Игровое упражнение «Про ежей, про иголки»




 

Дети рассматривают рисунок с изображением леса. По ство­лу сосны прыгает белка, под елкой - еж.

- Назовите деревья и животных, в которых спряталось слово «игла». (Ель, сосна, лиственница, ёж.) Какие это иглы? (Еловые, сосновые, лиственные, иголки у ежа.)

- Назовите другие предметы, которые называются словом «игла». Что можно делать иглой? Для чего нужны иглы?

- Придумайте предложения со словами «ёж», «елка», «иголки».

2. Работа в тетрадях.

Из всех предложенных вариантов предложений со словом «ёж», педагог предлагает выбрать одно и «записать» его корот­кими черточками. «Автор» предложения выполняет задание на доске, остальные - в тетради. Например:

В лесу живет маленький, колючий ежик.

Его норка находится под высокой елкой.

После записи каждого предложения дети его анализируют по плану:

1) Сколько слов в предложении?

2) Какое слово первое?

3) Почему мы его отметили на схеме короткой черточкой?

4) Какое слово второе, третье, четвертое, пятое?

5) Какое слово последнее?

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

 

3. Фонетическая зарядка.

1) Как пищат птенцы? (Пи-пи-пи!)

2) Как пыхтит каша? (П-п-п-п...)

3) Вспомните имя верного друга Винни-Пуха. (Пятачок.)

4) Кто плетет паутину? (Паук.)

5) Кто в детском саду варит вкусные обеды? (Повар.)

6) Какой звук вы слышите в начале слов «Пятачок», «паук», «повар»? (Звук [п].;

7) Какой это звук?

 

4. Анализ звука. Закрепление понятия «глухой» соглас­ный звук.

[П] - согласный звук, когда мы его произносим, у нас губы сомкнуты, воздух как бы разрывает сомкнутые губы. Этот звук может произноситься как твердо (папа, паук, полка), гак и мягко (Пятачок, пирог. Петрушка).

Еще согласный звук [п] глухой, когда мы его произносим (педагог предлагает детям тыльную сторону ладони прило­жить к горлу и произнести звук) голосок «спит», стенки «доми­ка» не дрожат. Дети убеждаются в правильности определения.

 

5. Игра «Доскажите словечко».

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его... (Петрушка).

 

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней... (помидора).

 

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?.. (Петушок.)

 

Портфель у меня Не велик и не мал:

Лежат в нем задачник,

Букварь и... (пенал).

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я... (подосиновик).

 

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?.. (Палатка.)

 

Вперевалку шел со льдин К нам на утренник... (пингвин).

 

Я взял муку и взял творог, Испек рассыпчатый... (пирог).

 

Муха ахнула сперва:

«Ах, какие кружева», -

И пропала голова!

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в... (паутине).

 

Я - хозяйка разных снов:

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны... (подушка).

 

По окончании игры педагог предлагает детям вспомнить все слова-отгадки, в которых согласный звук [п] твердый (Помидор, паутина, подосиновик, палатка, подушка), затем - слова, в ко­торых звук [п] мягкий (Петрушка, петушок, пингвин, пирог).

Физкультминутка

Руки подняли и покачали ими - это деревья в лесу.

Руки качнулись, кисти встряхнулись - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем - крылья сложили назад.

 

6. Знакомство с буквой «П».

Педагог показывает детям букву «П», сопровождая показ словами:

Подходящие ворота.

Проходи, кому охота!

Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали.

- Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди да подтянись.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

7. Игровое задание «Чудесные спички».

Выкладывание из спичек знакомых букв.

 

8. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (две длинные и одна короткая палочки) и складывает в конверт.

 

 

Занятие №17

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «КОШКА».

СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [TJ ([Т’]), БУКВА «Т».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛУХОЙ»
СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

Задачи:

• отрабатывать умение детей сопоставлять название живот­ного и его движение;

• помогать правильно подбирать признаки и действия к за­данным словам;

• продолжать упражнять в определении количества слогов и выделении ударного слога;

• уточнить артикуляцию звуков [т и т’], упражнять детей в их дифференциации;

• познакомить с буквой «Т»;

• формировать правильный захват пальцами орудия письма («щепоть»);

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: предметные картинки с изображением живот­ных; тетради, цветные карандаши; карточка с изображением бу­квы «Т» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей; карточки, разбитые на шесть квадратов, с изображением буквы.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Кто как двигается».

На столе находятся предметные картинки, на которых изо­бражены различные животные и насекомые.

Педагог предлагает детям найти на картинках животных и насекомых, которые одинаково двигаются, и назвать их дви­жения, например:

• лягушка и кузнечик прыгают,

• воробей и ласточка летают,

• сороконожка и змея ползают,

• дельфин и кит плавают,

• волк и лиса бегают,

• заяц и кенгуру скачут.

- Расскажите, что делают эти животные (насекомые)? Что они еще могут делать? (Кошка сидит, черепаха ползет, петух клюет зернышки, бабочка летает, крокодил плывет, кошка ла­кает молоко.)

- Составьте предложение из двух слов (бабочка летает) и из трех слов (кошка лакает молоко).

- Опишите бабочку. Какая она?

Дети по очереди описывают животное (насекомое), изобра­женное на картинке, которую они выбрали.

2. Звуковой анализ слова «кошка» (работа в тетрадях).

 

1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его па схеме цветными мелками).

2) Делят слово «кошка» на слоги: кош-ка.

3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть.

 

3. Фонетическая зарядка.

1) Как тикают часы? (Тик-так...)

2) Знаете ли вы сказку С. В. Михалкова о поросятах? Как она называется? («Три поросенка».)

3) Наф-Наф надел футболку в полоску. Как называется такая морская одежда? (Тельняшка.)

4) Ниф-Ниф сидел дома в кресле и смотрел мультфильмы по... (телевизору).

5) Нуф-Нуф нарисовал большого полосатого зверя с длин­ным хвостом и огромной пастью. Догадайтесь, как зовут этого зверя. (Тигр.)

6) Какой звук вы слышите в начале слов «три», «тельняшка», «телевизор», «тигр»?

7) Какой это звук?

 

4. Анализ звука. Закрепление понятия «глухой» соглас­ный звук.

[Т] - согласный звук, так как произносить этот звук нам по­могает язычок. Звук глухой, произносится без голоса (горлышко «спит»). Этот звук может произноситься как твердо (топор, три, тарелка), так и мягко (телевизор, тельняшка, тигр).

 

 

5. Игра «Хлопни - топни».

1) Педагог называет слова: если в слове слышится твердый звук [т], дети хлопают в ладоши, если мягкий - топают ногами.

Опорные слова: тетрадь, торт, топор, тулуп, тарелка, телеви­зор, тигр, тюлень, тыква, талон, тупик, театр.

2) Дети по очереди придумывают слова по заданию педаго­га: если ребенок правильно выполнил задание, дети хлопают в ладоши, если неправильно - топают ногами.

Варианты заданий: придумать слова, где звук [т] (или [т’Д был бы в начале слова; в середине; в конце слова.

 

6. Знакомство с буквой «Т».

Педагог показывает детям букву «Т», сопровождая показ словами:

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась И на крыше очутилась.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

7. Игровое упражнение «Посолим суп».

Дети складывают пальцы в щепоть и имитируют движение («посолим»), которое сопровождается словами.

Например:

Мы солили суп, суп

Из перловых круп, круп...

 

8. Игровое задание «Чудесное превращение».

У детей на столах карточки, разбитые на шесть квадратов, в каждом квадрате изображена буква «Т» в разном положении. Дети превращают каждую букву в знакомый предмет, дорисо­вывая детали.

 

 

9. Анализ занятия в форме беседы-диалога но содержа­нию занятия.

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (одна длинная и одна короткая палочки) и складывает в конверт.

 

 

Занятие № 18

Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК (3) (3’), БУКВА «3».
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗВОНКИЙ» СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

Задачи:

• закрепить умение сопоставлять предметы и находить сло­ва, противоположные по смыслу;

• познакомить с разными значениями слова «идти»;

• находить слова с противоположным значением; заканчи­вать простые и сложные предложения;

• упражнять в подборе признаков и действий к заданным словам;

• познакомить с понятием «звонкий» согласный звук;

• продолжать совершенствовать умения определять количе­ство слогов в словах, сходных по звучанию, и выделять ударный слог;

• познакомить с буквой «3»;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изо­бражением буквы «3» (шрифт черный), буквы-заготовки по ко­личеству детей; карточки, разбитые на шесть квадратов, с изо­бражением буквы.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Высокий - низкий».

- Назовите слова, противоположные по смыслу:

• ёлка высокая - (низкая)-,

• карандаш длинный - (короткий)-,

• лента широкая - (узкая)-,

• лицо девочки грустное - (веселое)-,

• тарелка глубокая - (мелкая)

• мальчик чистый - грязный.

- Составьте предложения со словами, противоположными по смыслу:

• Я нарисовал большой дом и... (маленький домик).

• Река глубокая, а... (ручей мелкий).

• Ягоды клубники крупные, а... (земляники мелкие).

 

- Послушайте отрывок из стихотворения С. Капутикян «Ма­ша обедает»:

Никому отказа нет, подан каждому обед:

Собачке - в миске, в блюдечке - киске,

Курочке-несушке - пшена в черепушке,

А Машеньке - в тарелке, в глубокой, не в мелкой.

 

— Что бывает глубоким и мелким? Как вы понимаете выра­жения: глубокая река (имеет большую глубину)', глубокая тайна (скрытая)', глубокое чувство (сильное)', мелкая река (имеет не­большую глубину)', мелкий дождь (несильный); мелкий песок (не­крупный).

 

2. Игровое задание «Идет - стоит».

-Отгадайте загадку:

«Стучат-стучат, не велят ску­чать.

Идут-идут, а все тут да тут».

Что это? (Часы.)

- Как сказать по-другому?

Часы идут (ходят, тикают).

Дождь идет (капает, льется).

Мальчик идет (шагает, движется).

Поезд идет (едет, мчится).

Фильм идет (демонстрируется).

Весна идет (наступает).

Пароход идет (плывет).

Лед идет по реке (плывет).

 

 

-Закончите предложения:

• Мальчик пошел....

• Девочка ушла....

• Люди вышли....

• Я пришел....

• Саша идет медленно, а Вова.... Можно сказать, что он не идет, а....

-Подберите слова, противоположные по смыслу: идти (стоять), падать (подниматься), разрешить (запретить).

Физкультминутка «Если нравится тебе»

Если нравится тебе, то делай так.

(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так.

(Два хлопка в ладони.)

Если нравится тебе, то делай так.

(Два хлопка по коленям.)

Если нравится тебе,

То ты «Хорошо» скажи,

Если нравится тебе,

То другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

 

 

3. Фонетическая зарядка.

1) Как поют комарики? (З-з-з...)

2) Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?

3) Как звали девушку, которая на балу у короля хрустальную туфельку? (Золушка.)

4) Куда мечтала поехать на бал Золушка? (В замок.)

5) Платье у Золушки было старенькое, оно все было в... (за­платках).

6) Какой звук вы слышите в начале слов «Золушка», «за­мок», «заплатка»? (Звук [з].^)

4. Анализ звука. Введение понятия «звонкий» согласный звук.

[3] - согласный звук, так как произносить этот звук нам по­могают язычок и зубы (язык упирается в зубы), губы растянуты в улыбке. Звук звонкий, так как горлышко дрожит, голосок так звонко поет песни, что даже стенки его «домика» дрожат. Этот звук может произноситься как твердо (Золушка, замок, заплатка, зубы), так и мягко (зебра, зефир, зеркало).

 

5. Игра «Хлопни - топни» (по аналогии с занятием №17, только слова придумываются со звуком [з] или [з’]).

 

6. Звуковой анализ слова «за'мок».

Когда дети проанализируют звуковой состав слова, поделят слово на слоги и выделят ударный первый слог, педагог предла­гает им сравнить два слова: «за'мок» и «замо'к».

От постановки ударения меняется смысл слова.

Дети составляют два предложения с этими словами.

 

7. Знакомство с буквой «3».

Педагог показывает детям букву «3», сопровождая показ словами:

3 - простая завитушка.

На эту букву посмотри -

Она совсем как цифра «три».

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

8. Игровое задание «Чудесное превращение».

У детей на столах разложены карточки, разбитые на шесть квадратов, в каждом квадрате изображена буква «3» в разном положении. Дети превращают каждую букву в знакомый пред­мет, дорисовывая детали.

 

9. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (два по­лукруга) и складывает в конверт.

 

 

Занятие № 19

Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [В] ([В’]), БУКВА «В».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗВОНКИЙ»
СОГЛАСНЫЙ ЗВУК.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ВЕНИК»

Задачи:

• продолжать формировать умение подбирать слова, проти­воположные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам;

• расширить представление о разных значениях многознач­ного слова (глагола);

• уточнять артикуляцию звуков [в и в’];

• упражнять в определении количества слогов в словах, сходных по звучанию;

• познакомить с буквой «В»;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги;

• формировать правильный захват пальцами орудия письма.

Пособия: тетради, цветные карандаши; горошины по ко­личеству детей; карточка с изображением буквы «В» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей; бархатная бума­га и цветные шерстяные нитки.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Лето - зима».

- Послушайте, какие слова я вам назову, а вы назовете мне слова, противоположные по смыслу: лето, ночь, солнце, лимон, река, девочка.

Дети называют слова: зима, день, луна, сахар, ручей, мальчик.

- Вспомните любую пару слов с противоположным значени­ем и назовите их (лето - зима, ночь - день, солнце - луна, лимон - сахар, река - ручей, девочка - мальчик).

- Подберите определения ко всем словам. Какое лето и какая зима?

(Лето теплое, а зима холодная; ночь темная, а день свет­лый; солнце жаркое, горячее, яркое, а луна холодная, неяркая; лимон кислый, а сахар сладкий; река глубокая, а ручей мелкий; девочка веселая, мальчик грустный.)

 

 

2. Игровое задание «Прыгает - скачет».

— Вы помните стихотворение И. Токмаковой «Плим»? Послушайте еще раз отрывок из него:

Вот прыгает и скачет - Плим-плим-плим.

И ничего не значит - Плим-плим-плим.

- Почему это слово «ничего не значит»? А что значит слово «прыгает»? (Подскакивает.)

- Как вы понимаете выражение «сердце прыгает от радо­сти»? Как можно сказать об этом по-другому?

- Как называют спортсменов, которые прыгают в длину, в высоту? А тех, кто прыгает с парашютом?

-Закончите предложения:

• Девочки взяли скакалки и пошли....

• Зайчик прыгал....

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка, - Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

 

3. Фонетическая зарядка. Скороговорка.

Педагог предлагает детям послушать четверостишие:

 

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

 

- Какой звук есть в каждом слове этой скороговорки? (Звук [в].;

Дети произносят звук «В» изолированно.

- Какой это звук? (Согласный звук, так как произносить его помогают губы и зубы.)

- Это звонкий или глухой звук? Поднесите руку к горлышку, проверьте, дрожит оно или «спит». (Согласный звук [в] звонкий, мы произносим его голосом.)

- Назовите слова, в которых есть этот звук. (При необходи­мости педагог читает четверостишие еще один раз, интона­ционно выделяя звук [в] ([в’]).,)

- Назовите слова, в которых звук [в] произносится твердо. (Вырывал, ворота, ворчливый, ворон, воровал, вчерашние ват­рушки.)

- Назовите слова, в которых этот звук произносится мягко. (Вертлявый, ветер, вертушки.)

- Назовите слова, в которых два звука [в]. (Вырывал, верт­лявый, ворчливый, воровал.)

Дети указывают местонахождение звуков в слове (в начале и в середине слова).

Дети произносят скороговорку несколько раз, постепенно убыстряя темп.

 

4. Отгадывание загадок.

Я зашел в зеленый дом

недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

 

Этот конь не ест овса,

Вместо ног-два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

 

Две плетенки,

Две сестренки –

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки.)

 

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в школу,

Днем - домой. (Валенки.)

 

Кто зимой холодной

Бродит в лесу голодный? (Волк.)

 

Зверь я горбатый,

Л нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

 

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер.)

Хохотун Егорка Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся - чистый пол. (Веник.)

 

5. Звуковой анализ слова «веник».

Дети анализируют звуковой состав слова: по очереди один ребенок работает у доски, остальные дети — в своих тетрадях. Затем анализируют звуковую схему, отвечая на в о п р о с ы:

- Сколько всего звуков в слове?

- Почему первый и третий звуки обозначили зеленым кру­жочком?

- Назовите последний звук в слове. Почему его обозначили синим кружочком?

- Сколько всего согласных звуков?

- Сколько гласных звуков в слове? Назовите их.

- Сколько в слове слогов?

- Какой слог ударный?

 

6. Игровое упражнение «Катаем шарик».

Дети катают шарик (горошину) тремя пальцами (щепотыо). Работа начинается в медленном темпе, который по мере совер­шенствования навыка убыстряется. Упражнение сопровождают словами:

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Веселятся пальчики и весело поют:

- Катись, катись, горошина!

(Последняя строка произносится несколько раз в течение времени, которое необходимо для выполнения движения в соот­ветствии с возрастной нормой.)

 

Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.

Кладем свои горошины. Не будем их катать.

7. Знакомство с буквой «В».

Педагог показывает детям букву «В», сопровождая показ словами:

Палочка,

Рядом две ровные дужки -

Вот и готовы

Очки... для лягушки.

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки!

 

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

8. Игровое задание «Волшебная нить».

Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.

 

9. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (два по­лукруга и длинная палочка) и складывает в конверт.

 

 

Занятие № 20

Тема: «ЛЕТИТ ПУЛЕЙ» - ЧТО БЫЭТО ЗНАЧИЛО?

СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ж], БУКВА «Ж».

СХЕМЫПРЕДЛОЖЕНИЙ

Задачи:

• познакомить с разными значениями многозначных глаго­лов и существительных;

• познакомить с многозначным глаголом «лететь», упраж­нять в правильном употреблении в устной речи устойчивых сло­восочетаний (фразеологизмов);

• развивать фонематический слух;

• продолжать совершенствовать умение определять количе­ство слов в предложении, составлять схему предложения;

• познакомить с буквой «Ж»;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: тетради, простые карандаши; предметные кар­тинки по выбору педагога; карточка с изображением буквы «Ж» (шрифт черный), буквы-заготовки по количеству детей, «чудес­ные спички».

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Хочу погладить».

- Можно ли погладить ежа рукой? Почему? Закончите пред­ложение: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он...(колючий)».

- Кого можно погладить? (Котенка, собачку, ребенка.)

-Девочка гладит себе платье. Чем она гладит? (Утюгом.)

- Что еще можно погладить утюгом? (Брюки, кофту, юбку.)

- Как одним словом можно назвать эти вещи? (Одежда.)

- Когда девочка гладит котенка, что он делает? Закончите предложение: «Котенок выгнул спинку, когда...».

- У каких предметов есть спинка? (У дивана, стула.)

- А у кого есть спина? (У людей.)

- Какие выражения со словом «спина» вы часто слышите? (Выпрямить спину, лечь на спину, повернуться спиной.)

- Как вы понимаете выражение: «Прятаться за чужую спи­ну?» (Перекладывать свое дело на другого.)

 

2. Игровое задание «Летит пулей».

- Отгадайте загадку: «Кем хочу я стать, если я стремлюсь летать?». (Летчиком.)

- Что может летать? О чем можно сказать «летит стрелой (пулей)»? Что это значит?

- Как сказать по-другому:

• летят тучи по небу (несутся)-,

• летит снег (кружится, вьется);

• прилетели в лес метели (примчались);

• мальчик летит с горки (падает);

• пыль летит (поднимается);

• книги летят со стола (падают);

• тройка летит (мчится)!

 

3. Фонетическая зарядка.

1) Как жужжит жук или шмель? (Ж-ж-ж...)

2) Как называется прекрасная птица из сказки о Коньке - Горбунке? (Жар-птица.)

3) Вспомните, какими «сказочными» словами начинаются многие сказки. (Жили-были.)

4) Какой звук встречается почти в каждом слове этой скоро­говорки:

Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.

Педагог медленно произносит скороговорку, интонационно выделяя звук [ж].

 

4. Анализ звука.

[Ж] - согласный звук, так как произносить этот звук нам по­могают язычок, губы и зубы. Звук звонкий, гак как голосок поет песни так громко, что стенки «домика» - горлышка дрожат. Еще этот звонкий согласный звук называется шипящим и всегда произносится твердо.

 

5. Игра «Хлопни — топни» (по аналогии с занятиями №17, 18, только слова придумываются со звуком (ж).

Опорные слова (можно использовать предметные картин­ки): жук, жаба, желуди, флажок, ножницы, лыжи, снежинка, медвежонок, жираф, журавль, жеребенок, сапожки.

 

6. Работа в тетрадях. Составить схемы предложений, ис­пользуя опорные слова (желуди, жук, жираф).

На дубе растут желуди.

Жук жужжит над лугом в жаркий день.

У жирафа очень длинная шея.

 

 

7. Знакомство с буквой «Ж».

Педагог показывает детям букву «Ж», сопровождая показ словами:

Эта буква широка И похожа на жука.

И при этом точно жук Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Это - Ж,

А это - К,

Целый жук И полжука.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы. Педагог предлагает детям рассмотреть и сравнить между собой буквы «К» и «Ж».

 

 

8. Игровое задание «Чудесные спички».

Выкладывание из спичек букв «К» и «Ж».

 

9. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (одна длинная палочка и две «галочки) и складывает в конверт.

Занятие № 21

Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Б] ([Б’]), БУКВА «Б».

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «БАТОН»

Задачи:

• знакомить с новыми многозначными словами; упражнять в подборе слов, сходных по звучанию;

• расширить представление о многозначных глаголах, спо­собствовать правильному употреблению в речи фразеологизмов;

• продолжать работу по звуковому анализу слова («батон»);

• отрабатывать умение выделять ударный слог и обозначать его на модели;

• познакомить с буквой «Б»;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изо­бражением буквы «Б» (шрифт черный), буквы-заготовки по ко­личеству детей, «чудесные спички»; предметные картинки (по

выбору педагога).

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Шишка».

- Отгадайте загадку: «Рыжая, пушистая на сосну взбирается, шишками кидается». Кто это? (Белка.)

- Закончите предложения: «Белка бросила в волка... (шиш­ку). На лбу у волка выросла... (шишка)».

- Какие шишки бросала белка? (Еловые.)

- Что вскочило у волка на голове? (Шишка.) Еловая? Сосно­вая? А какая?

- Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. (Шишка - мышка, малышка, трусишка.)

- Белка угостила ежа орехами, а он не смог их... (съесть).

- Еж взял молоток и... (расколол орехи).

- Что еще можно колоть? (Дрова.)

- Чем можно уколоться? (Иглой.) Почему? (Игла острая, ко­лючая.)

- О чем мы говорим «острая»? (Игла, пила, вилка.) Острый? (Нож, язык, слух, нюх, ум.) Острое? (Перо.) Острые? (Ножницы, иглы.)

- Закончите фразу так, чтобы было складно: «Где ты, белоч­ка, гуляла? (Я орешки собирала.) Ежик, ты кого нашел? (Я вам белочку привел.) А ежиха в лес пошла,... (спелых ягод принесла). Быстро белочка скакала,... (все орешки растеряла). В стороне стоял грибок,... (еж его найти не смог)».

 

2. Игровое задание «Лить - поливать».

Работа с многозначными глаголами.

- Вы помните загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»? (Лук.)

-Как можно заменить выражение «слезы проливает»? (Плачет.)

- Что можно наливать? (Сок, чай.)

- Отгадайте еще одну загадку: «Один льет, другой пьет, тре­тий растет». (Дождь, земля, трава.)

- Что значат выражения: «дождик льет как из ведра», «лить слезы в три ручья», «льется песня над полями»?

- Отгадайте загадку:

Из горячего колодца Через нос водица льется.

Ты послушай мой вопрос:

Что там льется через нос?

(Горячая вода льется из чайника.)

Физкультминутка «Мельница»

Наклоняемся вперед, И. П. - наклон вперед, руки

Руки в стороны. в стороны, стойка - ноги врозь.

Ветер дует, завывает, Правой рукой коснуться пола,

Нашу мельницу вращает, левая рука отведена назад в сторону.

Раз, два, три, четыре - Смена положения рук.

Завертелись, закружились. (Повторить два раза.)

 

3. Фонетическая зарядка.

1) Как блеет баран? (Бе-е-е...)

2) Как назвал своего сына шарманщик Карло? (Буратино.)

3) Какую книгу все дети берут в первый класс? (Букварь.)

4) Кто нив жару, ни в стужу не снимает шубу? (Баран.)

5) Какой звук вы слышите в начале слов «Буратино», «бук­варь», «баран»? (Звук [Б].)

6) Какой это звук?

 

4. Анализ звука.

Звук [б] - согласный, звонкий. Произносится кратко, губы быстро раскрываются — как маленький взрыв. Звук бывает твер­дым (баран, бант, барабан) и мягким (билет, белка).

 

5. Игра «Хлопни - топни» (по аналогии с занятиями №17, 18, 20, только слова придумываются со звуком [6]).

Опорные слова (можно использовать предметные картин­ки): бант, банка, белка, бельё, барабан, баранки, билет, бабочка, банан, батон, бинокль, бегемот, бисер, бусы.

 


6. Звуковой анализ слова «батон» (работа в тетрадях).

 

1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).

2) Деля г слово «батон» на слоги: ба-тон.

3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.

 

7. Знакомство с буквой «Б».

Педагог показывает детям букву «Б», сопровождая показ словами:

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Буква Б проснется рано.

Буква Б - бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

 

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

8. Игровое задание «Чудесные спички».

Выкладывание из спичек знакомых букв.

Педагог читает знакомые стихи-загадки о буквах, дети вы­кладывают букву-отгадку на столе из спичек, например: Взявшись за руки,

Мы встали

И на... похожи стали.

(Буква «М».)

На этой букве Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю Песенки! (Буква «II».)

Люди, видите слона?

Хобот есть. Нога видна.

(Буква «Л».)

Ах, табуретка хороша!

Перевернул - И буква... («Ш»)\

Эта буква широка И похожа на жука.

И при этом точно жук Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

(Буква «Ж».)

Барабан упал с небес,

Закатился под навес.

(Буква «Б».)

 

10. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержа­нию занятия.

 

II половина дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на три части (одна длинная палочка, одна короткая и полукруг) и складывает в конверт.

 

 

Занятие № 22

Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Г] ([Г’]), БУКВА «Г».

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ГОЛУБИ»

Задачи:

• формировать способность различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательное™ и умень­шительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом;

• продолжать работу по звуковому анализу слова («голуби»);

• отрабатывать умение выделять ударный слог и обозначать его на модели;

• познакомить с буквой «Г»;

• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.

Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изо­бражением буквы «Г» (шрифт черный), буквы-заготовки по ко­личеству детей; разнообразные мелкие предметы для выклады­вания буквы; предметные картинки (по выбору педагога)-, кол­пачки (шапочки) для пальчиков (по 5 на каждого ребенка).

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Брат - братец - братик».

Педагог обращается к детям:

— Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются:

• мама - мамочка - мамуля;

• брат - братец - братик;

• дерево - деревце;

• заяц - заинька - зайчишка - зайчище;

• дом - домик - домище.

(Многие слова звучат ласково.)

Какие из этих слов встречались вам в сказках?

 

(Братец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; заинька и зайчишка во многих сказках о животных.)

- Чем отличаются слова:

• бежать - подбежать - выбежать;

• писать - переписать - подписать;

• играть - выиграть - проиграть;

• смеяться - засмеяться, высмеять;

• шел - отошел - вошел?

- Составьте предложения с любыми двумя словами, которые вы услышали. («Мы играли в домино: Вова выиграл, а я проиг­рал».)

- Объясните, чем отличаются слова:

• старый - старенький;

• умный — умнейший;

• злой - злющий;

• толстый - толстенный;

• полный - полноватый?

 

2. Фонетическая зарядка.

1) Как гогочет гусь? (Га-га-га...)

2) С какими лесными человечками дружила Белоснежка? (Гномы.)

3) Как звали князя, сына царя Салтана, из сказки А. С. Пуш­кина? (ГIвидон.)

4) Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, иг­рушки, гусеница, грабли, гриб.

5) Какой это звук?

 

3. Анализ звука.

Звук [г] - согласный, произносить его нам помогают губы и зубы (они приоткрыты), язык (его кончик прячется за ниж­ние зубы, спинка языка приподнята). Этот звук звонкий, так как горлышко дрожит, когда мы прикладываем ладошку к своей шее. Звук [г] бывает твердым (голуби, гриб, гусеница, Гвидон, гномы) и мягким (гитара, бегемот, гири, Гена).

 

4. Игра «Хлопни - топни» (по аналогии с занятиями № 20, 21, только слова придумываются со звуком [г]/

Опорные слова (можно использовать предмет)1ые картин­ки): гуси, голуби, крокодил Гена, князь Гвидон, вагон, иголка, сапоги, ноги, галка, губы, голова, грачи, гири.

 
 

Звуковой анализ слова «голуби» (работа в тетрадях).

1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).

2) Делят слово «голуби» на слоги: го-лу-би.

3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.

 

6. Работа с предложением (в тетрадях).

Дети придумывают предложение со словом «голуби» и «за­писывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:

1) Сколько слов в предложении?

2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?

3) Назовите второе слово в предложении.

 
 

Какое слово следующее? И т. д.

 

Гриша шел, шел, шел, Белый гриб нашел.

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.)

 

7. Знакомство с буквой «Г».

Педагог показывает детям букву «Г», сопровождая показ словами:

 

 

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Гриб стоит среди дорожки -

Голова на тонкой ножке.

Букву на плече носил.

На лугу траву косил.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

 

8. Игровое задание.

Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).

 

9. Пальчиковая игра «Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков».

Для выполнения упражнений каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать верхушки со старых детских перчаток.

Дети выполняют действия по ходу рассказа (говорит педагог).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: