Юност ь обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Юность период завершения физического развития человека. Полного роста девушки достигают в среднем между 16 и 17 годами (отклонение плюс-минус 13 месяцев), юноши – между 17-18 годами (отклонение плюс-минус 10 месяцев). Увеличивается вес, причем мальчики наверстывают недавнее отклонение от девочек. Очень быстро растет мускульная сила: 16 летний мальчик вдвое превосходит по силе 12-летнего. Примерно через год после окончания роста, человек достигает нормальной взрослой мускульной силы. Однако имеются и отклонения. Отличить эти вариации темпов от патологических не просто, и решает в этом случае время.
Социальные факторы развития. Юноша становится ответственным за уголовные преступления. Многие начинают трудовую деятельность, думают о выборе профессии. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Неопределенность положения взрослости и предъявляемых к нему требований по-своему преломляются в юношеской психологии. Ю ношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Мыслительная деятельность старшеклассников в сравнении с подростками более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Однако широта умственных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В познавательных процессах он выступает как стиль мышления.
|
В юности, в основном, завершается формирование личности. Важнейшей психологической особенностью возраста является становление самосознания и устойчивого образа “Я”. Формирование этого качества является главным итогом переходного возраста. Одной из причин возникновения самосознания является противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний. Появление этих причин – закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе, т.е. самосознание.
Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических событий. Вместе с осознанием своей уникальности может возникнуть чувство одиночества. В целом юность счастливый возраст и уход в себя существует лишь у тех, кто имеет черты невротизма или кто предрасположен к нему. Учитель, зная эти особенности, может эффективно помочь таким детям, включая их в наиболее приемлемые и благоприятные для них формы общения.
В юношеском возрасте отчетливо видна направленность личности. Одни старшеклассники четко ориентированы на деятельность, умеют планировать и распределять свое время; другие живут главным образом воображением; третьи – пассивно плывут по течению, четвертые увлекаются всем понемногу. Педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми выросшими, но еще не взрослыми, информированными, но еще не компетентными увлекающимися, но еще не увлеченными. Некоторая поверхностность возраста – не недостаток, а возрастная черта юности.
|
Одним из важнейших факторов развития личности юноши была и остается семья. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительной мере предопределяют его жизненный путь.
Более сложными и дифференцированными становятся отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании юноши ряд ипостасей: власть, распоряжающаяся поощрениями и наказаниями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг и т.п. Как правило, на первом месте у учащихся выступают такие качества учителя как способность к пониманию, справедливость, на втором месте – профессиональные качества.
В юношеском возрасте получает дальнейшее развитие переориентации в общении с родителей на сверстников. Школьный класс для юноши остаётся важным фактором развития. Отношение к коллективу и собственное положение в нем один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки. Но жизнедеятельность старшеклассника не ограничивается только жизнью класса. Наряду с возрастанием значимости коллективной дружбы резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Появляется потребности в любви и глубоком чувстве.
Важнейшим образованием возраста является мировоззрение. У юношей возникает потребность свести свои взгляды в стройную систему. Центральное место в этом процессе занимает решение коренных социально-нравственных проблем, группирующихся чаще всего вокруг вопроса о смысле жизни, на который они, в большинстве своем, не могут найти четкого ответа.
|
Другая черта юношеского возраста – формирование жизненных планов. Жизненные планы – явление одновременно и социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) для юноши становятся важнейшими. Но жизненные планы возникают только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Для юношей не всегда легко их определить. Поэтому они нуждаются в умном совете и помощи взрослых.
22. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности - в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками.
Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).
Самоопределение связано с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее.
В раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается вариант, при котором критичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. «Я-прошлое» представляется чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. «Наличное Я» в большей степени тяготеет к будущему и выступает как новая ступень в личностном самоопределении. Вероятно, такой вариант в
большей степени соответствует юношеской возрастной норме - сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее.
Значительно у меньшего числа старшеклассников все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъективное гармоническое представление человека о себе.
Юношеский возраст связан с изменением самооценки личности. По американским данным, подростки 12-13 лет значительно чаще, чем младшие дети, думают, что взрослые и сверстники оценивают их отрицательно, их самоуважение несколько снижается. После 15 лет самоуважение снова возрастает, не только компенсируя «потери» подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников.
Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно; то теперь — более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше других». «У меня плохой характер, но он меня устраивает».
Самооценка у старшеклассников относительно устойчива, высока, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.
Часть старшеклассников и в XI классе сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развитая, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Стабилизация личности начинается с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.
Происходят изменения и в эмоциональной сфере. Интенсивно развивается саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общительность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль.
Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.
Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми.
Период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени приходится на общение со сверстниками.
Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками в этом возрасте связаны с будущим психологическим благополучием человека. Среди подростков и молодых людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.
В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми. В ранней юности по сравнению с отрочеством снижается острота межличностных конфликтов и в меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. Старшеклассники начинают больше прислушиваться к советам родителей и учителей, с большим доверием относятся к ним.
С профессиональным самоопределением связано изменение учебной мотивации. В старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Старшеклассники, ведущей деятельностью которых является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности.
Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.
От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии. Далеко не все старшие подростки к концу 9 класса могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения.
Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.
На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются взрослые - учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения у сверстников, то старшеклассник больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.
Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.
Вообще юность — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.