Петербургский воспитательный дом




2 (14) Мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким.

Гуманистические идеалы И.И. Бецкого сформировали уклад Воспитательного дома и его прочные педагогические традиции, которые передавались из поколения в поколение и были унаследованы Педагогическим университетом имени А.И. Герцена. Воспитательный дом разместился в центре Санкт-Петербурга в уникальном архитектурном комплексе - дворце графа К.Г. Разумовского.

Императорский Воспитательный дом развивался как комплексное образовательное учреждение, реализующее прогрессивные идеи воспитания, и опирался на традиции благотворительности и меценатства. Воспитательный дом предназначался, прежде всего, для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов, детей и разночинных семей. Здесь решались и проблемы охраны детства, при доме действовал госпиталь, в деревенских округах была организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи.

Воспитательный дом заложил основы женского педагогического образования в стране. В 1837 году на базе учебных классов Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года - Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, гимнастики и танцев, французского языка.

С Воспитательным домом связано также начало российской практической коррекционной педагогики. В составе Дома в 1806 году (при Александре I) появилось училище глухонемых - первое в России учебное заведение для детей-инвалидов. Здесь сформировались первые русские сурдопедагоги, были созданы первые отечественные труды по сурдопедагогике.

В 1864 году (при Александре II) была создана учительская семинария для деревенских питомцев Воспитательного дома, которые должны были стать учителями народных училищ. В 1868 году для девушек учредили женское училище с классами фельдшериц, учительниц сельских школ и воспитательниц детских садов. Так была заложена основа российского дошкольного воспитания. В эти годы впервые в России в округах Воспитательного дома были устроены детские ясли для присмотра за детьми. В новых детских учреждениях успешно работали выпускницы Воспитательного дома.


Женское образование при Александре I (1801-1825)

В первой половине XIX в. заметных улучшений в сфере женского образования не произошло. Хотя можно отметить, что, по примеру «Воспитательного общества благородных девиц», подобные средние женские учебные заведения стали возникать в других городах империи. Затем уставами учебных заведений от 5 ноября 1804 г. и от 8 декабря 1828 г. разрешено было открытие женских приходских училищ - учебных заведений с элементарным курсом обучения. Они «учреждались весьма медленно, так как сознание в необходимости женского образования очень поздно проникло в те слои общества, для которых эти заведения были предназначены».
В 1804 году Александром I был принят Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Он содержал идеи создания всесословной образовательной системы и преемственности этапов обучения. Для обучения создавались гимназии, уездные и приходские училища. В приходские училища принимались для обучения девочки. Политика Александра I создала условия для отделения женской образовательной системы от общей системы образования страны. В этой связи, она стала развиваться по особенной линии и приобрела свою направленность. Женское образование основывалось на четком сословном разделении. Если Александр I стремился создать систему всесословного обучения, то Мария Федоровна делала упор на жесткую сословность, укрепляя эти стереотипы в сознании общественности. Обучение девочек проходило на основе строгого сословного отбора. Ни в коем случае не допускалось смешение разных сословий в одном учебном заведении.

Большое внимание было уделено развитию благотворительности. Одной из тенденций развития женского образования этого периода стало развитие его педагогического направления. Оно представало тогда в трех типах: При институтах создавались специальные классы пепиньерок. Женщины обучались там в течение года, а затем переводились в классных дам института или устраивались на работу гувернантками, учительницами. При воспитательных домах были созданы классы наставниц. Женщины обучались в них в течение года, получая теоретические знания и практические навыки в области педагогики и практикуя обучение девочек младших классов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: