Основываясь на блочно-модульных принципах построения современных компьютерных систем управления электроприводами технологических агрегатов и комплексов как в части технических, так и в части программных и алгоритмических средств, структурную схему системы управления можно представить в виде трехуровневой иерархической схемы (рис. 13.6).
1-РВЭМС 2-РВЭП
Рис.13.6
Первый - нижний уровень содержит взаимосвязанную электромагнитную подсистему (ВЭП), входными переменными которой являются сигналы управления различными полупроводниковыми преобразователями, а выходными N - электромагнитные моменты (силы) электродвигателей. Второй уровень содержит взаимосвязанную механическую подсистему (ВМП), имеющую обратные связи с ВЭП по цепям электромагнитной индукции. Выходными переменными ВМП являются переменные q, характеризующие движения механизмов (линейные и угловые перемещения, скорости, упругие силы и моменты). Подсистемы ВМП и ВЭП, рассматриваемые совместно, образуют взаимосвязанную электромеханическую систему (ВЭМС). Третий уровень содержит функциональную подсистему (ФП), обеспечивающую формирование показателей качества технологического процесса. Эти показатели являются выходными переменными технологического объекта (ТО). Для каждой из подсистем, возможно, рассматривать соответствующие им регуляторы: РВЭП, РВЭМС, РТО, находящиеся в межуровневой подчиненности в комплексе управлений (КУ) взаимосвязанной системы аналогично тому, как это имеет место в технологическом объекте управления. Подсистемы каждого уровня содержат информационные средства (ИС) и идентификаторы (ИД), формирующие необходимую информацию для процесса управления на каждом уровне и в системе управления в целом. Системы управления каждого уровня в общем случае представляют собой адаптивные системы, осуществляющие адаптацию через модули адаптивного управления (МАУ) в соответствии с эталонными моделями процессов управления в электромагнитной, электромеханической системах управления (ЭМ ЭСУ, ЭМ ЭМСУ) и в системе управления технологическим объектом в целом (ЭМ СУ ТО).
Функции адаптации используются в режимах наладки каждой из подсистем и рабочего функционирования в соответствии с изменением параметров и воздействий. Эталонные модели могут содержать как математические описания объекта или системы, так и обобщенные показатели нормированных динамических характеристик, в соответствии с которыми выполняется автоматическая настройка подсистем и системы управления в целом на оптимальные режимы.
Управления взаимосвязанными электромагнитными переменными имеет место при управлении электродвигателями постоянного и переменного тока, так как необходимо осуществить независимое управление электромагнитным моментом и потоком. Значительно более разнообразными могут быть варианты взаимосвязей в том случае, когда много электродвигателей и управляемых полупроводниковых преобразователей составляют сложную единую систему электропривода технологического комплекса. Применяются системы с параллельным и последовательным включением управляемых преобразователей, с параллельным и последовательным включением электродвигателей. Широкое распространение находят системы электроприводов с групповыми источниками питания. В качестве источника питания используется неуправляемый выпрямитель с фильтром. Рекуперация энергии в таких системах происходит с двигателя на двигатель. В случае необходимости рекуперации энергии в сеть применяются либо дополнительно к неуправляемому выпрямителю инвертора, либо реверсивные выпрямители совместно с фильтрокомпенсирующими устройствами.
Базой для математического описания электромагнитных подсистем является теоретическая электротехника и, в частности, уравнения Кирхгофа и Максвелла, а при наличии эквивалентных схем, адекватных физическим процессам, теория линейных и нелинейных электрических цепей.
Агрегаты и комплексы, предназначенные для обработки и перемещений ленточных материалов, роботы, манипуляторы, металлообрабатывающие станки, прессы и другие объекты имеют взаимосвязанные многомассовые механические подсистемы, управление которыми осуществляется много двигательными электроприводами. Если исходить из предположения, что взаимосвязь механической и электромагнитной подсистем оказывается слабой (по существу это предположение связано с оценкой влияния обратных связей по ЭДС двигателей на динамику сепаратных систем управления), то механическая подсистема может рассматриваться независимо от электромагнитной подсистемы.
Базой для математического описания механической подсистемы является теоретическая механика и, в частности, уравнения Лагранжа и Ньютона. Для механической подсистемы произвольного вида можно через уравнения Лагранжа получить систему дифференциальных уравнений и механические модели.
В соответствии с этим можно определить динамические свойства подсистемы с учетом обратных связей по механическим переменным. В качестве примера на рис. 13.7 показаны механические модели многомассовых подсистем с контурами регулирования обобщенных координат и упругих сил для цепочной (рис. 13.7, а), разветвленной (рис. 13.7, б) и разветвленно-кольцевой (рис. 13.7, в) структур.
![]() |
Применением электроприводных узлов в сложных многомассовых механических подсистемах добиваются новых соотношений параметров и обеспечивают активное влияние на колебания звеньев системы. На этой базе в настоящее время сложилось новое направление в теоретической и прикладной механике, которое именуется активной или адаптивной механикой.
Математическое описание функциональных подсистем содержит описания физических процессов, характерных для той или иной технологии.
Следует подчеркнуть, что именно управление технологическими переменными диктует необходимость управления механическими переменными, а через них и управления электромагнитными переменными. В соответствии с этим и устанавливаются виды оценок показателей качества управления переменными каждого уровня.
В наиболее общем виде описание каждой из подсистем может быть выполнено в виде системы нелинейных дифференциальных уравнений
х(t) = F(х, u, f, t) (13.1)
или
х(t) = А(х, t)х +B(х, t)u + D(х, t)f, (13.2)
у = с(х, t)х,
где А(х,t), В(х,t), D(х,t) - матрицы соответственно состояния, управления и возмущения; С(х,t) - масштабная матрица;x,u,f,у - векторы соответственно переменных состояния, управления, возмущения, измеряемых переменных.
Разработку алгоритмов управления электроприводами технологических объектов разного производственного назначения выполняют, как правило, с учетом двух важнейших оценок качества:
- быстродействия (с учетом ограничений на потребляемую мощность) и, связанной с ним производительностью;
- интегральной квадратичной оценки ошибок управления и, связанным с ней, качеством технологического процесса. Достижение положительных результатов по второй оценке предопределяет, с учетом энергетических ресурсов, и положительный результат по первой оценке.
![]() |
Методы формального синтеза алгоритмов управления взаимосвязанными системами и сложности, возникающие при этом, достаточно хорошо освещены в литературе по теории управления. Структура системы управления каждого уровня может быть представлена в виде, показанном на рис. 13.8,a, где F, М, R - соответственно математические модели объекта, наблюдателя и регулятора.
Управление осуществляется по полному вектору переменных состояния каждого уровня. В [13.2] дан анализ методов синтеза оптимальных алгоритмов управления локальными и взаимосвязанными
системами и с позиции синергетической теории управления разработаны новые подходы к синтезу регуляторов в соответствии с оптимизирующими функционалами вида
, (13.3)
где - агрегированная макропеременная, представляющая собой некоторую произвольную дифференцируемую или кусочно-непрерывную функцию фазовых координат
,
;
; - управляющее воздействие на объект;
,
-весовые коэффициенты.
С единых позиций синтезируются алгоритмы управления локальными и взаимосвязанными объектами в режимах малых и больших отклонений переменных. На основе процедур агрегирования (получение из исходной модели эквивалентной ей модели с меньшим количеством переменных) и аттрактации (организации притягивающих множеств в фазовом пространстве) синтезируются алгоритмы управления, соответствующие условию (13.3) и обеспечивающие оптимальность по быстродействию и точности.
В теории и практике управления взаимосвязанными электромеханическими системами сложилось направление, в котором редко используются формальные процедуры оптимального синтеза одномерных или многомерных регуляторов по тем или иным критериям. Чаще стремятся получить нормированные динамические процессы на основе типовых алгоритмов управления при малых и больших изменениях переменных, учитывая всю совокупность физических особенностей технических средств, на базе которых реализуется электромеханическая система. Для автономных систем при малых изменениях переменных это широко известные в методах каскадного (подчиненного) управления настройки контуров регулирования на “оптимум по модулю” (ОМ), “симметричный оптимум” (СО), а в методах модального управления - стандартные распределения корней характеристических полиномов. Такие настройки соответствуют стабилизирующим и следящим (контурным) режимам работы систем, а также режимам параболических, треугольных и трапецеидальных движений, характерных для больших изменений переменных и соответствующих пусковым, тормозным, циклическим, программно-логическим режимам работы систем электроприводов. Последнее реализуется путем формирования соответствующих программных заданий на входы систем управления с использованием или без использования ограничений переменных регуляторов. Оптимизация динамических процессов при больших изменениях переменных осуществляется при условии оптимизации динамических процессов при малых изменениях переменных.
Методы оптимизации автономных систем можно органично перенести и на взаимосвязанные системы. Но одновременно следует решать задачу декомпозиции взаимосвязанной системы. В общем случае для системы, содержащей т сепаратных систем и обеспечивающей регулирование т выходных переменных, можно получить матрицу оценок регулируемых переменных
,
.
Формально декомпозиция обеспечивается при реализации условий диагональной доминантности матрицы J, т.е.
, (13.4)
где - диагональный элемент матрицы;
,
- сумма недиагональных элементов строки матрицы оценок.
Обобщенная оценка может быть записана в этом случае в виде
, (13.5)
где - весовой коэффициент оценки каждой регулируемой переменной, учитывающей ее вклад в формирование показателей качества технологического процесса.
Рассматривая малые отклонения переменных, в качестве можно использовать интегральную квадратичную оценку (ИКО), при которой ошибка i-й переменной записывается в виде
,(13.6)
где - весовые коэффициенты;
и т.д.
При использовании ИКО во взаимосвязанных системах минимизация матрицы J приводит к реализации условия (13.4). А это соответствует декомпозиции системы, т.е. превращению взаимосвязанных сепаративных систем в квазиавтономные системы. Исключение для электромеханических систем составляют системы электрической синхронизации, в которых предусматривается применение перекрестных связей для синхронизации движений механизмов при действии возмущений.
Декомпозиция взаимосвязанной электромеханической системы может быть формально обеспечена применением многомерного регулятора, синтезируемого методами модального управления. Но более практичной является динамическая декомпозиция, обеспечиваемая, выражаясь языком синергетической теории управления, организацией притягивающих множеств в фазовом пространстве переменных. В электромеханических системах т притягивающих множеств могут быть образованы в т сепаратных системах, синтез алгоритмов управления которыми выполняется не только по фазовым переменным, но и по обобщенным переменным, существенно влияющим на динамику системы. Такими переменными являются частоты коммутации широтно-импульсных модуляторов управляемых полупроводниковых преобразователей, собственные частоты колебаний механизмов, полосы пропускания или частоты среза сепаратных систем.
Положительные результаты такого подхода в электромеханических системах определяются следующим:
1. Условие регулирования электромагнитных и механических переменных, как правило, диктуется регулированием технологических переменных. Их виды, методы оптимизации и возможности хорошо известны из исследований автономных систем. Они составляют основу сепаратных систем.
2. Развитие управляемых полупроводниковых преобразователей идет по пути широкого применения ШИМ с частотами коммутации до 10 - 15 кГц, что создает потенциальные возможности для расширения полос пропускания систем.
3. Тенденция к упрощению механических передач, переходу к безредукторным электроприводам и мехатронным модулям приводит к существенному повышению собственных частот колебаний механической подсистемы, а, следовательно, и расширению полос пропускания систем управления. Авторами выполнен анализ большого числа взаимосвязанных электромеханических систем разного производственного назначения, из которого следует:
1. Перекрестные связи объектов, как правило, являются обратными перекрестными связями
(см. рис. 13.8,б). Отдельные прямые связи легко преобразуются к обратным в соответствии с известными методиками.
2. Перекрестные связи объектов образуются линейными и нелинейными элементарными динамическими звеньями вида:
,
, где р=d/dt.
3. Прямые связи объектов образуются элементарными динамическими звеньями вида:
,
,
,
Варьирование в широких пределах частот среза сепаратных систем за счет применения соответствующих технических средств позволило выполнить исследования динамических процессов систем по управляющим и возмущающим воздействиям и установить границы в соотношении параметров звеньев
, и
матриц Н и L (см. рис. 13.8 б), при которых выполняется декомпозиция системы управления и сепаратные системы можно рассматривать квазиавтономными. При этом предполагалось, что управление выполняется по измеряемым переменным.
Оценка ИКО для типовых вариантов настроек сепаратных контуров выполнялась в соответствии с условиями (13.6). При ОМ и функционале (13.6) имеем: , а при СО: r=3;
. Как известно, ОМ дает минимальную ИКО при управляющих воздействиях, а СО - при возмущающих воздействиях.
Результаты исследований двухсвязной системы приведены в табл. 13.1, где из граничные значения относительных коэффициентов перекрестных связей для разных частот среза сепаратных систем:
при
;
при
;
, при
. Интегральная квадратичная оценка для разных частот среза нормировалась в виде
. Оптимальное значение
в этом случае оставалось неизменным при
.
Для ОМ , для СО
. Значения постоянных времени
принимались равными:
,
.
Под граничным значением коэффициента понималось такое значение, при котором
увеличивалось на 5% относительно оптимального значения. Для случая 1А табл. 13.1 это иллюстрируется зависимостями
для двух вариантов оптимизации (рис.13.9, а).
На графиках отмечены граничные значения для ОМ. На рис. 13.9,б, показаны зависимости
для случаев
,
.
Таблица 13.1
![]() | ![]() | ||||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||||
А | k | ОМ | |||||||||||
СО | — | — | — | — | — | — | |||||||
Б |
![]() | ОМ | Т, с | 0,1 0,01 0,001 | 750 750 750 | ||||||||
СО | Т, с | 0,1 0,01 0,001 | — | — | — | — | — | — | |||||
В |
![]() | ОМ | Т, с | 0,1 0,01 0,001 | 60 150 | 0,1 0,3 0,5 | 0,1 0,3 0,5 | 0,15 0,3 0,5 | 0,1 0,25 0,3 | 0,1 0,25 0,3 | 0,1 0,3 0,35 | ||
СО | Т, с | 0,1 0,01 0,001 | 80 150 | ||||||||||
Г | kp | OM | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,001 | 0,001 | 0,001 | ||
СО | — | — | — | — | — | — |
![]() |
С некоторыми изменениями полученные соотношения распространяются и на трех- и более связные сепаратные системы. По полученным данным можно выполнить оценку степени взаимосвязей сепаратных систем и решить вопрос о синтезе взаимосвязанной системы методами подчиненного или модального управления.
На каждом уровне взаимосвязанной системы управления синтез алгоритмов управления может быть выполнен автономно с учетом представления математической модели нижнего уровня в эквивалентном упрощенном виде аналогично тому, как это делается при синтезе контуров регулирования автономных систем каскадного (подчиненного) управления.
Оптимизация взаимосвязанной системы по ИКО с использованием редуцированных наблюдателей и многомерных регуляторов, содержащих элементы собственных каналов и перекрестных связей, в виде регуляторов состояния или модальных регуляторов одновременно приводит к декомпозиции системы. Это обстоятельство сразу может быть принято во внимание при синтезе алгоритмов управления, вовлекая в этот синтез не только параметры регуляторов, но и параметры объектов управления.
Особым и распространенным случаем взаимосвязей электромеханических систем являются взаимосвязи через технологические агрегаты, которые объединяются упругим обрабатываемым материалом. Это характерно для станов холодной прокатки, бумагоделательных машин, кордных линий и других объектов. В таких системах условие декомпозиции может быть установлено из анализа соотношений собственных частот упругих колебаний механической подсистемы с частотами среза сепаратных систем управления
.