Задачи:
• формировать у детей умение объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов;
• обогащать словарный запас детей;
• продолжать работу по составлению схем коротких предложений;
• познакомить с буквой «Д»;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Д» (шрифт черный); предметные картинки (по выбору педагога), мелкие предметы.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Бежать - мчаться».
- Как вы понимаете слова и чем они отличаются:
• засмеялись - захихикали;
• бежать — мчаться;
• пришли - приплелись;
• плакать - рыдать;
• разговаривать - болтать;
• думать - размышлять;
• открыть - отворить;
• отыскать - наити;
• зябнуть - мерзнуть;
• поразить - удивить;
• шалить - баловаться;
• забавлять - развлекать;
• прощать - извинять;
• звать - приглашать;
• вертеться - кружиться;
•греметь - грохотать;
•опасаться - бояться,
• бросать - кидать;
• вертеть - крутить?
- Придумайте предложения с любой парой слов.
2. Работа в тетрадях: дети зарисовывают 2-3 схемы придуманных предложений.
Анализируют предложение по плану:
1) Сколько слов в предложении?
2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
3) Назовите второе слово в предложении.
4) Какое слово следующее? И т. д.
3. Игровые задания:
1) Отличаются ли эти слова:
• большой - огромный;
• умный - рассудительный;
• слабый - беззащитный;
• старый - дряхлый;
• робкий - трусливый?
2) Закончите предложения:
• Этот дом большой, а этот... (огромный, громадный).
• Эта одежда старая, а это платье совсем... (старое, ветхое, рваное).
|
• Это платье чуть влажное, а это совсем... (мокрое).
• Мальчик молчаливый, девочка... (неразговорчивая).
• Вчера был день теплый, а сегодня... (жаркий).
3) Как сказать об этом же, но другими словами:
• искусный мастер (хороший, умелый)-,
• отважный солдат (храбрый, смелый)-,
• старый дом (ветхий, старинный)',
• громадный завод (огромный, большущий)-,
• нарядный платок (разноцветный, красивый)-,
• верный друг (преданный, настоящий)-,
• суровая зима (холодная, морозная)!
Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка, - Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
4. Фонетическая зарядка. Скороговорка.
Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
Дети сначала произносят скороговорку хором в медленном темпе (2-3 раза), затем два раза с «отключенным звуком» (только губами), потом, постепенно убыстряя темп, пробуют рассказать скороговорку быстро.
5. Анализ звука «Д».
- Какой звук есть в каждом слове скороговорки?
- Что вы можете о нем рассказать?
Звук [д] - согласный, произносить его нам помогают язык и зубы (кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами). Этот звук звонкий, как будто молоток стучит о шляпку гвоздя.
Дети, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук [д]. (Педагог следит, чтобы дети произносили звук [д] звонко, но не кричали.)
В одних словах звук [д] произносится мягко (дятел, день, дерево, дети), а в других - твердо (дом, дым, дорога).
|
6. Знакомство с буквой «Д».
Педагог показывает детям букву «Д», сопровождая показ словами:
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Д - стоит и очень твердо!
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
7. Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
8. Игра «Да - нет».
Если дети согласны с педагогом, то отвечают «да», если не согласны - «нет».
- В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы.
- В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина.
- В лесу живут: белки, ежи, волки, коровы, овцы, медведи, зайцы, кошки.
9. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
Занятие № 24
Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ц], БУКВА «Ц».
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «КУРИЦА».
СМЫСЛОВАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Задачи:
• совершенствовать способность детей различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу;
• отрабатывать умение образовывать слова с разными смысловыми оттенками;
• продолжать работу по звуковому анализу слова («курица»);
• упражнять детей в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
• обратить внимание на смысловую законченность предложения;
• познакомить с буквой «Ц»; развивать умение узнавать графический образ буквы;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Ц» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей; мелкие предметы, предметные картинки (по выбору педагога), колпачки (шапочки) для пальчиков (по пять на каждого ребенка).
|
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Как сказать правильно?».
- Послушайте, что я вам скажу, и подумайте, можно ли так сказать. Правильно ли будет такое выражение: «полный человек»? Что это значит? (Толстый.) А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно сказать? (Большое дерево.) Полная бумага или толстая? Что может быть полным? Про что мы можем сказать «полный» (колодец, карман, кошелек, стакан), «полная» (чаша, тетя, тарелка), «полное» (ведро), «полные» (дяди, карманыр.
- Жаркий день. Как сказать по-другому? (Теплый.) Жаркий спор? (Горячий.) Можно ли сказать: «горячий день», «жаркий суп»? Как сказать правильно?
2. Игровое упражнение «Дом - домище».
- Я назову вам слово, а вы найдите другое слово и объясните, как мое слово стало звучать - ласково, грубо, пренебрежительно:
Рука - ручка - ручища (большая рука).
Дом - домик - домище (огромный дом).
Береза - березка - березонька.
Книга - книжечка - книжонка.
Для таких упражнений используются слова-названия предметов и животных: стол - столик, лопата - лопатка, дуб - дубочек, дождь - дождик - дождичек, река - речка - реченька - речушка, погода - погодка, облако - облачко, туча - тучка, сапоги - сапожки - сапожищи, нога - ножка - ноженька - ножища, часы - часики, брюки - брючки, лист - листочек, коса - косичка - косища, ложка - ложечка, шапка - шапочка, письмо - письмецо - письмишко, друг - дружок - дружочек, мальчик - мальчишка, девочка - девчушка, волк - волчок - волчишко - волчище, собака - собачка.
3. Фонетическая зарядка.
1) Как подзывают цыплят? (Цып-цып...)
2) Как зовут муху, которая пошла на базар и купила самовар? (Цокотуха.)
3) Что подарил Комарик Мухе-Цокотухе? (Цветы.)
4) Какой звук вы слышите в начале слов «Цокотуха», «цветы»? (Звук [ц].)
5) Определите на слух слова со звуком «Ц» в четверостишии:
Любовалась цыплятами курица.
Что ни цыпленок - то умница!
Молодец, удалец,
Очень ценный птенец!
Дети называют слова, в которых они услышали звук «Ц», определяют местоположение звука в слове.
4. Анализ звука.
[Ц] - согласный, произносить этот звук нам помогает язычок (широкий кончик языка упирается в нижние зубы, губы в улыбке). Произносится всегда твердо. [Ц] - глухой согласный звук (при его произнесении «домик» - горлышко «спит»).
Физкультминутка «Цапля»
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз - на другой.)
5. Игровое упражнение «Поймай звук».
Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат звук [ц].
Опорные слова (можно показывать предметные картинки!): цапля - аист, царь - король, птица - зверь, курица - петух, яйцо - цыпленок, театр - цирк, лиса - заяц, скворец - певец, колесо - пуговица, роза - цветок.
6. Звуковой анализ слова «курица» (работа в тетрадях).
1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
2) Делят слово «курица» на слоги: ку-ри-ца.
3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
7. Пальчиковая игра «Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков».
Для выполнения упражнений каждому ребенку понадобятся колпачки.
Дети выполняют действия по ходу рассказа (говорит педагог).
«Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу колпачки (шапочки) надевали. (Дети надевают колпачки (шапочки) на все палы(ы ведущей руки.) Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапочки)». (Дети снимают каждый колпачок (ша-
почку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)
8. Работа с предложением (в тетрадях).
Дети придумывают предложение со словом «курица» и «записывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:
1) Сколько слов в предложении?
2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
3) Назовите второе слово в предложении.
4) Какое слово следующее? И т. д.
9. Знакомство с буквой «Ц».
Педагог показывает детям букву «Ц», сопровождая показ словами:
Буква Ц - Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Ко гото к- царап ка,
Как кошачья лапка.
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
10. Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
11. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II по л о в и н а дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (две длинные палочки и одна короткая с «хвостиком») и складывает в конверт.
Занятие №25
Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ч’], БУКВА «Ч».
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЧАСИКИ».
ЧИСТОГОВОРКИ
Задачи:
• формировать умение использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения;
• расширить представление о многозначных глаголах, помочь правильно употреблять в своей речи фразеологизмы;
• продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»);
• упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
• обратить внимание на смысловую законченность предложения;
• отрабатывать четкую артикуляцию;
• познакомить с буквой «Ч»;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Ч» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей; мелкие предметы и предметные картинки (по
выбору педагога).
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Закончи предложение».
-Закончите начатые предложения:
• Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... (отошел).
• Утром ребята пошли в гости, а вечером... (ушли).
• Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел).
• Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они... (перебежали) на левую.
• Дети играли в прятки, они забежали за дом. Их долго не находили, и они... (выбежали).
- Придумайте предложения со словами: шел — перешел - пошел - подошел - вошел - вышел - отошел.
- Замените словосочетание другими словами:
• ползет муравей - движется, передвигается;
• ползет поезд - едет очень медленно;
• плывет человек - плавает;
• плывет лодка - движется по воде;
• плывет облако - движется по небу;
• сложить дрова - уложить их;
• сложить песню - написать;
• бить посуду - разбить что-то;
• свет бьет в глаза - ярко светит.
- Какие слова, связанные с движением людей, животных, транспорта, вы знаете? (Идти, бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти.)
- Придумайте предложение с устойчивым словосочетанием «лететь стрелой».
2. Фонетическая зарядка.
1) Как поют ножницы? (Чик-чик-чик...)
2) Как называется книга Джанни Родари о приключениях великого и храброго мальчика-луковки? (Чиполлино.)
3) С помощью какого предмета можно узнать, который час? (Часы.)
4) Чистоговорка:
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Оч-оч-оч - наступила ночь.
Педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук [ч’] и поощряя интонированное произношение детей.
- Дети, вы догадались, о каком звуке пойдет речь? У нас в гостях - звук «Ч».
3. Анализ звука.
[Ч’] - согласный, произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык. Этот звук всегда произносится мягко (нежно). Согласный звук [ч’] - глухой, когда мы его произносим, горлышко «спит».
Педагог предлагает детям несколько раз произнести звук [ч’] изолированно, а потом закрепить произношение звука с помощью артикуляционной гимнастики:
Чо-чо-чо, чо-чо-чо - У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - Нет, к врачу я не хочу
Ча-ча-ча, ча-ча-ча - Буду плакать у врача. Чи-чи-чи, чи-чи-чи - Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - Ну, тогда пойду к врачу.
Физкультминутка «Часы»
Тик-так, тик-так – Дети наклоняют голову то к одному плечу, то к
Все часы идут вот так: Тик-так.другому, как часики.
Смотри скорей, который час: Дети раскачиваются в такт маятника.
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево - раз, направо - раз На счет «раз» дети наклоняют голову к правому плечу,
Мы тоже можем так. потом — к левому, как часики.
Тик-так, тик-так. Ноги вместе, руки на поясе.
4. Звуковой анализ слова «часики» (работа в тетрадях).
1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
2) Делят слово «часики» на слоги: ча-си-ки.
3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
4) Сравнивают звуковую схему слова «часики» со схемой слова «курица».
5. «Скакалочка» (упражнение для большого пальца). Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в кулаки, большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают движения словами. Например:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.
6. Работа с предложением (в тетрадях).
Дети придумывают предложение со словом «часики» и «записывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:
1) Сколько слов в предложении?
2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
3) Назовите второе слово в предложении.
4) Какое слово следующее? И т. д.
7. Знакомство с буквой «Ч».
Педагог показывает детям букву «Ч», сопровождая показ словами:
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Первой букве В слове чтение - Букве Ч - Мое почтение!
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
8. Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
9. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (две короткие и одна длинная палочки) и складывает в конверт.
Занятие № 26
Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Щ’], БУКВА «Щ».
НАХОЖДЕНИЕ БУКВЫВ ПИСЬМЕННОМ ТЕКСТЕ.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Задачи:
• упражнять в подборе близких и противоположных по значению слов разных частей речи к заданной ситуации;
• уточнить артикуляцию звука «Щ»;
• продолжать знакомство с буквами русского алфавита (буква «Щ»);
• отрабатывать умение находить в отдельных словах и предложениях заданную букву;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги;
• развивать коммуникативные способности детей на основе общения.
Пособия: карточки-записки, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Щ» (шрифт черный), буквы- заготовки по количеству детей; мелкие предметы (по выбору педагога).
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Как лучше сказать».
- Вспомните рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Я расскажу вам про этих медвежат.
- Вот выкупались они и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок - веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует - медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме- медведице.
- Какой был медвежонок? К слову «веселый» подберите слова, близкие по смыслу (радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый). И к маме он не просто побежал, а... (помчался, понесся, полетел стрелой, помчался сломя голову).
- Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. А как можно о нем сказать по- другому? (Нерасторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый.)
- Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или... (грустно, скучно, обидно). Какой он был? (Грустный, обиженный, огорченный, печальный.) И к маме он не просто пошел, а... (побрел, поплелся).
- Придумайте складное окончание к фразам:
• «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал)».
• «Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили)».
• «Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
- Выберите ответ, который вам больше всего понравился. Один из вас говорит первую фразу, остальные отвечают громко, тихо, шепотом (быстро, умеренно, медленно).
2. Фонетическая зарядка.
1) Как паровоз пускает пар?
2) Как зовут сказочного героя, который в Новогоднюю ночь сражался с мышиным войском? (Щелкунчик.)
3) Продолжите фразу: «У меня пропал носок, утащил его... (щенок)».
4) Отгадайте загадку: «Хвостиком виляет, зубаста, а не лает». (Щука.)
5) Чистоговорка:
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Педагог произносит чисгоговорку, интонационно выделяя звук «Щ» и поощряя интонированное произношение детей.
- Дети, вы догадались, о каком звуке пойдет речь? У нас в гостях - звук [щ’].
3. Анализ звука.
[Щ’] — глухой согласный звук, всегда произносится мягко. Помогает нам этот звук произносить язык, который находится за верхними зубами, губы слегка улыбаются.
Педагог предлагает детям несколько раз произнести звук [щ’] изолированно.
- Звук [щ’] - шипящий: щ-щ-щ-щ - так шипит яичница на сковородке; такой звук издает щетка, когда ею чистят вещи.
Дети закрепляют интонационное произношение звука с помощью скороговорки:
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Когда дети поупражняются в интонационном выделении звука, произнося скороговорку в медленном темпе, можно предложить детям произносить скороговорку в диалоге «вопрос - повествование», то есть один ребенок спрашивает, другой отвечает.
Физкультминутка «Часы» (см. занятие № 25)
4. Игровое упражнение «подумай и назови».
- Хищная рыба с острыми зубами. (Щука.)
- Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник.)
- Инструмент для прокалывания отверстий. (Шило.)
- Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф.)
- Густой частый лес. (Чаща.)
- Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая. (Чайник.)
5. Знакомство с буквой «Щ».
Педагог показывает детям букву «Щ», сопровождая показ словами:
На расческу Щ - играющий щенок.
щ похожа. Кверху лапками он лег.
Три зубца всего? Буква Щ поможет нам
Ну что же! Чистить зубы по утрам.
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы
6. Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
7. Индивидуальная работа с карточками-записками: дети находят и обводят зеленым карандашом в записанных словах и предложениях букву «Щ», а синим карандашом - букву «Ж».
- Почему букву «Щ» вы будете обводить зеленым карандашом, а букву «Ж» - синим?
(Звук [щ’] всегда мягкий, а звук [ж] - твердый.)
Варианты карточек-записок:
Щипцы да клещи – вот наши вещи.
Щиплем щавель мы на щи.
Жук жужжит над абажуром.
В живом уголке жили ужи да ежи.
В роще щебечут щеглы.
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
8. Работа с текстом (групповая).
Педагог читает детям рассказ К. Д. Ушинского «Козел» с установкой на запоминание слов со звуком [щ’].
- Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идет, блеет, коз и козляток зовет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко детям копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.
Погодите, ужо придет бородатый хозяин - всем вам порядок даст!
(Прищепы - деревца с привитым черенком.)
- Кто такой бородатый хозяин?
- Каким вы представляете козла: маленьким, добрым, ласковым или большим, сердитым, даже грозным? Почему?
- Что делают в рассказе козы и козлята?
- Какие слова со звуком [щ’] вы запомнили? (При необходимости можно прочитать рассказ еще раз.)
9. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на четыре части (четыре длинные палочки, одна из них с «хвостиком») и складывает в конверт.
Занятие № 27
Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ф] ([Ф’]), БУКВА «Ф».
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ФИАЛКИ»
Задачи:
• развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
• продолжать работу по звуковому анализу слова («фиалки»);
• упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
• развивать фонематический слух;
• познакомить с буквой «Ф»;
• формировать правильный захват пальцами орудия письма;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Ф» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы (по выбору педагога)', карточки-записки.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Скажи точнее».
- Послушайте мой рассказ. Там, где я буду останавливаться, вы будете мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!». Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерок слушал их и думал: «А какой же я?». (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья; но так ничего и не выяснили. Решили они силой померяться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, трава пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набеэк'али, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки.) Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
- Придумайте предложения со словами «ветер», «ветерок» и «ветрище». Можно со всеми сразу. Кем «ветер», «ветерок» и «ветрище» могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что они могут делать? (Дружить, меряться силой, спорить, разговаривать.)
2. Фонетическая зарядка.
1) Как фыркает кот? (Ф-ф-ф-ф...)
2) Как зовут героиню стихотворения Корнея Ивановича Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? (Федора.)
3) Когда Федора мыла свою посуду и приводила дом в порядок, чтобы не испачкать свое платье, она надела... (фартук).
4) Как называют человека, который показывает разнообразные фокусы? (Фокусник.)
5) Подскажите словечко:
- Я и верный мой дружок - красный маленький... (флажок).
- Мама связала дочери теплый... (шарф).
6) Загадка:
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин.)
7) Скороговорка:
Наш Филат не бывает виноват.
- Дети, вы догадались, о каком звуке пойдет речь? У нас в гостях - звук [ф].
3. Анализ звука.
[Ф] - глухой согласный звук, когда мы его произносим, губы у нас неподвижны, находятся в положении улыбки, щеки не надуваются. Узкая струйка воздуха проходит между верхними зубами и нижней губой (в щель).
В словах этот звук может быть твердым (фокус, фабрика, факел, флаг) и мягким (филин, фигура,
графин).
Педагог предлагает детям несколько раз произнести звук [ф] изолированно.
Дети закрепляют интонационное произношение звука с помощью четверостишия:
Фокусник-ветер флага коснулся - Факелом в небо флаг мой взметнулся. Фокусник-ветер, флагом играй!
Факел мой алый, гори - не сгорай!
Кто запомнил слова со звуком [ф]? (Ответы детей.)
Физкультминутка «Физкультпривет»
На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
(Дети сопровождают чтение стихотворения соответствующими движениями.)
4. Звуковой анализ слова «фиалки» (работа в тетрадях).
1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
2) Делят слово «фиалки» на слоги: фи-ал-ки.
3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
5. «Урожай» (упражнение для большого и указательного пальцев). Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.
С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев - морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением (репка - свекла - морковка - свекла - репка и т. п.).
Выполнение движений сопровождается словами.
Эй, ребята, не зевай!
Собираем урожай!
С этой грядки - репку,
С этой грядки - свеклу,
Здесь возьмем морковку.
Положили? И опять Начинаем собирать.
Здесь возьмем морковку,
За морковкой - свеклу,
А теперь - и репку,
Что сидит так крепко.
Положили? И опять Начинаем собирать.
Хоть и пальчики устали,
Урожай мы весь собрали.
Упражнение можно повторить несколько раз.
6. Работа с предложением (в тетрадях).
Дети придумывают предложение со словом «фиалки» и «записывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:
1) Сколько слов в предложении?
2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
3) Назовите второе слово в предложении.
4) Какое слово следующее? И т. д.
7. Знакомство с буквой «Ф».
Педагог показывает детям букву «Ф», сопровождая показ словами:
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
Всем известно без подсказки:
Буква Ф - как ключ от сказки.
Никогда его у нас Не отнимет Карабас.
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
8. Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
9. Индивидуальная работа с карточками-записками: дети находят и обводят цветным карандашом в записанных словах и предложениях букву «Ф».
Варианты карточек-записок:
Наш Филат не бывает виноват.
Филин даже с фонарём ничего не видит днём.
У Фани – фуфайка, у Феди – туфли.
10. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (одна длинная палочка и два полукруга) и складывает в конверт.
Занятие № 28
Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Й’], БУКВА «Й».
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЧАЙНИК»
Задачи:
• развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
• способствовать развитию внимания и фонематического слуха детей;
• продолжать работу по звуковому анализу слова («чайник»);
• упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
• развивать фонематический слух;
• познакомить с буквой «Й»;
• формировать правильный захват пальцами орудия письма;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: предметные картинки (чайник, воробей, чайки, яйцо, каравай, кофейник, соловей, майка, скамейка, чай, трамвай, лейка); тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Й» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы (по выбору педагога).
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Антонимы».
Детям называют любое слово, а они говорят совершенно противоположное:
• мокрый - сухой,
• умный - глупый,
• жадный - щедрый,
• вязать - распускать,
• ходить - стоять и т. п.
Привлечь детей к игре можно с помощью стихов:
Слова
|
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово Высоко,
А ты ответишь: Низко.
Скажу я слово Далеко,
А ты ответишь:... (близко).
Скажу я слово Потолок,
А ты ответишь:... (пол).
Скажу я слово Потерял.
И скажешь ты:... (нашел).
Скажу тебе Я слово Трус,
Ответишь ты:... (храбрец).
Теперь Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:… Конец
2. Игра «Колокольчики».
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых педагогом. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук.
3. Фонетическая зарядка.
1) Как вскрикивают от испуга? (Ой!) От неожиданной боли? (Ай!)
2) «Доскажите словечко».
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется... (трамвай).
Что нам пели, угадай?
Баю... (бай).
Что за месяц, угадай?
Месяц... (май).
Что мы пели, угадай?
Кара... (вай).
Что в стакане, угадай?
Сладкий... (чай).
3) Скороговорка:
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.
Дети рассказывают скороговорку по кругу с постепенным убыстрением темпа.
4) Какой новый звук есть во всех этих словах: ручей, лентяй, чайник, яйцо, трамвай, чай, май?
4. Анализ звука.
[Й’] - мягкий согласный звук, не тянется. Произносить этот звук нам помогают язык зубы, губы в улыбке.
Педагог показывает детям предметные картинки, вместе с детьми произносит и разбирает каждое слово (определяют местоположение звука в слове): чайник, воробей, чайки, яйцо, каравай, кофейник, соловей, майка, скамейка, чай, трамвай, лейка.
Физкультминутка
Рано утром я встаю, Дети потягиваются, приподнимаясь на носочках.
Звонким голосом пою. Дети имитируют
Умываюсь, одеваюсь соответствующие движения.
И за дело принимаюсь.
Я колю, я пилю, Дети выполняют
Я рисую, я играю... и т. д. соответствующие движения.
5. Звуковой анализ слова «чайник » (работа в тетрадях).
1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
2) Делят слово «чайник» на слоги: чай-ник.
3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
6. «Скакалочка» (упражнение для большого пальца). Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в кулаки, большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают движения словами.
Например:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.
7. Работа с предложением (в тетрадях).
Дети придумывают предложение со словом «чайник» и «записывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:
1) Сколько слов в предложении?
2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
3) Назовите второе слово в предложении.
4) Какое слово следующее? И т. д.
8. Знакомство с буквой «Й».
Педагог показывает детям букву «Й», сопровождая показ словами:
Летает над калиткой Птица,
Но на калитку
Не садится.
Йог на гвозди лег,
Позабыв, что он йог.
Йог, помажься йодом,
Снова станешь йогом!
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху «галочку» пиши.
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
9. Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
10. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на четыре части (две длинные палочки, одна короче и еще одна совсем короткая) и складывает в конверт.
Занятие № 29
Тема: СОЧЕТАНИЕ ЗВУКОВ [J3], БУКВА «Е».
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛЕНТА»
Задачи:
• развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
• формировать способность детей слышать при произнесении сочетание звуков []'э];
• продолжать работу по звуковому анализу слова («лента»);
• упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
• развивать фонематический слух;
• познакомить с буквой «Е»;
• формировать правильный захват пальцами орудия письма;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Е» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы (по выбору педагога)-, карточки-записки.
Ход занятия