Предмет и специфика философии. Понятие субстанции и материи




Философия, и ее значение

Философия – это специфическая форма общественного сознания, направленная на познание Всеобщих законов и закономерностей, которым подчинены как бытие (т. е. природы, общества), так и мышление человека, процесс познания. Таким образом, философия это 0учение об общих принципах, законах бытия, познания и отношений человека и мира.

Термин философия происходит от греч.слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости.

Слово «философ» впервые встречается у древнегреческого мыслителя Пифагора. Он его использовал по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

В качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон, объединив под одним началом такие разделы философии, как онтологию, гносеологию и логику.Именно это истолкование способствовало закреплению термина «философия» в европейской культуре.

В 1 в. до н. э. философия обретает название «Метафизика», который возник как обозначение философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». Его ввел исследователь и комментатор трудов Аристотеля Андронник Родосский. Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения «первой философией», исследующий якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. Физику, которая изучала чувственную реальность, он называет «второй философией».

Теоретическое познание явлений окружающего мира невозможно без мышления, развитого в логическом отношении. Но логические категории и законы в силу исторического разделения труда между наукой и философией разрабатывались именно философией. Философия, развитая на основе совпадения диалектики (онтологии), логики и теории познания, понимания логических форм и закономерностей как отражения сознанием людей универсальных форм и закономерностей протекания любого естественно-природного и общественно-исторического процесса выступает как:

- могущественное орудие познания и деятельности людей;

- активный фактор дальнейшего развития познания и практики.

Философия помогает компетентно разобраться в тех вопросах мировоззрения, что волнует людей и вне занятий философией, а также наработать философские аргументы для более строгого обоснования своих убеждений. То есть, изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание. Настоящая Ф. всегда ориентирована на:

1.достижении добра (понимаемого как благо, честность, полезность, долг);

2. прекрасного и возвышенного, преодоление в Ч. всего демонического и животного;

3. сотворение Ч. нравственного.

Высокие моральные качества Ч., как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они являются результатом их плодотворной практической деятельности, и часто от глубоких мировоззренческих убеждений Ч., формируемых Ф.

Для ученых естественников она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное – необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. То есть, всем нам требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни.

Касательно самого человека, философия способствует развитию его самосознания, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, дает тем самым масштаб для их оценки и связи отдельных звеньев знания в единстве мировоззрения. Богатство связей и отношений Ч. с миром обуславливает разнообразие Ф. учений, из к-рых складывается Ф. как особая форма сознания, «духовная квинтэссенция» Ч.-ой культуры. Платон: Ф. есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившийся к умопостигаемому и истинно сущему. Мудрость состоит в познаний дел Б. и Ч.

Любая политика (экономическая, техническая, в обл. медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью. Тем самым, Ф. – это тип рационального и критического мировоззрения, в к-ром изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения Ч. с миром и самим собой.

 

Предмет и специфика философии. Понятие субстанции и материи

Предмет философии:в предметную сферу философии входят закономерности функционирования и развития природы, общества и человеческого мышления (для удобства запоминаний ее лучше назвать «триадой»)

Основные разделы философии
  • Онтология (учение о бытии)
  • Гносеология (учение о познании)
  • Антропология (учение о человеке)
  • Социальная философия (учение об обществе)
  • Философия истории (учение об основных закономерностях развития истории)
  • Аксиология (учение о ценностях)
  • Этика (учение о морали)
  • Эстетика (учение о красоте)
 

Основные и извечные мировоззренческие вопросы, представленные в философии
  • Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?
  • Как устроен мир в целом? Каково назначение человека в этом мире?
  • Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят?
  • Почему жизнь сложна, противоречива и полна страданий?
  • Существует ли истина и возможно ли ее познание?
  • Как отличить истину от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи?
  • Что такое совесть, честь, долг, справедливость, добро и зло?
  • В чем смысл человеческой жизни, если душа бессмертна?
  • Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы?
  • И другие вопросы
 

Предмет частных наук – отдельные стороны действительности, предмет философии – всеобщее – мир и человек в их единстве. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер. Роль Ф. определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве:

1. теоретической основы мировоззрения;

2. решает проблемы познаваемости мира;

3. и ориентации Ч. в мире культуры и духовных ценностей.

Предмет философии включает непременно в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Генезис предметной сферы философии.

С момента своего возникновения, философия на протяжении многих веков изучала и продолжает изучать природу. О чем свидетельствуют названия многих философских трудов: Лукреций «О природе вещей»; Д. Бруно «О бесконечности вселенной и мирах»; Д. Дидро «Мысли об истолковании природы»; П. Гольбах «Система природы»; Гегель «Философия природы»; А. И. Герцен «Письма об изучении природы»; Ф. Энгельс «Диалектика природы» и другие.

Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства и другие. У его истоков стояли софисты. Эти проблемы нашли отражение в следующих сочинениях философов: Платон «Государство», «Законы»; Аристотель «Политика»; Т. Гоббс «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»; Д. Локк «Два трактата о государственном направлении»; Ш. Монтескье «О духе законов», Гегель «Философия права»; Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; В. И. Ленин «Государство и революция».

В последующем, предметом раздумий философов выступил и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершили софисты и Сократ. Эта проблематика также заняла важное место в философской мысли: например, – Аристотель «О душе», «Этика», «Поэтика», «Риторика»; Авиценна «Книга знания»; Р. Декарт «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе»; «Страсти души»; Б. Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума, «Разыскание истины», «Этика»; Т. Гоббс «О человеке»; Д. Локк «Опыт о человеческом разуме»; К. Гельвеций «Об уме», «О человеке»; А. Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии»; Гегель «Философия религии», «Философия морали», «Философия искусства»). Таким образом, предметом философских размышлений (и неразрывно связанных с ними на первых порах научных изысканий) стали природный и общественный мир, и человек в их сложных соотношениях.

Понятие субстанции. В истории философии для обозначения первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (от лат.substantia то, что лежит в основе). Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - алейрону, атомам. Позже, понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. (Справка: флогистон на греч. горючий – в 18 в. это «огненная материя», якобы содержащаяся во всех горючих веществах и выделяющаяся из них при горении. В конце 18 в. эту ошибочную теорию сменила научная теория – кислородная теория горения; эфир греч слово – верхний лучезарный слой воздуха, местопребывания Б. Древние Ф. рассматривали его как начальный материальный элемент всего сущего, вместе с огнем и водой. В 18-19 вв. – мировой Фз. элемент – заполняющая мировое Пр. и промежутки между частицами вещества. С помощью эфира ученые пытались объяснить все электромагнитные, световые и волновые явления в Фз. мире. Представление об эфире, как об универсальной механической среде не соответствовало теории относительности). Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира во всем его многообразии его вещей и явлений, получили название монизм (от греч. monos – одни, единственный). Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis – двойственный). И, наконец, если более двух – плюрализмом (от лат. pluralis – множественный).

Монизм также имеет подвиды: материалистический и идеалистический. Материалистический полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладает субстанциальной природой, и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то, идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом обычно выделяют два вида идеалистического монизма: объективный и субъективный. О бъективно-идеалистический монизм представлен в философии Платона (это вечные идеи), в средневековой философии (бог) и у Гегеля (саморазвивающаяся «абсолютная идея»). Представители объективного идеализма, признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания Ч. существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. А субъективно- идеалистический монизм (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагал, что предметы, к-рые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, к-рый как бы примышляет реальность. У дуализма исходным мотивом часто является попытка примирения материализма и идеализма. Дуализм в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Он также стал философской основой теории психофизического параллелизма.

В понятии субстанция весьма значимое положение занимает материя, она имеет сложную системную организацию. По современным научным данным в структуре материи выделяют два крупных основных уровня (принцип деления – наличие жизни): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа). В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской мысли. Материя – это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она есть – causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства (субстанциальность, неисчерпаемость, неуничтожимость, движение, вечность) неотделимы от материи и потому называются ее атрибутами. Неотделимы от материи так же и ее формы – пространство и время. Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Пространство является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений. Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо. Проявление времени и пространство различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время. Движение – также является атрибутом, неотъемлемым свойством материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Основными формами движения являются: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения. Впервые эту классификацию предложил Ф.Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Сегодня, данная классификация значительно расширилась, к самостоятельным формам движения уже относят геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: