Увидев, что Александра Николаевна никуда не едет на летние каникулы, Володя, Василько и Маринка удивились: почему это она осталась на лето?
Утром учительница пришла в спальню к детям и сказала:
— Ребята, если хотите, пойдем в лес.
Ой, как обрадовались дети! Им так хотелось в лес.
Василько, Володя и Маринка взяли на целый день еду. А Василько шепнул тихонько:
— Возьмем и альбомы для рисования. Будем в лесу рисовать.
В лесу было весело. Александра Николаевна знала много сказок.
После обеда мальчики и Маринка открыли альбомы и начали рисовать. Они рисовали лес, птичек, цветы.
— Неужели вы любите рисовать?— удивилась Александра Николаевна.
— Любим. Ой, как любим,— сказали мальчики. А Маринка добавила:
— Я теперь каждый день буду рисовать.
Шпаргалка
Готовясь к экзамену по геометрии, Коля написал пять шпаргалок по пяти самым трудным вопросам. Вопросы эти он знал, но в глубине души засела боязнь: а вдруг забуду. И он на всякий случай написал шпаргалки и спрятал их в рукав. Попробовал — очень легко вынуть и положить незаметно под листок бумаги.
Когда Галина Яковлевна назвала Колину фамилию, у него учащенно забилось срдце. Он взял билет. Оказался самый трудный. Коля подумал: шпаргалка по этому вопросу — самая верхняя.
Коля сел за парту и уже собрался было вынуть из рукава шпаргалку, как вдруг встретился глазами с Галиной Яковлевной. Мальчик понял: учительница заметила, что он протянул два пальца под рукав, чтобы вытащить шпаргалку.
В глазах Галины Яковлевны Коля увидел недоумение и обиду. Она отвела в сторону глаза, лицо ее покрылось краской стыда. Учительница встала, отошла к окну и стала смотреть на куст сирени.
Коля так и застыл — с двумя пальцами правой руки под рукавом левой. Волна смятения залила его сердце. Коля готов был провалиться сквозь землю.
|
Тимуровцы
На окраине тихого степного городка в маленьком белом домике живет одинокая старая учительница.
Она уже десять лет на пенсии. Взрослыми людьми стали школьники, которых она учила в последний год своей работы в школе. А у первых ее учеников уже внуки... Каждый месяц письмоносец приносит учительнице пенсию. Раз в три месяца привозят баллон для газовой плиты. Зимой электромонтер приходит проверить исправность отопления. Есть в домике телефон: можно позвонить в телевизионную мастерскую и вызвать мастера, если телевизор разладится.
Все тихо, спокойно, благополучно.
Когда еще учились в старших классах бывшие малыши — воспитанники старой учительницы, — они иногда приходили к ней в гости. Обнимали, целовали, делились своими бедами. Приносили книги. С каждым годом они приходили все реже и реже. А когда последние воспитанники старой учительницы окончили школу, как будто оборвалась нить, связывавшая ее с шумным детским миром.
Хотя теперь приходят к ней иногда тимуровцы — так называет свою команду рослый краснощекий парень в красном галстуке, который всегда спешит куда-то. Когда он пришел впервые, у старой учительницы был с ним разговор.
— Вам дрова рубить надо? — спросил командир тимуровцев.
— Нет, не надо, — ответила учительница, — у меня же газовая плитка, разве вы не видите?
— А воды принести надо?
— Не надо... Водопровод же есть.
— Давайте мы вам хату подметем...
— Не надо, дети. Я сама могу...
|
— А что же вам надо? — удивился командир юных тимуровцев. И трое других ребят, которые пришли с ним, тоже удивились.
— Но эта бабушка в зоне действия нашей пионерской дружины, — сказал командир своей команде, показывая какую-то бумажку.
Старая учительница почувствовала, что это говорят о ней. Ей стало больно.
Осенью, за несколько дней перед началом учебного года, к ней снова пришли тимуровцы. Рослый краснощекий парень спросил:
— Когда ваш день рождения, бабушка?
— Зачем вам это знать?
— А мы вам книгу подарим с надписью... Может быть, вам еще что-нибудь принести?
Старая учительница грустно покачала головой.
Через шестьдесят лет
Под ветвистой липой сидел Старый Учитель. Он записывал в школу детей. На зеленой лужайке было тихо. Новички смущались, слышался сдержанный шепот родителей.
К Учителю подошел седой старик. Учитель внимательно посмотрел на старика, закрыл на мгновение глаза и снова окинул его взглядом с ног до головы, потом стал всматриваться в глаза. Он узнал своего первого ученика. Шестьдесят лет назад под этой же липой, в такой же, как сегодня, тихий летний день он записывал его в школу.
— Остап, это ты? — тихо спросил Старый Учитель.
— Я, Учитель... Привел в школу внука... Малого Остапка...
Старый Учитель и его первый ученик обнялись и поцеловались.
Дед Остап вздохнул и тихо промолвил:
— Годы идут, Учитель...
Старый Учитель заплакал. Задумчивый, взволнованный, с дрожащими слезинками на ресницах, он долго сидел молча, смотрел на малого Остапка. Над ветвистой липой синело летнее небо, в цветках- хмеля жужжали пчелы, на далеком горизонте застыла синяя полоска леса — все было, как и шестьдесят лет назад.
|
— А теперь, мои милые ученики, — промолвил Старый Учитель ровным, только немного взволнованным голосом, — кто мне скажет, для чего человеку нужно учиться?
Первым поднял руку Остап. Поднял и застеснялся. Старый Учитель улыбнулся. Дед Остап подошел к Учителю и стал просить:
— Учитель, может быть, мой внук о чем-то не узнает, какую-то страницу знаний не прочитает так усердно, как хотелось бы мне и вам. Это не беда. Беда, если он не полюбит думать. Мысль должна стать его пристрастием. Он должен знать, для чего человеку нужны знания. Он должен на всю жизнь остаться сухой почвой, готовой жадно впитывать каждую капельку знаний.
Легенда о Золотой Крупинке Истины
У отца было два сына. Когда они выросли настолько, что могли держать в руках лопату, отец сказал им: берите лопаты, пойдем поле копать.
Копают они и копают, и вот показался труд братьям утомительным и непонятным.
— Для чего мы копаем? — спросили они. — Вообще, для чего мы живем на свете?
Отец ответил сыновьям:
— Видите эту большую гору? — и показал рукой на огромную гору, вершина которой покрылась облаками.
— Видим, — ответили сыновья.
— В этой горе — Золотая Крупинка Истины. Может быть, где-то в глубине, может быть, на поверхности — никто не знает. Говорят люди: кто найдет эту крупинку, тот поймет, для чего человек живет на свете, для чего трудится, для чего копает землю и сеет хлеб, строит дом и думает о звездах: что они представляют собой? Идите, сыновья, ищите Золотую Крупинку Истины.
Подошли братья к горе, а она огромная и высокая, за день не обойдешь вокруг, за три дня не поднимешься к вершине. Как же искать Золотую Крупинку Истины?
Расположились братья у подножия горы: старший — с одной стороны, младший — с другой. Стали копать гору, пересыпая землю горсть за горстью. Крупинки не было. Младший брат пришел к старшему и сказал:
— Я не буду больше копать. Не хочу стать рабом этой горы...
Старший ответил:
— Хоть и всю жизнь копать придется, а я все-таки найду Золотую Крупинку Истины. Потому что я не раб, а свободный человек. А ты раб, потому что не хочешь узнать, для чего мы живем на свете, для чего землю копаем и хлеб сеем, дом строим и о звездах думаем...
Пошел младший брат, на берегу реки поселился — шалаш построил, рыбу ловит да уху варит.
А старший брат копает и копает, каждую горсть земли на ладони в пыль растирает, Золотую Крупинку Истины ищет.
Идут годы. Десять лет копал старший брат гору, ни дня не отдыхал. Наконец, на одиннадцатый год, когда вся гора была раскопана и пересыпана на новое место, нашел старший брат на самом дне горы Золотую Крупинку Истины. Была она маленькая, как маковое зернышко. Положил старший брат крупинку на ладонь, и яркий свет Истины осветил весь мир.
Узнал старший брат, для чего человек живет на свете, землю копает и сеет хлеб, строит дома и о звездах думает.
Пошел старший брат по земле, построил счастье для всех людей и стал Могучим и Непобедимым. Потому что он Свободный Человек.
А младший брат живет в жалком шалаше, одежда на нем изорвалась, ведро, в котором он уху варил, прохудилось, ест он сырую рыбу и водой болотной запивает. Потому что он безвольный раб — раб своей лени, праздности и невежества. Потому, что подлинная свобода — в умении трудиться день и ночь для того, чтобы передвинуть гору с места на место, построить Счастье для людей.
ЧЕЛОВЕК ОСТАВЛЯЕТ СЕБЯ В ЧЕЛОВЕКЕ
Внучка старой вишни
В саду растет вишня. Олесь увидел недалеко от нее маленькую тонкую вишенку и спросил дедушку:
— Откуда появилось это деревце?
— Выросло из косточки.
— Так это дочка старой вишни?
— Дочка.
— А внучка у старой вишни будет?
— Будет, Олесик, — ответил дедушка. — Если ты выходишь маленькую вишенку, дождешься плодов, посадишь косточку — из нее вырастет внучка старой вишни.
Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу.
— Я выращу внучку старой вишни, — сказал мальчик.
Вьюга
Утром первоклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.
Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»
Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.
Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.
Брошенный котенок
Маленького серого котенка выгнали из дома. Сидит котенок на дороге, мяукает: хочет домой, к маме. Мимо проходят люди, смотрят на котенка. Одни грустно качают головой, другие смеются. Кто-то
жалеет: бедный котенок. Но жалея — ничем не помогает.
Наступил вечер. Страшно стало котенку. Прижался он к кусту и сидит — дрожит.
Возвращалась из школы маленькая девочка Наталочка. Слышит — мяукает котенок. Она не сказала ни слова, а взяла котенка и понесла домой. Прижался котенок к девочке. Замурлыкал. Рад- радешенек.
Мальчик и больная мама
У маленького мальчика заболела мама. Загрустил сын. Думает: чем бы порадовать маму? Пришел он к ней, сел у постели и говорит:
— Мама, хочешь, я нарисую тебе сад. Тебе станет легче. Ты будешь думать, что гуляешь в настоящем саду.
— Хорошо, сынок, нарисуй мне сад.
Взял мальчик большой лист бумаги, нарисовал вишню с красными, созревающими ягодами, яблоню с розовыми яблоками. Нарисовал и улей, и пчел, и небо — синее, синее.
Стал рисовать солнышко, но никак оно у него не получается.
— Мама, зачем рисовать солнышко, — сказал мальчик. — Вот я открою окно, смо.три, какое оно сегодня радостное.
Открыл мальчик окно, и мама увидела радостное солнышко. Увидела и улыбнулась.
Лисица и мышь
У лисицы родилось пятеро лисят. Крепко любила лисица своих деток. Каждый день ходила на охоту и приносила что-нибудь вкусное: то птичку, то зайчонка, то мышку, а то и лягушонка или жука.
Однажды заметила лисица недалеко от своей норы мышиную норку. Едва успела спрятаться мышь с мышатами, а лисица тут как тут. Села у норы и приговаривает:
— Все равно выйдешь, мышь, из норы, или детки твои выйдут. Тут я вас и схвачу.
Долго сидела лисица. Мышь с мышатами давно проголодались, а лиса все сидит.
