Задача полового воспитания




 

Далеко на все родители осознают свою ответственность за подготовку детей к браку и семье. Все связанное с этим представляется им малозначительным, тем более что брак и семья — дело далекого будущего и не имеет, как им кажется, для ребенка никакой практической ценности. Справедливо в этих взглядах лишь то, что детям действительно рано еще думать о браке. Но это тем не менее не исключает необходимости в процессе воспитания готовить юношей и девушек к браку, рассматривая его как перспективу устойчивых гетерогенных связей. Брак должен приносить удовлетворение супругам и служить на благо обществу. Иначе молодые люди вступят в брак совершенно неподготовленными и окажутся не в состоянии успешно вести семейную жизнь. К предпосылкам успешного брака относятся в первую очередь личные качества, не передающиеся по наследству и не падающие с неба в момент подписания документа о бракосочетании. Они всегда представляют собой итог длительного, последовательного воспитательного процесса, цель которого — всестороннее развитие личности. В ходе этого процесса необходимо уделять должное внимание подготовке к браку и семье.

Брак необходимо воспринимать как задачу, выполнить которую может лишь тот, кто знает, из чего складывается брак, как строить семейные отношения, какую ответственность он налагает на каждого, кто хочет создать действительно хорошую семью. Знания и умения, характер поведения, каждодневно требуемые от каждого супруга, не приходят сами по себе. Необходимо воспитывать у детей соответствующие черты характера, чтобы они могли преодолеть любые трудности. Следовательно, подготовка к браку и семье — одно из направлений формирования человека социалистического общества. Решению этой задачи служит соответствующее половое воспитание.

В условиях социалистического общества складываются все условия для устойчивого существования брака как такой общности, которая полезна и для отдельной личности, и для всего общества в целом. Сейчас нет даже признаков какой-либо иной формы гетерогенных связей, которая могла бы заменить соответствующие нормы социалистической морали или поставить под сомнение право брака на существование.

Брак и семья нисколько не утратили своего значения. Наше государство уделяет браку и семье всестороннее внимание, оказывает всемерную поддержку. Свидетельство тому — кодекс законов о семье, а также социально-политические мероприятия, осуществленные по инициативе СЕПГ и правительства ГДР. Брак — это заключаемый на вею жизнь союз, основывающийся на взаимной любви, уважении и верности, на взаимопонимании, взаимном доверии и бескорыстной помощи, находящих свое воплощение в семейных отношениях, в стимулировании всестороннего развития личности родителей и детей. Такой брак, отвечает интересам каждого члена общества и всего общества в целом. Он обогащает жизнь, и у человечества нет никакой равноценной замены браку. Отсюда вытекает необходимость так воспитывать подростков, чтобы они могли и хотели понять идею брака, могли и хотели строить свои будущие семейные отношения в соответствии с этой идеей.

Давно уже пора уделить подготовке юношей и девушек к браку такое же пристальное внимание, как профессиональной подготовке, подготовке к будущей политической и культурной деятельности. Нельзя больше допускать ошибок в воспитании, приводящих в конечном итоге к неумению решать проблемы, возникающие в столь важных сферах жизнедеятельности, как брак и семья; такое неумение приводит к нарушению брака и распаду семьи. Профилактика лучше лечения и в этих случаях.

Лекции, дискуссии и другие единичные мероприятия недостаточны для серьезной подготовки к браку, поскольку они не учитывают конкретные условия жизни и развития детей и подростков. Всестороннее формирование необходимых в браке навыков и представлений не может происходить иначе, -как в рамках комплексного процесса воспитания, охватывающего все стороиы развития человека, начинающегося с рождения ребенка и строящегося с учетом этапов его развития. У ребенка необходимо вырабатывать силу воли, самодисциплину, чувство ответственности, без чего невозможно устанавливать и поддерживать упорядоченные контакты с другими людьми; необходимо также добиваться, чтобы юноша или девушка жили гармоничной эмоциональной жизнью. Лишь на основе сложившегося и упрочившегося в детские и юношеские годы высокоморального социального поведения могут сложиться гармоничные отношения с представителем иного пола.

Здесь неоценимую роль играет обстановка в семье, где ребенок рождается и где он вырастает. Первые социальные контакты, с которыми сталкивается ребенок, это отношения между отцом и матерью, их отношение к новорожденному, а также отношение старших братьев и сестер к самому маленькому члену семьи. Если они наполнены любовью, отличаются уравновешенностью и постоянством, то их последующее влияние будет положительным, поскольку они порождают ощущение счастья, формируют в сознании ребенка первые стереотипы будущих межличностных контактов. Гармоническая жизнь в еемье, где ребенок занимает соответствующее его возможностям, способностям и потребностям место, стимулирует формирование устойчивых, определяющих характер поведения представлений о достоинстве и приличии, социальной коммуникабельности. При этом особенно важную роль играет то, как семья откликается на явления общественной жизни. От этого зависит будущая активность детей. Вряд ли дети в социальном плане будут вести себя неправильно, если действующие в семье правила поведения полностью совпадают с нормами господствующей в данном обществе морали. Прочные нормы во всех сферах, жизнедеятельности — вот фундамент, уверенности поведения при общении с посторонними людьми, которую не смогут разрушить никакие отрицательные влияния. Отношения между родителями, положение братьев и сестер в семье играют решающую роль в формировании правильных или ошибочных ценностных критериев, могущих в дальнейшем оказывать то или иное воздействие на межполовые контакты детей. Взаимная любовь и забота родителей друг о друге могут стать для ребенка отличным стереотипом поведения в его предстоящей семейной жизни. В процессе подготовь ки к браку и к самостоятельной семейной жизни положительное воздействие на ребенка оказывает привлечение его к работе по дому, выполнение им тех или иных, полезных для всей семьи обязанностей. Ребенок при этом приобретает или совершенствует специфические знания, навыки и способности, необходимые для будущего брака и семейной жизни. Вместе с тем он психологически подготавливает себя к выполнению такого рода работ, проникается сознанием того, что лишь тот вправе претендовать на признание, уважение и хорошее отношение к себе самому, кто сам выполняет возложенные на него обязанности. В тех семьях, где царит прочный порядок, где детей постоянно привлекают к выполнению тех или иных обязанностей, где пример родителей служит образцовым стереотипом, там легче воспитывать у детей и подростков психологическую готовность к решению проблем, которые в будущем перед ними поставят брак и семья.

Как же молодежь ГДР относится к браку, какое место занимает брак в их жизненных планах? Научные исследования показывают, что большинство юношей и девушек понимают ценность и значение брака и семьи. Не следует тем не менее делать выводы, что нет необходимости воспитывать у молодежи психологической готовности к браку. Если подросток и говорит, что в будущем он хочет вступить в брак, то это не значит, что его желание основано на полной психологической подготовленности к браку, а не на других мотивах. Например, молодые люди могут стремиться к браку потому, что они постоянно и без каких-либо помех хотят быть вместе с любимым человеком. При этом они нередко забывают о последствиях брака. Мы уже говорили о том, что вести супружескую жизнь — значит воспринимать брак как жизненную задачу и быть готовым к постановке этой задачи. Лишь тот отвечает этим требованиям, кто точно знает, какие обязанности на него налагает брак и что от выполнения этих обязанностей зависит прочность и качество супружества. В супружестве и семейной жизни раскрываются все стороны человеческой личности.

Поэтому человек должен ясно представлять себе все, что ждет его в браке, и быть готовым делить с супругом или супругой все радости и горести.

Любовь — фундамент прочных гетерогенных отношений и, в частности, брака. Но одна любовь — недостаточная гарантия его прочности. Умение вести супружескую жизнь не то же самое, что способность любить. Так, нужно уметь вести домашнее хозяйство. Постоянные конфликты по вопросам, связанным с распределением денег, также могут разрушить первоначальную семейную гармонию. Те молодые люди, которые в детстве и юности не узнали цену денег, не научились разумно с ними обращаться, с трудом будут строить семейный бюджет. Многие браки распались лишь из-за неумения молодых людей мыслить экономическими категориями применительно к семейному бюджету. Если человек не привык собственные желания и материальные потребности увязывать с потребностями других людей, он легко выходит за пределы своих возможностей, начинает жить не по средствам и вскоре оказывается лицом к лицу с неразрешимыми финансовыми трудностями, причиняющими ущерб семье и браку.

Брак и семья предполагают разделение труда во всех сферах домашнего хозяйства. Давно прошло то время, когда все работы по дому должна была выполнять женщина. В наши дни большинство женщин работают на производстве, в учреждениях, участвуют в решении вопросов политики, культуры. Ведение домашнего хозяйства не должно превращаться во «вторую смену» для женщины.

Все больше мужчин готовы участвовать в семейных делах. Умение готовить, стирать, убирать квартиру, делать покупки, содержать в порядке одежду не приходит само собой. Этому нужно учиться. Если в юности человек не участвует в таких работах, то, став взрослым, он и в собственной семье их избегает, что, в свою очередь, приводит к неурядицам. Любовь задыхается в беспорядке и грязи. Очень хорошо, если и муж и жена умеют выполнять все домашние работы, делят их между собой, привлекают к их выполнению детей. Постоянное выполнение этих работ, а не от случая к случаю, помогает добиваться хорошей совместной жизни в семье.

Воспитание детей — это еще одна задача, на решение которой необходимо нацеливать будущих супругов и родителей. В высшей степени безответственно поступают те люди, которые производят на свет детей, но не способны за ними ухаживать и воспитывать их. Нередко незнание и неумение приводят к грубым нарушениям, подчас угрожающим самой жизни ребенка. Уход за детьми и их воспитание — в равной степени обязанность как матери, так и отца. В условиях возрастания требований к воспитанию всесторонне развитого человека социалистического общества уже давно недостаточно ограничиваться методами и приемами собственных родителей. К тому же, поскольку супруги воспитывались в разных семьях, воспоминания о родительских методах мешают родителям добиваться единого подхода к воспитанию. Выход здесь в том, чтобы не одних лишь девочек, но и мальчиков готовили к выполнению родительских обязанностей. Ознакомление с основами ухода за грудным ребенком, детьми и больными, основами педагогики и психологии поможет им в будущем так организовать процесс воспитания, чтобы он отвечал их собственным интересам, а также интересам всего общества. К тому же это своего рода профилактика распада семей. Не всегда дети обеспечивают прочность семьи. Если родители не умеют ухаживать за ними, не имеют достаточных педагогических знаний и навыков воспитания, то дети могут разрушить семью. И лишь в тех случаях, когда отец и мать считают воспитание детей общим Делом, действуют заодно, тщательно согласовывают свои действия с действиями других воспитателей, дети помогают сделать семейную жизнь счастливой, а обстановку в семье — - гармоничной. Гармоничная семейная атмосфера, в свою очередь, оказывает благотворное воздействие на отношения между всеми членами семьи и на их развитие.

При подготовке к браку и семейной жизни нельзя закрывать глаза и на то, что причиной распада многих семей стало неумение молодых людей правильно приспособиться друг к другу в интимных отношениях. У молодых людей нужно воспитывать способности так строить половые контакты, чтобы они доставляли партнеру ощущение полного и всеобъемлющего счастья, пробуждали у него готовность уважать потребности и особенности партнера, учитывать их в своем поведении.

Необходимо уважать становящиеся все более зрелыми и интимными межполовые взаимоотношения молодых людей, способствовать становлению этих взаимоотношений, чтобы они отвечали нормам морали и способствовали развитию юношей и девушек. Лишь так можно сохранить эти взаимоотношения под контролем взрослых, не оставлять неуверенного в себе юношу или девушку один на один с жизнью. Мелочная опека или тотальные запреты, отказ от контроля или влияния — все это неподходящие методы, они не могут помочь юноше и девушке так построить соответствующие уровню развития гетерогенные взаимоотношения, чтобы они в конце концов переросли в супружество. Если родители помогут юноше или девушке приобрести нужные знания и опыт, то они смогут формировать прочные и счастливые взаимоотношения с представителями противоположного пола.

 

 

Планирование семьи и предупреждение беременности

 

Половая любовь у взрослых людей связана с планированием рождаемости, иначе супругам приходилось бы испытывать чрезмерные тяготы и лишения.

Поэтому подготовка подрастающего поколения к любви, браку и семейной жизни была бы неполной и малоэффективной, если бы из нее исключили такие вопросы: как происходит зачатие и как его можно избежать, что такое беременность, как она протекает и способы ее прерывания. Все это ныне общеизвестно. Знание таких вещей имеет большое значение при формировании подлинно сознательной, свободной жизни человека. Наше социалистическое общество не ограничивается распространением этих знаний. Оно и создало соответствующие возможности для их использования и применения на практике, что нашло свое отражение в законодательстве ГДР по вопросам предотвращения зачатия и прерывания беременности. В этом плане социалистическое общество коренным образом отличается от капиталистических и докапиталистических общественных формаций. Профилактика зачатия и прерывание беременности отнюдь не «изобретение» нашего времени и нашего строя.

Многие родители стесняются говорить об этих проблемах со взрослыми, во многих отношениях уже доросшими до их уровня, детьми. В лучшем случае они отсылают их к книгам, а то просто предупреждают:

— Смотри, как бы чего не случилось!

Если в рамках общего процесса воспитания половое воспитание осуществлялось правильно с самого раннего детства, то разговор о зачатии и беременности возникает сам собой. Если же родители упустили время или постеснялись побеседовать с ребенком на сексуальные темы, то это обязательно нужно сделать. Нет необходимости читать детям наставления общего плана. Молодых людей познакомили с проблемами пола в школе, или они получили соответствующую информацию от товарищей, родители которых более четко представляют себе всю свою ответственность. Родители могут обратить внимание на вопросы зачатия и прерывания беременности, в первую очередь интересующие молодых людей этого возраста. Это, разумеется, не значит, что можно обходить молчанием другие вопросы половой жизни человека или оставлять какие-либо неясные моменты.

Родители не должны сводить подобные беседы к технической информации о противозачаточных средствах. Молодым людям важно знать, что необходимо применять, почему и когда. Но такие сведения необходимо включать в беседы о формировании дружеских отношений между молодыми людьми разного пола, рассматривать их в связи с ответственностью за судьбу своего друга или подруги, за собственную судьбу и перед обществом.

Противозачаточные средства применяют тогда, когда супругам в данный конкретный момент нежелательно иметь ребенка, а вовсе не для того, чтобы вообще исключить рождение детей. С помощью противозачаточных, средств желание иметь ребенка приводится в соответствие с жизненными планами и интересами молодых супругов, т. е. зачатие не является, как это было раньше, делом случая.

Родителям следует ориентировать юношей и девушек на то, чтобы они еще до вступления в брак обсуждали вопросы о формировании семьи, т. е. осуществляли планирование в самом широком смысле этого слова.

Решение вопроса о том, сколько иметь детей и когда им появиться на свет, зависит в первую очередь от личных жизненных планов обоих супругов, от их учебы, работы, возраста, их отношения к детям.

Такое планирование дает возможность сочетать лич«ные и общественные интересы, а рождение детей приносит радость родителям, а следовательно, и самим детям.

Большинство методов предотвращения зачатия не мешают вести счастливую и прекрасную половую жизнь. Родителям во всех случаях нужно ориентировать детей на то, чтобы они посоветовались с врачом, поскольку только так можно найти оптимальное решение. Функция продолжения рода заслуживает того, чтобы к ней относились весьма осторожно.

Более точную информацию о предотвращении беременности можно получить у врача-сексолога, который порекомендует наиболее подходящие методы и противозачаточные средства.

Противозачаточные средства должны отвечать следующим условиям:

быть достаточно надежными;

не угнетать психику во время полового сношения;

не отражаться на здоровье и не давать вредных побочных явлений.

Некоторые родители приходят в ужас, когда узнают, что у их дочери или сына будет ребенок. Возникает вопрос об аборте. Закон ГДР о прерывании беременности от 9 марта 1972 г. дает право женщинам, в том числе и юным, на прерывание беременности в течение 12 недель после зачатия. Аборты делают врачи в медицинских учреждениях. По истечении 12 недель аборт может быть сделан в том случае, если продолжение беременности угрожает жизни женщины или при наличии иных серьезных обстоятельств. Аборт несовершеннолетним, т. е. не достигшим 18-летнего возраста, производится лишь при согласии лиц, ответственных за их воспитание.

Аборт может привести к нежелательным последствиям — женщина навсегда может лишиться способности иметь детей. И хотя вероятность этого в медицинской практике невелика, родителям нередко приходится серьезно подумать, прежде чем согласиться на аборт. Родителям нужно тщательно все взвесить, побеседовать с дочерью, с отцом ребенка и с врачом, установившим факт беременности, и лишь тогда дать свое согласие на аборт, когда они будут твердо уверены в невозможности сохранения ребенка.

К счастью, многие молодые девушки не настаивают на аборте, а хотят родить ребенка.

Разумеется, что такого рода тяжелых коллизий можно избежать, если юноши и девушки будут знакомы с основами предотвращения зачатия и принципами планирования развития семьи, если в результате полового воспитания, осуществление которого — задача всех воспитателей, молодые люди проникнутся ответственностью за своих будущих детей и в соответствии с этими этическими нормами будут строить взаимоотношения с представителями противоположного пола.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: