Разнообразными могут быть варианты взаимосвязей в том случае, когда несколько электродвигателей и несколько управляемых полупроводниковых преобразователей составляют сложную единую систему электропривода промышленной установки. Применяются системы с параллельным и последовательным включением управляемых преобразователей и электродвигателей. Рассмотрим некоторые варианты таких систем на примере электроприводов постоянного тока.
Параллельное и последовательное включение управляемых преобразователей применяется как для увеличения мощности, так и для реализации двухканального управления. Во втором случае используется включение мощного преобразователя с ограниченным быстродействием совместно с маломощным быстродействующим преобразователем.
При параллельном включении преобразователей, работающих на один двигатель, динамические процессы описываются следующими уравнениями:
;
; (13.7)
,
,
,
при последовательном соединении - уравнениями
,
,
(13.8)
В уравнениях (13.7), (13.8) обозначены: ,
,
,
,
,
,
,
- ЭДС, токи, сопротивления и индуктивности преобразователей. Остальные обозначения известны.
Параллельное и последовательное включение электродвигателей, управляемых от полупроводниковых преобразователей, применяется для синхронизации электродвигателей по скорости, увеличения мощности электроприводов, выравнивания моментов. При параллельном включении, например двух электродвигателей, работающих от одного управляемого преобразователя, динамические процессы описываются уравнениями
(13.9)
,
,
;
;
.
При последовательном включении двух электродвигателей вместо первых двух уравнений системы (13.9) имеем:
. (13.10)
Остальные уравнения остаются прежними.
На основании рассмотренных вариантов математических описаний систем электроприводов можно составить математическое описание динамических процессов во взаимосвязанных электромагнитных цепях для более сложных вариантов, например, когда управление несколькими электродвигателями происходит от нескольких преобразователей.
В системах электроприводов, рассмотренных выше, предусматривается управление только по якорным цепям. Однако при групповом управлении несколькими электродвигателями от общего преобразователя, кроме одновременного управления скоростью всех электродвигателей путем изменения напряжения якорных цепей, возникает необходимость также и в управлении скоростью отдельных электродвигателей. В этом случае применяют управление электродвигателями по цепи якоря и по цепи возбуждения. По цепи якоря осуществляется общее управление, по цепи возбуждения — автономное. Одновременное управление электродвигателями по двум цепям происходит в замкнутых системах управления.
Пример такой системы управления трехдвигательным электроприводом, выполненной по принципам подчиненного управления, показан на рис. 13.10, а. Пояснения по принципу построения системы управления изложены [13.1].
Эквивалентная схема электромагнитной подсистемы с учетом контуров регулирования токов и напряжений показана на рис. 13.10, б. Взаимосвязь электромагнитных контуров приводов осуществляется через общий управляемый источник питания. Динамическая декомпозиция осуществляется путем придания контурам регулирования напряжения или тока
требуемых динамических свойств.
Рассмотрим математическое описание динамических процессов в электромагнитных цепях такой системы электропривода. Для якорных цепей электродвигателей имеем:
;
;
;
; (13.11)
;
;
;
;
;
.
![]() |
Аналогично для цепей возбуждения:
;
;
;
;
;
; (13.12)
;
;
,
где - соответственно ЭДС возбудителя, ток, сопротивление, индуктивность и поток цепи возбуждения; i = 1, 2, 3,
- значение индуктивности при номинальном потоке
;
- функциональные зависимости, отражающие нелинейность намагничивания.
Если управление электродвигателями происходит при изменении потоков в области номинальных значений (а такое предположение оправдано тем, что регулирование скорости в большом диапазоне происходит за счет изменений напряжения общего преобразователя), можно записать уравнение цепей возбуждения без учета нелинейностей намагничивания в следующем виде:
;
;
;
;
;
Если управление электромагнитными переменными системы (токами, потоками, напряжениями) выполняется по известному в электроприводе принципу подчиненного управления, то структурная схема подсистемы управления примет вид, показанный на рис.13.11, здесь
;
;
.
При этом структурная схема электромагнитной системы многодвигательного электропривода составлена по уравнениям (13.11) и (13.12). Как и в предыдущих схемах, передаточные коэффициенты датчиков приняты равными единице и индексом “3” обозначены заданные значения переменных. В системе управления выполняется компенсация всех нелинейностей и изменений параметров контуров за счет включения блоков деления, умножения и “обратных” нелинейностей. Звено с передаточной функцией является инерционным звеном, которое необходимо для динамической развязки контуров регулирования с цепями, выполняющими статическую компенсацию изменений параметров контуров. Общие положения по расчету регуляторов такой системы и способам компенсации нелинейностей изложены в [13.1]. Если управление
![]() |
потоком происходит в малых пределах относительно его номинального значения, то структурная схема части системы управления по цепям возбуждения упростится. Один канал части такой системы показан на рис. 13.12, где


Разумеется, что существенное упрощение системы можно получить, если выполнить ее линеаризацию. Следует отметить, что при использовании средств компенсации нелинейностей, линеаризация системы не зависит от выбора начальных значений параметров и переменных. Систему управления можно считать квазилинейной во всем диапазоне регулирования переменных, а учитываться должны только нелинейности в виде ограничений переменных.
На основании структурной схемы линеаризованной системы управления можно выполнить анализ взаимосвязей контуров регулирования, выявить условие, при которых эти взаимосвязи окажутся слабыми, и выполнить синтез параметров сепаратных систем управления.
Существующая взаимосвязь электромагнитных цепей через общую сеть питания не рассматривается при описании их различных видов. Влияние этой взаимосвязи на динамику системы электропривода, как правило, оказывается слабой для промышленных систем, но может оказаться весьма существенной для систем, питание которых осуществляется от автономных источников энергии.