Подвижная пауза «Дождик»




Раз, два, три, четыре, пять - Вышел дождик погулять. Шел неспешно по привычке. А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!». Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» - И ушел. Газон засох. Прыжки на обеих ногах на каждый счет, руки на поясе. Маршируют. Разводят руками, пожимают плечами. Ведут пальчиком правой руки слева направо, движение головы слева направо. Гчубокий вздох и произнесение междометия на выдохе. Маршируют.

 

 


 

2. Фонетическая зарядка.

 

- Бабушка плохо слышит. Как она переспрашивает внучку? (А?)

- С какого звука начинаются слова: аист, адрес, арбуз, аб­рикос, азбука, аквариум?

- Как звали мальчика из мультфильма, который на просьбы друзей всегда отвечал: «Тили-тили, трали-вали, это мы не про­ходили, это нам не задавали!»? (Антошка.)

- Какой звук вы слышите в начале имени Антошка и назва­нии цветов анютины глазки?

 

3. Игровое упражнение «Кто больше?».

1) Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

2) Назовите имена людей, клички животных, которые бы на­чинались со звука [а].

3) Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а].

4. Знакомство с понятиями: звук [а] и буква «А».

Слова звучат, потому что состоят из звуков. Если в слове много звуков, то слово длинное, если мало, то короткое. Звуки мы говорим и слышим, а буквы читаем и пишем.

Педагог показывает детям карточку с буквой «А», сопрово­ждая показ словами:

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Или:

Вот два столбца наискосок, А между ними - поясок.

Физкультурная минутка «Аист»

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

-Топай правою ногой,

- 'Гопай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

 

5. Игровые упражнения на анализ и синтез буквы «А».

Педагог предлагает детям:

а) в воздухе указательным пальчиком нарисовать букву «А»;

б) внимательно рассмотреть букву и назвать, из каких эле­ментов она состоит (две длинные палочки и одна короткая);

в) выложить шерстяной ниточкой на бархатной бумаге букву «А».

 

6. Анализ занятия в форме беседы-диалога но содержа­нию занятия.

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог начинают изготовление буквенного конструктора: ка­ждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (две длинные палочки и одна короткая) и складывает в конверт.

 

Занятие № 2

Тема: АЗ ДА БУКИ - ВОТ И ВСЕ НАУКИ.

ЗВУК И БУКВА «О»

Задачи:

• расширять кругозор детей путем «погружения» в историю возникновения письменности;

• продолжать обогащать словарь детей пословицами и пого­ворками, упражняя в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости;

• развивать фонематический слух;

• познакомить с буквой «О»;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: «Азбука», карточка с изображением буквы «О» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, разно­цветные шерстяные нитки, бархатная бумага.

Ход занятия

1. Вводная беседа по теме занятия.

Педагог показывает детям «Азбуку» и рассказывает о том, как она была создана.

- Нашу славянскую азбуку создал Константин. Он был мо­нахом, в монашестве его звали Кириллом. Кирилл изучал языки, читал древние священные Писания на греческом, древнееврейском языках и на латыни. Ему очень хотелось, чтобы славяне - наши древние предки — тоже могли писать и читать на своем родном языке. И Кирилл создал азбуку - кириллицу, в которой рассказывалось о двух людях: Аз - хороший человек (светлый князь) и Буки - плохое, бессмысленное существо. В нашей пер­вой азбуке буквы располагались не так, как сегодня располага­ются буквы в алфавите — построчно, а в два столбика. Каждая буква имела свое название: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» - и так далее. Из этих слов складывались две истории. ЕЗ правом столбике (слово «правый» происходит от слова «прав­да») располагались «хорошие» буквы, которые рассказывали о жизни хорошего человека. Аз стремился к правде, к истине, совершал добрые поступки. Поэтому буквы в правом столбике, назывались хорошими словами («слово», «земля», «люди», «по­кой»), писались и запоминались легче. В левом столбике нахо­дились буквы, которые имели сложное начертание, их было сложно освоить. Назывались эти буквы такими словами, как «червь», «херъ», «пси». И повествовали они о жизни Буки - пустого человека, ставшего вором и мошенником, которого поймали, пытали, бросили в темницу и, в конце концов, предали лютой смерти. Поэтому раньше непослушных детей пугали Букой.

Наша первая славянская азбука не только учила писать и чи­тать детей, но и воспитывала их, рассказывая, что такое «хоро­шо», а что такое «плохо». Кто постигал азбуку, считался гра­мотным человеком. Раньше гак и говорили: «Аз да буки — вот и все науки».

Со временем буквы утратили свои названия: Аз преврати­лась в букву «А», Буки — в букву «Б», веди — в «В» — и гак далее. Начертание букв упростилось, многие буквы левого столбика исчезли из употребления. Азбука перестала быть напутствием в жизнь.

Вопросы к детям по содержанию рассказа:

- Почему первая наша азбука называлась «кириллицей»?

 

- Как располагались в ней буквы? Почему?

- Какие буквы располагались в правом столбике?

- О чем рассказывали названия этих букв?

- Какие буквы располагались в левом столбике?

- Какую историю они рассказывали?

- Чему учила первая славянская азбука?

 

Физкультурная минутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише. Высоко Прыгай на носках легко.

 

2. Фонетическая зарядка.

- Как охают больные?

- Какой звук мы произносим, когда сильно удивляемся?

- Кто из друзей Винни-Пуха потерял свой хвост? (Ослик.)

- В каждом доме кроме дверей есть еще о...? (Окна.)

- Какой звук вы слышите в начале слов «ослик» и «окна»?

-

3. Артикуляционная гимнастика.

Губки в овале округлы, как «О».

«О» повторяем еще и еще.

 

4. Игровое упражнение «Кто больше?».

1) Придумайте слова, в которых звук [о] был бы в начале (отдых, овод), в конце слова (кольцо, молоко, перо).

2) Придумайте слова, оканчивающиеся на «орт» (порт, борт, торт, аэропорт).

3) Назовите имена людей, клички животных, в которых есть звук [о]?

4)

5. Знакомство с буквой «О».

Педагог показывает детям букву «О», сопровождая показ словами:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Посмотри на колесо - И увидишь букву О.

- На какие предметы, которые окружают нас, похожа буква «О»? (Ответы детей.)

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

Дети рисуют букву «О» пальчиком в воздухе, выкладывают шерстяной ниточкой на бархатной бумаге.

 

6. Работа в тетрадях.

Задание: превратить буквы А и О в знакомые предметы.

 

7. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (два по­лукруга) и складывает в конверт.

 

Занятие 3

Тема: УЧЕНЬЕ - ПУТЬ К УМЕНЬЮ.

ЗВУК И БУКВА «У»

Задачи:

• активизировать словарь детей;

• формировать у детей умение рассуждать, четко выражая свои мысли;

• развивать артикуляцию и фонематический слух;

• познакомить с буквой «У»;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: карточка с изображением буквы «О» (шрифт чер­ный), буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шер­стяные нитки, бархатная бумага.

Ход занятия

1. Вводная беседа но теме занятия.

Педагог предлагает детям подумать и объяснить смысл по­говорки «Ученье - путь к уменью». Детей в процессе беседы подводят к выводу, что чем больше знаешь, тем больше умеешь. А умелому человеку проще в жизни, легче и свободнее, он меньше зависит от других людей.

2. Отгадывание загадок.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(Удочка.)

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

(Утенок)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет

(Улитка.)

 

Пестрая крякушка Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Споты калочкой.

(Утка.)

 

3. Фонетическая зарядка со звуком [у].

1) Назовите первый звук в словах-отгадках: удочка, утенок, улитка, утка.

2) Как зовут белого медвежонка из мультфильма, который подружился с полярниками? (Умка.)

3) Как называются меховые сапоги, которые носят полярни­ки и которые так заинтересовали Умку? (Унты.)

4) Как называется зимняя меховая мужская шапка? (Ушанка.)

5) Какой звук слышится в начале слов «Умка», «унты», «Ушанка»?

 

4. Артикуляционная гимнастика.

Сделай округлыми губки,

Губки, губки - бу-бу-бу.

Вытяни дальше вперед.

Что вы знаете про «У»?

Станут подобными трубке Наши губки в виде трубки,

Потом разговор наш пойдет.

Повторяют: «У», «У», «У».

 

5. Знакомство с буквой «У».

Педагог показывает детям букву «У», сопровождая показ словами:

 

У - сучок

В любом лесу

Ты увидишь букву У.

 

У дубочка два сучочка.

 

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

 

Дети рисуют букву «У» пальчиком в воздухе, выкладывают шерстяной ниточкой на бархатной бумаге, выясняют, из каких элементов эта буква состоит.

 

6. Штриховка буквы «У» в разных направлениях.

 

7. Анализ занятия в форме беседы-диалога но содержа­нию занятия.

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (две па­лочки: одна длинная, другая короткая) и складывает в конверт.

 

 

Занятие № 4

Тема: ЗВУК И БУКВА «И».
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ИГЛА»

Задачи:

• расширить представления детей о профессиях;

• продолжать формировать у детей умение рассуждать, чет­ко выражая свои мысли;

• развивать артикуляцию и фонематический слух;

• познакомить с буквой «И»;

• развивать мелкую моторику руки;

• упражнять в проведении звукового анализа слова («игла»).

Пособия: карточка с изображением буквы «И» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, буквы «А», «И» из разрезной азбуки, спички (с удаленной серной головкой) или мелкие камешки, картинка-схема слова «игла», карточки, кон­верты с фишками.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Подскажи профессию».

С сумкой тяжелой обходит район,

письма нам в ящик кладет... (почтальон).

 

Как воздушная принцесса,

В форме летной... (стюардесса).

В небе синем самолет,

Управляет им... (пилот).

Вот уж мал костюмчик мой,

Новый мне сошьет... (портной).

Вьет прекрасно, порет лихо

Рукодельница... (портниха).

Лесов строительных он житель,

Возводит нам дома... (строитель).

Поезд длинный голосист,

Дал сигнал нам... (машинист).

У слона иль мышки жар –

Их спасет... (ветеринар).

Слезо-носо-вытиратель

В группе нашей... (воспитатель).

Лоботрясов укротитель,

Мудрый школьный наш... (учитель).

Знает точно детвора:

Кормят вкусно... (повара).

Под весенний птичий свист

Пашет землю... (тракторист).

2. Фонетическая зарядка.

1) Как кричит осел? (Иа-иа!)

2) Найдите одинаковый звук в словах: пила, аист, игла, ива.

3) Каким именем в русских народных сказках чаще всего на­зывают царевичей? (Иван.)

4) Как называется домик Бабы Яг и? (Избушка.)

5) Назовите предмет, от которого зависит жизнь Кощея Бес­смертного. (Игла.)

6) Какой звук слышится в начале слов «Иван», «избушка», «игла»?

3. Артикуляционная гимнастика.

Растяни в улыбке губки,

Чтоб не видны были зубки.

Губки вместе собери

И улыбку повтори.

 

4. Игра «Доскажите словечко».

Как это скучно –

Сто лет без движенья

В воду глядеть

На свое отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Такая грустная... (ива).

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик... (иголка).

Из упрямства ни на шаг

Не продвинется... (ишак).

Не колючий,

Светло-синий,

По кустам развешан... (иней).

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу —

Усердную... (иголку)?

Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю... (игрушки).

 

Детям предлагают назвать звук, с которого начинаются все слова-отгадки.

 

5. Знакомство с буквой «И».

Педагог показывает детям букву «И», сопровождая показ словами:

 


На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? - Три!

А какая буква?

-И!


Дети рассматривают букву «И», называют из каких элемен­тов она состоит (из двух длинных палочек и одной короткой), рисуют букву в воздухе указательным пальчиком, выкладывают букву на поверхности стола, используя спички, косточки (или мелкие камешки).

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть.

6. Звуковой анализ слова «игла».

Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.

«Ииигла» - первый звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или ти­хо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.

Последовательно дети выделяют второй, третий и четвертый звуки в слове.

«Игггла» - второй звук [г]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он твердо, обознача­ем его синей фишкой.

 

«Игллла» - третий звук [л]. Это согласный звук, так как про­износить его мешает язычок. Этот звук обозначаем синей фишкой.

«Иглааа» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.

Педагог предлагает детям «прочитать» слово по схеме. Во время «чтения» указка медленно движется по схеме, дети тянут, пропевая, гласные звуки.

Детям предлагают заменить красные фишки в схеме на зна­комые буквы «И», «А» и снова «прочитать» слово.

7. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (две па­лочки длинные и одна короткая) и складывает в конверт.

 

 

Занятие № 5

Тема: ЗВУК И БУКВА «Э».

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСТ»

Задачи:

• продолжать расширять представления детей о профессиях;

• формировать у детей умение рассуждать, четко выражая свои мысли;

• развивать артикуляцию и фонематический слух;

• познакомить с буквой «Э»;

• развивать мелкую моторику руки;

• упражнять в проведении звукового анализа слова («лист»).

Пособия: карточка с изображением буквы «Э» (шрифт

черный), карточки-заготовки буквы «Э» по количеству детей, буква «И» из разрезной азбуки, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, картинка-схема слова «лист», карточки, кон­верты с фишками.

 

Ход занятия

 

1. Игровое упражнение «Подскажи профессию».

Красками пахнет наш юбиляр:

Тысячный дом покрасил... (маляр).

Щуки, окуни, судак - Нам улов принес... (рыбак).

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот... (матрос).

Мебель, хлеб и огурцы Продают нам... (продавцы).

Струны гитары, терпенье, талант Плюс вдохновенье равно... (музыкант).

Царь сегодня, завтра - вор,

Роли все сыграл... (актер).

Вдохновения заложник,

У мольберта наш... (художник).

С книгой кто в руке - читатель,

Книги пишет кто-... (писатель).

Детских песенок куплеты Сочиняют нам... (поэты).

Почерком быстрым исписан весь лист-

Очерк в газету строчит... (журналист).

Победит огонь коварный Тот, кого зовут... (пожарный).

К телевизору запчасти Подберет нам... (телемастер).

В поле комбайнов слышится хор,

Хлебный корабль ведет... (комбайнер).

Секунды зря не тратили,

Детей спасли... (спасатели).

 

2. Фонетическая зарядка.

1) Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх!..)

2) Как зовут девочку, у которой есть такие друзья, как То- тошка, Страшила, Железный Дровосек, Лев? (Элли.)

3) Чем могла бы угостить Элли добрая волшебница Билли­на? Название этого пирожного начинается со звука «Э». (Эклер.)

4) Как называется холодное лакомство, которое любят и де­ти, и взрослые? (Эскимо.)

5) Какой звук вы слышите в начале слов «Элли», «эклер», «эскимо»?

 

3. Игровое упражнение «Доскажи словечко».

 


На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два С,

Называется... (экспресс).

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество –

Это... (электричество).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?... (Эскимо.)

Угукало,агакало,

Аукало и плакало.

И рассыпалось смехом,

И называлось... (эхом).


 

Дети по просьбе педагога называют первый звук в словах - отгадках. Произносят звук «Э» изолированно, поют его, произ­носят то тихо, то громко, наблюдают за своими губами в зеркало.

 

4. Знакомство с буквой «Э».

Педагог сообщает детям, что звук «Э» на письме обознача­ется буквой «Э».

Это - Э

С открытым ртом

И большущим языком.

Над лугами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

Дети рассматривают букву, определяют из каких элементов она состоит, выкладывают букву «Э» шерстяной ниточкой на бархатной бумаге.

Используя специальные карточки-заготовки, дети превра­щают букву «Э» в знакомые предметы.

Физкультминутка

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать.

(Дети имитируют движения хомячка).

5. Звуковой анализ слова «лист» (проводится аналогично анализу слова «игла», занятие № 4).

После того как дети несколько раз «прочитают» слово по звуковой схеме, красную фишку-кружочек они заменяют на бу­кву «И» и снова «прочитывают» слово.

 

6. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (полу­круг и короткая палочка-«язычок») и складывает в конверт.

 

Занятие №6

Тема: ЗВУК И БУКВА «Ы».

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ СКАЗКИ
«КРЫСА ДЫЛДА И ПЫХ-ПЫХ»

Задачи:

• развивать артикуляцию и правильное фонационное дыхание;

• активизировать словарь детей;

• совершенствовать умение детей рассуждать, четко выра­жая свои мысли;

• познакомить с буквой «Ы»;

• развивать мелкую моторику рук, глазомер, творческое во­ображение, память.

Пособия: карточка с изображением буквы «Ы» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, картинка с изо­бражением парохода, спички.

Ход занятия

1. Разучивание скороговорки.

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

Дети рассказывают скороговорку в диалоге (один начинает - повествует, другой продолжает - спрашивает, удивляется).

Совместное рассказывание скороговорки построчно «на че­тырех выдохах», потом «на двух выдохах» с убыстрением темпа.

2. Рассказывание сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых».

Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цып­ленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь рас­пахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заора­ла оттуда дурным голосом:

- Кара-улИ!

- А что случилось?

- У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых...». Умоляю, помогите!

- Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл..., э-э, здоровая, а к маленьким при­бежала.

- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.

- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отка­зываемся, — сказал Мыша.

- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.

- А т-ты?

- С тобой нет.

И они пошли и дрожащими, тонкими голосами запели храб­рую песню.

- Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.

Но через несколько минут друзья вернулись.

- Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха, - выти­рая усы, сказал Мыша.

- А кто же это был?

- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.

Г. Юдин

Педагог организует беседу с детьми по содержанию сказки, дети высказывают свое отношение к героям, оценивают их по­ведение, поступки.

3. Игровое задание (с опорой на текст сказки):

- Как пыхтело тесто? (Пых-пых...)

- Найдите общий звук в следующих словах: мышь, дырка, пыль, плыть, улыбка, сыр, дым, прыгать.

- Назовите как можно больше слов со звуком «Ы», исполь­зуя текст сказки. Какие слова с этим звуком встретились вам в сказке?

- Дети произносят звук «Ы» изолированно, громко и тихо, тянут (как в песне) и произносят кратко.

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка, -

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

 

4. Игровое упражнение «Какой звук слышится в сло­вах?».

Педагог читает детям четверостишие, интонационно выде­ляя звук «Ы» в словах, а детям предлагает запомнить слова с этим звуком и затем произнести их. При необходимости чтение текста можно повторить.

Вышел дым из трубы,

Встал над крышей на дыбы. Вырос выше облаков - И упал, и был таков.

Детям предлагают вспомнить, в каких словах этот звук слы­шится в середине слова (лыжи, мыши, рыба, дым, сын, мыло, малыш, камыш и т. д.); в конце слова (вилы, рамы, сады, сло­ны, грибы, часы).

 

5. Знакомство с буквой «Ы».

Педагог показывает детям букву «Ы», сопровождая показ словами:

А бедняжка буква Ы

Ходит с палочкой, увы!

Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

6. Игровое задание «Чудесные спички».

Выкладывание из спичек знакомых букв, сюжетных картинок.

При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое вообра­жение, память.

7. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (полу­круг и две длинные палочки) и складывает в конверт.

 

 

Занятие №7

Тема: СЛОГ. СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «КАМЫШ»

Задачи:

• познакомить детей с переносным значением слов и выра­жений, которые в зависимости от словосочетаний меняют зна­чение;

• совершенствовать умение детей рассуждать, четко выра­жая свои мысли;

• раскрыть перед детьми слогообразующую роль гласных, закрепить представление о слоге;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: игрушка Буратино, предметные картинки (муха, розы, сани, грибы, кукла, камыш, лиса, рыба), картинка-схема слова «малыш», карточки для анализа пятизвуковых слов, кон­верты с фишками; тетради, простые карандаши.

 

Ход занятия

 

1. Игровое упражнение «Как сказать правильно?».

1) Закончите фразы:

Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

Ручей мелкий, а речка... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

Лес густой, а иногда... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим... (варёный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

 

2) Объясните, как вы понимаете выражения:

- «дождь озорничал»;

- «лес дремлет»;

- «дом растет»;

- «ручьи бегут»;

- «песня льется».

2. Игра «Поможем Буратино».

Буратино пришел к детям за помощью. Он не может выпол­нить задание, которое ему дала Мальвина: найти гласные звуки в словах-картинках (муха, розы, сани, грибы, кукла, камыш, ли­са, рыба).

