СОВРЕМЕННЫЙ СТАРШЕКЛАССНИК. ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ




Юност ь обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Юность период завершения физического развития человека. Полного роста девушки достигают в среднем между 16 и 17 годами (отклонение плюс-минус 13 месяцев), юноши – между 17-18 годами (отклонение плюс-минус 10 месяцев). Увеличивается вес, причем мальчики наверстывают недавнее отклонение от девочек. Очень быстро растет мускульная сила: 16 летний мальчик вдвое превосходит по силе 12-летнего. Примерно через год после окончания роста, человек достигает нормальной взрослой мускульной силы. Однако имеются и отклонения. Отличить эти вариации темпов от патологических не просто, и решает в этом случае время.

Социальные факторы развития. Юноша становится ответственным за уголовные преступления. Многие начинают трудовую деятельность, думают о выборе профессии. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Неопределенность положения взрослости и предъявляемых к нему требований по-своему преломляются в юношеской психологии. Ю ношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Мыслительная деятельность старшеклассников в сравнении с подростками более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Однако широта умственных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В познавательных процессах он выступает как стиль мышления.

В юности, в основном, завершается формирование личности. Важнейшей психологической особенностью возраста является становление самосознания и устойчивого образа “Я”. Формирование этого качества является главным итогом переходного возраста. Одной из причин возникновения самосознания является противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний. Появление этих причин – закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе, т.е. самосознание.

Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических событий. Вместе с осознанием своей уникальности может возникнуть чувство одиночества. В целом юность счастливый возраст и уход в себя существует лишь у тех, кто имеет черты невротизма или кто предрасположен к нему. Учитель, зная эти особенности, может эффективно помочь таким детям, включая их в наиболее приемлемые и благоприятные для них формы общения.

В юношеском возрасте отчетливо видна направленность личности. Одни старшеклассники четко ориентированы на деятельность, умеют планировать и распределять свое время; другие живут главным образом воображением; третьи – пассивно плывут по течению, четвертые увлекаются всем понемногу. Педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми выросшими, но еще не взрослыми, информированными, но еще не компетентными увлекающимися, но еще не увлеченными. Некоторая поверхностность возраста – не недостаток, а возрастная черта юности.

Одним из важнейших факторов развития личности юноши была и остается семья. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительной мере предопределяют его жизненный путь.

Более сложными и дифференцированными становятся отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании юноши ряд ипостасей: власть, распоряжающаяся поощрениями и наказаниями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг и т.п. Как правило, на первом месте у учащихся выступают такие качества учителя как способность к пониманию, справедливость, на втором месте – профессиональные качества.

В юношеском возрасте получает дальнейшее развитие переориентации в общении с родителей на сверстников. Школьный класс для юноши остаётся важным фактором развития. Отношение к коллективу и собственное положение в нем один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки. Но жизнедеятельность старшеклассника не ограничивается только жизнью класса. Наряду с возрастанием значимости коллективной дружбы резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Появляется потребности в любви и глубоком чувстве.

Важнейшим образованием возраста является мировоззрение. У юношей возникает потребность свести свои взгляды в стройную систему. Центральное место в этом процессе занимает решение коренных социально-нравственных проблем, группирующихся чаще всего вокруг вопроса о смысле жизни, на который они, в большинстве своем, не могут найти четкого ответа.

Другая черта юношеского возраста – формирование жизненных планов. Жизненные планы – явление одновременно и социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) для юноши становятся важнейшими. Но жизненные планы возникают только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Для юношей не всегда легко их определить. Поэтому они нуждаются в умном совете и помощи взрослых.

22. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре лично­сти - в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками.

Центральным новообразованием ранней юности является самооп­ределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизнен­ный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределе­ние) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).

Самоопределение связано с новым восприятием времени — соотне­сением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения буду­щего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, те­перь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее.

В раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается вариант, при котором критичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. «Я-прошлое» представляется чуждым, и отношение к нему неизменно крити­ческое. «Наличное Я» в большей степени тяготеет к будущему и выступает как новая ступень в личностном самоопределении. Вероятно, такой вариант в

большей степени соответствует юношеской возрастной норме - сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее.

Значительно у меньшего числа старшеклассников все три «Я» преем­ственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъективное гармоническое представление человека о себе.

Юношеский возраст связан с изменением самооценки личности. По американским данным, подростки 12-13 лет значительно чаще, чем младшие дети, думают, что взрослые и сверстники оценивают их отрица­тельно, их самоуважение несколько снижается. После 15 лет самоуважение снова возрастает, не только компенсируя «потери» подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников.

Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямо­линейно; то теперь — более тонко. Появляются неопределенные, амбива­лентные оценочные суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше дру­гих». «У меня плохой характер, но он меня устраивает».

Самооценка у старшеклассников относительно устойчива, высока, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.

Часть старшеклассников и в XI классе сохраняет «оптимистичную» са­мооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. Еще одна группа детей от­личается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооцен­ка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожно­сти и разнообразие вариантов личностного развитая, можно говорить об об­щей стабилизации личности в этот период. Стабилизация личности начи­нается с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Происходят изменения и в эмоциональной сфере. Интенсивно разви­вается саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Улучша­ется общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общительность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравнове­шенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового воз­раста или миновал, или идет на убыль.

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобраз­ная инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми.

Период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных ус­тановок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов уста­новок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени приходится на общение со сверстниками.

Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками в этом возрасте связаны с будущим психологическим благополучием человека. Среди подростков и молодых людей, которые в школьные годы были в раз­ладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.

В этот период времени обычно меняются отношения юношей и деву­шек со взрослыми. В ранней юности по сравнению с отрочеством снижает­ся острота межличностных конфликтов и в меньшей степени проявля­ется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. Старшеклассники начинают больше прислушиваться к советам родителей и учителей, с большим доверием относятся к ним.

С профессиональным самоопределением связано изменение учебной мотивации. В старшем школьном возрасте появляется сознатель­ное отношение к учению. Старшеклассники, ведущей деятельностью которых является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности.

Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «не­нужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того под­черкнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.

От старшего подростка общество требует профессионального само­определения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии. Далеко не все старшие подростки к концу 9 класса могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливаю­щаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассни­ков, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения.

Большинство старших школьников к окончанию школы самоопреде­ляются в будущей профессии. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть зна­чительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются взрослые - учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения у сверстников, то старшеклассник больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кри­зисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских пози­ций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отка­зываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой даль­нейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростко­вом возрасте.

Вообще юность — период стабилизации личности. В это время скла­дывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — миро­воззрение. Центральным новообразованием периода становится самооп­ределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: