Задачи:
• упражнять в составлении распространенных упражнений;
• упражняться в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек);
• формировать способность слышать при произнесении сочетание звуков [jo];
• продолжать работу по звуковому анализу слова («звёзды»);
• отрабатывать умение у детей выделять ударный слог и обозначать его на модели;
• развивать фонематический слух;
• познакомить с буквой «Ё»;
• формировать правильный захват пальцами орудия письма;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: игрушечный мишка; предметные картинки (ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, щенки, синички); тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Ё» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы (по выбору педагога)-, карточки- записки.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Размытое письмо».
Педагог сообщает детям:
- Медвежонок получил письмо от брата. Начал читать и увидел, что дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот оно:
«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что... Я долго блуждал по лесу и... Выйдя на поляну, я попал... Я попал в яму, потому что... Там было так глубоко, что... Если бы у меня была лестница, то... Я так долго ревел в яме, что... Пришли охотники и... Теперь я живу в... У нас есть площадка для... На площадке для молодняка много... Мы играем с... За нами ухаживают... Они нас любят, потому что... Скоро к нам придет дрессировщик из... Надеюсь попасть в... Как здорово уметь... Жди следующего письма из... До свидания, Топтыгин».
Читая письмо, педагог интонацией побуждает детей дополнять предложение.
2. Игровое упражнение «Сочиняем рифмовки».
Педагог читает детям народную песенку в переводе С. Я. Маршака:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок,
Даю вам честное слово!
- Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят рукавички? Мы с вами вместе
тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, я буду показывать картинки-подсказки.
Даем вам честное слово:
Вчера в половине шестого Мы видали двух сорок Без... (ботинок) и... (чулок).
И щенков без... (носков),
И синичек
Без... (тапочек) и... (рукавичек).
Без... (ботинок) и... (чулок)
Повстречали мы... (сорок),
Без носков... (щенков),
Без тапочек и рукавичек... (синичек).
- Веселые шутки у нас получились.
Игра с рифмами продолжается:
— Послушайте слова: кош-ш-шка, Матреш-ш-шка - они звучат похоже. Давайте поиграем словами. Я назову слово, а вы ищите свои, которые звучат похоже.
Педагог называет свое слово и подсказывает начало другого.
Слова для рифмовки:
кошка - кар...(тошка), ложка - сере...(жка), галоша - ла...(дошка),
Тимошка - гар...(мошка), крошка - ок... (рошка), кошка - око...(шко), ножка - босо...(ножка), дорожка - сороко... (ножка).
3. Фонетическая гимнастика.
1) Что больше всего любит медведь?
2) Какое дерево все люди приглашают в гости на Новый год?
3) Как называется лесной зверек, у которого на спине растут иголки?
4) Считалка:
Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать!
Дети учатся произносить считалку, четко проговаривая каждое слово, интонационно выделяя сочетание звуков [jo].
5) Загадки:
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж.)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ёлка.)
Драчун и забияка Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ёрш.)
В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Жёлудь.)
6) Какой одинаковый звук есть во всех этих словах: ёж, жёлудь, ёлка, ёрш?
4. Артикуляция звукового сочетания.
Педагог предлагает детям произнести сочетание звуков [й’о] и обращает внимание на следующее: при произнесении данного сочетания звуков в начале образуется небольшое препятствие (звук [й’] - согласный), а потом свободно произносится (звук [о] - гласный). Двойной звук [й’о] - гласный.
Физкультминутка
Занимались мы, устали,
А потом мы дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И занятие начнем.
5. Закрепление двойного звука [й’о].
Педагог читает детям двустишие с целью закрепления двойного звука [й’о].
Ёлка с ёжиком похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
При чтении двойной звук интонационно выделяется. Детям предлагается запомнить слова с этим звуком.
6. Звуковой анализ слова «звёзды» (работа в тетрадях).
1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
2) Делят слово «звезды» на слоги: звез-ды.
3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
7. Работа с предложением (в тетрадях).
Дети придумывают предложение со словом «звезды» и «записывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:
1) Сколько слов в предложении?
2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
3) Назовите второе слово в предложении.
4) Какое слово следующее? И т. д.
8. Знакомство с буквой «Ё».
Педагог сообщает детям, что двойной звук [й’о] на письме обозначается одной буквой «Ё», показывает эту букву, сопровождая показ словами:
Е и Ё - родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула - Получилась буква Ё.
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
На букву Ё ты назовешь Три слова: ёлка, ёж и ёрш.
И все ужасно колко!
Педагог говорит детям, что буква «Ё» может образовывать слог (ё-лоч-ка). Предлагает детям поделить слова на части (слога) хлопками: ё-жик, ёл-ки, ёрш, пёс, во-до-ём, зверь-ё, бель-ё, пить-ё, кле-ён-ка.
9. Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
10. Индивидуальная работа с карточками-записками: дети находят и обводят цветным карандашом в записанных словах и предложениях букву «Ё».
Ира просит: «Ёжик, ёж! | Есть у ёжика и ёлки | |
Ты мне платьице сошьёшь?». | Очень колкие иголки. | |
Ёж ответил из-под ёлки: | В остальном на ёлку ёж | |
«Ниток нет - одни иголки». | Совершенно не похож. |
Варианты карточек-записок:
11. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на четыре части (одна длинная палочка, три короткие, а также две точки) и складывает в конверт.
Занятие № 33
Тема: БУКВЫ«Ь» И «Ъ» (МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ ЗНАКИ).
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЕНЬ»
Задачи:
• развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
• повторить в ходе игры временные категории;
• познакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков;
• упражнять в нахождении этих букв в словах и тексте;
• развивать фонематический слух;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: карточки с изображением букв (шрифт черный); буквы-заготовки по количеству детей, бархатная бумага, цветные шерстяные нити; буквенный конструктор; карточки- записки.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Удивительные слова».
Педагог читает стихотворение Огдэна Нэша «Кот»:
Сперва заводим мы жену и дом,
А мышь заводится потом.
Потом жена заводит в свой черед
Речь о мышах и что, мол, нужен кот.
Заводим и кота.
Узнав о том,
Мышь притихает и дрожит хвостом.
Зато как заведенный, скачет кот
Всю ночь, пока не кончится завод.
Ничем котяру не угомонишь...
Уж лучше б я купил вторую мышь!
- Какое удивительное слово вы заметили в этом стихотворении? Слово одно, а обозначает оно много-много разного. (Заводить.)
- Что значит «завести дом»? Как об этом сказать по- другому? (Купить, построить дом.)
- А мышь «заводится потом», значит она... что делает? Мышь... (появляется).
- А когда заводят речь о мышах, это значит, начинают о них... (говорить).
- «Заводим кота» - значит... (покупаем кота). А скачет кот как заведенный, как игрушка, которую ключиком тоже... (заводят).
- А вот послушайте еще стихотворение с таким же удивительным словом:
Вечером девочка Мила В садике клумбу разбила.
Брат ее мальчик Иван Тоже разбил... стакан!
О. Григорьев
- Какое это удивительное слово? Как разбивают клумбу? (Вскапывают землю, сажают рассаду цветов, поливают их.)
- А что становится со стаканом, когда его разбивают? (Он разлетается па мелкие кусочки.)
2. Игра «Когда это бывает».
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным педагогом. Возможно использование иллюстраций.
3. Дидактическая игра «Буква - звук».
Педагог произносит четверостишие-загадку, дети отгадывают, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки), который обозначает эта буква на письме.
- Можно ли увидеть звуки речи? (Нет. Звуки мы только произносим и слышим.)
- Что можно увидеть и написать? (Буквы.)
- Отгадайте, о какой букве идет речь в следующей загадке:
Вот два столбца наискосок,
А между ними - поясок. (Буква «А».)
- Какой звук эта буква обозначает? (Звук «А».)
Педагог предлагает детям выложить из буквенного конструктора букву «А».
Аналогично идет работа дальше.
Стихи-загадки:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? -Три!
А какая буква?
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я - Это мы».
А между тем
Получилась буква...
В конце игры педагог говорит детям, что есть в нашем алфавите необычные буквы, которые не обозначают звуков.
Физкультминутка
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолет.
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет:
Раз, два, три, четыре - Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре - И на месте походили. (3 раза.)
(1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».
И. П. - стойка ноги врозь, руки в стороны.)
4. Знакомство с буквой «Ь».
Педагог показывает детям букву «Ь», сопровождая показ словами:
Буква Р перевернулась - Мягким знаком обернулась.
Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так -
Стал похож на мягкий Знак!
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
- Это мягкий знак. Он не обозначает звука, а указывает, что буква перед ним произносится мягко.
- Сравните на слух слова:
караси - карась,
окуни - окунь.
Или:
жар - жарь,
угол - уголь,
брат - брать.
5. Игровое задание «Волшебная нить».
Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.
6. Знакомство с буквой «Ъ».
Педагог показывает детям букву «Ъ», сопровождая показ словами:
Из ведра не просто так Нам воды напиться:
Нужен ковшик-твердый знак,
Чтобы не облиться.
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост:
- Ш-ш-ш-ш-ш...
Я вам не угрожаю, - Твердый знак изображаю...
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
- Это твердый знак, он не обозначает звука. Эта буква стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твердый знак в силу своего твердого характера разделяет их.
- Сравните на слух слова:
съем - съел - объел;
съезд - въезд - подъезд.
7. Игровое задание «Волшебная нить».
Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.
8. Индивидуальная работа с карточками-записками: дети находят и обводят цветным карандашом в записанных словах и предложениях буквы «Ь» и «Ъ».
Варианты карточек-записок:
Вот уходит день. Вырастает тень. Свет уходит прочь. Наступает ночь. | ||
Волк ужасно разъярен - | ||
Все зверята, спать! | Съесть ежа не может он. | |
Будет день опять! | Еж, хотя он и съедобен, | |
Будет все звенеть - | Для съеденья неудобен: | |
Золотая сеть. | Съежась, выставил иголки - | |
Объегорил злого волка. |
9. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает две буквы-заготовки на две части (одна длинная палочка (у второй заготовки - палочка с «козырьком») и полукруг) и складывает в конверт.
Занятие № 34
Тема: АЛФАВИТ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
ПО ОСНОВНЫМ ЕДИНИЦАМ РЕЧИ: ЗВУКУ, СЛОВУ,
ПРЕДЛОЖЕНИЮ
Задачи:
• закрепить представление о слове как единице языка: слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова;
• отрабатывать произношение чистоговорки в разном темпе, с разной силой голоса;
• развивать умение самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении;
• упражняться в самостоятельном составлении предложения;
• познакомить детей с понятием «алфавит»;
• развивать фонематический слух;
• закреплять образы букв;
• развивать тактильные ощущения;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Пособия: кузовок с игрушками (мишутка в шапке, матрешка, кошка, погремушка, ежик, жираф, зеркало); карточки с изображением букв (шрифт черный); карточки (8 клеток с буквами); чудесный мешочек и буквы (пластиковые или деревянные, пластмассовые); цветные карандаши; таблица-алфавит.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Зверята и зеркало».
Педагог вносит кузовок. Дети замечают его, подходят и рассматривают игрушки, называют их.
- Старик Годовик прислал игрушки. Кто это? (Мишка.) Что на голове у Мишутки? (Шапочка.)
- Какой звук спрятался в словах «Миш-ш-шутка, ш-ш-шапка»? Произнесите слово «Мишутка» так, чтобы слышался звук [ш].
- Найдите игрушки, в названиях которых слышится звук [ж]. (Ежик, жираф.)
- В каких еще словах есть звук [ж]? (Желудь, жук, лежит, жужжит.)
- Давайте «померяем» слова, узнаем, короткие они или длинные. Например, слово «еж». (Произносит слово и «из-
меряет» его, разводя сомкнутые вместе ладош на небольшое расстояние; игрушку при этом трогать не надо.)
- «Еж - короткое слово. А слово «Мишутка» - вот какое! (Измеряет). Это слово... (длинное).
- Хотите еще измерить слово? Измерим слово «жук». (Измеряет.) Какое это слово? (Короткое.) А слово «жужжит»? (Длинное.) А вот слово еще более длинное: «жужжащий». (Измеряет вместе с детьми.)
- Сейчас я опишу игрушку, а вы отгадайте ее по описанию. Живой колобок - колючий бок, кто это? (Ежик.)
- Скажем все вместе чистоговорку о ежике:
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
(Скороговорка произносится в разном темпе, с разной силой голоса.)
- А теперь вы загадайте свои загадки-описания. (Загадки детей. Вызвать 3-4 желающих.)
Педагог достает зеркало и организует на столе ситуацию: ежик, Мишутка и жираф заглядывают в зеркало. Далее взрослый обращается к детям:
- С нашими игрушками произошел интересный случай. Шли по лесной дорожке Мишутка, ежик и жираф. Вдруг видят - что- то лежит на земле. Кто хочет сочинить историю дальше?
(Лучше вызвать хорошо говорящего ребенка. Педагог помогает, в случае надобности подсказывает начало фразы.)
«Заглянул в зеркало... (ежик). И говорит:
Кто это такой колючий?
- Дай посмотреть, - говорит... (жираф). - Нет, он вовсе не... (колючий). Он... (гладкий). И у него... (длинная шея).
Заглянул в зеркало... (Мишутка).
- Нет, у него... (никакой длинной шеи). У него шея... (короткая), а на голове... (шапочка).
Стали звери осматривать зеркало и увидели в нем... (и себя, и своих друзей сразу). И догадались, что это их... (отражение)».
2. Игра «Время рассердилось и ушло. Догони».
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил педагог.
3. Дидактическая игра «Буква - звук».
Педагог произносит четверостишие-загадку, дети отгадывают, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки), который обозначает эта буква на письме.
Стихи-загадки:
Кто отправляется в полет,
В клюве веточку несет?
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
Эта буква с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
На эту букву посмотри - Она совсем как цифра «три».
Подходящие ворота.
Проходи, кому охота!
Гриб стоит среди дорожки - Г олова на тонкой ножке.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква... - труба печная.
Эта буква широка И похожа на жука.
И при этом точно жук Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Да, вы правильно решили:
Эту букву пишем как четыре.
Вот какая эта буква:
С коготочком на конце. Ко гото к-пара п ка,
Как кошачья лапка.
Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
Физкультминутка «Мельница»
Наклоняемся вперед, И. П. - наклон вперед,
Руки в стороны.руки в стороны, стойка - ноги врозь.
Ветер дует, завывает, Правой рукой коснуться пола,
Нашу мельницу вращает. Левая рука отведена назад, в сторону
Раз, два, три, четыре – Смена положения рук. (Повторить два раза.)
Завертелись, закружились.
4. Знакомство с понятием «Алфавит».
Педагог рассказывает детям:
- Давным-давно звуки речи, складываясь в определенном порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Каждый звук в слове занимает свое место. Например, в слове «кот» на первом месте звук [к], на втором - [о], на третьем - [т]. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (кол) или прибавим ещё один (скот), то появятся новые слова. Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова.
- Но сначала вспомните и скажите, что такое буква. (Буква - это значок, который замещает какой-то звук, представляет его нам.)
- Буквы окружают нас всюду. В русском языке 33 буквы.
Педагог показывает детям таблицу-алфавит и рассказывает:
ПЕСЕНКА-АЗБУКА
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Б. Заходер
В алфавите у каждой буквы есть свое место: первой в алфавите стоит буква «А», последней - «Я».
5. Пословица «Грамоте учиться - всегда пригодится».
Педагог рассказывает детям пословицу и предлагает объяснить ее значение. Ответы детей принимаются обоснованными.
6. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
В непрозрачный мешочек складываются буквы (пластиковые или деревянные, пластмассовые) - от 5 до 8 штук.
Задания:
- Достань букву «А».
В данном случае указывается конкретная буква, которую ребенку надо найти на ощупь.
- Достань букву-отгадку:
Ходит пешком
Калач с посошком.
7. Индивидуальная работа с карточками.
Каждый ребенок получает карточку, которая разбита на восемь клеточек, в каждой клеточке изображена буква. Дети рисуют цветными карандашами, превращая буквы в знакомые предметы.
8. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.