Педагог предлагает помочь Буратино вспомнить какие - нибудь гласные и пропеть их (а, о, э, у, и, ы). Дети рассматрива­ют картинки-слова, принесенные Буратино, произносят слова целиком и по слогам нараспев (интонационно выделяя гласные звуки).

Педагог просит называть в словах первую часть, потом вто­рую, учит выделять в них гласные голосом, произнося их протяжно (му-ха, ро-зы, са-ни, гри-бы, кук-ла, ка-мыш, ли-са, ры­ба). Он обращает внимание детей, что в каждом слоге есть гласная.

Для определения количества слогов используется прием вы­полнения хлопков ладошами.

Детям помогают сделать вывод: гласные и согласные в слове дружат, гласные помогают произносить слово целиком или по частям. Такие части слова мы называем слогами.

Физминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

(Выполняются соответствующие движения.)

 

3. Игра «Доскажи словечко».

Педагог произносит слоги, а дети «восстанавливают» слова по первому слогу; определяют, сколько слогов и сколько (и ка­кие!) гласных звуков в слове, например:

МА - ма (мама) - ма — ма (два слога и два гласных звука);

МА - шина (машина) - ма - ши - на (три слога и три глас­ных звука).

Детям помогают сделать вывод: в каждом слоге прячется гласный звук.

 

4. Звуковой анализ слова «камыш».

Дети последовательно под руководством педагога делают звуковой анализ слова «камыш». Затем «прочитывают» слово по звуковой схеме, интонационно выделяют (тянут, тонируя голосом) гласные звуки. Анализируют слово по вопросам:

- Сколько всего звуков в слове? (Пять.)

- Сколько согласных звуков? (Три.) Назовите их.

- Сколько гласных звуков? (Два.) Назовите их.

- Сколько в слове слогов? Определите. (Два.)

Для определения количества слогов используется прием по­стукивания карандашом по столу.

Детей подводят к выводу: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

5. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.

Занятие №8

Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [М] ([М’]), БУКВА «М».

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАЛЫШ»

Задачи:

• закрепить умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение;

• совершенствовать умение детей рассуждать, четко выра­жая свои мысли;

• познакомить с буквой «М»;

• упражнять в проведении звукового анализа слова («ма­лыш»);

• развивать мелкую моторику руки.

Пособия: карточка с изображением буквы «М» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, картинка-схема слова «ма­лыш», карточки для анализа пятизвуковых слов, конверты с фишками.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Как сказать по-другому?»:

• злая зима (очень холодная);

• колючий ветер (резкий);

• легкий ветерок (прохладный);

• золотые руки (все умеют делать красиво);

• золотые волосы (красивые, блестящие).

- Где вы встречали выражение «злая зима»? (В сказках.)

- К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, Баба Яга.)

 

2. Игровое упражнение «Замените слова и скажите по- другому»:

• плакать (реветь),

• мчаться (нестись),

• найти (отыскать),

• радоваться (веселиться),

• шалить (баловаться),

• приглашать (звать),

• бросать (кидать),

• кружиться (вертеться),

• открыть (отворить).

 

3. Фонетическая зарядка.

1) Как мычит корова? (Му-у-у...)

2) Вспомните имя девочки с голубыми волосами из сказки «Золотой ключик». (Мальвина.)

3) Как называется алый цветок, который распустился на клумбе у домика Мальвины? (Мак.)

4) Как называется угощение холодное, но очень вкусное, ко­торое Мальвина приготовила для своих друзей? (Мороженое.)

5) Какой звук вы слышите в начале слов «Мальвина», «мак», «мороженое»? [M].

Педагог предлагает детям произнести звук [м] изолированно, обращает внимание на особенности произношения (губы сомк­нуты, воздушная струя как бы разрывает губы).

6) Как называются звуки, при произнесении которых встре­чаются преграды во рту (мешают губы)? (Согласные.)

 

4. Игра «Доскажи словечко».

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь).

По просьбе педагога дети выделяют первый звук в слове- отгадке, произносят его изолированно. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в слове «медведь» звук [м’] мягкий.

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?... (Мышка.)

- Какой звук в слове-отгадке первый? Как он произносится? (Твердый согласный [м].)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?... (Мел.)

 

- Какой первый звук в слове «мел»? Как он произносится? (Мягкий согласный [м’].,)

Каждый тут в лесу талант И певец, и... (музыкант).

- Назовите первый звук в нашей отгадке. (Твердый соглас­ный [м’].,)

Бьют его рукой и палкой - Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут... (Мяч.)

Дети называют первый звук в слове-отгадке и дают его ха­рактеристику.

Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось... (мыло).

Дети называют первый звук в слове «мыло» и дают его ха­рактеристику.

Вывод: как видим из примеров, согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Звуки [м - м’] - согласные, могут быть мягкими и твердыми.

Физкультминутка «Матрешки»

Мы веселые матрешки, Хлопки в ладоши.

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, Показывают сапожки на ногах,

Ладушки, ладушки ставят попеременно каждую ногу на

В сарафанах наших пестрых, носочек, на пятку и стучат каблучками.

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры, Хлопки в ладоши.

Ладушки, ладушки. Кружатся, руки на поясе.

 

5. Звуковой анализ слова «малыш»

(проводится аналогич­но анализу слова «камыш», занятие № 7).

 

6. Знакомство с буквой «М».

Педагог показывает детям букву «М», сопровождая показ словами:

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я - Это мы».

А между тем Получилась буква М.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

7. Игровое задание «Волшебная нить».

Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.

 

8. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора-: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (V - «птичка» или «галочка» и две длинные палочки) и склады­вает в конверт.

 

Занятие № 9

Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Н] ([Н’]), БУКВА «Н».

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «НАСОС»

Задачи:

• закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение;

• упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу;

• развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [н - н’];

• познакомить с буквой «Н»;

• упражнять в проведении звукового анализа слова («насос»);

• развивать мелкую моторику руки.

Пособия: карточка с изображением буквы «Н» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага; схема слова «насос», кар­точки для анализа пятизвуковых слов, конверты с фишками.

Ход занятия

1. Лексическое упражнение «Подскажите противополож­ные по смыслу слова в пословицах»:

- Март зиму кончает, весну... (начинает).

- Смелый там найдет, где робкий... (потеряет).

- Больше знай, да меньше... (болтай).

- Вещь хороша, когда новая, а друг - когда... (старый).

- В умной беседе ума наберешься, в глупой свой... (растеря­ешь).

- Человек от лени болеет, а от труда... (здоровеет).

- Умел ошибиться, умей и... (поправиться).

- Дождик вымочит, а солнышко... (высушит).

- Один теряет, а другой... (находит).

- Если что-нибудь забудешь, то потом и... (вспомнишь).

- Сначала свет зажжешь, а уходя... (погасишь).

 

2. Фонетическая зарядка.

1) Как погоняют лошадь? (Но-но!)

2) Как зовут коротышку из Цветочного города, у которого есть шляпа с большими полями и который ничего не знает и все делает невпопад? (Незнайка.)

3) Что вдевают в иголку, когда хотят что-то шить? (Нитку.)

4) Кто один имеет рог? Отгадайте!.. (Носорог.)

5) Какой звук вы слышите в начале слов «Незнайка», «нит­ка»? (Мягкий согласный звук [н’].)

6) Какой звук вы слышите в слове «носорог»? (Твердый со­гласный звук [н]

 

3. Игровое упражнение «Отгадываем загадки»:

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

(Наперсток.)

Между двух светил

Посередине один.

(Нос.)

Пять ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка.

(Ноты.)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут.

(Ноги.)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо.)

 

Дети, отгадывая загадки, называют первый звук слова- отгадки и дают его характеристику (то есть мягкий это или твер­дый согласный звук).

 

4. Игровое упражнение «Доскажи пословицу»:

- Без труда... (не вытащишь и рыбки из пруда).

- С кем поведешься, оттого и... (наберешься).

- Поспешишь - людей... (насмешишь).

 

Дети объясняют, как понимают смысл пословиц. Педагог помогает им «поймать зерно» смысла, приводит примеры- иллюстрации из жизни.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

(Выполняются соответствующие движения.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: