Французский утопический коммунизм




Морелли (около 1715—?) — французский просветитель. Главная книга Морелли — "Кодекс природы, или истинный дух ее законов" (1755 г.) "Кодекс природы" содержит теоретическое обоснование строя, основанного на общественной собственности, и конспект проекта конституции будущего общества: "Образец законодательства, согласного с намерениями природы".

Морелли изображает естественное состояние как золотой век, когда люди подчинялись только законам природы, предписывающим общность имуществ и всеобщую обязательность труда. Обществом управляли отцы семей, ведавшие организацией труда и воспитанием. Из-за роста населения, переселений и т.п. люди столкнулись с трудностями, для преодоления которых достаточно было урегулировать права и обязанности каждого члена общества, распределить между ними занятия, взаимную помощь и пользование движимыми вещами. Вместо этого кто-то когда-то разделил имущество. Учреждение частной собственности "перевернуло вверх дном законы природы", исказило страсти людей, породило жадность. Возникла "всеобщая чума — частный интерес — эта изнурительная болезнь всякого общества". В результате для подчинения людей порядку пришлось издать великое множество "жестоких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться".

Поэтому первый "основной и священный "закон будущего общества гласит: "В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий или для своего повседневного труда". К "основным и священным" относятся также законы, определяющие право и обязанность каждого гражданина трудиться "сообразно своим силам, дарованиям и возрасту", право получать прокормление и содержание на общественный счет. Кроме "основных и священных" в "Кодексе природы" содержатся законы распределительные, или хозяйственные, земельные, об общих порядках, о роскоши, о форме правления, о воспитании, о научных занятиях, о наказаниях и др. (всего 118 законов).

Государство организуется как орудие осуществления законов природы, т.е. лишь как власть исполнительная и наблюдательная. Поскольку законы природы едины для всего человечества, "будет только одна конституция, только один правительственный механизм под разными названиями". Возможна демократия отцов семейств. Соблюдение и исполнение законов природы в большем порядке и с большей скоростью, писал Морелли, обеспечивается в "аристократии" (правительство мудрецов, назначенное народом).

Особенность государственного устройства в том, что все должности замещаются "по очереди" — освободившуюся должность занимает (на год или пожизненно) тот из состоящих на предшествующей должности, чья очередь подошла (отец семейства становится главой трибы, глава трибы — начальником города и т.д

Наиболее тяжкими преступлениями признаются убийство, а равно попытка "посредством интриги либо иным путем уничтожить священные законы с целью ввести проклятую собственность". Виновный заключается "на всю жизнь, как буйный помешанный и враг человечества, в построенную на кладбище пещеру".

Менее тяжкие преступления (неповиновение должностным лицам или родителям, оскорбление словом или действием) должны караться тюремным заключением от одного дня до нескольких лет. В числе наказаний — лишение права занимать определенные должности на время или навсегда. Труд как средство исправления не применяется; напротив, легкие упущения или неаккуратность могут наказываться лишением всякого занятия на несколько часов или дней, "дабы праздностью же наказать праздность".

Учение Морелли оказало значительное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. Ряд идей Морелли развивал Мабли. Затем на "Кодекс природы" ссылались Бабёф и другие участники "Заговора во имя равенства" . Учение Морелли повлияло и на идеи коллективистов и коммунистов Франции первой половины XIX в., особенно на книгу Э. Кабэ "Путешествие в Икарию".

Американский федерализм

События американской революции и образования США политические деятели рассматривали через призму грандиозного общественного эксперимента по установлению республиканского строя на обширной территории, на основе заключения общественного договора, позволяющего реализовать естественные права человека. Будучи согласными в этих идеях, деятели американской революции различались подходами к обеспечению независимости США.

Томас Пейн (1737—1809) первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) — наиболее известном его произведении — показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным автором которой был Томас Джефферсон (1743—1826), ставший после образования США их третьим президентом,

Общественный договор, по Пейну, — не фиктивное соглашение, имевшее место в неопределенном прошлом. Это продолжающееся со­глашение, которое вновь подтверждается каждым новым поколением и выражается в конституции.

I Континентального конгресса (1774 г.). Создание великой Американской Системы, которой защитит честь человечества и научит умеренности Европу.

Лидер республиканцев, автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон, излагал свои взгляды в переписке:

– в мире существует право независимо от силы;

– «Мы созданы для самих себя.. Ничто другое не способно столь далеко увести нас от этой свободы, как утверждение мнения о том, что государство имеет вечное и бесконечное право требовать услуг и службы от всех своих граждан» (с 28)

– «Суть нашего эксперимента – показать, можно ли доверить человеку управлять самим собой»

– «Каждый человек и каждая общность людей, живущих на земле, обладает правом на самоправление» (с. 29)

– каждое последующее поколение людей не связано обязательствами и законами предшествующих поколений и имеет право свободной воли создавать свои собственные законы, логоворы и установления (как и подтверждать прежние» (с. 33)

– истинное назначение законодателей: утверждать и обеспечивать исполнение только наших естественных прав и обязанностей, ничего из них нас не лишая (с. 35)

– «Дерево свободы необходимо поливать время от времени кровью тиранов и патриотов. Это его естественное удобрение» (с. 40)

– «… Чтобы дело свободы не было проиграно, я скорее согласился бы увидеть полмира опустошенным; даже если бы в каждой стране уцелели только Адам и Ева, но были бы свободными, это было бы лучше, чем то, что есть сейчас» (с. 41)

– «Нашим первым и фундаментальным принципом должно быть: никогда не ввязываться в ссоры и схватки Европы. Вторым принципом: никогда не позволять Европе вмешиваться в межамериканские дела. Америка, Северная и Южная, имеет комплекс интересов, отличных от интересов Европы, которые составляют особенность Америки. У нее по этой причине должна быть создана своя собственная система отношений, отдельная и обособленная от европейской. В то время как Европа стремится стать местом постоянного прибежища деспотизма, мы должны уверенно стремиться к тому, чтобы в нашем полушарии царила свобода». (С. 235)

Предметом полемики стало конфедеративное устройство США. Состоявшийся в 1787 г. конвент принял Конституцию США, принципы которой федералисты в течение года разъясняли в серии газетных статей под названием «Федералист» (всего вышло 85 статей). Ведущим теоретиком федерализма был Александр Гамильтон, Александр Гамильтон (1757—1804) сподвижник Д. Вашингтона. будучи членом Конституционного конвента принимал деятельное участие в разработке Конституции США 1787 г. Среди федералистов — сторонников Гамильтона нужно отметить и других активных участников Войны за независимость, II Континентального конгресса и Конституционного конвента — Д. Адамса (второй президент США), Дж. Мэдисона (основной автор Билля о правах и четвертый президент США, правда, перешедший от федералистов к антифедералистам), Дж. Джея (председателя Верховного суда).

В первой статье от 27.10.1787 г. Гамильтон поставил вопрос: «…Народу нашей страны суждено своим поведением и примером решить важнейший вопрос: способны ли сообщества людей в результате раздумий и по собственному выбору действительно учреждать хорошее правление или они навсегда обречены волей случая или насилия получать свои политические конституции». Далее он доказывал большую эффективность федерации с единой армией по сравнению с конфедераций, используя: исторические примеры неэффективности конфедераций, апеллируя к экономии затрат на оборону за счет ликвидации внутренних границ;

Конституционное устройство английской монархии Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конституции США. Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять "произвольные решения". Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать членов Верховного суда независимыми и пожизненными, а назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом. Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом.

Теория «естественной аристократии» Джон Адамса (1735—1826). Республика отличается от чистой демократии представительным правлением. Народных войн было почти столько, сколько королевских. Люди по своей природе общительны даже в самых при­митивных условиях. Природа явно предназначила их для жизни в об­ществе. Поэтому люди наделены страстями, вкусами и склонностями, равно как и разнообразием способностей, одни из которых направле­ны на получение удовольствия для самих себя, а другие взаимно по­лезны в социальных связях людей. Наиболее существенна и замеча­тельна среди этих качеств людей страсть к отличию. Естественное стремление к отличию или престижу настолько важно и могущественно, что основная цель правительства состоит в регулиро­вании этой страсти, которая, в свою очередь, является главным сред­ством управления. Без нее ни человеческий разум, ни постоянные ар­мии ничего не могли бы сделать. По естественным законам каждому человеку присуща страсть к отличию, но по этим законам не все имеют равные возможности или равные средства для ее удовлетворения. От­сюда возникают социальные градации. Лю­бая сколько-нибудь удовлетворительная система должна базироваться на естественных законах, устанавливающих это неравенство. Концепция «естественной аристократии» послужила теоретическим фундаментом для государственно-правовых конструкций, оправдывав­ших избирательный ценз и существование второй палаты конгресса, в которой была бы представлена «естественная аристократия»;

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!