Повышение квалификации кадров учреждениями образования Оршанского района




трудовой профессиональный педагог школа

За последние годы стало модным течением, когда значительное количество авторов, оценивая систему повышения квалификации, дают исключительно отрицательную оценку. Так Э. Старобинский в работе «Как управлять персоналом» однозначно утверждает, «что в совдепии вопросу повышения квалификации никогда не придавалось серьезного значения». Трудно согласиться с такой оценкой. Вопрос, очевидно, стоит в оценке эффективности системы повышения квалификации. Тогда возникает вопрос: с чем сравнивает автор? Если с реальной практикой, то сегодня, действительно, никакой системы повышения квалификации не существует - она полностью пришла к развалу. Сейчас вопрос состоит не только в критике ранее действующей системы, а в выработке принципиально новых подходов к решению этой актуальной проблемы. Вместе с тем нельзя не согласиться с автором, что для поддержания знаний на уровне требований современности специалист должен не менее 4-6 часов в неделю уделить изучению последних достижений в области, которой он занимается, так как несоблюдение данного требования приводит к старению полученных знаний на 15-20% ежемесячно. В целях повышения эффективности системы повышения квалификации кадров учреждением образования Оршанского района необходимо разработать механизм управления этим процессом.

Для этого необходимо:

Первое. Возродить в новом качестве и принципиально новыми задачами централизованную систему повышения квалификации менеджеров и других специалистов с одновременным развитием коммерческих образовательных структур, решающих проблемы повышения квалификации локального и регионального характера. В механизме повышения квалификации приоритетное право должно быть отдано вузам, где, как ни в какой другой отрасли, сохранился кадровый потенциал, способный решить эту задачу.

Второе. Подготовка кадрового потенциала с новым мышлением всецело зависит от системы высшей школы, которая испытывает непредвиденные и не спрогнозированные трудности в области централизованного финансирования, управления материальной базой, мотивации профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов. Помимо централизованного финансирования, в расходах на подготовку специалистов любого профиля должны участвовать как предприятия государственного сектора экономики, так и коммерческие организации и акционированные структуры управления, допустим, в размере 1% от прибыли, или ввести плату за подготовленного специалиста в размере стоимости на его подготовку в вузе.

Третье. В целях интеграции подготовки и переподготовки кадров высококвалифицированных специалистов необходимо дополнительное финансирование наших кадров, проходящих обучение, стажировку, повышение квалификации в зарубежных вузах, центрах за рубежом, так как обещанная помощь в этом вопросе со стороны зарубежных стран носит лишь эпизодический характер и не решает сути проблемы.

Четвертое. Для успешного функционирования системы переподготовки и повышения квалификации необходимо разработать типовые учебные программы, адаптированные к региональным особенностям и структурную схему управления этой системой. Больших финансовых затрат на эти цели не потребуется, а результаты могут быть вполне ощутимыми.

Пятое. В целях повышения эффективности системы переподготовки и повышения квалификации кадров и усиления взаимосвязи квалификации, а также должностного и профессионального роста требуется разработка корпоративных систем повышения квалификации, которые за годы реформирования экономики прекратили свое функционирование.

Одна из главных проблем деятельности учреждений системы повышения квалификации в современных условиях - опережающее кадровое обеспечение реформы общеобразовательной школы. Обсуждая данную проблему, мы должны исходить из адекватного её понимания. Ибо от этого зависит планирование и развёртывание учебно-методической деятельности учреждений СПК, связанной с массовой переподготовкой кадров. В основе реформы общеобразовательной школы лежат, па наш взгляд, два момента. Во-первых, она проводится в контексте происходящих в последнее десятилетие в мире глобальных образовательных тенденций. В США, странах Западной Европы, а позднее Восточной Европы, СНГ основные трансформационные процессы связаны с системой непрерывного образования, активизацией учебно-познавательной, поисково-исследовательской деятельности учащихся, превращением их в субъектов обучения в рамках гуманистических подходов, ориентацией на творческую деятельность, развитием познавательных и личностных способностей, формированием рефлексивного, критического мышления. Все указанные тенденции в той или иной мере учитываются в подходах и научных разработках по реформе школы и в учреждениях образования Оршанского района.

Второй момент связан с дополнительными трудностями, которые испытывают сельские школы - нехватка специалистов

«Главной стратегической целью реформирования образования является, на наш взгляд, реальное обновление его содержания, переход к новому качеству. К средствам достижения этой цели следует отнести:

переход на 12-летнее обучение, которое на основе 5-дневной учебной недели и начала обучения с 6 лет позволит снизить перегрузки детей;

стандартизацию образования, которая даст возможность сохранить единое образовательное пространство и определить систему государственных требований к выпускникам;

гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса, ориентированных на личность ребенка;

использование информационных, компьютерных и др. технологий, отвечающих требованиям завтрашнего дня».

Для организации деятельности СПК следует знать содержательные и технологические аспекты реформирования; на основе этого районным отделом образования планируется работа с управленцами и учителями. В этой связи важны два аспекта: 1) изучение нового содержания образования; 2) освоение педагогами обновленных образовательных технологий. Обновление содержания образования найдёт свое отражение в его базовом, региональном и школьном компонентах, образовательных стандартах, новых учебных планах, учебниках, учебных пособиях.

Современные мировые, региональные тенденции экономического и социально-политического развития, глобальные проблемы человечества, мощный рост информации, развитие компьютерной техники предъявляют требования к выпускнику школы XXI в., его функциональной грамотности и личностным качествам. Принципиально новый уровень общего среднего образования предполагает наряду с освоением культурно-исторического опыта человечества формирование функциональной грамотности учащихся в современном ее понимании: экономической, экологической, правовой, компьютерной, языковой и др.

Структура базисного учебного плана, перечень образовательных областей, номенклатура традиционных предметов, школьные программы позволяют решить лишь вопрос об объеме и характере информации, которую предстоит усвоить детям. Указанные нормативные документы не отвечают и на вопрос: как, в каких деятельностных формах, с помощью каких технологий должно осваиваться информационное содержание образования? Следует акцентировать внимание на диалектике взаимосвязи содержания и технологий. Традиционным в педагогике и частных методиках считается, что в информационном смысле первично содержание. Программа, учебник задают его, а педагог выбирает технологии или методики преподавания и изучения материала, организацию учебно-воспитательного процесса.

Согласно анализу педагогической практики учреждений образования Оршанского района, связанной с активной разработкой и использованием новых образовательных технологий, изложение содержания предмета в учебнике и технологии преподавания неразделимы. Свидетельство тому - история становления системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, где технология обучения во многом определяет и программы, и содержание учебников, и форму представления в них материала. Попытка использовать инновационную технологию обучения приводит к серьёзной переработке содержания, представленного в базовом учебнике, его перекомпоновке и новому представлению при подготовке и проведении уроков.

Для того чтобы иметь возможность работать по какой-либо инновационной технологии, учителю необходим учебник, в котором учебный материал, система заданий соответствовали бы её логике. В противном случае, педагогу приходится самому делать отбор, перепроектирование содержания, подбирать методическое обеспечение, т.е. выполнять функции проектировщика, методиста, технолога.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на использование инновационных образовательных технологий, отвечающих гуманистической, личностно ориентированной парадигмам, налагает достаточно жёсткие требования на подготовку учебников и учебных пособий, способы изложения в них материала. В рамках перспективного, личностно - деятельностного подхода к организации образовательного процесса в школе технологии обучения во многом определяют критерии отбора содержания образования и форму его представления в учебниках. В нём тесно переплетаются информация и способы работы с ней; оно превращается в основное средство решения учебно-воспитательных проблем.

«Важнейшая задача, которая сегодня стоит перед системой повышения квалификации, заключается в системной целенаправленной подготовке педагогических кадров республики к освоению образовательных инноваций, направленных на качественное изменение образовательно-воспитательной среды. Прежде всего это связано с гуманизацией, гуманитаризацией учебно-воспитательного процесса, личностно ориентированным подходом к детям.

Для АПО как ведущего учреждения в СПК и для областных ИПК эта задача не является принципиально новой. Курс на подготовку педагогических кадров к разработке и освоению инноваций был взят еще 6 Лет назад. В концепции развития в качестве важнейшего перспективного направления деятельности мы определили подготовку «специалистов по работе с инновациями» и «авторов образовательных проектов». Ежегодно более 80% курсов повышения квалификации в АПО связаны с ознакомлением, изучением и освоением педагогическими и управленческими кадрами инновационных образовательных, воспитательных и управленческих технологий, разработанных в Республике Беларусь.

В созданном компьютерном банке данных, который помещен в сеть Internet, имеются описания передового опыта, тематика курсовых мероприятий по инновационным педагогическим технологиям. Каждый месяц информационный сервер АПО в Internet посещают более 2000 человек.

Программа информатизации сферы последипломного педагогического образования в Беларуси предусматривает создание единой информационной компьютерной сети учреждений СПК как составной части Internet, включающей банки данных о педагогических и управленческих кадрах образования; новых типах учебных заведений; инновационных педагогических технологиях; годовых планах курсов АПО и ОИПК и республиканских мероприятиях в межкурсовой период; сводном аннотированном каталоге изданий всех учреждений СПК республики, а также содержании материалов журнала «Кiраванне у адукацыi». Эта сеть предусматривает возможность компьютерного обмена информацией между АПО и всеми ОИПК.

Вопрос о создании единого информационного пространства в системе последипломного педагогического образования уже обсуждался на совместных совещаниях ректоров ИПК Беларуси и России. Первый конкретный шаг мог бы заключаться в унификации баз данных российской компьютерной программы «Институт» и белорусской «Справочник по учреждениям СПК», в которых собрана информация о них. Было бы полезным создать совместный банк АПК и ПРО и АПО путём обмена информацией.

Важным для ознакомления педагогов с инновационными технологиями мы считаем методическую разработку преподавания школьных учебных курсов или предметов на их основе. Так, в 1999 г. в рамках темы НИР в АПО разработаны варианты обучения естественнонаучным предметам на основе интегральной и модульной технологий.