И надумала мышь напугать лису. Говорит мышь из норки:
— Убегай, лиса. Волк из лесу спешит.
А лисица знай усмехается.
Снова говорит мышь из норки:
— Убегай, лиса, охотник идет с ружьем.
А лисица — ни с места.
Тогда мышь как крикнет:
— Лисичка, волк к твоим лисятам в нору полез!
И побежала лисица спасать своих деток.
Голубые журавли
Третьеклассница Зоя вышла сегодня утром из дому радостная, счастливая. Вчера вечером тато и мама долго сидели у ее кроватки, рассказывали сказки, а когда ей захотелось спать, поцеловали ее и сказали: пусть приснится тебе ясное солнышко. Зое снилось ясное солнышко, огромный, как море, зеленый луг, желтые огоньки цветов одуванчика, жужжанье шмеля и песня жаворонка...
А Зоин одноклассник Митя вышел из дому бледный, грустный, задумчивый. Вчера вечером тато и мама долго ругались. Мама плакала. Мите долго не спалось. Он видел во сне заплаканные глаза матери.
Идут в школу Зоя и Митя. Девочка о чем-то весело щебечет; Мите хочется думать о том, что она говорит, чтобы рассеялись печальные мысли, но это невозможно: перед глазами мальчика — большие глаза матери, полные слез. Мальчику хочется плакать.
Вдруг Зоя воскликнула:
— Смотри, Митя, журавли летят! Целая стая... Весна, весна. Смотри, какие они красивые, журавли, — голубые! Голубые журавли, смотри же, Митя, смотри!
— Не голубые, а серые... — тихо промолвил Митя.
— Да не серые же, а голубые! Как же это так — голубая птица кажется тебе серой? — с изумлением говорит Зоя.
Дети пришли в школу. Зоя подошла к учителю и говорит:
— Когда мы шли в школу, в небе летела стая голубых журавлей. А Митя говорит: журавли серые. Разве они серые? Я же видела своими глазами: голубые.
Учитель внимательно посмотрел на Митю:
— Для тебя голубые, Зоя, а для Мити — серые... Но не отчаивайся, Митя, прилетят и твои голубые журавли.
Песня Большого Серого Камня
Иван и Тарас выходили из школы всегда вдвоем, но шли вместе только до Большого Серого Камня, что лежал у дороги с незапамятных времен.
От Большого Серого Камня Иван шел своей дорожкой на Тополиную улицу, а Тарас — на Вишневую улицу.
До Большого Серого Камня идти от школы минут десять. За это время можно рассказать одну сказку. Мальчики по очереди рассказывали сказки: один день рассказывает Иван, другой — Тарас.
Сегодня случилось чрезвычайное происшествие: на пятом уроке получил двойку Иван, а на шестом — Тарас. Обоим мальчикам поставили двойки в дневники, еще и записали замечание для родителей: обратите внимание.
Друзья вышли из школы грустные, скучные. Сегодня была очередь Тараса рассказывать сказку, но он молчал.
Вот уже и Большой Серый Камень.
— Пойдем вместе на Тополиную улицу, — сказал Иван.
— А потом на Вишневую, — сказал Тарас.
Мальчики пошли вместе.
За грибами
С вечера третьеклассник Федя собрался в лес за грибами. Мама приготовила ему корзинку и плащ: вдруг дождь пойдет.
Утро было туманное. Федя пошел в лес, где, говорили, растет много белых грибов. Он прошел уже с километр, но ни одного гриба не увидел.
«Неужели так и не найду ни одного гриба?» — подумал мальчик.
Он ходил час, второй, третий. Грибов не было.
У Феди на глазах выступили слезы. Он решил не возвращаться до вечера. Пусть никто не увидит, что он такой неудачник.
Вдруг он встретил Аленку, свою одноклассницу. У нее была полная корзина белых грибов.
— Как же это ты ни одного гриба не нашел? — удивилась девочка.
Федя наклонил голову. Ему было стыдно.
Аленка взяла Федину корзину, поставила ее на землю и отсыпала из своей корзины половину грибов.
Они вместе пошли домой.
Петушок-братик, добрый день!
На краю села стоит большой, светлый дом с широкими окнами. Это детский сад. Тут живут дети колхозников. Вокруг дома — сад. В саду много яблонь, груш, слив. Под окнами — цветы.
Однажды утром мама вела в сад трехлетнего Тиму. Возле самого детского сада мальчик услышал: кто-то пищит под деревом. Подошел к яблоне и увидел: в траве сидит маленький цыпленок. Дрожит от холода.
Взял Тима цыпленка, положил за пазуху и понес в детский сад. Цыпленок обсох, успокоился. Когда Тима расстегивал рубашку, чтобы взглянуть, как ему там, он поворачивал маленькую головку и смотрел на Тиму черным, как маковое зернышко, глазом.
Воспитательница тетя Мария поселила цыпленка на кухне в маленьком решете. Дети приносили цыпленку пшено, крошки хлеба.
Так и стал жить цыпленок в детском саду. Проходили дни, недели, цыпленок подрастал и превратился в красивого петушка.
Каждый ребенок, приходя в детский сад, заходил на кухню и говорил:
— Петушок-братик, добрый день!
Петушок быстро соскакивал из решета на пол и ждал: после этих слов ему всегда давали что-нибудь вкусненькое.
А когда приходил Тима и говорил: «Петушок-братик, добрый день!» — петушок прыгал ему на плечо и пел:
— Ку-ка-ре-ку!
Это он говорил:
— Я люблю тебя, Тима!
Чтобы Кот Мышку не поймал
Маленькой Оле мама читала книжку. В ней рассказывалось об удивительных вещах.
Жила себе на свете Мышка-норушка. Вылезла она однажды из норки гулять. А за ней погнался Кот усатый. Мышка испугалась и убежала в норку. Сидит Мышка в норке, от страха дрожит, а Кот ждет возле норки.
На этом и закончилась сказка.
Оля спросила у мамы:
— Мама, а что было дальше? Не поймал Кот Мышку?
— Неизвестно, — ответила мама. — Кот ждет возле норки, а Мышка в норке.
Ночь. Все легли спать. Книжку про Кота и Мышку мама положила на стол.
Не спится Оле. «Это же Мышка в книжечке, — думает она. — Выскочит из книжки, побежит, а Кот усатый ее и поймает».
Встала Оля тихонько с кровати, взяла книжку про Мышку и спрятала ее в шкаф. Чтобы Кот не поймал.
Петушок не запоет — и утро не придет
У одной бабушки был внук Яшка и петушок Золотой Гребешок. Яшке было пять лет, а петушку — два.
Спят утром бабушка и Яшка, и вдруг Золотой Гребешок, который ночует в сенях на решете, как запоет:
— Ку-ка-ре-ку!
Бабушка и Яшка просыпаются.
— Утро наступает, — говорит бабушка. — Ведь Золотой Петушок поет. Надо вставать, за дело приниматься.
Бабушка поднималась, поднимался и Яшка.
Бабушка выпускала петушка. Золотой Гребешок шел на улицу, искал поживу. Бабушка чистила картофель, а Яшка подметал хату.
Яшка спрашивал у бабушки:
— Бабушка, утро наступает потому, что Золотой Гребешок поет?
— А как же, Яшка! Потому и рассветает, что петушок поет.
— А если бы петушок не пел, то и утра бы не было?
— Наверное, не было бы, — ответила бабушка.
Простудился Яшка, заболел. Нужно лечить, а денег нет.
Взяла бабушка петушка в корзинку и собралась на базар.
— Продам петушка, — говорит бабушка, — лекарства куплю.
Сидит Золотой Гребешок в корзинке, смотрит на Яшку внимательно. Жалко стало Яшке петушка.
— Бабушка, — просит Яшка сквозь слезы, — не продавайте Золотого Гребешка. Некому ведь будет петь, всё ночь и ночь будет, утро никогда не наступит... А ночью ой как плохо...
Золотой Гребешок поднял голову из корзинки и весело запел.
Яша засмеялся, и ему стало легче.
Братик родился
У Аленкиной мамы родился мальчик. Радуется Аленка: «Теперь у меня есть братик!»
Проснулась ночью Аленка, видит — склонилась мама над колыбелью и поет братику песню колыбельную.
Зашевелилась зависть в душе Аленки. «Теперь, — думает девочка, — мама уже не будет меня любить так, как раньше. Ведь теперь надо и Петрика любить».
— Мама, — говорит Аленка утром, — ой как я люблю вас...
— Почему ты говоришь об этом? — обеспокоилась мама.
— Потому что хочу, чтобы вы любили меня не меньше; чем Петрика...
Мама облегченно вздохнула и сказала:
— Пойди, Аленка, спроси у Солнца, как оно делит свое тепло между людьми.
Вышла Аленка, спросила. Солнце ответило:
— Для каждого человека — все Солнце. От первой до последней искорки.
Новые штаны
Третьеклассник Витя собрался в школу. Сегодня первое сентября. Мама купила Вите новые штаны. Мальчик впервые надел их и радовался обновке.
Витя ожидал Андрея. Они всегда вместе идут в школу. А вчера вдвоем они долго сидели на Теплом Камне у реки и дали друг другу слово: будут верными, неразлучными друзьями. Вместе школу окончат, вместе в армию пойдут, и если придется сражаться с врагом — не пожалеют жизни друг для друга.
Вот и Андрей пришел. На нем старенькие штанишки.
— Мама, — сказал Витя, — дайте мне старые штаны. Те, в которых я летом ходил.
— У тебя же новые... — удивилась мать. — Ты ведь надел их...
— Они тесные... — тихо сказал Витя. — Не могу я в них идти...
Мать с удивлением смотрела на сына. Но увидев на Андрее старенькие штаны, все поняла.
— Ну, что же, — сказала мать, — они в самом деле тесные. Надевай старенькие.
Витя надел старые штанишки. Друзья пошли в школу — радостные, счастливые. По дороге они договорились: вечером опять встретятся на Теплом Камне у реки.
Равнодушный пенек
Стоит в лесу старый-престарый Пенек. Оброс мхом, греется себе на солнышке.
Поселился под Пеньком Еж. Хлопочет в норке, а Пенек жмурится, кряхтит, греется на солнышке.
— Будем с тобой жить дружно, хорошо, Пенек? — спрашивает однажды Еж.
— Хорошо, — ответил равнодушно Пенек, зажмурил глаза, зевнул и греется себе на солнышке.
С другой стороны под Пеньком поселилась Змея подколодная.
— Будем жить с тобой дружно, хорошо, Пенек? — спрашивает однажды Змея.
— Хорошо, — ответил равнодушно Пенек, зажмурил глаза, зевнул и греется себе на солнышке.
Но вот однажды Еж увидел, что рядом с ним живет Змея. Напал на Змею и в кровавой схватке победил. Выполз, лег на Пенек, отдыхает.
— Что это у вас там за шум был? — спрашивает Пенек.
— Это я Змею убил, — ответил Еж.
— Хорошо, — ответил равнодушно Пенек, зажмурил глаза, зевнул и греется себе на солнышке.
Похороны бабушки Марии
В одной школе работала сторожем тетя Мария. Когда ей исполнилось пятьдесят пять лет, она не ушла на пенсию. «Трудно мне будет жить без детей», — объяснила она.
Прошло еще двадцать лет. Стала тетя Мария бабусей. Ласково называли ее дети: наша бабуся Мария. Ежедневно на рассвете встречает она в школе детей. А когда кончаются занятия, закрывает школу.
Когда исполнилось бабушке Марии семьдесят пять лет, она заболела. Недолго пролежала в постели и умерла.
Болью отозвалась смерть бабушки в сердцах у всех жителей села. Все вспомнили свое детство, которое прошло под ее ласковым и требовательным взглядом.
На похороны бабушки Марии пришли стар и млад. Дети несли перед ее гробом школьный звонок. Тот звонок, которым она пять-
Н. А. < \ ХОМ.НОп КПП ■■■ \/'ССН!Оми>'1!'/1 НО >!.;цк\' ■ I1'-!
десят лет звала к очагу мысли, знаний, науки.
В то мгновение, когда первые горсти земли упали на гроб, самая младшая школьница — первоклассница Нина подняла звонок и позвонила.
Впервые за пятьдесят лет звонок прозвенел печально.
Почему дедушка улыбнулся
Возле двора рос старый явор. Николай спросил у отца, сколько лет дереву. Отец ответил:
— Не знаю. Он был таким же старым, когда я был маленьким мальчиком.
Николай спросил у дедушки, сколько лет явору. Дедушка ответил:
— Не знаю... Он был старый и тогда, когда я был маленьким мальчиком.
Каждую весну на яворе раскрывались почки, ветки покрывались листьями. Листья тихо шелестели.
И вот одной весной почки не раскрылись. Маленькие птички, которые гнездились на дереве, покружились, тревожно пощебетали и улетели куда-то. Явор стоял сухой, молчаливый.
Отец сказал дедушке:
— Наверное, нужно спилить явор... Умер он.
— Подождем до следующей весны.
На следующую весну почки тоже не раскрылись.
Пришли к явору отец и дедушка, спилили его большой пилой. Упал явор на землю.
Прошла весна, наступило лето. Однажды подошел Николай к явориному пеньку. Смотрит — а из-под корня выросли зеленые гибкие побеги. Листья на них широкие, сочные.
Николай побежал к дедушке, рассказал ему о зеленых побегах. Пришел дедушка к пеньку, посмотрел на побеги, улыбнулся.
Николаю так хотелось узнать: почему дедушка улыбается?
Ничей цветок
Сегодня в школе праздничный день. Собрались все ученики, чтобы приготовить свои классные комнаты к занятиям: ведь завтра начинается учебный год.
Возле колодца — десять новых горшочков. В каждом — цветок. Это для классов. Десять классов — десять цветков. Рядом с десятью новыми горшочками стоит и маленький горшочек — старый, вылинявший. В нем посажен маленький, слабый цветок.
Школьники разнесли новые горшочки с цветами по классам. Поставили на учительских столах. Стало в классах уютно — будто дома, рядом с мамой.
А старенький горшочек остался возле колодца. Кому нужно
маленькое, хилое растение — несколько листочков...
Жалко стало Вере-первокласснице маленький цветочек. И горшочек старенький тоже жалко. Взяла его Вера, понесла в свой класс, поставила на окно в уголочек и полила.
Учительница спросила детей:
— Чей это цветок?
— Ничей, — ответили дети, — он остался возле колодца, а Вера взяла его и принесла...
— Это мой цветок, — сказала Вера. — Разве может быть цветок ничьим?
Коля, Витя и щенок
По дороге из школы домой Коля и Витя подобрали щенка. Он сидел в канаве и жалобно скулил.
Кому же достанется щенок? Долго думали мальчики и решили: пусть три дня живет щенок у Вити, потом три дня — у Коли, потом опять три дня — у Вити... Через месяц возьмут мальчики щенка, вынесут в поле и пойдут в противоположные стороны. За кем побежит щенок — тот и хозяин.
Построил Коля для щенка красивую будку. Три раза в день выносила мама щенку суп и котлетку.
У Вити не было ни будки, ни супа, ни котлетки. Положил он рядом со своей кроваткой дерюжку. На ней щенок спал. Иногда ночью ему хотелось по каким-то собачьим делам на улицу, он тихонько трогал лапкой одеяло, Витя просыпался и выпускал щенка. Ел щенок хлебные корки, размоченные в горячей воде.
Через месяц взяли мальчики щенка, пошли с ним далеко-далеко в поле. Вышли на высокий курган, положили щенка и побежали в противоположные стороны.
Щенок побежал за Витей.
Мишин велосипед
Мише купили велосипед. А живет он рядом со школой. Между домом его родителей и школьной усадьбой — сад, так что и ехать негде. Миша привел свой велосипед в школу, как коня на уздечке.
Мальчики окружили Мишу. Ощупывали колеса, педали, руль, фонарик. Велосипед всем нравился. Все завидовали Мише.
— Ну что же, катайся, — сказал Федя и отошел от велосипеда, будто ему и не хотелось покататься.
—. Ты думаешь, мне и в самом деле хочется на нем кататься? — равнодушно спросил Миша. — Бери, пробуй.
Радостный Федя взялся за руль, сел на велосипед и покатил по школьному стадиону. Катался до самого звонка на урок.
На первой перемене катался Иван, на второй — Степан, на третьей — Сергей, на четвертой — Оля.
Остались кататься и после уроков. Велосипед переходил из рук в руки. К четвертому часу накатались все.
Миша привел велосипед в половине пятого, как коня на уздечке.
— Где это ты до сих пор катался? — удивилась мама. — Разве так можно?
— А я и не катался...
— Как — не катался?
— Мальчики катались... И девочки...
Мама облегченно вздохнула и сказала как бы про себя:
— Единственное, чего я боялась, что будешь кататься ты один.
Земляника для Наташи
В третьем классе учится маленькая девочка Наташа. Она долго болела. Вернулась в школу бледная, быстро утомлялась.
Андрейка рассказал маме о Наташе. Мама сказала:
— Этой девочке нужно есть мед и землянику. Тогда она станет бодрой, краснощекой... Понеси ей землянику, Андрейка.
Андрейке хочется понести землянику Наташе, но почему-то стыдно. Он так и сказал маме: «Стыдно мне, не понесу...»
— Почему же тебе стыдно? — удивилась мама.
Андрейка и сам не знал почему.
На следующий день он все-таки взял из дому пакетик с земляникой. Когда закончились уроки, он подошел к Наташе. Отдал ей пакетик с земляникой и тихо сказал:
— Это земляника. Ты ешь, и щеки у тебя будут красные.
Девочка взяла пакетик. И тут случилось удивительное: щечки
ее стали красными, как мак. Она ласково посмотрела в глаза Андрейке и прошептала:
— Спасибо.
«Почему же вдруг щечки у нее стали красными? — с удивлением думал Андрейка. — Ведь она еще не ела землянику...»
Ландыш перед окном
Уже полгода болеет наша одноклассница Наташа. У нее тяжелая болезнь: ноги неподвижные, будто чужие.'Лежит Наташа в кровати день и ночь.
Мы не забываем о Наташе, ходим к ней каждый день. Мы научились хорошо читать — и Наташа научилась. Часто мы рисовали на листочке бабочку или ласточку и несли свой рисунок девочке. Она очень любила бабочек и ласточек.
Весной Наташину кровать поставили возле окна. Она смотрела на траву, на листья и говорила:
— Как мне хочется ходить по траве.
Однажды Наташа увидела в траве два больших зеленых листочка — будто две ленты.
— Смотрите, — прошептала она, — ландыш!
В саду на самом деле рос ландыш. Как он оказался здесь, среди травы?
Мы каждый день ходили смотреть, скоро ли зацветет ландыш. Когда между зелеными листьями появились белые звоночки, Наташа была так рада, что щечки ее раскраснелись.
Но вдруг случилась беда. Ночью прошел большой ливень. Рано утром, до восхода солнца, когда Наташа еще спала, мы пришли в сад и увидели: ландыш сломан.
— Что же делать? Для Наташи это ведь будет большим горем...