трудовой профессиональный педагог школа
За последние годы стало модным течением, когда значительное количество авторов, оценивая систему повышения квалификации, дают исключительно отрицательную оценку. Так Э. Старобинский в работе «Как управлять персоналом» однозначно утверждает, «что в совдепии вопросу повышения квалификации никогда не придавалось серьезного значения». Трудно согласиться с такой оценкой. Вопрос, очевидно, стоит в оценке эффективности системы повышения квалификации. Тогда возникает вопрос: с чем сравнивает автор? Если с реальной практикой, то сегодня, действительно, никакой системы повышения квалификации не существует - она полностью пришла к развалу. Сейчас вопрос состоит не только в критике ранее действующей системы, а в выработке принципиально новых подходов к решению этой актуальной проблемы. Вместе с тем нельзя не согласиться с автором, что для поддержания знаний на уровне требований современности специалист должен не менее 4-6 часов в неделю уделить изучению последних достижений в области, которой он занимается, так как несоблюдение данного требования приводит к старению полученных знаний на 15-20% ежемесячно. В целях повышения эффективности системы повышения квалификации кадров учреждением образования Оршанского района необходимо разработать механизм управления этим процессом.
Для этого необходимо:
Первое. Возродить в новом качестве и принципиально новыми задачами централизованную систему повышения квалификации менеджеров и других специалистов с одновременным развитием коммерческих образовательных структур, решающих проблемы повышения квалификации локального и регионального характера. В механизме повышения квалификации приоритетное право должно быть отдано вузам, где, как ни в какой другой отрасли, сохранился кадровый потенциал, способный решить эту задачу.
|
Второе. Подготовка кадрового потенциала с новым мышлением всецело зависит от системы высшей школы, которая испытывает непредвиденные и не спрогнозированные трудности в области централизованного финансирования, управления материальной базой, мотивации профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов. Помимо централизованного финансирования, в расходах на подготовку специалистов любого профиля должны участвовать как предприятия государственного сектора экономики, так и коммерческие организации и акционированные структуры управления, допустим, в размере 1% от прибыли, или ввести плату за подготовленного специалиста в размере стоимости на его подготовку в вузе.
Третье. В целях интеграции подготовки и переподготовки кадров высококвалифицированных специалистов необходимо дополнительное финансирование наших кадров, проходящих обучение, стажировку, повышение квалификации в зарубежных вузах, центрах за рубежом, так как обещанная помощь в этом вопросе со стороны зарубежных стран носит лишь эпизодический характер и не решает сути проблемы.
Четвертое. Для успешного функционирования системы переподготовки и повышения квалификации необходимо разработать типовые учебные программы, адаптированные к региональным особенностям и структурную схему управления этой системой. Больших финансовых затрат на эти цели не потребуется, а результаты могут быть вполне ощутимыми.
|
Пятое. В целях повышения эффективности системы переподготовки и повышения квалификации кадров и усиления взаимосвязи квалификации, а также должностного и профессионального роста требуется разработка корпоративных систем повышения квалификации, которые за годы реформирования экономики прекратили свое функционирование.
Одна из главных проблем деятельности учреждений системы повышения квалификации в современных условиях - опережающее кадровое обеспечение реформы общеобразовательной школы. Обсуждая данную проблему, мы должны исходить из адекватного её понимания. Ибо от этого зависит планирование и развёртывание учебно-методической деятельности учреждений СПК, связанной с массовой переподготовкой кадров. В основе реформы общеобразовательной школы лежат, па наш взгляд, два момента. Во-первых, она проводится в контексте происходящих в последнее десятилетие в мире глобальных образовательных тенденций. В США, странах Западной Европы, а позднее Восточной Европы, СНГ основные трансформационные процессы связаны с системой непрерывного образования, активизацией учебно-познавательной, поисково-исследовательской деятельности учащихся, превращением их в субъектов обучения в рамках гуманистических подходов, ориентацией на творческую деятельность, развитием познавательных и личностных способностей, формированием рефлексивного, критического мышления. Все указанные тенденции в той или иной мере учитываются в подходах и научных разработках по реформе школы и в учреждениях образования Оршанского района.
|
Второй момент связан с дополнительными трудностями, которые испытывают сельские школы - нехватка специалистов
«Главной стратегической целью реформирования образования является, на наш взгляд, реальное обновление его содержания, переход к новому качеству. К средствам достижения этой цели следует отнести:
переход на 12-летнее обучение, которое на основе 5-дневной учебной недели и начала обучения с 6 лет позволит снизить перегрузки детей;
стандартизацию образования, которая даст возможность сохранить единое образовательное пространство и определить систему государственных требований к выпускникам;
гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса, ориентированных на личность ребенка;
использование информационных, компьютерных и др. технологий, отвечающих требованиям завтрашнего дня».
Для организации деятельности СПК следует знать содержательные и технологические аспекты реформирования; на основе этого районным отделом образования планируется работа с управленцами и учителями. В этой связи важны два аспекта: 1) изучение нового содержания образования; 2) освоение педагогами обновленных образовательных технологий. Обновление содержания образования найдёт свое отражение в его базовом, региональном и школьном компонентах, образовательных стандартах, новых учебных планах, учебниках, учебных пособиях.
Современные мировые, региональные тенденции экономического и социально-политического развития, глобальные проблемы человечества, мощный рост информации, развитие компьютерной техники предъявляют требования к выпускнику школы XXI в., его функциональной грамотности и личностным качествам. Принципиально новый уровень общего среднего образования предполагает наряду с освоением культурно-исторического опыта человечества формирование функциональной грамотности учащихся в современном ее понимании: экономической, экологической, правовой, компьютерной, языковой и др.
Структура базисного учебного плана, перечень образовательных областей, номенклатура традиционных предметов, школьные программы позволяют решить лишь вопрос об объеме и характере информации, которую предстоит усвоить детям. Указанные нормативные документы не отвечают и на вопрос: как, в каких деятельностных формах, с помощью каких технологий должно осваиваться информационное содержание образования? Следует акцентировать внимание на диалектике взаимосвязи содержания и технологий. Традиционным в педагогике и частных методиках считается, что в информационном смысле первично содержание. Программа, учебник задают его, а педагог выбирает технологии или методики преподавания и изучения материала, организацию учебно-воспитательного процесса.
Согласно анализу педагогической практики учреждений образования Оршанского района, связанной с активной разработкой и использованием новых образовательных технологий, изложение содержания предмета в учебнике и технологии преподавания неразделимы. Свидетельство тому - история становления системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, где технология обучения во многом определяет и программы, и содержание учебников, и форму представления в них материала. Попытка использовать инновационную технологию обучения приводит к серьёзной переработке содержания, представленного в базовом учебнике, его перекомпоновке и новому представлению при подготовке и проведении уроков.
Для того чтобы иметь возможность работать по какой-либо инновационной технологии, учителю необходим учебник, в котором учебный материал, система заданий соответствовали бы её логике. В противном случае, педагогу приходится самому делать отбор, перепроектирование содержания, подбирать методическое обеспечение, т.е. выполнять функции проектировщика, методиста, технолога.
Ориентация учебно-воспитательного процесса на использование инновационных образовательных технологий, отвечающих гуманистической, личностно ориентированной парадигмам, налагает достаточно жёсткие требования на подготовку учебников и учебных пособий, способы изложения в них материала. В рамках перспективного, личностно - деятельностного подхода к организации образовательного процесса в школе технологии обучения во многом определяют критерии отбора содержания образования и форму его представления в учебниках. В нём тесно переплетаются информация и способы работы с ней; оно превращается в основное средство решения учебно-воспитательных проблем.
«Важнейшая задача, которая сегодня стоит перед системой повышения квалификации, заключается в системной целенаправленной подготовке педагогических кадров республики к освоению образовательных инноваций, направленных на качественное изменение образовательно-воспитательной среды. Прежде всего это связано с гуманизацией, гуманитаризацией учебно-воспитательного процесса, личностно ориентированным подходом к детям.
Для АПО как ведущего учреждения в СПК и для областных ИПК эта задача не является принципиально новой. Курс на подготовку педагогических кадров к разработке и освоению инноваций был взят еще 6 Лет назад. В концепции развития в качестве важнейшего перспективного направления деятельности мы определили подготовку «специалистов по работе с инновациями» и «авторов образовательных проектов». Ежегодно более 80% курсов повышения квалификации в АПО связаны с ознакомлением, изучением и освоением педагогическими и управленческими кадрами инновационных образовательных, воспитательных и управленческих технологий, разработанных в Республике Беларусь.
В созданном компьютерном банке данных, который помещен в сеть Internet, имеются описания передового опыта, тематика курсовых мероприятий по инновационным педагогическим технологиям. Каждый месяц информационный сервер АПО в Internet посещают более 2000 человек.
Программа информатизации сферы последипломного педагогического образования в Беларуси предусматривает создание единой информационной компьютерной сети учреждений СПК как составной части Internet, включающей банки данных о педагогических и управленческих кадрах образования; новых типах учебных заведений; инновационных педагогических технологиях; годовых планах курсов АПО и ОИПК и республиканских мероприятиях в межкурсовой период; сводном аннотированном каталоге изданий всех учреждений СПК республики, а также содержании материалов журнала «Кiраванне у адукацыi». Эта сеть предусматривает возможность компьютерного обмена информацией между АПО и всеми ОИПК.
Вопрос о создании единого информационного пространства в системе последипломного педагогического образования уже обсуждался на совместных совещаниях ректоров ИПК Беларуси и России. Первый конкретный шаг мог бы заключаться в унификации баз данных российской компьютерной программы «Институт» и белорусской «Справочник по учреждениям СПК», в которых собрана информация о них. Было бы полезным создать совместный банк АПК и ПРО и АПО путём обмена информацией.
Важным для ознакомления педагогов с инновационными технологиями мы считаем методическую разработку преподавания школьных учебных курсов или предметов на их основе. Так, в 1999 г. в рамках темы НИР в АПО разработаны варианты обучения естественнонаучным предметам на основе интегральной и модульной технологий.
К.Д. Ушинский считал, что передаваться может не сам опыт, а мысль или идея, лежащая в его основе. Поэтому педагогам нельзя «передать» самую новую и передовую педагогическую технологию, которую он будет транслировать в авторском варианте.
«В этой связи при организации ПК педагогов главный акцент делается не на знакомстве с педагогическими инновациями и автоматическом переносе их в деятельность учителя, а на формировании у него обобщённых обучающих умений, позволяющих самостоятельно осваивать инновационные технологии, а главное, конструировать, создавать собственные технологии с учётом теоретических идей, которые лежат в основе инноваций. Когда не хватает новых учебников, методического и дидактического обеспечения, такой подход считаем наиболее правильным».
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта, собственных научных исследований АПО осуществляет теоретическую разработку и практическую апробацию концептуальной модели повышения квалификации педагогических кадров в условиях подготовки их к освоению инноваций. В рамках этой модели содержание и технологии повышения квалификации ориентированы на формирование у педагогов механизмов собственного не-прерывного личностно-профессионального развития личности. В первую очередь это касается мотивации, направленности и профессионально-педагогических умений самостоятельного освоения образовательных инноваций - как нового содержания образования, так и современных педагогических технологий.
Теоретическими основаниями новых подходов являются четырёхуровневые модели профессиональной компетентности кадров образования инновационного типа, готовых работать в рамках так называемой способностей, а не традиционной знаниевой модели образования. Механизмом её формирования выступает развитая структура мыследеятельности педагогических кадров, связанная с рефлексией, проектным мышлением, самоопределением. Средством развития этих подструктур является организация учебного процесса в активных режимах по анализу педагогических ситуаций, проблематизации деятельности, проектированию решения профессионально-педагогических задач на основе рефлексии педагогами своего труда.
Для широкого внедрения новых подходов в СПК в учреждениях образования Оршанского района применяются комплект учебно-программной документации базовых курсов ПК педагогов, который включает учебные планы и программы трёхэтапной курсовой подготовки кадров, что соответствует 1-й, 2-й и высшей квалификационным категориям учителей. Теоретическая и практическая подготовка слушателей направлена на освоение учителями механизмов развития деятельности, т.е. способностей к осмыслению и проектированию собственного профессионального роста, освоению инновационных образовательных технологий. Конкретную картину изменения уровня квалификации педагогических работников отдела образования Оршанского райисполкома на период от 2003 до 2005 года можно увидеть в приложении №7.
Тем самым создана содержательная основа для разработки областными ИПК трёхуровневых базовых курсов ПК, позволяющих поэтапно подводить педагога к творческому уровню профессиональной работы. По сути, это стандарт последипломного педагогического образования.
Сейчас идёт разработка обновленного содержания ПК, технологий его реализации. В связи с этим возникли две основные проблемы, требующие решения в ближайшей перспективе. Первая - кадровое обеспечение ОИПК и воссоздаваемых районных методкабинетов - основных образовательных структур, организующих курсовую и межкурсовую переподготовку и ПК. Для ее решения подбираются педагогические кадры, способные работать в СПК. АПО продолжает работу по целевой подготовке кадров высшей научной квалификации для ОИПК по их заявкам.
В 2000-2005г. реализуется и планируется на последующие годы система курсов, семинаров, конференций по переподготовке и ПК методистов районных методкабинетов. В своё время в Беларуси было закрыто большинство из них, но сейчас эти образовательные структуры, имеющие важное значение для обеспечения реформы, активно воссоздаются.
Вторая проблема - научно- и учебно-методическое обеспечение реализации АПО новой УПД. До 2010г. разработан перспективный план научно-исследовательской работы по учебно-методическому обеспечению ПК в период реформирования.
Предусматривается ежегодная подготовка и издание тематики и содержания новых лекционных курсов, семинарских и практических занятий, в том числе на базовых и экспериментальных площадках АПО, сценариев организационно - деятельностных и имитационных игр, психолого-педагогических тренингов, видеофильмов и других инновационных форм и технологий организации ПК.
Компьютеризация библиотеки АПО даст возможность слушателям, магистрантам, аспирантам v академии использовать ресурсы Internet как при подготовке к занятиям, так и в написании выпускных, дипломных работ и диссертационных исследований. По согласованию с Министерством образования в академии созданы центр современных педагогических и отдел инновационных технологий в дошкольном образовании, деятельность которых будет направлена на научно-методическое обеспечение, распространение и внедрение последних в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений и школ, а также подготовку кадров.
Академия реализует модели подготовки педагогических коллективов к инновационной деятельности. Подобные курсы проводятся по заявкам учреждений как на плановой, бюджетной основе, так и на хозрасчётной.
Экспериментальные двухгодичные курсы по подготовке к освоению и управлению инновациями проводятся и для директоров школ и заведующих дошкольными образовательными учреждениями. В ходе их ведётся работа по созданию концепций развития возглавляемых ими учреждений, разработке организационно-управленческих программ поэтапной реализации концепций, определяются пути формирования готовности педколлективов школ и дошкольных образовательных учреждений к деятельности на основе разработки и внедрения педагогических инноваций. То же касается и областных ИПК.