Переподготовка кадров учреждениями образования Оршанского района




 

Одним из важнейших факторов развития современного мира являются нововведения, а признаком общества - готовность принять новый опыт, открытость социальным переменам. По мнению Жака Делора, образование должно постоянно адаптироваться к изменениям в обществе, не пренебрегая при этом передачей достижений, основных знаний, плодов человеческого опыта.

Сегодня инновациями охвачена вся педагогическая действительность. Это способствует складыванию в образовании ситуации неопределённости. «Кризис разнообразия, захлестнувшего педагогическую практику, ставит главную проблему - проблему качества образования, которую в условиях реформирования школы, становления новой образовательной парадигмы можно отнести к ключевой». Тем не менее «среди миллионов учителей и преподавателей далеко не все способны к подлинному педагогическому творчеству, хотя никому из них заранее не заказано стремиться к нему. Игнорирование этого ограничения, предоставление каждому, даже начинающему, педагогу полной, ничем не лимитируемой свободы собственного самовыражения грозит превращением творчества в заурядную анархию и отсебятину, в своего рода «педагогическую какофонию», ничего, кроме вреда, не приносящую». Если не фиксировать культурного уровня существующей практики образования, инновации превращаются в хаотическое изменение всего и вся, и в целом подобная вариативность означает лишь изменчивость, разрушающую единые культурные прототипы. «Создание нового содержания образования предполагает изменение работы всех основных профессиональных позиций в сфере образования, а также выделение новых образцов профессиональной деятельности в этих позициях».

Для обеспечения качества образования необходим должный культурный уровень и образцов деятельности, и процедуры их трансляции. «Считается, что воспроизводство педагогического труда и педагогического искусства осуществляется в результате обучения педагогов в педагогическом институте, в ходе переподготовки их в институтах повышения квалификации, в научно-методической работе образовательного учреждения». В школах широко распространена практика «открытых» уроков, занятий, внеклассной работы и других форм деятельности для учителей, слушателей системы повышения квалификации, студентов-практикантов. Но при этом остаётся неясным, гарантируют ли такие «показы» освоение и распространение актуальных образцов деятельности, какие механизмы лежат в основе её освоения и воспроизводства.

В виду нехватки учителей иностранного языка, физики, химии, математики, биологии и др. в учреждениях образования Оршанского района ведётся работа по переподготовке кадров, получение высшего и второго высшего образования изменения в этом плане с 2003 по 2005 год можно проследить в таблицах «Профессиональное обучение работников за год».

Разрешению этих вопросов может способствовать воздаваемый нами проект процедуры освоения образцов деятельности педагога, в основу которого положены ценности образования, профессиональной культуры и воспроизводства. Ценностное сознание во многом определяет смысл и направленность преобразований.

Новая образовательная парадигма состоит в том, что образование должно строиться как взаимосвязь процессов воспроизводства и социокультурного исторического развития мышления и деятельности. Тогда образование становится главным механизмом связывания определённой общности людей и способа их жизни, реализуемого через обретение индивидами способности к освоению новых типов деятельности и отношений. Идея развития выступает как узловой пункт идеологии перестраивающегося образования. Решающая роль образования в развитии человека и общества становится всё более очевидной

Развитие происходит за счёт того, что субъект начинает видеть и понимать образцы индивидуальной, совместной, коллективной деятельности и преобразует их, выражая в этом самого себя. Образцы деятельности являются высшими культурными достижениями и позволяют выделить и объективировать границы освоенного человечеством

Проблема развития плодотворной работы и учреждений образования состоит в том, что в новых условиях должен быть осуществлен процесс переподготовки педагогических кадров в Оршанском районе.

Построение образования как взаимосвязи процессов воспроизводства и социокультурного исторического развития мышления и деятельности предполагает наличие педагогов-профессионалов, способных её осуществлять, осознание ими не только ценности образования, ценности воспроизводства, но и ценности профессиональной педагогической культуры. При всех различиях в нюансах наиболее существенным является характеристика культуры как то, что, кодируется, транслируется или воспроизводится. «Педагогическую культуру мы понимаем как сферу профессиональной работы, включающую общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания культурных образцов, общественной жизни и педагогической практики».

Средства и способы осуществления деятельности разнообразны: это может быть переход самих людей, владеющих ею, и «живой» показ, передача другим людям орудий, средств, продуктов деятельности, или передача тех знаков, которые использовались при её построении, и т.п. Но в каком бы виде ни транслировалась деятельность, воспроизведение её другими людьми в новых ситуациях возможно только в том случае, если они умеют это делать.

Основываясь на главных положениях и принципах деятельностного подхода, выраженного в методологической школе Г.П. Щедровицкого, мы определили понятие образца педагогической деятельности. «Образец педагогической деятельности есть объективно существующий базовый элемент педагогической культуры, регистрирующий те или иные организованности деятельности, выполняющий функцию трансляции, воспроизводства деятельности». Данное определение позволяет сделать следующий вывод: для воспроизведения деятельности по образцу необходимо провести её системное разложение с целью выделения, реконструкции и фиксации норм, характеристики ситуации, качеств индивида. Кроме того, следует уметь ввести образец в новую ситуацию.

Попытки организации специальных процедур освоения образцов деятельности педагога осуществляются в основном в эмпирическом опыте организаторов научно-методической работы в школе. Без ориентации на соответствующие теории они могут представлять собой инновационные формы, но оставаться в рамках старой системы методической работы. В качестве теоретических оснований процедуры освоения образцов нами определены теория деятельности, теория личностно ориентированного профессионального обучения, культурно-историческая теория.

Обучение деятельности «является вторым необходимым звеном в процессе воспроизводства и дополняет процесс трансляции: трансляция, ' как правило, опредмечивает деятельность, даёт ей превращенную предметную или знаковую форму, а обучение обеспечивает обратное превращение предметных и знаковых форм в деятельность индивидов, оно «выращивает» деятельность в соответствии с этими формами».

Процедура освоения образца есть не что иное, как трансляция, «присвоение» обучающимся общественно - исторически заданных способностей. При этом он выступает как всеобщая форма психического развития субъекта. Психическое развитие человека и присвоение им достижений культуры - в том числе и образцов - это единый процесс. Между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность. Человек «не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности».

Психика, в основе которой лежат «внутренние» движения, выполняет роль предварительного организатора поведения. «И если я сперва подумал, а потом сделал, - писал Л.С. Выготский, - то это означает не что иное, как такое удвоение и усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было наперед установлено и подготовлено в мысли»; «человек строит новые формы действия сперва мысленными моделями, иначе говоря, всё то, что в поведении человека связано с употреблением искусственных средств мышления, с социальным развитием поведения, и в частности с употреблением знаков».

Детерминацию индивидуального сознания Л.С. Выготский понимал как идеальный механизм, опосредованный культурой. Реальными носителями последней, воплощающими идеальное, он считал знаки, обладающие сложившимися в ходе развития культуры стабильными значениями. Знак есть идеальный объект как проводник культурно - деятельностной детерминации. С одной стороны, он надындивидуален, объективен, принадлежит миру культуры. «Знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделён от личности и является по существу общественным органом или социальным средством».

Для Л.С. Выготского детерминация индивидуального сознания имеет следующий вид: коллективная деятельность - культура - знаки - индивидуальная деятельность - индивидуальное сознание. Изучение процессов становления индивидуального сознания связано с прослеживанием развития всех звеньев этой схемы. Особенно развернутым и представленным в явной форме оно становится в коллективной деятельности. Неявная форма общения имеет существенное значение в индивидуальной деятельности и в индивидуальном сознании, основой которого служат диалог и рефлексия. Связь с конкретными условиями и инноватором, присваивающим из внешнего мира методы и средства деятельности, обязательно предполагает рефлексию. Нововведение требует мощного обеспечения знанием, касающегося не только методического новшества, но и текущего состояния среды нововведения; учащихся, условий обучения и др.

Связь деятельности и личности взаимна. Поэтому в основе организации процедуры освоения образца лежит личностно ориентированный подход, предполагающий учёт личностного опыта педагога, а также ориентацию этой процедуры на развитие, саморазвитие личности педагога. Успех освоения образцов определяется прежде всего личностно-профессиональным опытом педагога, тем, в какой степени соответствующие черты личности развиты и проявлены в жизненном и профессиональном опыте.

Воспроизводство деятельности осуществляется также в зависимости от организационного типа культуры, в котором находится педагогическое сообщество. Для организации процедуры освоения образца важно проследить, как можно осуществить реконструкцию его компонентов, используя различные варианты способа нормирования и трансляции деятельности. Конкретно исторический тип организации культуры зависит от ведущих типов деятельности и от того, вокруг каких её устройств организуется жизнь общества. На этих основаниях выделяются обобщённые исторические типы организации культуры: традиционная, организуемая вокруг мифа и ритуала, корпоративно-ремесленная - вокруг образца и рецепта, профессиональная - вокруг текста и модели, технологическая - вокруг технологий и экрана. Не исключается возможность формирования новых типов культуры. «Базовой организованностью, вокруг которой строится исторический тип культуры, является основной для этой культуры способ нормирования и трансляции и та форма общественного устройства, которая этот способ воспроизводит».

Образец, воспроизводимый без осмысления, понимания, имеет характер ритуала. Его можно также рассмотреть как эталон, который является средством организации реальных образцов. Это возможно при условии, когда уподобление чему или кому-либо имеет ценностные основания. Образец в таком случае не подвергается трансформации под критерии, не изучается. Такой механизм передачи не всегда приоритетный, он зависит от исторического типа культуры, который имеет место в данном профессиональном обществе.

Передача образца как примера деятельности по рецепту, по принципу «делай, как я», ремесленное копирование его с вариациями характерно для массовой школы, большинства педагогических коллективов, что характеризует их как коммунальные сообщества. Изменение образовательной парадигмы, переосмысление целей и ценностей образования ведут к усложнению образцов педагогической деятельности. Здесь важны уже не столько внешняя форма осуществления, ритуал, а в большей степени цель педагогической деятельности, основные принципы, подходы, позиции, методы, которые придают ей осознанность. Чтобы передать актуальные образцы педагогической деятельности, недостаточно оформить их в рецептурные знания.

Чем полнее будут реконструированы и зафиксированы характеристики основных компонентов образца, тем больше гарантий воспроизводства деятельности. По образцу можно зафиксировать характеристики ситуации и определенные качества индивида. Однако фундаментальные, абстрактные, конкретные нормы деятельности не поддаются созерцательному определению, их необходимо реконструировать.

Реконструкцию можно осуществить через воссоздание технологии. Такой способ модификации образца предполагает принадлежность педагога к высокому организационному типу культуры -

технологическому. Мы предполагаем, что, участвуя в практике воспроизводства деятельности с помощью разных способов фиксации опыта, педагог проблематизирует свой наличный тип культуры и стремится к высшему.

Образец, переведенный в совокупность абстрактных, фундаментальных к конкретных норм, характеристик ситуации, качеств реализатора образца, обеспечивает воспроизводство деятельности. Педагог осваивает достаточно ограниченное количество образцов. Но для каждой ситуации подобрать их невозможно, особенно в условиях изменяющейся практики образования, ориентированной на моделирование ситуации изменения и самоизменения личности учащегося. Можно полагать, что нормированная структура деятельности в основном инвариантна. Отсюда следует, что передаваемый образец должен обладать некоторой устойчивостью по отношению к изменению ситуации.

Каковы же характер и рамки этой устойчивости, в которых образец остается прежним и вне которых он становится другим? Какие особенности структуры образца деятельности обеспечивают его устойчивость? Ядро, включающее абстрактные и фундаментальные нормы и выражающее существенность данного опыта, гарантирует его устойчивость по отношению к изменению ситуации, а нормативная структура деятельности остаётся инвариантной по отношению к целому спектру ситуаций, благодаря чему во всех их реализуется одна и та же деятельность.

Механизм компенсации разнообразия ситуаций может быть квалифицирован как обеспечивающий устойчивость образца деятельности с помощью гибкости. При использовании механизма гибкости вариациям подвергаются конкретные нормы, а сохранность образца обеспечивается за счёт соблюдения абстрактных и фундаментальных норм, изменение которых влечёт за собой переход к другим образцам. Обеспечение их устойчивости возможно и через механизм жёсткости. Он может успешно работать, когда преобразованию подвергаются средства обучения, организационные формы и т.п., но не личность ученика.

Процедуру освоения образца деятельности можно рассматривать как научно-методическое обеспечение трансляционных процессов. Исходя из понимания научно-методической работы как синтеза двух сервисных процессов - научно-исследовательского и методического - выделяют следующие её типы: исследовательский, экспериментальный, коррекционный. Данная типология позволяет соотнести процессы, функции и результаты пространств научно-методической деятельности по отношению к образцам деятельности.

Процедура освоения образцов педагогической деятельности относится к экспериментальному типу, выполняет организационно-методическую функцию, а ее результатом является распространение образцов деятельности.

Образцы деятельности в научно-методической работе

 

Тип методической деятельности Процесс Функция Результат
Исследовательский Экспериментальный Коррекционный Анализ образцов деятельности Освоение образцов деятельности Воспроизводство деятельности по образцу Ориентировочная Организационно-методическая Трансляционная Реконструкция нормативного содержания деятельности Распространение образцов деятельности Гарантированный результат педагогической деятельности

Рис. 2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: