Концепция | Основная идея | Представители |
Идеалистическая концепция | Сознание существует изначально до появления материи и человека. | Платон, Аристотель, Августин, Аквинский, Гегель и др. |
Материалистическая концепция | Сознание порождается высокоорганизованной материей. До появления человека сознания не существовало. | Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин, Конт, Дарвин |
Пантеистическая концепция | Сознание – неотъемлемое (имманентное) свойство космической субстанции. | Блаватская, Ла Дью, Рерих |
Г). Основные формы проявления мифологического и религиозного сознаний
Магия (от греч. Mageia – колдовство, волшебство) – это обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (мага, колдуна) воздействовать на людей и явления природы.
Тотемизм (от слова «ототеман», на языке североамер. индейцев племени оджибве – род его) - это комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлениями о родстве между группами людей и так называемыми тотемами (животные, растения, предметы и т. д.). На тотемов накладывалось табу.
Фетишизм (от фр. Fetichisme – идеал, талисман) – культ неодушевленных предметов «фетишей», наделенных сверхъестественными свойствами. Пережитками фетишизма служит вера в амулеты, обереги, талисманы. Обереги- суеверное представление славян в амулеты, заклинания.
Анимизм (от лат. Anima – душа, дух) – вера в существование духов и душ. У казахов общение с аруаками.
Г).Анимистическая теория Джеймса Фрезера (примерно аналогичной была позиция Г. Кунова).
1. Вначале возникли зачатки культа духов, которых считали схожими с людьми, в том числе и в потреблении пищи. Отсюда и обряд жертвоприношения.
2. Следующий этап: переход от культа духов к культу тотема и предков.
3. Далее, возникли представления о сотворении мира, неба, ада.
4. Далее – обожествление предков и принесение им жертв.
5. И, наконец, переход от культа предков – к культу природы.
6. Основные звенья: из почитания духов – возникает почитание предков, а из него культ природы.
Философия как тип мировоззрения. Методы философии
А). Философия как тип мировоззрения, и ее отличие от мифов и религии. Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Ее отличие от религиозного и мифологического сознаний состоит в следующем:
- философское мировоззрение основано на знании (а не на вере и вымысле);
- философское мировоззрение рефлексивно (имеет обращенность мысли на саму себя);
- философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему);
- философское мировоззрение опирается на четкие понятия и категории.
Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знание – знание «единого во всем», отличное от знания отдельных вещей. Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит). Касательно познания человека, ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить прекрасные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения и образа жизни.
В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.
Таким образом, философия привнесла собой особую духовную установку – поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Древнегреческая философия первым выявила то ценное прозрение и передала последующим поколениям: познание само по себе недостаточно, неполноценно, что оно – лишь одна из функции культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни.
Б). Методы философии
Метод (от греч. Methodos – путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы философии – это пути, средства, с помощью которых философия осуществляет исследование природы, общества и мыслительную деятельность человека.
Классификация методов исследования. Наиболее приемлемой классификацией всех методов познания можно считать деление их на три большие группы:
· всеобщие методы познания;
· логические методы познания;
· научные методы познания
Всеобщие методы познания – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Более подробно будет рассмотрена ниже.
Логические методы познания – это приемы и способы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как обыденное, так и научное познание.
К ним можно отнести:
· индукцию – на основе частных посылок строится общий вывод;
· дедукцию – заключение частного характера выводится из общего положения;
· анализ – условное разделение сложного явления на отдельные части;
· синтез – изучение явлений путем условного объединения ее составных частей;
· системный подход – ориентировка на раскрытие целостности объектов, на выявление многообразных связей в нем;
· функциональный подход – ориентировка на выяснение функции одних социальных явлений по отношению к другим.
Научные методы познания подразделяются на эмпирический и теоретический уровни исследования.
· эмпирические методы исследования, в свою очередь, состоят из наблюдения и эксперимента;
· теоретические методы исследования включают в себя метод формализации, аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод.
Формализация представляет собой построение абстрактно-математических моделей, раскрываемых сущность изучаемых процессов действительности.
Аксиоматический метод – это построение теории из заданной совокупности аксиом по определенным правилам.
Гипотетико-дедуктивный метод позволяет на основе созданной системы дедуктивной связанных между собой гипотез, выводит утверждения об эмпирических фактах. Действует по формуле: «Что было бы, если бы ».
Всеобщие методы познания подразделяются на диалектический и метафизический методы исследования.
Диалектический метод базируется на фундаментальном понятии философии – диалектика. Диалектика (греч dialextice – вести беседу, спор) — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Тем самым, Диалектика (материалистическая) рассматривает явления, происходящие в «триаде» в виде процесса, то есть в беспрерывном движений, изменений, преобразований и развитии, с присущими им внутренними противоречиями как источников развития. Она представлена двумя направлениями материалистической и идеалистической. Деление произведено касательно основного вопроса философии, о чем подробно будет сказано ниже. Идеалистическая диалектика, в свою очередь, представлена объективным и субъективным направлениями. Объективный идеализм – преувеличивает, абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления. Субъективный идеализм – преувеличивает роль ощущений, восприятий, одинаково противопоставляя их объективному миру.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока (Индии, Китая), Древней Греции и Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Научный диалектический взгляд на мир наиболее ярко проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная же диалектика или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
Главными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. Согласно принципу развития, диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек. Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развити я? В ней развитие рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты, то есть революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.
Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности.
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором трудов Аристотеля Андронником Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, то есть «первую философию» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии», представлявшей частнонаучные знания. Таким образом, Метафизика рассматривает явления и процессы, происходящие в «триаде» обособленно, как бы сами по себе, статично (то есть как бы неизменными и независимыми друг от друга), без присущих им внутренних противоречий как источников развития. Из чего следует самая характерная, существенная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме. Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основные ее формы: старую и новую метафизику.
В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения: философия как наука о всеобщем; онтология, или учение о бытии; философский способ познания мышления и действия. Кроме того, можно перечислить ряд методов, которые не характерны диалектическому материализму:
· Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии
· Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной, ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
· Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью неполучение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
· Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. В Ф.средство воссозд. неповтор. и самозамкнут. Культ. прошлого. Широко распространен в западной философии (одновременно является философским направлением).
6. Основной вопрос философии и основные направления в философии – материализм и идеализм