ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЗВЁЗДЫ»




Задачи:

• упражнять в составлении распространенных упражнений;

• упражняться в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чу­лок, носков, тапочек, рукавичек);

• формировать способность слышать при произнесении со­четание звуков [jo];

• продолжать работу по звуковому анализу слова («звёзды»);

• отрабатывать умение у детей выделять ударный слог и обозначать его на модели;

• развивать фонематический слух;

• познакомить с буквой «Ё»;

• формировать правильный захват пальцами орудия письма;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: игрушечный мишка; предметные картинки (бо­тинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, щенки, синички); тетради, цветные карандаши; карточка с изображени­ем буквы «Ё» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы (по выбору педагога)-, карточки- записки.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Размытое письмо».

Педагог сообщает детям:

- Медвежонок получил письмо от брата. Начал читать и уви­дел, что дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот оно:

«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что... Я долго блу­ждал по лесу и... Выйдя на поляну, я попал... Я попал в яму, по­тому что... Там было так глубоко, что... Если бы у меня была ле­стница, то... Я так долго ревел в яме, что... Пришли охотники и... Теперь я живу в... У нас есть площадка для... На площадке для молодняка много... Мы играем с... За нами ухаживают... Они нас любят, потому что... Скоро к нам придет дрессировщик из... На­деюсь попасть в... Как здорово уметь... Жди следующего письма из... До свидания, Топтыгин».

Читая письмо, педагог интонацией побуждает детей допол­нять предложение.

 

2. Игровое упражнение «Сочиняем рифмовки».

Педагог читает детям народную песенку в переводе С. Я. Маршака:

 

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок,

Даю вам честное слово!

- Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботин­ки? А может быть, свинки носят рукавички? Мы с вами вместе

тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и живот­ных. Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, я буду показывать картинки-подсказки.

Даем вам честное слово:

Вчера в половине шестого Мы видали двух сорок Без... (ботинок) и... (чулок).

И щенков без... (носков),

И синичек

Без... (тапочек) и... (рукавичек).

Без... (ботинок) и... (чулок)

Повстречали мы... (сорок),

Без носков... (щенков),

Без тапочек и рукавичек... (синичек).

- Веселые шутки у нас получились.

Игра с рифмами продолжается:

— Послушайте слова: кош-ш-шка, Матреш-ш-шка - они зву­чат похоже. Давайте поиграем словами. Я назову слово, а вы ищите свои, которые звучат похоже.

Педагог называет свое слово и подсказывает начало другого.

Слова для рифмовки:

кошка - кар...(тошка), ложка - сере...(жка), галоша - ла...(дошка),

Тимошка - гар...(мошка), крошка - ок... (рошка), кошка - око...(шко), ножка - босо...(ножка), дорожка - сороко... (ножка).

3. Фонетическая гимнастика.

1) Что больше всего любит медведь?

2) Какое дерево все люди приглашают в гости на Новый год?

3) Как называется лесной зверек, у которого на спине растут иголки?

4) Считалка:

Ёжик, ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать,

Нам водилку выбирать!

Дети учатся произносить считалку, четко проговаривая каж­дое слово, интонационно выделяя сочетание звуков [jo].

5) Загадки:

Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж.)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (Ёлка.)

Драчун и забияка Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит. (Ёрш.)

В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Жёлудь.)

6) Какой одинаковый звук есть во всех этих словах: ёж, жё­лудь, ёлка, ёрш?

 

4. Артикуляция звукового сочетания.

Педагог предлагает детям произнести сочетание звуков [й’о] и обращает внимание на следующее: при произнесении данного сочетания звуков в начале образуется небольшое препятствие (звук [й’] - согласный), а потом свободно произносится (звук [о] - гласный). Двойной звук [й’о] - гласный.

 

Физкультминутка

Занимались мы, устали,

А потом мы дружно встали.

Ручками похлопали - раз, два, три.

Ножками потопали - раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И занятие начнем.

 

5. Закрепление двойного звука [й’о].

Педагог читает детям двустишие с целью закрепления двой­ного звука [й’о].

Ёлка с ёжиком похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

При чтении двойной звук интонационно выделяется. Детям предлагается запомнить слова с этим звуком.

 

6. Звуковой анализ слова «звёзды» (работа в тетрадях).

1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).

2) Делят слово «звезды» на слоги: звез-ды.

3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.

 

7. Работа с предложением (в тетрадях).

Дети придумывают предложение со словом «звезды» и «за­писывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:

1) Сколько слов в предложении?

2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?

 

3) Назовите второе слово в предложении.

4) Какое слово следующее? И т. д.

 

8. Знакомство с буквой «Ё».

Педагог сообщает детям, что двойной звук [й’о] на письме обозначается одной буквой «Ё», показывает эту букву, сопрово­ждая показ словами:

Е и Ё - родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула - Получилась буква Ё.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

На букву Ё ты назовешь Три слова: ёлка, ёж и ёрш.

И все ужасно колко!

 

Педагог говорит детям, что буква «Ё» может образовывать слог (ё-лоч-ка). Предлагает детям поделить слова на части (сло­га) хлопками: ё-жик, ёл-ки, ёрш, пёс, во-до-ём, зверь-ё, бель-ё, пить-ё, кле-ён-ка.

 

9. Игровое задание.

Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).

 

10. Индивидуальная работа с карточками-записками: дети находят и обводят цветным карандашом в записанных словах и предложениях букву «Ё».

Ира просит: «Ёжик, ёж!   Есть у ёжика и ёлки
Ты мне платьице сошьёшь?».   Очень колкие иголки.
Ёж ответил из-под ёлки:   В остальном на ёлку ёж
«Ниток нет - одни иголки».   Совершенно не похож.
 

Варианты карточек-записок:

 

11. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на четыре части (од­на длинная палочка, три короткие, а также две точки) и склады­вает в конверт.

 

Занятие № 33

Тема: БУКВЫ«Ь» И «Ъ» (МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ ЗНАКИ).

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЕНЬ»

Задачи:

• развивать точность словоупотребления в связных повест­вовательных рассказах;

• повторить в ходе игры временные категории;

• познакомить детей с последними буквами алфавита, кото­рые не обозначают звуков;

• упражнять в нахождении этих букв в словах и тексте;

• развивать фонематический слух;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: карточки с изображением букв (шрифт черный); буквы-заготовки по количеству детей, бархатная бумага, цвет­ные шерстяные нити; буквенный конструктор; карточки- записки.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Удивительные слова».

Педагог читает стихотворение Огдэна Нэша «Кот»:

Сперва заводим мы жену и дом,

А мышь заводится потом.

Потом жена заводит в свой черед

Речь о мышах и что, мол, нужен кот.

Заводим и кота.

Узнав о том,

Мышь притихает и дрожит хвостом.

Зато как заведенный, скачет кот

Всю ночь, пока не кончится завод.

Ничем котяру не угомонишь...

Уж лучше б я купил вторую мышь!

- Какое удивительное слово вы заметили в этом стихотворе­нии? Слово одно, а обозначает оно много-много разного. (Заво­дить.)

- Что значит «завести дом»? Как об этом сказать по- другому? (Купить, построить дом.)

- А мышь «заводится потом», значит она... что делает? Мышь... (появляется).

- А когда заводят речь о мышах, это значит, начинают о них... (говорить).

- «Заводим кота» - значит... (покупаем кота). А скачет кот как заведенный, как игрушка, которую ключиком тоже... (заво­дят).

- А вот послушайте еще стихотворение с таким же удиви­тельным словом:

Вечером девочка Мила В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван Тоже разбил... стакан!

О. Григорьев

 

- Какое это удивительное слово? Как разбивают клумбу? (Вскапывают землю, сажают рассаду цветов, поливают их.)

- А что становится со стаканом, когда его разбивают? (Он разлетается па мелкие кусочки.)

 

 

2. Игра «Когда это бывает».

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным педагогом. Возможно ис­пользование иллюстраций.

 

3. Дидактическая игра «Буква - звук».

Педагог произносит четверостишие-загадку, дети отгадыва­ют, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки), который обозначает эта буква на письме.

- Можно ли увидеть звуки речи? (Нет. Звуки мы только произносим и слышим.)

- Что можно увидеть и написать? (Буквы.)

- Отгадайте, о какой букве идет речь в следующей загадке:

Вот два столбца наискосок,

А между ними - поясок. (Буква «А».)

- Какой звук эта буква обозначает? (Звук «А».)

Педагог предлагает детям выложить из буквенного конст­руктора букву «А».

Аналогично идет работа дальше.

 

Стихи-загадки:

 


В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? -Три!

А какая буква?

 

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

 

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я - Это мы».

А между тем

Получилась буква...


 

 

В конце игры педагог говорит детям, что есть в нашем алфа­вите необычные буквы, которые не обозначают звуков.

 

Физкультминутка

Раз, два - стоит ракета.

Три, четыре - самолет.

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет:

Раз, два, три, четыре - Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре - И на месте походили. (3 раза.)

 

(1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».

И. П. - стойка ноги врозь, руки в стороны.)

 

4. Знакомство с буквой «Ь».

Педагог показывает детям букву «Ь», сопровождая показ словами:

Буква Р перевернулась - Мягким знаком обернулась.

Белка хвостик изогнула,

У пенечка отдохнула.

Распушила хвост,

Да так -

Стал похож на мягкий Знак!

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

- Это мягкий знак. Он не обозначает звука, а указывает, что буква перед ним произносится мягко.

- Сравните на слух слова:

караси - карась,

окуни - окунь.

Или:

жар - жарь,

угол - уголь,

брат - брать.

 

5. Игровое задание «Волшебная нить».

Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.

 

6. Знакомство с буквой «Ъ».

Педагог показывает детям букву «Ъ», сопровождая показ словами:

Из ведра не просто так Нам воды напиться:

Нужен ковшик-твердый знак,

Чтобы не облиться.

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост:

- Ш-ш-ш-ш-ш...

Я вам не угрожаю, - Твердый знак изображаю...

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

- Это твердый знак, он не обозначает звука. Эта буква стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твердый знак в силу своего твердого ха­рактера разделяет их.

- Сравните на слух слова:

съем - съел - объел;

съезд - въезд - подъезд.

 

7. Игровое задание «Волшебная нить».

Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.

 

8. Индивидуальная работа с карточками-записками: дети находят и обводят цветным карандашом в записанных словах и предложениях буквы «Ь» и «Ъ».

 

Варианты карточек-записок:

 

Вот уходит день. Вырастает тень. Свет уходит прочь. Наступает ночь.      
   
    Волк ужасно разъярен -
Все зверята, спать!   Съесть ежа не может он.
Будет день опять!   Еж, хотя он и съедобен,
Будет все звенеть -   Для съеденья неудобен:
Золотая сеть.   Съежась, выставил иголки -
    Объегорил злого волка.

 

9. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает две буквы-заготовки на две части (одна длинная палочка (у второй заготовки - палочка с «козырь­ком») и полукруг) и складывает в конверт.

 

Занятие № 34
Тема: АЛФАВИТ.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
ПО ОСНОВНЫМ ЕДИНИЦАМ РЕЧИ: ЗВУКУ, СЛОВУ,
ПРЕДЛОЖЕНИЮ

Задачи:

• закрепить представление о слове как единице языка: слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова;

• отрабатывать произношение чистоговорки в разном темпе, с разной силой голоса;

• развивать умение самостоятельно составлять короткие за­гадки-описания, принимать участие в сочинении;

• упражняться в самостоятельном составлении предложения;

• познакомить детей с понятием «алфавит»;

• развивать фонематический слух;

• закреплять образы букв;

• развивать тактильные ощущения;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: кузовок с игрушками (мишутка в шапке, мат­решка, кошка, погремушка, ежик, жираф, зеркало); карточки с изображением букв (шрифт черный); карточки (8 клеток с бук­вами); чудесный мешочек и буквы (пластиковые или деревян­ные, пластмассовые); цветные карандаши; таблица-алфавит.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Зверята и зеркало».

Педагог вносит кузовок. Дети замечают его, подходят и рас­сматривают игрушки, называют их.

- Старик Годовик прислал игрушки. Кто это? (Мишка.) Что на голове у Мишутки? (Шапочка.)

- Какой звук спрятался в словах «Миш-ш-шутка, ш-ш-шапка»? Произнесите слово «Мишутка» так, чтобы слышался звук [ш].

- Найдите игрушки, в названиях которых слышится звук [ж]. (Ежик, жираф.)

- В каких еще словах есть звук [ж]? (Желудь, жук, лежит, жужжит.)

- Давайте «померяем» слова, узнаем, короткие они или длинные. Например, слово «еж». (Произносит слово и «из-

меряет» его, разводя сомкнутые вместе ладош на небольшое расстояние; игрушку при этом трогать не надо.)

- «Еж - короткое слово. А слово «Мишутка» - вот какое! (Измеряет). Это слово... (длинное).

- Хотите еще измерить слово? Измерим слово «жук». (Изме­ряет.) Какое это слово? (Короткое.) А слово «жужжит»? (Длин­ное.) А вот слово еще более длинное: «жужжащий». (Измеряет вместе с детьми.)

- Сейчас я опишу игрушку, а вы отгадайте ее по описанию. Живой колобок - колючий бок, кто это? (Ежик.)

- Скажем все вместе чистоговорку о ежике:

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

(Скороговорка произносится в разном темпе, с разной силой голоса.)

- А теперь вы загадайте свои загадки-описания. (Загадки детей. Вызвать 3-4 желающих.)

Педагог достает зеркало и организует на столе ситуацию: ежик, Мишутка и жираф заглядывают в зеркало. Далее взрослый обращается к детям:

 

- С нашими игрушками произошел интересный случай. Шли по лесной дорожке Мишутка, ежик и жираф. Вдруг видят - что- то лежит на земле. Кто хочет сочинить историю дальше?

(Лучше вызвать хорошо говорящего ребенка. Педагог помо­гает, в случае надобности подсказывает начало фразы.)

«Заглянул в зеркало... (ежик). И говорит:

Кто это такой колючий?

- Дай посмотреть, - говорит... (жираф). - Нет, он вовсе не... (колючий). Он... (гладкий). И у него... (длинная шея).

Заглянул в зеркало... (Мишутка).

- Нет, у него... (никакой длинной шеи). У него шея... (корот­кая), а на голове... (шапочка).

Стали звери осматривать зеркало и увидели в нем... (и себя, и своих друзей сразу). И догадались, что это их... (отражение)».

 

2. Игра «Время рассердилось и ушло. Догони».

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, исполь­зуя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил педагог.

 

3. Дидактическая игра «Буква - звук».

Педагог произносит четверостишие-загадку, дети отгадыва­ют, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки), кото­рый обозначает эта буква на письме.

 

Стихи-загадки:

Кто отправляется в полет,

В клюве веточку несет?

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки!

Эта буква с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

На эту букву посмотри - Она совсем как цифра «три».

Подходящие ворота.

Проходи, кому охота!

Гриб стоит среди дорожки - Г олова на тонкой ножке.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква... - труба печная.

Эта буква широка И похожа на жука.

И при этом точно жук Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Да, вы правильно решили:

Эту букву пишем как четыре.

Вот какая эта буква:

С коготочком на конце. Ко гото к-пара п ка,

Как кошачья лапка.

Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

 

Физкультминутка «Мельница»

Наклоняемся вперед, И. П. - наклон вперед,

Руки в стороны.руки в стороны, стойка - ноги врозь.

Ветер дует, завывает, Правой рукой коснуться пола,

Нашу мельницу вращает. Левая рука отведена назад, в сторону

Раз, два, три, четыре – Смена положения рук. (Повторить два раза.)

 

 

Завертелись, закружились.

 

4. Знакомство с понятием «Алфавит».

Педагог рассказывает детям:

- Давным-давно звуки речи, складываясь в определенном порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Каж­дый звук в слове занимает свое место. Например, в слове «кот» на первом месте звук [к], на втором - [о], на третьем - [т]. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (кол) или прибавим ещё один (скот), то появятся но­вые слова. Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова.

- Но сначала вспомните и скажите, что такое буква. (Буква - это значок, который замещает какой-то звук, представляет его нам.)

- Буквы окружают нас всюду. В русском языке 33 буквы.

Педагог показывает детям таблицу-алфавит и рассказывает:

 

ПЕСЕНКА-АЗБУКА

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Б. Заходер

В алфавите у каждой буквы есть свое место: первой в алфа­вите стоит буква «А», последней - «Я».

 

5. Пословица «Грамоте учиться - всегда пригодится».

Педагог рассказывает детям пословицу и предлагает объяс­нить ее значение. Ответы детей принимаются обоснованными.

 

6. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

В непрозрачный мешочек складываются буквы (пластико­вые или деревянные, пластмассовые) - от 5 до 8 штук.

 

Задания:

- Достань букву «А».

В данном случае указывается конкретная буква, которую ре­бенку надо найти на ощупь.

- Достань букву-отгадку:

Ходит пешком

Калач с посошком.

 

7. Индивидуальная работа с карточками.

Каждый ребенок получает карточку, которая разбита на во­семь клеточек, в каждой клеточке изображена буква. Дети ри­суют цветными карандашами, превращая буквы в знакомые предметы.

 

8. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: