— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Почему ты вчера не искал мор очк и
Миша пришел сегодня из школы радостный. Еще в дверях он закричал:
Pa.hilHUJii ll (•('(}(• Чу'ЧК/>1>т>
— Бабуся, бабуся! Посмотри скорее мой дневник, нам отметки выставили. У меня хорошие!
Бабушка взяла дневник, хотела посмотреть на Мишины отметки, но куда-то пропали очки, а без них она не видела. Миша стал искать очки. Он и на шкаф заглянул и под стол залез. А потом забрался под кровать и там, возле самой стенки, нашел очки. Бабушка и не заметила, как они упали.
— Почему же ты вчера не искал мои очки? Я же просила тебя! — с упреком сказала бабушка Мише.
Миша смутился.
Петрик рассердился
Маленькому Петрику пять лет.
Тато рассказал ему о подвиге молодого советского воина в годы войны с фашистами. Юноша был тяжело ранен, но не бросил оружия. Он до последнего дыхания стрелял из пулемета и уничтожал врагов.
Петрик пошел на берег пруда. Он хотел отрезать бузиновую веточку, чтобы сделать свирель.
Поранил палец. Стало так больно, что потекли слезы.
У Петрика болел палец, было жалко самого себя. Но вдруг он вспомнил о подвиге советского воина, и ему стало стыдно.
Петрику хотелось, чтобы глаза не плакали, но они плакали.
«Неужели я такой слабодушный?» — подумал мальчик.
Он рассердился на себя.
От гнева глаза высохли.
Палец не болел.
Как девочка увидела себя
Однажды маленькая Соня закапризничала. Ей хотелось идти гулять, а мама говорила: сначала позавтракай, а потом гулять иди. Вот она и расплакалась.
Она думала, что мама будет просить: «Милая доченька, ну, иди, позавтракай, пожалуйста». Но мама не стала просить. Она сказала:
|
— Ну, что же, не хочешь есть — иди, гуляй. Но до обеда ничего есть не будешь.
Сказав это, мама вышла из комнаты. Соня еще больше разревелась. Вдруг сквозь слезы она увидела себя в маленьком зеркале, которое стояло на столе. Вначале Соня не поняла: что это за девочка в зеокале0 Почему у нее скривившееся лицо с красными глазами, почему по лицу размазаны слезы? От удивления Соня перестала плакать и догадалась: это же ее отражение в зер кал.
Соне стало стыдно. Неужели это она'
Н А Сухом.чинслий • т>
Соня оглянулась: не видит ли мама, какая она противная в слезах?
Мамы не было. Соня поскорее вытерла слезы.
С той поры она никогда больше не капризничала. Ей иногда хотелось покапризничать: уже и губки у нее кривились, и на глазах дрожали слезы, но вдруг она вспоминала о зеркале, и ей становилось стыдно.
Так зеркальце помогло Соне увидеть себя.
Почему заплакал Петрик
Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в магазин.
Петрик подошел к открытому окну.
На окне стояла ваза.
Большая разноцветная бабочка села на край вазы. Петрику захотелось поймать бабочку. Он облокотился на подоконник, протянул руку и толкнул вазу. Ваза упала и разбилась.
Петрик сильно испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама?»
Мальчик собрал осколки, отнес на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму.
Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал:
— Мама, это не я разбил вазу, не я отнес осколки на огород и закопал их маленькой лопаткой.
|
В глазах у мамы Петрик почувствовал тревогу.
— Кто же разбил вазу? — спросила мама.
— Бабочка... — тихо ответил Петрик.
Мама усмехнулась.
— Как бабочка разбила вазу — это понятно... — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала?
Петрик посмотрел на маму и заплакал.
Кукла под дождем
Зина укладывалась спать. А на улице начиналась гроза. Гремел гром, из-за Днепра надвигались черные тучи. По железной крыше забарабанил дождь.
Блеснула молния, и на миг стало видно как днем. Зина увидела: идет дождь, во дворе стоят лужи воды, и — ой, что же это такое? На скамейке, под дождем, лежит ее кукла Зоя.
Это она забыла Зою на скамейке. Как это случилось? Как же она не вспомнила о Зое, собираясь спать? Как же она не подумала о ней, когда начиналась гроза?
От этих мыслей Зине стало тяжело, и она заплакала. Но еще горестнее было оттого, что на скамейке лежит под холодным дождем ее Зоя...
Зина встала с кровати, тихо открыла дверь, побежала на улицу.
Дождь мигом намочил ее рубашечку. Девочка подбежала к лавке, взяла Зою, прижала ее к себе.
Когда Зина открыла дверь в хату, мама включила в комнате свет и со страхом смотрела на пустую кровать.
Увидев Зину с прижатой к детской груди куклой, мама перевела дыхание. Она взяла полотенце, вытерла Зину, переодела ее в сухую рубашечку. Протягивая полотенце, сказала:
— Вытри и Зою... Как же это ты ее забыла на скамейке?
— Никогда больше этого не будет, мамочка...
Кому идти за дровами
На краю села живет вдова с тремя сыновьями. Два сына уже юноши — высокие, статные, сильные. А младший, подросток Юрко, маленький, тонкий, как жердинка.
|
Было это зимой. Выпал глубокий снег, подул северный ветер, разгулялся мороз.
Мама и говорит тихонечко, будто сама себе, но так, чтобы дети слышали:
— Холодно. А топить нечем. Кто же пойдет за дровами?
Молчат старшие. Наклонили головы, смотрят в землю.
Я пойду за дровами, мама, — сказал младший.
— А мороза ты не боишься? — спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.
— Нет, не боюсь, — отвечает Юрко, а сам уже одевается.
.— Ну что ж, сын, иди, — сказала мать, вздыхая. И поцеловала его.
Ушел Юрко. И сразу в доме стало тихо-тихо: Все словно прислушивались, что же будет дальше. Даже ветер на дворе затих.
Старшие братья подняли головы, посмотрели в материнские глаза и сказали:
— Мы тоже пойдем в лес, мама.
— Идите, дети, — прошептала мать и облегченно вздохнула.
Папины подарки
К Мише, восьмилетнему мальчику, пришел в гости одноклассник Федя. Пришел и рассказывает с радостью:
— Папа мой вчера в город ездил. Привез мне подарки: новые коньки и фонарик.
Слушал его Миша молча и смотрел в окно широко открытыми глазами. Федя спросил:
— Может, принести коньки, посмотришь?
Нет, не надо, — ответил Миша и заплакал.
Удивился Федя. Пришел домой, спрашивает маму:
— Почему Миша заплакал, когда я ему о папиных подарках рассказал?
В. Л. < VA:> illlii'Kll'l -.\'/>!'Ч »<■. митип <;<'. ->П!ЦУА-. 2()К
— Потому, что отец Миши оставил семью. Твоя радость еще раз о горе ему напомнила. Нельзя несчастному человеку о своем счастье рассказывать.
Федя задумался.
Лисенок-первоклассник
У Лисы был сын — рыжий Лисенок. Он учился в первом классе. Каждое утро мама провожала Лисенка-первоклассника в школу.
Был Лисенок не особенно прилежным школьником. Ему не хотелось рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать.
Однажды Лисенок решил: не пойду сегодня в школу.
— Мама, — жалобно прошептал он утром, — у меня зуб болит.
Он думал, что мама скажет: «Бедный мой Лисенок, лежи в кроватке, не ходи в школу, сейчас я тебе сладкой кашки дам».
Но мама сказала:
— Сейчас я схожу за Медведем — зубным врачом. Он придет и вырвет больной зуб.
Лисенок испугался. Кому это приятно, когда у тебя вырывают совершенно здоровый зуб.
И он сказал маме:
— Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы и позавтракаю.
Мама улыбнулась и сказала:
— Вот и хорошо, что болезнь прошла. А сладкая каша уже готова.
Кто разрисовал петушка?
У бабушки Марии два внука-первоклассника — Коля и Юра.
Однажды пришли мальчики в гости к бабушке. Увидели на высокой крыше бабушкиного дома деревянного петушка. Петушок сидел на остром шпиле, подняв голову.
Коля взял краски, вылез на крышу, по тонкому шпилю добрался до петушка и разрисовал его. Петушок получился как живой — с ярким хвостом, с красным гребешком.
Юра сидел на траве. Ему было страшно, казалось, что Коля вот-вот упадет... Ой, будет ругаться бабушка! Ой, беда будет Коле!
Наконец Коля слез с крыши.
Пришла бабушка. Увидела разрисованного петушка и спрашивает:
— Кто лазил на крышу? Кто разрисовал петушка?
— Не я, бабушка... — ответил Юра.
Коля стоял, опустив голову.
— Значит, не ты? — спросила бабушка у Юры и покачала голо вой.
Зеленые рукавички
Сегодня во второй класс пришла новая ученица, Зоя. Она маленькая, синеглазая, с белыми косичками. Родители ее приехали в наше село с далекого Севера.
Сейчас зима, трещат морозы. Зоя пришла в зеленых рукавичках. Положила их в коридоре возле пальтишка.
Мальчики и девочки встретили Зою приветливо. Дали ей интересную книгу с рисунками.
После уроков Зоя не нашла зеленых рукавичек. Ей стыдно было сказать своим новым товарищам, что рукавички куда-то подевались. Неужели их кто-то взял...
Зоя пошла домой молчаливая, задумчивая. На улице был мороз, и руки у нее замерзли, пока домой дошла.
Мама спросила:
— Где же рукавички, Зоя?
— Ой, мама, — сказала Зоя, — шла я через мост, подошла к глубокому оврагу... Сняла рукавички на минутку, а ветер подхватил их и понес, понес в овраг...
— Какая ты неосторожная, — с укором сказала мама. — Хорошо, что у тебя есть еще рукавички — зеленые, красные и белые. Какие ты наденешь завтра?
— Зеленые, мама...
Почему всем стало радостно
Мы всем классом пошли в лес. Был теплый весенний день, ярко' светило солнце, пели птицы.
Весело было в лесу. Мы играли в «партизан», любовались цветами и бабочками.
Перед вечером мы пришли на зеленую поляну, сели отдыхать. Передохнув, собрались идти домой.
Вдруг послышалось:
— Галя не нашла своей косынки.
Галя стояла под дубом взволнованная, растерянная.
Учитель спросил:
— Может быть, ты в лесу потеряла косынку?
— Нет. Вот только что она была. Только что я ее сняла и положила на траву.
Мы ходили по поляне, искали Галину косынку в траве.
Косынки не было. Нам стало неловко. Все молчали. Стыдно было смотреть в глаза друг другу.
Мы вышли из леса и пошли домой. Шли молча.
Вдруг кто-то крикнул:
— Смотрите, косынка на дубе висит!
Все оглянулись и увидели, что на дубе белеет Галина косынка.
— Это я повесила и забыла, — тихо сказала Галя.
Всем стало радостно. Теперь уже никто не молчал. Говорили о том, как весело было в лесу.
Звездочка
У первоклассника Сашка большая радость: приехал в отпуск брат Михаил. Он служит в Советской Армии, охраняет границу.
Сашко с восхищением смотрел на военную фуражку с красной звездой. Во время отпуска Михаил носил костюм, пальто и шапку, а военная форма и фуражка висели в шкафу рядом с шинелью. Когда дома никого не было, Сашко примерял фуражку, брал деревянную саблю и стоял смирно. Ему хотелось быть пограничником.
До отъезда брата осталось два дня. Сашко придумал: сниму с фуражки красную звездочку. Снял и спрятал звездочку в портфель. Думает: «Брат уедет, мальчишкам покажу: ох, и будут завидовать! И в армию со звездочкой пойду».
Наступил день отъезда. Оделся Михаил, прощается с родителями. Надел фуражку, а звездочки нет.
— Как же я потерял ее? — огорчается Михаил. — Ой, накажут же меня!
— Как накажут? — спрашивает Сашко. — За что тебя накажут?
Михаил рассказал Сашку, что за такой проступок сажают под
арест.
Сашко достал из портфеля звездочку, отдал ее Михаилу и сказал:
— Посади меня под арест...
Михаил прикрепил к фуражке звездочку и ответил Сашку:
— Ты еще маленький...
— Ну, посади хоть на день...
Большой стакан
В маленькой сельской школе — два класса. В каждом классе — двадцать пять учеников. На большой перемене дети приходят в школьную столовую пить молоко.
Повариха бабушка Мария ставит на большую деревянную тарелку двадцать пять стаканов с молоком. На стол кладет двадцать пять кусков белого хлеба, намазанного маслом.
В столовой двадцать четыре обычных стакана, а двадцать пятый — большой, гораздо больше, чем остальные.
Сначала заходит в столовую первый класс. Дети бегут к деревянной тарелке. К большому стакану тянутся несколько детских рук, кому-то посчастливилось захватить этот стакан. Те, кому не повезло, завидуют счастливчику.
Бабушка Мария смотрит на детей, качает головой и тихо говорит:
— Какие невоспитанные дети...
Потом приходит второй класс. Дети не спеша подходят к тарелке, берут обычные стаканы.
На тарелке остается большой стакан.
Бабушка Мария говорит:
— Почему же большой стакан никто не берет?
К ней подходит кто-нибудь несмелый и медлительный, стесняясь, берет большой стакан.
Бабушка Мария ласково улыбается и тихо говорит:
— Какие воспитанные эти дети...
Как мальчики мед съели
Мама послала семилетних близнецов Олега и Романа к дедушке, в соседнее село.
Обрадовались братья: давно у дедушки не были. У него в саду вкусные яблоки. «Вот уж поедим», — думают.
Принесли они дедушке вышитую мамой сорочку. Дедушка поблагодарил и говорит:
— Идите, дети, в сад, рвите яблоки.
Побежали Олег и Роман в сад. Яблок много, все вкусные. Залезут мальчики на яблоню, нарвут яблок. А на другой — яблоки еще вкуснее, так и манят...
Поели мальчики яблок вдоволь, а тут дедушка поставил на стол банку с медом. Съели Олег и Роман по ложке и — не могут больше...
Собрались домой. Дал им дедушка банку, говорит:
— Пусть и мама меду попробует.
Идут мальчики. Дорога далека. Проголодались. Сели под вербой, съели немного меду.
Идут дальше. Снова остановились, съели вроде бы чуть-чуть, а меду осталось на донышке.
Еще раз остановились мальчики — весь мед доели.
Подошли они к дому, сели под кленом и думают: «Что же скажет мама?»
А мама вышла из дома, видит — ее мальчики плачут.
— О чем вы плачете, дети? — удивилась мама.
Рассказали братья, как мед съели. А мама обрадовалась, смеется.
Удивились мальчики, спрашивают:
— Мама, чему вы радуетесь?
— Тому, что вы плачете...
Как Нина гусака не испугалась
Пятилетняя Нина шла в детский сад. На тропинке, по которой шла девочка, сидел большой белый гусак. А рядом с ним — десяток поменьше и десятка три маленьких гусят.
Нина со страхом посмотрела на гусака. Какой он огромный и страшный! Какой у него длинный клюв!
Боязливо озираясь, Нина сошла с тропинки, чтобы обойти гуся. Но он поднял голову, зашипел, подбежал к девочке и ущипнул ее
за ногу. Гуси весело гоготали.
Нина заплакала и побежала домой.
Она рассказала маме о том, как на нее напал гусак.
Мама сказала дочке:
— Не надо бояться, он и не будет нападать. Смотри на него смело, иди прямо на него, не обходи.
Нина опять пошла той же тропинкой. На ней опять сидел гусак, а рядом с ним — гуси и гусята.
Нина смело посмотрела на гусака. Он сидел на тропинке и будто ждал: что же будет?
А Нина все шла и шла на него, смотрела смело и думала: «Не боюсь я тебя, гусак».
Гусак испугался, сошел с тропинки, побежал, оглядываясь, по траве, а за ним побежали гуси и гусята.
Нина смело шла вперед.
Мы с тобой дальше не пойдем
Три пионера — Михаил, Василь и Юрий пошли в дальний поход. Им надо было пройти большой-большой лес, найти землянку, где в годы Великой Отечественной войны жили партизаны.
Нелегко было идти лесными тропами. Мальчики устали. В полдень им встретился маленький лесной ручеек. В нем журчала чистая ключевая вода.
Юные следопыты сели, положили на траву рюкзаки. Они решили отдохнуть.
Михаил и Юрий подошли к ручейку, стали на колени и напились воды.
— Ой, и вкусная же вода! — сказали они.
Василь тоже подошел к ручью, сел на траву, снял туфли и начал мыть в ручье ноги.
Михаил и Юрий переглянулись. Они подошли к Василю.
Михаил сказал:
— Василь, мы с тобой дальше не пойдем. Возвращайся домой.
Как Павлик списал задачу
Павлик пришел в школу озабоченный. Дома он долго сидел над задачкой и не мог решить. Теперь его занимала одна мысль: у кого бы списать задачу?
Пришла Зина. Она хорошо решала задачи. Павлик спросил у нее:
— Зина, сколько действий в задаче?
— Три, — ответила Зина. — А разве ты не решил?
— Не получилось... Дай, Зина, списать...
— Ой, Павлик, почему ты сам не хочешь подумать, — сказала Зина.
Она дала ему свою тетрадь.
Павлик списал одно действие, второе, перешел к третьему. В третьем действии заметил у Зины ошибку: там, где надо было написать 23, Зина написала 32.
В своей тетради Павлик написал правильно, а Зине не сказал, что у нее ошибка.
Учительница собрала тетради для проверки. На следующий день она сказала:
— У Павлика — пять. Молодец, Павлик, хорошо поработал над задачей. А у тебя, Зина, — четыре. Ошибку допустила...
Зина удивилась. Она взглянула на Павлика. Павлик покраснел и опустил голову.
Мед в кармане
Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы.
А Юре мама налила еще и маленькую бутылочку меда. Сказала сыну:
— Не хвались ребятам, что у тебя мед есть. Где-нибудь в лесу сядь и один съешь.
Положил Юра бутылочку в карман. Пришли друзья в лес, сели на поляне отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки и едят.
Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину и лезет в карман. За ней вторая, третья. Много-много пчел слетелось, и все лезут Юре в карман.
Дима и Вася удивляются:
— Что там такое у тебя?
А пчелы все летят и летят.
Юра достал из кармана бутылочку с медом и бросил ее в траву. Пчелы облепили бутылочку.
Юра опустил голову.
А Вася и Дима весело рассмеялись:
— Вон оно что!..
Как Андрейка перевез Нину
Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.
Шумит в овражке бурливый ручеек. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.
Андрейка быстро перешел через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина — в туфлях. Как же она перейдет?
«Ой, как нехорошо я сделал, — подумал Андрейка. — почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»
Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:
— Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоем.
— Как? — удивилась Нина. — Ведь я в туфлях.
— Садись мне на спину, — сказал Андрейка.
Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез ее.
Сашин корабль
Второклассник Саша сделал из картона корабль. Вынес свой корабль на улицу. Подошел к большой-большой луже.
— Это Черное море, — сказал Саша. — Пусть плавает по морю мой корабль.
Пустил Саша корабль в Черное море. Поплыл корабль по морским волнам. Все дальше и дальше плывет, вот уже у берега едва виднеется. Приплыл корабль на середину Черного моря. Вечереет, зовет мама Сашу домой.
«Пусть и ночью плывет корабль», — подумал мальчик и пошел домой.
Приходит утром Саша к морю, а море замерзло. И корабль стоит в замерзшем море.
— Мама, — говорит взволнованный Саша, — корабль вмерз в лед.
— Подожди, солнце растопит лед, и корабль поплывет.
— Нет, не буду я ждать, — ответил Саша. — Надо освобождать корабль. Ведь ему надо плыть дальше.
Саша взял маленькую лопатку и пошел выручать корабль из беды.
Волчьи зубы
Жил-был на свете Волк. Злой-презлой. В пасти у него страшные зубы — как ножи. Схватит зубами овцу и сразу же разорвет. Все боялись Волка. А когда Волк был сыт, Баран, проходя мимо него, низко кланялся. Ему хотелось чем-нибудь задобрить Волка. Он говорил:
— Волк-Волчище, какой ты сильный и мудрый! Я обожаю тебя.
Несколько раз Баран пригонял к Волку маленьких ягнят на
ужин.
Но вот Волк постарел. У него выпали все зубы, и он не мог съесть даже цыпленка. Стал Волк охотиться на лягушек.
Заметил Баран, что Волк теперь не страшен, пришел к нему однажды и насмехается:
— Волк-Волчище, теперь я тебя не боюсь. Я ненавижу тебя. Жалкая ты развалина.
Изумленный Волк ответил:
— Значит, ты хвалил не меня, а мои зубы?
Пришли навестить больную
Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда приходят к ней подруги.
Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко.
В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались.
— Наконец-то солнышко пригреет, — защебетала Оксана. — Как только потеплеет — в лес пойдем, на речку.
— Может быть, и искупаемся, — радуется Валя.
— И цветов нарвем, и на лодке покатаемся, — продолжала свой веселый щебет Оксана.
Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились:
- Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет...
. Не нужно мне ни книжек, ни конфет, — прошептала Марийка.
Как Коля стал храбрым
Третьеклассник Коля пришел сегодня в школу очень рано. На лавке под тополем сидели две девочки. Они смотрели на дерево. В их глазах мальчик заметил тревогу.
Вдруг над большой тополиной веткой поднялась птичка, запищала тревожно. И в то же мгновение у лавки упал маленький птенец. Коля понял, что птенец выпал из гнезда, а мать его — в отчаянии.
Девочка подняла птенца и сказала:
- Если бы кто смелый сейчас был в школе... полез бы на дерево и положил бы птенца в гнездо.
Коля был очень боязливым. Как только темнело, он боялся выйти из хаты. Однажды мама послала его в огород за вилком капусты, он увидел мышонка, испугался и прибежал к маме. Но слова девочки задели его. Неужели она считает его трусишкой?
— Я полезу, — сказал Коля.
— Ты? — спросили девочки и с удивлением посмотрели на мальчика.
Коля спрятал птенца под рубашку и полез на тополь. От страха у него дрожали руки и ноги, но он лез все выше и выше. Мальчик положил птенца в гнездо и слез на землю.
Девочки смотрели на него с восхищением. А он взял портфель и пошел встречать одноклассников.
h. A. i'vx"M.iuHi K!'u \р<'С'поми>пия n<> jniUAC
Петух и Солнце
Дремлет Петух на насесте. Проснется, сладко зевнет и опять уснет. А перед утром всегда поет: ку-ка-ре-ку! Просыпаются куры, Петух говорит:
— Вот, я пропел — и утро наступило. Если бы не пел — и утра не было бы. Вот как!
Так было много раз. Однажды Петух рассердился на людей. Мало дали ему зернышек. Он и думает: «Устрою я вам неприятность — не пропою утром. Не взойдет Солнышко. Что вы будете делать?»
Наступила ночь. Улыбается во сне Петух сам себе, злорадствует: «Вот вам будет беда!» Пришло время петь, а Петух молчит. Закрыл глаза и спит. Просыпается и видит: Солнце ярко светит. Куры встали с насеста.
Стыдно стало Петуху. Отвернулся он от Солнца.
Наказал руку
Мама отправляет пятилетнего Петрика в магазин.
— Вот тебе пятнадцать копеек — возьми в правую руку, чтобы не забыл: купи хлеба. А эти пятнадцать копеек возьми в левую, чтобы не забыл: купи себе мороженое.
Побежал Петрик. Через несколько минут возвращается, доедая мороженое.
— А хлеб где? — спрашивает мать.
— Не купил.
— Почему не купил?
— Деньги потерял.
— Деньги потерял? Надо же было хлеба купить, а не мороженое.
— Так я же потерял пятнадцать копеек, что были в правой руке, — сказал Петрик. — А в левой не потерялись...
Мама покачала головой.
Сели ужинать. Мать налила супу, а хлеба нет.
— Мама, а хлеба нет?
— Нет. Ты же деньги потерял.
Петрик взял ложку в левую руку и стал есть суп.
— Почему это ты ешь левой рукой? — удивилась мама.
— Пускай правая знает, как терять деньги.
Яблонька
Третьеклассники Юра и Миша посадили весной возле школы яблоньку. Они полили ее и решили: «Во время каникул будем приходить в школу и поливать маленькое деревце». Договорились так: сегодня будет поливать Юра, завтра — Миша, потом — опять Юра,
потом — снова Миша. Будет расти яблонька — сил набираться.
Наступили каникулы.
«Сегодня мне поливать яблоньку — подумал Юра. — Но что может с ней случиться, если один день не полить? Завтра придет Миша и польет...»
Пришел следующий день. Далековато жил Миша от школы. Он подумал: «Вчера же поливал яблоньку Юра... Ничего с ней не случится, если один день не полить. Завтра опять Юрин день, он немного ближе к школе живет, пусть себе поливает».
Проходили дни, Юра надеялся на Мишу, а Миша — на Юру.
Несколько дней яблоньку так никто и не поливал.
В школу каждый день приходил маленький первоклассник Андрейка. Он кормил рыбок в школьном аквариуме. Видит мальчик: никто яблоньку не поливает, скоро засохнет деревце. Он стал поливать яблоньку каждый день. Зеленеет яблонька, сил набирается.
Настала осень. Вот и первое сентября. Пришли дети в школу. Не терпится Юре узнать: поливал ли деревце Миша? И Мише хочется разузнать: поливал ли яблоньку Юра?
Пошли мальчики к яблоньке. Шли и молчали. А когда увидели, что яблонька зеленеет, каждый из них испытал такой стыд, что наклонил голову и смотрел в землю. И каждый думал: «Это же только я не поливал, а товарищ мой поливал».
Так и стояли ребята перед деревцем, опустив головы, пока не прозвенел звонок.
Им было стыдно друг перед другом.
Огонек в окне
Школа стоит на околице села, над оврагом. А Коля живет за оврагом, и до школы ему идти далековато, с километр.
Вечером из его дома хорошо видно, как светятся школьные окна. На одном окне стоит аквариум с рыбками. Ночью и днем воду в аквариуме подогревает электрическая лампочка — ее хорошо видно Коле.
Стояли лютые морозы. Однажды малыши даже в школу не пошли — так было холодно. Сидел Коля вечером дома в теплой комнате, смотрел в окно и любовался далеким огоньком в школьном окне.
Вдруг огонек погас. «Лампочка перегорела, — подумал Коля. — Рыбки до утра погибнут, ведь такой мороз».
Коля надел пальто, шапку и рукавицы и пошел в школу. Была уже ночь.
Мальчик очень замерз, пока дошел до школы. Нашел сторожа, попросил ключ. Открыл школу, вошел в класс, где стоял на окне аквариум. Вода была уже холодная. Он ввинтил новую лампочку.
— Грейтесь, рыбки, — тихо сказал Коля и, заперев школу, пошел домой.
Зимой еще три раза приходилось мальчику ночью идти в школу — рыбок спасать. Теперь он не боялся ни темноты, ни мороза, ни метели.
— Ты стал мужественным, Коля, — похвалил его учитель.
Почему купался инвалид
На берегу моря сегодня очень мало людей. Закончилось лето, началась осень.
Пришел купаться только шестилетний Федько. Рано утром, уходя на работу, мама приказывала сыну: «Никуда не сворачивай с дороги, иди прямиком в детский сад». Но Федько не послушался «Зайду, — думает, — к морю, искупаюсь».
Сбросил рубашку и штанишки, полез в воду. Сначала вода казалась холодной, а потом потеплела.
На берегу моря сидел инвалид. У него не было ноги. Он пришел на костылях — отдохнуть, подышать морским воздухом.
Увидев маленького мальчика, который заплывал все дальше в море, инвалид разделся и полез в воду. Ему трудно было добираться до воды, ведь костыли он оставил на берегу.
На глубине инвалиду стало легче. Он обогнал мальчика и внимательно наблюдал за его белой головкой.
Накупавшись, мальчик вылез из воды, оделся и побежал в детский сад. Он к не заметил, как вслед за ним безногий инвалид полез в воду, как, купаясь, внимательно следил за ним, Федьком, как вылез из воды после него, как трудно ему было одеваться.
Как это плохо, что Федько ничего этого не видел.
Лыжи и коньки
Осенью третьекласснику Боре отец купил коньки. А его друг Женя получил в подарок от своего отца лыжи.
Думает Боря: «Что лучше -— коньки или лыжи? Наверное, лыжи. Ведь на лыжах можно кататься везде - и в селе, и в лесу. А на коньках - только на пруду».
Говорит Боря Жене:
— Давай поменяемся. Я дам тебе коньки, а ты мне - лыжи.
Поменялись.
Наступили морозы, а снега нет. Замерз пруд. Катается Женя на коньках, а Боря сидит дома с лыжами.
Взял Боря лыжи, понес к другу и говорит:
----- Не будем меняться... Возврати мои коньки, возьми свои лыжи.
Женя ничего не сказал, отдал Боре коньки, а лыжи взял себе.
В тот же день пошел снег. Целые сутки падали на землю мягкие снежинки, ровным ковром устилали землю. Засыпало снегом лед на пруду.
Катается Женя на лыжах, а Боря сидит дома с коньками. Проходит неделя, две. Каждый день идет снег.