К.Д. Ушинский считал, что передаваться может не сам опыт, а мысль или идея, лежащая в его основе. Поэтому педагогам нельзя «передать» самую новую и передовую педагогическую технологию, которую он будет транслировать в авторском варианте.

«В этой связи при организации ПК педагогов главный акцент делается не на знакомстве с педагогическими инновациями и автоматическом переносе их в деятельность учителя, а на формировании у него обобщённых обучающих умений, позволяющих самостоятельно осваивать инновационные технологии, а главное, конструировать, создавать собственные технологии с учётом теоретических идей, которые лежат в основе инноваций. Когда не хватает новых учебников, методического и дидактического обеспечения, такой подход считаем наиболее правильным».

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта, собственных научных исследований АПО осуществляет теоретическую разработку и практическую апробацию концептуальной модели повышения квалификации педагогических кадров в условиях подготовки их к освоению инноваций. В рамках этой модели содержание и технологии повышения квалификации ориентированы на формирование у педагогов механизмов собственного не-прерывного личностно-профессионального развития личности. В первую очередь это касается мотивации, направленности и профессионально-педагогических умений самостоятельного освоения образовательных инноваций - как нового содержания образования, так и современных педагогических технологий.

Теоретическими основаниями новых подходов являются четырёхуровневые модели профессиональной компетентности кадров образования инновационного типа, готовых работать в рамках так называемой способностей, а не традиционной знаниевой модели образования. Механизмом её формирования выступает развитая структура мыследеятельности педагогических кадров, связанная с рефлексией, проектным мышлением, самоопределением. Средством развития этих подструктур является организация учебного процесса в активных режимах по анализу педагогических ситуаций, проблематизации деятельности, проектированию решения профессионально-педагогических задач на основе рефлексии педагогами своего труда.

Для широкого внедрения новых подходов в СПК в учреждениях образования Оршанского района применяются комплект учебно-программной документации базовых курсов ПК педагогов, который включает учебные планы и программы трёхэтапной курсовой подготовки кадров, что соответствует 1-й, 2-й и высшей квалификационным категориям учителей. Теоретическая и практическая подготовка слушателей направлена на освоение учителями механизмов развития деятельности, т.е. способностей к осмыслению и проектированию собственного профессионального роста, освоению инновационных образовательных технологий. Конкретную картину изменения уровня квалификации педагогических работников отдела образования Оршанского райисполкома на период от 2003 до 2005 года можно увидеть в приложении №7.

Тем самым создана содержательная основа для разработки областными ИПК трёхуровневых базовых курсов ПК, позволяющих поэтапно подводить педагога к творческому уровню профессиональной работы. По сути, это стандарт последипломного педагогического образования.

Сейчас идёт разработка обновленного содержания ПК, технологий его реализации. В связи с этим возникли две основные проблемы, требующие решения в ближайшей перспективе. Первая - кадровое обеспечение ОИПК и воссоздаваемых районных методкабинетов - основных образовательных структур, организующих курсовую и межкурсовую переподготовку и ПК. Для ее решения подбираются педагогические кадры, способные работать в СПК. АПО продолжает работу по целевой подготовке кадров высшей научной квалификации для ОИПК по их заявкам.

В 2000-2005г. реализуется и планируется на последующие годы система курсов, семинаров, конференций по переподготовке и ПК методистов районных методкабинетов. В своё время в Беларуси было закрыто большинство из них, но сейчас эти образовательные структуры, имеющие важное значение для обеспечения реформы, активно воссоздаются.

Вторая проблема - научно- и учебно-методическое обеспечение реализации АПО новой УПД. До 2010г. разработан перспективный план научно-исследовательской работы по учебно-методическому обеспечению ПК в период реформирования.

Предусматривается ежегодная подготовка и издание тематики и содержания новых лекционных курсов, семинарских и практических занятий, в том числе на базовых и экспериментальных площадках АПО, сценариев организационно - деятельностных и имитационных игр, психолого-педагогических тренингов, видеофильмов и других инновационных форм и технологий организации ПК.

Компьютеризация библиотеки АПО даст возможность слушателям, магистрантам, аспирантам v академии использовать ресурсы Internet как при подготовке к занятиям, так и в написании выпускных, дипломных работ и диссертационных исследований. По согласованию с Министерством образования в академии созданы центр современных педагогических и отдел инновационных технологий в дошкольном образовании, деятельность которых будет направлена на научно-методическое обеспечение, распространение и внедрение последних в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений и школ, а также подготовку кадров.

Академия реализует модели подготовки педагогических коллективов к инновационной деятельности. Подобные курсы проводятся по заявкам учреждений как на плановой, бюджетной основе, так и на хозрасчётной.

Экспериментальные двухгодичные курсы по подготовке к освоению и управлению инновациями проводятся и для директоров школ и заведующих дошкольными образовательными учреждениями. В ходе их ведётся работа по созданию концепций развития возглавляемых ими учреждений, разработке организационно-управленческих программ поэтапной реализации концепций, определяются пути формирования готовности педколлективов школ и дошкольных образовательных учреждений к деятельности на основе разработки и внедрения педагогических инноваций. То же касается и областных ИПК.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: