшего убыстрения развития, иными словами — увеличения промежутка между моментом наступления половой зрелости и окончанием формирования человека как личности в целом. А ведь именно этот период заслуживает наибольшего внимания для полового воспитания, так как возникновение половой функции ведет к появлению многочисленных проблем. Изменяется не только организм юноши или девушки, но и их позиция в обществе. В 14 лет юношей и девушек посвящают в совершеннолетие, молодым гражданам Германской Демократической Республики вручают удостоверение личности, что свидетельствует о том высоком доверии, которое оказывает им социалистическое государство. Но вместе с тем мы вправе говорить и об ответственности молодых людей перед обществом. Они обязаны оценивать свои поступки уже и с правовой точки зрения и нести за них ответственность.

Больше доверия — больше прав и больше обязанностей. В сопровождении взрослых юношам и девушкам разрешается посещать вечерние культурные мероприятия, заканчивающиеся до 24 часов, они полностью ответственны за свою деятельность в рамках молодежных организаций. В большей, чем ранее, степени они отвечают за учебу, организацию досуга, за трудовую деятельность. Взрослые обращаются к юноше или к девушке на «вы» после их посвящения в совершеннолетие.

Несмотря на всемерную поддержку со стороны общества подростку отнюдь не просто чувствовать себя взрослым человеком. Проблем здесь более чем достаточно. Почти все девушки и юноши учатся в школе, не имеют самостоятельного заработка, а это неизбежно порождает противоречие между ощущением взрослости и фактической зависимостью от родителей. Пройти через это противоречие необходимо для нормального развития, со временем оно будет разрешено при сознательной поддержке родителей. Это противоречие разрешается быстрее и лучше, если у молодого гражданина воспитано желание и умение самостоятельно, критически оценивать собственные поступки, если ребенок старается активно участвовать в собственном воспитании, если он способен к самопознанию собственной социальной роли.

Родители и педагоги имеют полное право требовать от детей этого возраста самостоятельности, ответственности, поведения в соответствии с нормами человечен ского общежития, подчинения собственных порывов и действий существующим правилам в отношениях между людьми. Подросткам приходится повседневно сталкиваться с собственной «недостаточной зрелостью», проявляющейся в самых различных ситуациях. Часто они еще не могут в достаточной мере управлять собственными действиями, сами того не желая, вызывают своими поступками недовольство окружающих. Все это тем не менее не дает права взрослым не принимать подростка всерьез. Напротив, личность подростка формируется в процессе решения возникающих перед ним жизненных задач.

Известный советский психолог Д. Б. Эльконин пишет о душевном состоянии девушек и юношей этой возрастной группы: «... в этом возрасте для детей характерны неуравновешенность, излишняя раздражительность по отношению к оценкам со стороны посторонних, неустойчивость в самооценках: то уверенность в себе, то сомнения в собственных силах, иногда даже чувство неуверенности, подавленности и отчаяния. Поведение детей отличается нестабильностью, они сравнивают себя как друг с другом, так и со взрослыми» [Возрастные и индивидуальные особенности подростков младшего возраста/ Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., «Педагогика», 1967, с. 65].

В просторечии о таком состоянии говорят: то до потолка прыгает, то в петлю лезет. Это явление можно преодолеть быстрее, если родители позаботятся о создании для детей таких условий жизни, которые отвечают уровню их развития, способствуют самовоспитанию, взаимному воспитанию сверстников.

Родители! Не старайтесь все сделать сами, не пытайтесь приковать ребенка к себе, не выспрашивайте у него о каждой мелочи, которая может с ним произойти. Пусть ребенок рассуждает, вникает в волнующие его проблемы, старается глубоко осознать явления окружающего мира. Не поднимайте перст указующий, а стремитесь подтолкнуть вашего ребенка к самостоятельному размышлению. Назидания излишни. Встав на иную позицию, вы очень быстро можете лишиться доверия ребенка. Подросток — не малое дитя, он не выносит мелочной опеки и отвечает на подобные попытки постепенным уходом из-под родительского влияния. Если не учитывать его собственного мнения, в основе которого лежит уже более высокий, чем раньше, уровень развития интеллекта, если обращаться с ним как с малышом, отчитывая за любую проделку, относясь высокомерно или невежливо, то в ответ может последовать недовольство, подросток начинает спорить, жалеть себя и замыкаться в себе.

Размышляют подростки о многом: о собственном мировоззрении, о месте в коллективе, о будущей профессии, о нынешней и будущей семье, об окружающих, о поведении родителей, об отношении к волнующим их вопросам... И так до бесконечности.

Тринадцатилетние подростки — уже не малыши, они отрицательно относятся к взрослым, которые по-прежнему пытаются обращаться с ними как с малышами. Они уже выросли из этого возраста, хотя иногда и ведут себя очень по-детски. Детская наивность у подростков потому и бросается в глаза, что проявляется все реже. Шаг за шагом подросток уходит из детства, взрослеет. Это, в частности, проявляется в некотором отходе от семьи, которая уже не во всех случаях служит ему опорой и определяет его поступки, к примеру, в вопросах установления отношений с представителями противоположного пола. Если родители не могут понять причин постепенного отхода подростка от семьи, то это значит, что в свое время они не сумели правильно оценить перемены в отношениях между ними и их детьми, не изменили в этот период характера воспитания. А ведь необходимость в воспитании отнюдь не отпала, скорее, наоборот. Методы же его должны были претерпеть необходимые изменения.

Постепенное и относительное выделение ребенка из семьи — проявление общественно необходимого процесса развития самостоятельности личности подростка, — как правило, не приводит к разрыву, к отчуждению.

Для того чтобы подростку подняться до уровня задач, которые неизбежно встанут перед ним в будущей семейной жизни, в трудовом коллективе, в обществе, ему необходимо стать самостоятельным, усвоить принципы социалистического мировоззрения, соответствующие стереотипы поведения и представления. Воспитатели, в первую очередь родители, призваны сознательно формировать и стимулировать этот процесс, который может целенаправленно протекать лишь в том случае, если в жизни общества в целом, в том числе и в семье, формирующаяся личность имеет возможности для полного развития. Постепенный отход от семьи происходит, следовательно, под воздействием сил, основу которых составляет общественный характер воспитания. Через эти движущие силы можно целеустремленно управлять процессом выделения подростка из семьи, направляя его в нужное русло.. Свойственные тому или иному общественному строю принципы воспитания оказывают воздействие на характер данного процесса.

Для империалистической кайзеровской Германии с ее духом пруссаческого абсолютизма и авторитаризма была характерна буржуазная семья с безусловным послушанием и повиновением авторитету государства и главы семьи. Об этом писали Г. Манн в романе «Верноподданный» и И. Бехер в автобиографическом произведении «Прощание». Воспитание в духе верноподданничества нередко вело к ссорам, неурядицам в семейной жизни, даже к крушению семей.

В Германской Демократической Республике молодые люди, усваивающие поставленные перед ними задачи, постоянно ощущают поддержку общества. Самостоятельно принимая важнейшие решения, юноши и девушки в то же время осознают громадную личную ответственность каждого из них в рамках социалистического общества. Молодежь активно вовлекается в жизнь общества, у юношей и девушек формируется прочное мировоззрение, складываются политические убеждения, основывающиеся на познанных наукой и испытанных на практике закономерностях и взаимосвязях, присущих жизни общества. Такого рода основополагающая жизненная позиция в дальнейшем определяет линию поведения молодого человека во всех конкретных сферах окружающего его социального мира.

Тем самым складываются объективные предпосылки отношений любви и взаимного уважения между родителями и детьми. Но это, в свою очередь, требует и от родителей, чтобы они сами относились к детям как добрые товарищи, постоянно были готовы помочь им, были бы откровенными, уважали личность молодого члена общества и его отношения с представителями противоположного пола, воспринимали стремление подростка к самостоятельности и к выделению из семьи как общественно необходимый процесс.

Противоречия и фрондерство возникают в тех случаях, когда взрослые мало внимания уделяют волнующим молодых людей проблемам, пытаются давить своим авторитетом, проявляют нетерпимость, пытаются решительно во всех мелочах опекать подростка, регламентировать все его действия. Правы те родители, которые ставят перед будущими полноправными членами общества конкретные жизненные вопросы, серьезные проблемы, а затем помогают самостоятельно находить оптимальные решения. Отношения между родителями и детьми в таких случаях складываются правильные. Однако во многих семьях относятся к возможностям подростков с недоверием, их держат далеко от проблем, которые они могут и хотели бы решать самостоятельно.

Молодежь ГДР активно участвует в строительстве развитого социалистического общества. На нее возлагают решение ответственных задач, она играет большую роль в обществе. Юноши и девушки ГДР добиваются прекрасных результатов в труде, хорошо учатся, участвуют в воспитании своих младших братьев и сестер, крепят оборону страны.

Иное дело в капиталистическом обществе, в условиях господства буржуазных общественных отношений. Здесь порожденный самой системой конфликт между поколениями привел к тому, что мысли, чувства и поступки молодых людей воспринимаются как некая «субкультура молодежи», не совместимая с культурой взрослых людей. Такого рода сентенции используются для затушевывания классовой дифференциации подрастающего поколения, для того чтобы попытаться оторвать рабочую молодежь от рабочего класса. Для достижения такого рода целей идеологи капитализма целенаправленно, сознательно используют проблемы секса, половых и семейных отношений.

Социалистическое общество и социалистическая семья для каждого юноши и для каждой девушки служат объективной опорой в жизни, обеспечивают им ясную перспективу, складывающуюся в условиях слияния личных и общественных отношений и представляющую собой важную предпосылку их личного счастья.

«Молодой социалист несет ответственность за то, чтобы его собственная жизнь была преисполнена глубокого смысла, а также и за общество в целом» [ Хонеккер Э. Роль рабочего класса и его партии в социалистическом обществе. М., 1973, с. 52], — говорил Эрих Хонеккер на IX съезде Союза свободной немецкой молодежи. Под руководством партии рабочего класса социалистическое общество делает все для развития инициативы молодых граждан, для укрепления их позиций в обществе. Роль молодежи в социалистическом обществе должна возрастать по мере роста ее общественного сознания.

В ГДР общественный строй не создает никаких объективных предпосылок для конфликта между поколениями, между молодежью и рабочим классом, партией, государством. Партия рабочего класса и социалистическое государство считают интересы молодежи ГДР своими собственными интересами. «Наша партия гордится молодежью Германской Демократической Республики, воспринимающей политику партии рабочего класса как свое кровное дело и осуществляющей ее с большой инициативой. Молодежь ГДР проявляет себя зрелой и способной все более успешно решать поставленные перед нею задачи. Мы видим в этом прежде всего выражение возросшей классовой сознательности нашей молодежи, которая в конечном счете является главной движущей силой ее поступков и определяет ее общественный потенциал, все ее поведение. Поэтому и впредь... делом всего общества будет «воспитывать молодое поколение сознательными гражданами социалистического государства, которые имеют высокий уровень научного образования, живут полнокровной жизнью, обладают высокой социалистической моралью и стойко защищают идеи социализма» [Там же, с. 55].

Самая высокая ответственность возложена на школу, молодежные и детские организации, все другие институты, на всех, кто в рамках социалистического общества занимается воспитанием подрастающего поколения.

Ё то же время они располагают всем необходимым для того, чтобы совместными усилиями решить поставленные перед ними задачи.

В Законе о молодежи говорится: «Воспитание молодежи в смысле формирования человека социалистического общества является составной частью деятельности государства и его органов, хозяйственных органов, предприятий, комбинатов, кооперативных организаций, учреждений. В деле выполнения этих обязанностей они сотрудничают со всеми гражданами и организациями Национального фронта ГДР, в первую очередь с Союзом свободной немецкой молодежи».

Половое воспитание — неотъемлемая часть подготовки к вступлению в жизнь

Родители и школа, все социалистическое общество стремятся к единой цели — воспитывать из подростков всесторонне развитых людей социалистического общества. Не всезнаек и ъсеумеек, но людей, получивших такое образование и воспитанных таким образом, что они, опираясь на знания и умения, на свою жизненную позицию, исходя из своих убеждений, чувств и свойств характера, способны утвердиться во всех сферах жизни и идти дальше в своем развитии в соответствии с теми требованиями, которые к ним может предъявить общество. Подготовка к вступлению в жизнь не может ограничиваться сферой трудовой и общественной деятельности, а должна также распространяться и на такие области, как любовь, половые отношения, брак и семья. Лишь в этом случае будет обеспечено подлинно всестороннее развитие личности. Наряду с трудовым воспитанием, формированием мировоззрения, культурно-эстетическим и военно-патриотическим воспитанием половое является существенным элементом воспитания человека социалистического общества, всего процесса воспитания в целом и поэтому заслуживает самого пристального внимания всех воспитателей. «... Вопросы сексуальных отношений в браке и семье также выступают на передний план» [ Zetkin Clara. Erinnerungen an Lenin. Dietz Verlag, Berlin, 1953, S. 39] и поэтому должны учитываться в общем процессе воспитания.

В чем же суть полового воспитания? Что это такое? Отчасти мы уже ответили на эти вопросы. Половое воспитание в условиях социалистического общества всегда лишь один из аспектов, одно из направлений процесса воспитания в целом, а потому оно призвано воздействовать на все стэрены личности. Половое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от других аспектов воспитания, равно как и ограничивать его задачи одной лишь передачей информации о половой жизни в форме поучений или наставлений. Задачи полового воспитания шире простого объяснения процессов половой жизни в узком смысле этого слова. Это воспитание у детей и подростков правильной позиции и правильного отношения к самому себе в вопросах половых отношений, к представителям противоположного пола, правильного восприятия тех взглядов по этим вопросам, которые присущи социалистическому обществу.

Все это легче сказать, чем сделать. Задача намного упрощается, если взрослые проявляют подлинную заинтересованность в ее решении, отбрасывают всяческие предрассудки и табу, все глубже вовлекают взрослеющего подростка в этот воспитательный процесс.

Рассчитывать на успех можно только в том случае, когда составными элементами полового воспитания являются информация, выработка правильной ценностной ориентации и умения управлять собственными действиями. Непременными условиями являются следующие: личный пример воспитателя, окружающий мир, возбуждающий у подростка интерес, отсутствие мелочной опеки, необходимость выполнять конкретные требования, наличие возможности «показать себя», необходимо учитывать также и неизбежный риск. Здесь речь должна идти не только и не столько о том, чтобы оградить юношу или девушку от негативных явлений окружающей действительности. Значительно важнее выработать у подростков способность активно участвовать в решении проблем любви и половых отношений. Лишь таким путем — при поддержке умудренных опытом взрослых людей — они получат возможность самостоятельно разобраться в том, к чему следует стремиться при формировании поведения в половых вопросах, решить, что является правильным, а что нет, сделать соответствующие практические выводы.

Итак, общую цель полового воспитания при социализм ме можно сформулировать следующим образом: формирование и закрепление такого полового сознания и поведения, когда человек готов и способен воспринимать половое влечение как неотделимое от любви чувство, принимать высоконравственные решения, устанавливать и поддерживать такие отношения с представителем противоположного пола, для которых характерны высокая культура, восприятие партнера как личности, осознание своего места в обществе. Речь идет о воспитании людей, которые не были бы «ни монахами, ни дон-жуанами, но не были бы и чем-то промежуточным в обличий немецкого мещанина» [ Zetkln Clare. Erinnerungen an Lenin. Diets Verlag. S. 74].

Так кто же должен бороться за осуществление этой цели? После всего сказанного выше ответ может быть лишь один: всякий взрослый человек, имеющий возможность в воспитательном плане влиять на ребенка или подростка, вправе и обязан оказывать воздействие также и в направлении полового воспитания. Уклонение от выполнения этой задачи равносильно невыполнению возложенных на данное лицо обществом воспитательных функций в целом. Следовательно, мы вправе говорить об ответственности за половое воспитание подрастающего поколения родителей, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и воспитателей молодежных и детских организаций, а также всех других воспитателей. Родители, воспитатели и педагоги должны действовать сообща, поскольку разнобой в этом важном и тонком деле способен заронить искру сомнения в душе подростка. Залогом успеха являются совместные и целеустремленные действия всех участников процесса воспитания.

Подготовка детей и подростков к браку и семейной жизни является, таким образом, задачей и элементом всего процесса социалистического воспитания. Школа, детские и молодежные организации, родители призваны решать различные задачи и располагают различными возможностями. Если мы в данной книге главное внимание обращаем на задачи родителей, то это отнюдь не означает, что мы недооцениваем роль других воспитателей. Наоборот! Родители, если они хотят добиться эффекта, обязаны хорошо знать и учитывать все то, что й направлении полового воспитания предпринимают школа и молодежные организации. В нынешних учебных планах вопросам полового воспитания уделяется значительно больше внимания, чем прежде. Преподавая самые различные дисциплины, учителя могут увязывать этот, материал с вопросами половых отношений, брака и семьи.

В VIII классе учебный план биологии предусматривает 6 часов на разбор биологических основ половой жизни человека, на разговор о половой гигиене, о продолжении человеческого рода как биологической, социальной и моральной проблеме. Что касается обществоведения, то здесь — в первую очередь в старших классах — имеется достаточно материала, используя который можно помочь молодым людям усвоить принятые в социалистическом обществе нормы отношений между мужчиной и женщиной. У молодого человека складывается резко отрицательное отношение к пропагандируемым в капиталистическом обществе взглядам на половые отношения и половую мораль.

Уже в начальных классах школы дети узнают о равноправии мужчин и женщин при социализме. Они учатся правильно вести себя по отношению к беременным женщинам и младшим детям.

В данной работе мы не можем и не должны подробно останавливаться на возможностях школы в смысле полового воспитания. Заметим только, что школьная работа, дополняется разносторонней внешкольной работой в рамках мероприятий Союза свободной немецкой молодежи (ССНМ) и т. п.

Не одни родители занимаются половым воспитанием детей. Их надежные союзники в этом большом деле — школа, молодежные «детские организации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: