Знакомство с буквой «Л».




Педагог показывает детям букву «Л», сопровождая показ словами:

 

Алфавит продолжит наш Буква Л - лесной шалаш.

Люди, видите слона?

Хобот есть. Нога видна.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

6. Игровое задание «Волшебная нить».

Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.

 

7. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (две длинные палочки) и складывает в конверт.

 


Занятие № 13

Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [X] ([X’]), БУКВА «X».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «САХАР»

Задачи:

• отрабатывать умение детей находить слова, точно оцени­вающие ситуацию;

• совершенствовать способность детей рассуждать, четко выражая свои мысли;

• продолжать учить детей графически «записывать» предло­жения в тетради, ориентироваться на листе бумаги;

• познакомить с буквой «X»;

• знакомить детей с ударением; закрепить умение разбивать слова на слоги, выделять ударный слог; обозначать знак ударе­ния на схеме;

• развивать мелкую моторику руки.

Пособия: карточка с изображением буквы «X» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага; тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Назови одним словом».

- Решал ученик задачу и не мог никак решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Труд­ная, сложная, тяжелая.)

- Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.)

- О чем мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые?

Замените выражения:

«тяжелый груз» (имеющий большой вес),

«тяжелый сон» (неспокойный),

«тяжелый воздух» (непри­ятный),

«тяжелая рана» (опасная, серьезная),

«тяжелое чувство» (мучительное, горестное),

«тяжелый на подъем» (с трудом ре­шается на что-то),

«тяжелое наказание» (суровое).

 

- Как вы понимаете выражения:

«трудная работа» (она тре­бует больших усилий),

«трудный день» (нелегкий),

«трудный ре­бенок» (плохо поддающийся воспитанию).

 

Какие еще выраже­ния с этим словом вы слышали?

 

- Подскажите нужные слова (стихотворение Е. Серовой «Подскажи словечко»):

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

«Вот чудак, - смеется брат, —

Твой горох ведь это... (град)».

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит... (тень).

 

2. Работа в тетрадях:

- Придумайте предложения со следующими словами:

• большой, огромный, громадный;

• маленький, крошечный, малюсенький;

• бежит, мчится, несется;

• идет, плетется, тащится.

Одно предложение из трех по каждой позиции дети «запи­сывают» короткими черточками в тетради, например:

 

Мы строим большой дом.

В зоопарке живет крошечная обезьянка.

Машины несутся по дороге.

За окном идет сильный дождь.

 

3. Фонетическая зарядка.

1) Как мы смеемся? (Ха-ха-ха!)

2) Как зовут доброго старика, которому мальчик Волька по­мог выбраться из бутылки? (Хоттабыч.)

3) Во что был одет старик Хоттабыч, когда он встретился с Волькой? (Халат.)

4) Какой звук слышится в начале слов «Хоттабыч», «халат»? (Звук [х].)

5) Как вы думаете, какой это звук?

[X] - согласный звук (произносится глухо, его нельзя произ­нести громко). Он может произноситься твердо (пух, холодиль­ник, халва, хурма) и мягко (хек, химия, хитрец).

 

4. Отгадывание загадок.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб.)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох.)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок.)

В поле родился,

На заводе варился,

В стакане растворился. (Сахар.)

Я устраиваюсь ловко:

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник.)

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк.)

 

 

Физкультминутка «Хлопай-топай»

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец - «Хлопай - топай»,

Когда делать нечего...

Кем бы ни был ты - отличник

Иль совсем наоборот, -

Разучите танец этот

И танцуйте целый год!

 

5. Знакомство с буквой «X».

Педагог показывает детям букву «X», сопровождая показ словами:

X - забавная игрушка,

Деревянная вертушка. Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

X все ходит, ходит, ходит –

Места что ли не находит?

 

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

6. Игровое задание «Волшебная нить».

Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.

7. Звуковой анализ слова «сахар».

Дети под руководством педагога проводят звуковой анализ слова аналогично слову «лампа» (занятие № 12), только не вы­кладывают звуки-фишки на карточках, а рисуют звуковую схе­му слова в тетрадях цветными карандашами.

Потом делят слово на слоги, определяют, на какой слог па­дает ударение в этом слове, ставят знак ударения на схеме.

 

8. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (так как две длинные палочки, из которых состоит буква, не разделить, то буквы делятся на две «галочки» - V и V), все складывается в конверт.

 

Занятие № 14

Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш».

РАБОТА СО ШТАМПАМИ

Задачи:

• упражнять в образовании множественного числа и пра­вильном употреблении слов в родительном падеже;

• отрабатывать умение подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие;

• определять количество слогов и выделять ударный слог, подбирать слова, сходные по звучанию,

• познакомить с буквой «III»;

• формировать правильное распределение мышечной на­грузки руки.

Пособия: набор картинок (шар - шары, мак - маки, лук - (много) лука, ложка - ложки; карточка с изображением буквы «Ш» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей; «волшебные спички»; «штампы», карточки-заготовки с изобра­жением разноцветных нитей.

Ход занятия

Педагог показывает детям картинки:

1. Игровое упражнение «Один - много».

 

       
   
 

- Это... шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

- Это... мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение «красная девица»? Где вы встречали такое выраже­ние? В каких сказках?


 

- Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Жел­тый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

- Подберите слова, сходные по звучанию со словами:

• шар (пар, дар),

• мак (лак, рак),

• лук (жук, бук).

- С каких звуков начинаются слова: шар, мак, лук? ('[Ш],

[М], [Л]А

- Сколько слогов в этих словах? (В словах ишр, мак, лук - один слог.)


 

- Что это? Чего здесь много?

 

2. Игровые задания:

1) Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка? Определить ударный слог в этих словах.

2) Подобрать слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов:

• игла (пила, юла)',

• мишка (мышка, шишка)',

• ложка (ножка, кошка).

3) Если все названные предметы или объекты исчезнут, как нужно сказать, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, ши­шек, ложек, ножек, кошек.)

3. Фонетическая зарядка.

1) Как шипит змея? (Ш-ш-ш...)

2) Как шипит гусь? (Ш-ш-ш...)

3) Как зовут смешного человечка из английской народной песенки, который похож на яйцо? (Шалтай-Болтай.)

4) Что надеваем мы зимой, чтобы на прогулке не замерз­нуть? Какие теплые вещи? (Шубу, шапку, шарф.)

5) Какой звук вы слышите в начале слов «Шалтай-Болтай», «шарф», «шапка», «шуба»? (Звук [ш].)

6) Как вы думаете, какой это звук?

[Ш] - согласный звук, шипящий (так шипят гуси). Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Его нельзя про­изнести громко. И никогда этот звук не произносится мягко.

 

 

4. Артикуляционная гимнастика.

 

Учим скороговорку:

Шустрым мышонком шуршит тишина.

Дети определяют местоположение звука [ш] в каждом слове скороговорки.

Физкультминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише. Высоко

Прыгай на носках легко.

 

 

5. Игровое упражнение «Доскажи словечко».

Сегодня все ликует!

В руках у детворы От радости танцуют Воздушные... (шары).

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек Никому не нужно... (шишек).

Слышит мишка краем уха,

Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

Но понять не может мишка,

Отчего над ухом... (шишка).

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему... (штанишки).

И беседовал с ужами Заяц, хлопая... (ушами).

С другом мы играли в шашки Пили чай из белой... (чашки).

Вылезла из норки мышка,

На нее упала... (шишка).

 

6. Знакомство с буквой «Ш».

Педагог показывает детям букву «Ш», сопровождая показ словами:

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Ах, табуретка хороша! Перевернул - И буква Ш!

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

7. Игровое задание «Чудесные спички».

Выкладывание из спичек знакомых букв.

8. Игровое упражнение «Бусы».

Педагог рассказывает детям историю:

«Собиралась мама на праздник, наряжалась. Вдруг - вот бе­да! - ее красивые бусы рассыпались. Помоги маме собрать бусы: нитку с красными бусинами, нитку - с синими, нитку - с буси­нами красного и синего цвета».

Дети штампуют («штамп» - карандаш с твердым ластиком на конце, конец ластика срезан острым лезвием под углом в 45 гра­дусов) бусинки на карточках-заготовках.

 


 

7. Анализ занятия в форме беседы-диалога но содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на четыре части (че­тыре длинные палочки) и складывает в конверт.

 

Занятие №15

Тема: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.

СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [К] (IK’]), БУКВА «К».

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛУХОЙ» СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

Задачи:

• дать представление о разных значениях многозначного слова;

• совершенствовать умение подбирать признаки и действия к заданным словам;

• продолжать упражнять детей в определении количества слогов в словах, сходных по звучанию;

• познакомить с понятием «глухой» согласный звук;

• познакомить с буквой «К»;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: «чудесный мешочек», мелкие предметы (по вы­бору педагога); карточка с изображением буквы «К» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, «чудесные спич­ки»; предметные картинки (кепка, кит, кисточка, кекс).

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Игла - пила».

Педагог спрашивает у детей:

— В словах: шар, мак, жук, лук, рак, пар — сколько слогов? (По одному слогу.)

— А сколько слогов в словах игла, мишка? (Два.)

— Какие иглы вы знаете? Какие предметы мы называем этим словом? (Иглы у ежа, елки, сосны, лиственницы.) Чем они по­хожи? (Все иглы острые.)

- Как называют иглы у елки? (Еловые.) Как называются иглы у сосны? (Сосновые.) Чем отличаются иглы елки и сосны? Какие иглы длинней? (Сосновые.) А чем отличаются иглы у елки и ли­ственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а лиственные мяг­кие.)

- А какие еще иглы вы знаете? (Швейные.) Что можно ска­зать про швейную иглу? Какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.) Что делают швейной иглой? (Шьют.) Что шьют швейной иглой? (Одежду.) А что еще мож­но делать швейной иглой? (Вышивать, зашивать, подшивать, штопать.)

- Когда предмет, которым шьют, один, мы говорим «игла», когда много - «иглы». Скажите, много чего? (Игл или иголок.)

 

2. Игра «Чудесный мешочек».

В непрозрачный мешочек складываются предметы и объем­ные буквы (от 5 до 8 предметов).

Задания:

- Достать расческу (карандаш, зубную щетку, ложку, пуго­вицу и т. д.).

В данном случае указывается конкретный предмет, который ребенку надо найти на ощупь.

- Достать металлический (пластмассовый, бумажный, рези­новый и т. д.) предмет.

- Достать предмет квадратной (треугольной, овальной и др.) формы.

- Достать букву «А» («О», «У», «Ш»...).

 

3. Фонетическая зарядка.

1) Как квакает лягушка? (Ква-ква...)

2) Как зовут друга Малыша, который умеет летать? (Карл­сон.)

3) Где живет Карлсон? (На крыше.)

4) Карлсон - сладкоежка, он уже съел варенье, торт, плюш­ки, остались сладости в обертках «Мишка на Севере», «Ласточ­ка», «Ромашка». Как называются эти сладости? (Конфеты.)

5) Какой звук вы слышите в начале слов «Карлсон», «кры­ша», «конфета»? (Звук [к].,)

6) Какой это звук?

 

4. Анализ звука. Введение понятия «глухой» согласный звук.

[К] - какой это звук?

[К] - согласный звук, так как когда мы его произносим, у нас губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов.

Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям за­помнить слова со звуком [к].

 

Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор...

Ох, хватит! И буква ведь может устать!

- Как произносится звук [к] в словах стихотворения? Твер­дый или мягкий звук в этих словах? (Твердый.)

- Придумайте слова, в которых согласный звук [к] произно­сится мягко? (Кепка, кит, кисточка, кекс.)

В случае затруднения педагог показывает детям предметные картинки и просит назвать, что на них изображено.

- Звук [к] нельзя тянуть, он произносится тихо и называется глухим.

Педагог предлагает детям тыльную сторону ладони прило­жить к горлу и произнести звук [к]: голосок «спит», стенки «до­мика» не дрожат. Дети убеждаются в правильности определе­ния. Можно предложить детям прикрыть руками уши и произ­нести звук [к] (в ушах не звенит).

Физкультминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише. Высоко

Прыгай на носках легко.

 

5. Знакомство с буквой «К».

Педагог показывает детям букву «К», сопровождая показ словами:

Кто отправляется в полет,

В клюве веточку несет?

Сигнальщик держит два флажка. С флажками он - как буква К.

 

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

6. Игровое задание «Чудесные спички».

Выкладывание из спичек знакомых букв.

 

7. Игровое упражнение «Урожай» (упражнение для боль­шого и указательного пальцев).

Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

С помощью ненапряженных больших и указательных паль­цев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При мак­симальном напряжении пальцев - морковь. Необходимо чередо­вать напряжение пальцев с расслаблением (репка - свекла - морковка - свекла - репка и т. п.).

Выполнение движений сопровождают словами.

Вырастала репка –

Желтая и крепкая.

И свеколка удалась,

Поедим ее мы всласть.

И морковки урожай,

Сладкой, сочной, собирай.

 

Упражнение дети под руководством педагога повторяют не­сколько раз.

 

8. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (одна длинная палочка и «галочка» - V) и складывает в конверт.

 

 

Занятие № 16

Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ.

СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [П1 ([П’|), БУКВА «П».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛУХОЙ»
СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

Задачи:

• отрабатывать умение различать предметы, которые назы­ваются одним словом, закреплять представление о многознач­ном слове;

• упражнять в составлении предложения с заданными словами;

• развивать фонематический слух, закреплять понятие «глу­хой» согласный звук;

• познакомить с буквой «Г1»;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: рисунок с изображением леса (можно заранее в совместной деятельности нарисовать или изготовить по­средством аппликации)-, тетради, простые карандаши; карточка с изображением буквы «П» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, «чудесные спички».

Ход занятия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: