Задачи:
• упражнять в составлении распространенных упражнений;
• упражняться в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек);
• формировать способность слышать при произнесении сочетание звуков [jo];
• продолжать работу по звуковому анализу слова («звёзды»);
• отрабатывать умение у детей выделять ударный слог и обозначать его на модели;
• развивать фонематический слух;
• познакомить с буквой «Ё»;
• формировать правильный захват пальцами орудия письма;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: игрушечный мишка; предметные картинки (ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, щенки, синички); тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Ё» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы (по выбору педагога)-, карточки- записки.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Размытое письмо».
Педагог сообщает детям:
- Медвежонок получил письмо от брата. Начал читать и увидел, что дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот оно:
«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что... Я долго блуждал по лесу и... Выйдя на поляну, я попал... Я попал в яму, потому что... Там было так глубоко, что... Если бы у меня была лестница, то... Я так долго ревел в яме, что... Пришли охотники и... Теперь я живу в... У нас есть площадка для... На площадке для молодняка много... Мы играем с... За нами ухаживают... Они нас любят, потому что... Скоро к нам придет дрессировщик из... Надеюсь попасть в... Как здорово уметь... Жди следующего письма из... До свидания, Топтыгин».
|
Читая письмо, педагог интонацией побуждает детей дополнять предложение.
2. Игровое упражнение «Сочиняем рифмовки».
Педагог читает детям народную песенку в переводе С. Я. Маршака:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок,
Даю вам честное слово!
- Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят рукавички? Мы с вами вместе
тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, я буду показывать картинки-подсказки.
Даем вам честное слово:
Вчера в половине шестого Мы видали двух сорок Без... (ботинок) и... (чулок).
И щенков без... (носков),
И синичек
Без... (тапочек) и... (рукавичек).
Без... (ботинок) и... (чулок)
Повстречали мы... (сорок),
Без носков... (щенков),
Без тапочек и рукавичек... (синичек).
- Веселые шутки у нас получились.
Игра с рифмами продолжается:
— Послушайте слова: кош-ш-шка, Матреш-ш-шка - они звучат похоже. Давайте поиграем словами. Я назову слово, а вы ищите свои, которые звучат похоже.
Педагог называет свое слово и подсказывает начало другого.
Слова для рифмовки:
кошка - кар...(тошка), ложка - сере...(жка), галоша - ла...(дошка),
Тимошка - гар...(мошка), крошка - ок... (рошка), кошка - око...(шко), ножка - босо...(ножка), дорожка - сороко... (ножка).
3. Фонетическая гимнастика.
1) Что больше всего любит медведь?
2) Какое дерево все люди приглашают в гости на Новый год?
3) Как называется лесной зверек, у которого на спине растут иголки?
|
4) Считалка:
Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать!
Дети учатся произносить считалку, четко проговаривая каждое слово, интонационно выделяя сочетание звуков [jo].
5) Загадки:
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж.)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ёлка.)
Драчун и забияка Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ёрш.)
В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Жёлудь.)
6) Какой одинаковый звук есть во всех этих словах: ёж, жёлудь, ёлка, ёрш?
4. Артикуляция звукового сочетания.
Педагог предлагает детям произнести сочетание звуков [й’о] и обращает внимание на следующее: при произнесении данного сочетания звуков в начале образуется небольшое препятствие (звук [й’] - согласный), а потом свободно произносится (звук [о] - гласный). Двойной звук [й’о] - гласный.
Физкультминутка
Занимались мы, устали,
А потом мы дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И занятие начнем.
5. Закрепление двойного звука [й’о].
Педагог читает детям двустишие с целью закрепления двойного звука [й’о].
Ёлка с ёжиком похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
При чтении двойной звук интонационно выделяется. Детям предлагается запомнить слова с этим звуком.
6. Звуковой анализ слова «звёзды» (работа в тетрадях).
1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
|
2) Делят слово «звезды» на слоги: звез-ды.
3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
7. Работа с предложением (в тетрадях).
Дети придумывают предложение со словом «звезды» и «записывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:
1) Сколько слов в предложении?
2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
3) Назовите второе слово в предложении.
4) Какое слово следующее? И т. д.
8. Знакомство с буквой «Ё».
Педагог сообщает детям, что двойной звук [й’о] на письме обозначается одной буквой «Ё», показывает эту букву, сопровождая показ словами:
Е и Ё - родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула - Получилась буква Ё.
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
На букву Ё ты назовешь Три слова: ёлка, ёж и ёрш.
И все ужасно колко!
Педагог говорит детям, что буква «Ё» может образовывать слог (ё-лоч-ка). Предлагает детям поделить слова на части (слога) хлопками: ё-жик, ёл-ки, ёрш, пёс, во-до-ём, зверь-ё, бель-ё, пить-ё, кле-ён-ка.
9. Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
10. Индивидуальная работа с карточками-записками: дети находят и обводят цветным карандашом в записанных словах и предложениях букву «Ё».
Ира просит: «Ёжик, ёж! | Есть у ёжика и ёлки | |
Ты мне платьице сошьёшь?». | Очень колкие иголки. | |
Ёж ответил из-под ёлки: | В остальном на ёлку ёж | |
«Ниток нет - одни иголки». | Совершенно не похож. |
Варианты карточек-записок:
11. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на четыре части (одна длинная палочка, три короткие, а также две точки) и складывает в конверт.
Занятие № 33
Тема: БУКВЫ«Ь» И «Ъ» (МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ ЗНАКИ).
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЕНЬ»
Задачи:
• развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
• повторить в ходе игры временные категории;
• познакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков;
• упражнять в нахождении этих букв в словах и тексте;
• развивать фонематический слух;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: карточки с изображением букв (шрифт черный); буквы-заготовки по количеству детей, бархатная бумага, цветные шерстяные нити; буквенный конструктор; карточки- записки.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Удивительные слова».
Педагог читает стихотворение Огдэна Нэша «Кот»:
Сперва заводим мы жену и дом,
А мышь заводится потом.
Потом жена заводит в свой черед
Речь о мышах и что, мол, нужен кот.
Заводим и кота.
Узнав о том,
Мышь притихает и дрожит хвостом.
Зато как заведенный, скачет кот
Всю ночь, пока не кончится завод.
Ничем котяру не угомонишь...
Уж лучше б я купил вторую мышь!
- Какое удивительное слово вы заметили в этом стихотворении? Слово одно, а обозначает оно много-много разного. (Заводить.)
- Что значит «завести дом»? Как об этом сказать по- другому? (Купить, построить дом.)
- А мышь «заводится потом», значит она... что делает? Мышь... (появляется).
- А когда заводят речь о мышах, это значит, начинают о них... (говорить).
- «Заводим кота» - значит... (покупаем кота). А скачет кот как заведенный, как игрушка, которую ключиком тоже... (заводят).
- А вот послушайте еще стихотворение с таким же удивительным словом:
Вечером девочка Мила В садике клумбу разбила.
Брат ее мальчик Иван Тоже разбил... стакан!
О. Григорьев
- Какое это удивительное слово? Как разбивают клумбу? (Вскапывают землю, сажают рассаду цветов, поливают их.)
- А что становится со стаканом, когда его разбивают? (Он разлетается па мелкие кусочки.)
2. Игра «Когда это бывает».
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным педагогом. Возможно использование иллюстраций.
3. Дидактическая игра «Буква - звук».
Педагог произносит четверостишие-загадку, дети отгадывают, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки), который обозначает эта буква на письме.
- Можно ли увидеть звуки речи? (Нет. Звуки мы только произносим и слышим.)
- Что можно увидеть и написать? (Буквы.)
- Отгадайте, о какой букве идет речь в следующей загадке:
Вот два столбца наискосок,
А между ними - поясок. (Буква «А».)
- Какой звук эта буква обозначает? (Звук «А».)
Педагог предлагает детям выложить из буквенного конструктора букву «А».
Аналогично идет работа дальше.
Стихи-загадки:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? -Три!
А какая буква?
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я - Это мы».
А между тем
Получилась буква...
В конце игры педагог говорит детям, что есть в нашем алфавите необычные буквы, которые не обозначают звуков.
Физкультминутка
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолет.
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет:
Раз, два, три, четыре - Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре - И на месте походили. (3 раза.)
(1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».
И. П. - стойка ноги врозь, руки в стороны.)
4. Знакомство с буквой «Ь».
Педагог показывает детям букву «Ь», сопровождая показ словами:
Буква Р перевернулась - Мягким знаком обернулась.
Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так -
Стал похож на мягкий Знак!
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
- Это мягкий знак. Он не обозначает звука, а указывает, что буква перед ним произносится мягко.
- Сравните на слух слова:
караси - карась,
окуни - окунь.
Или:
жар - жарь,
угол - уголь,
брат - брать.
5. Игровое задание «Волшебная нить».
Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.
6. Знакомство с буквой «Ъ».
Педагог показывает детям букву «Ъ», сопровождая показ словами:
Из ведра не просто так Нам воды напиться:
Нужен ковшик-твердый знак,
Чтобы не облиться.
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост:
- Ш-ш-ш-ш-ш...
Я вам не угрожаю, - Твердый знак изображаю...
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
- Это твердый знак, он не обозначает звука. Эта буква стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твердый знак в силу своего твердого характера разделяет их.
- Сравните на слух слова:
съем - съел - объел;
съезд - въезд - подъезд.
7. Игровое задание «Волшебная нить».
Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.
8. Индивидуальная работа с карточками-записками: дети находят и обводят цветным карандашом в записанных словах и предложениях буквы «Ь» и «Ъ».
Варианты карточек-записок:
Вот уходит день. Вырастает тень. Свет уходит прочь. Наступает ночь. | ||
Волк ужасно разъярен - | ||
Все зверята, спать! | Съесть ежа не может он. | |
Будет день опять! | Еж, хотя он и съедобен, | |
Будет все звенеть - | Для съеденья неудобен: | |
Золотая сеть. | Съежась, выставил иголки - | |
Объегорил злого волка. |
9. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает две буквы-заготовки на две части (одна длинная палочка (у второй заготовки - палочка с «козырьком») и полукруг) и складывает в конверт.
Занятие № 34
Тема: АЛФАВИТ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
ПО ОСНОВНЫМ ЕДИНИЦАМ РЕЧИ: ЗВУКУ, СЛОВУ,
ПРЕДЛОЖЕНИЮ
Задачи:
• закрепить представление о слове как единице языка: слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова;
• отрабатывать произношение чистоговорки в разном темпе, с разной силой голоса;
• развивать умение самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении;
• упражняться в самостоятельном составлении предложения;
• познакомить детей с понятием «алфавит»;
• развивать фонематический слух;
• закреплять образы букв;
• развивать тактильные ощущения;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: кузовок с игрушками (мишутка в шапке, матрешка, кошка, погремушка, ежик, жираф, зеркало); карточки с изображением букв (шрифт черный); карточки (8 клеток с буквами); чудесный мешочек и буквы (пластиковые или деревянные, пластмассовые); цветные карандаши; таблица-алфавит.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Зверята и зеркало».
Педагог вносит кузовок. Дети замечают его, подходят и рассматривают игрушки, называют их.
- Старик Годовик прислал игрушки. Кто это? (Мишка.) Что на голове у Мишутки? (Шапочка.)
- Какой звук спрятался в словах «Миш-ш-шутка, ш-ш-шапка»? Произнесите слово «Мишутка» так, чтобы слышался звук [ш].
- Найдите игрушки, в названиях которых слышится звук [ж]. (Ежик, жираф.)
- В каких еще словах есть звук [ж]? (Желудь, жук, лежит, жужжит.)
- Давайте «померяем» слова, узнаем, короткие они или длинные. Например, слово «еж». (Произносит слово и «из-
меряет» его, разводя сомкнутые вместе ладош на небольшое расстояние; игрушку при этом трогать не надо.)
- «Еж - короткое слово. А слово «Мишутка» - вот какое! (Измеряет). Это слово... (длинное).
- Хотите еще измерить слово? Измерим слово «жук». (Измеряет.) Какое это слово? (Короткое.) А слово «жужжит»? (Длинное.) А вот слово еще более длинное: «жужжащий». (Измеряет вместе с детьми.)
- Сейчас я опишу игрушку, а вы отгадайте ее по описанию. Живой колобок - колючий бок, кто это? (Ежик.)
- Скажем все вместе чистоговорку о ежике:
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
(Скороговорка произносится в разном темпе, с разной силой голоса.)
- А теперь вы загадайте свои загадки-описания. (Загадки детей. Вызвать 3-4 желающих.)
Педагог достает зеркало и организует на столе ситуацию: ежик, Мишутка и жираф заглядывают в зеркало. Далее взрослый обращается к детям:
- С нашими игрушками произошел интересный случай. Шли по лесной дорожке Мишутка, ежик и жираф. Вдруг видят - что- то лежит на земле. Кто хочет сочинить историю дальше?
(Лучше вызвать хорошо говорящего ребенка. Педагог помогает, в случае надобности подсказывает начало фразы.)
«Заглянул в зеркало... (ежик). И говорит:
Кто это такой колючий?
- Дай посмотреть, - говорит... (жираф). - Нет, он вовсе не... (колючий). Он... (гладкий). И у него... (длинная шея).
Заглянул в зеркало... (Мишутка).
- Нет, у него... (никакой длинной шеи). У него шея... (короткая), а на голове... (шапочка).
Стали звери осматривать зеркало и увидели в нем... (и себя, и своих друзей сразу). И догадались, что это их... (отражение)».
2. Игра «Время рассердилось и ушло. Догони».
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил педагог.
3. Дидактическая игра «Буква - звук».
Педагог произносит четверостишие-загадку, дети отгадывают, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки), который обозначает эта буква на письме.
Стихи-загадки:
Кто отправляется в полет,
В клюве веточку несет?
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
Эта буква с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
На эту букву посмотри - Она совсем как цифра «три».
Подходящие ворота.
Проходи, кому охота!
Гриб стоит среди дорожки - Г олова на тонкой ножке.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква... - труба печная.
Эта буква широка И похожа на жука.
И при этом точно жук Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Да, вы правильно решили:
Эту букву пишем как четыре.
Вот какая эта буква:
С коготочком на конце. Ко гото к-пара п ка,
Как кошачья лапка.
Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
Физкультминутка «Мельница»
Наклоняемся вперед, И. П. - наклон вперед,
Руки в стороны.руки в стороны, стойка - ноги врозь.
Ветер дует, завывает, Правой рукой коснуться пола,
Нашу мельницу вращает. Левая рука отведена назад, в сторону
Раз, два, три, четыре – Смена положения рук. (Повторить два раза.)
Завертелись, закружились.
4. Знакомство с понятием «Алфавит».
Педагог рассказывает детям:
- Давным-давно звуки речи, складываясь в определенном порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Каждый звук в слове занимает свое место. Например, в слове «кот» на первом месте звук [к], на втором - [о], на третьем - [т]. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (кол) или прибавим ещё один (скот), то появятся новые слова. Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова.
- Но сначала вспомните и скажите, что такое буква. (Буква - это значок, который замещает какой-то звук, представляет его нам.)
- Буквы окружают нас всюду. В русском языке 33 буквы.
Педагог показывает детям таблицу-алфавит и рассказывает:
ПЕСЕНКА-АЗБУКА
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Б. Заходер
В алфавите у каждой буквы есть свое место: первой в алфавите стоит буква «А», последней - «Я».
5. Пословица «Грамоте учиться - всегда пригодится».
Педагог рассказывает детям пословицу и предлагает объяснить ее значение. Ответы детей принимаются обоснованными.
6. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
В непрозрачный мешочек складываются буквы (пластиковые или деревянные, пластмассовые) - от 5 до 8 штук.
Задания:
- Достань букву «А».
В данном случае указывается конкретная буква, которую ребенку надо найти на ощупь.
- Достань букву-отгадку:
Ходит пешком
Калач с посошком.
7. Индивидуальная работа с карточками.
Каждый ребенок получает карточку, которая разбита на восемь клеточек, в каждой клеточке изображена буква. Дети рисуют цветными карандашами, превращая буквы в знакомые предметы.
8. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.