Норманнская теория. Западные историки и правоведы выдвинули теорию, суть которой состоит в том, что восточные славяне якобы были на таком низком уровне общественного развития, что не могли самостоятельно создать собственное государство. Такими «дикими и необразованными», по их мнению, были наши предки. По утверждению авторов норманнской теории (Г.-Ф.Миллера, Г.-З.Байера и др.), Древнерусское государство было создано потому, что норманны имели более высокий уровень цивилизации и поэтому именно они принесли с собой идею государственного образования и государственного управления на русских землях. Подобных взглядов придерживались, к сожалению, Н.М.Карамзин, К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев и некоторые другие видные русские историки. Они утверждали, что государственное начало восточным славянам принесли варяги.
Теориястала именоваться норманнской по названию одного из скандинавских племен - норманнов. На Руси норманнов называли еще «варягами», как пришельцев с побережья Варяжского моря. Норманны в IХ-ХI веках действительно появлялись практически во всех крупных племенах и молодых государствах. Будучи одним из самых воинственных племен, норманны в IX в. «грабили Шотландию, Англию, Францию, Андалузию, Италию».6
По сообщениям русских летописей, северные племена восточных славян также платили дань варягам. Есть предположения, что в 862 г. норманны во главе с Рюриком, Трувором, Синеусом завоевали северные славянские племена с центром в Новгороде. По другой версии, которую выдвинули Г.В.Вернадский, Л.Н.Гумилев и другие, поводом для «призыва варягов из-за моря», о котором упоминает древняя летопись, послужила агрессивная политика Хазарского каганата. Эта версия подтверждается древними рукописями.
|
Летописец Нестор, инок Киево-Печерского монастыря, живший в XI в., в своих скрижалях отмечал, что варяги пришли на Русь в 859 г. и что в 862 г. варяг Рюрик и его братья уже княжили в России «полунощной». Это утверждение древнего летописца подверг сомнению Н.М.Карамзин. «Как Нестор мог знать годы происшествий за 200 и более лет до своего времени? – пишет знаменитый историк. – Славяне, по его же известию, тогда ещё не ведали употребления букв: следственно, он не имел никаких письменных памятников для нашей древней истории…».8
Начало российской истории происходит с удивительного, ранее не виданного случая, но описанного в древней летописи. Наши предки добровольно отказываются от своих обычаев и традиций, от древнего народного правления и приглашают на княжение иностранцев.
Н.М.Карамзин объясняет этот феномен тем, что варяги и до официального приглашения уже правили славянскими племенами, причем правили ими «без угнетения и насилия», так как брали дань легкую и соблюдали справедливость. Это правление иноземцев могло прерваться из-за недовольства местной знати, которая и подняла темный народ на изгнание варягов со своей территории. Выгнав норманнов, бояре славянские не сумели восстановить древних справедливых законов, затеяв междуусобицу. Тогда, по версии историка, граждане вспомнили, может быть, о более выгодном и более спокойном правлении варягов и отправили к ним своих послов. Наш летописец писал, что славяне новгородские, а также кривичи, весь и чудь отправили совместное посольство за море к варягам, чтобы пригласить их на княжение: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».7
|
Возглавил приглашенную дружину скандинавский князь Рюрик. Появившись на Руси в качестве приглашенных, норманны вскоре захватили власть в Новгороде, Белоозере и Изборске. Затем варяжской дружине удалось хитростью овладеть Киевом и убить киевских князей Аскольда и Дира.
Какие бы версии появления норманнов на Руси ни выдвигались, общепризнанным историческим фактом остается то, что в 882 г. князь Олег из рода Рюриковичей, совершив со своей многочисленной и хорошо вооруженной дружиной военный поход из Новгорода вниз по течению Днепра, взял Смоленск и Любеч, затем завоевал Киев и сделал этот древний город центром своего правления, столицей Руси. Так в 882 г.два крупнейших славянских центра - Киевский и Новгородский - с помощью варягов объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство.
Словосочетание «Киевская Русь» не зафиксировано ни в одном официальном документе. В летописях, других исторических источниках Древнерусское государство называлось просто «Русь» или «Русская земля». Образование Древнерусского государства принято считать начальным этапом в истории российской государственности.
Основываясь на том, что киевский князь Олег, был по происхождению варягом, норманнская теория делает безапелляционный вывод о том, что образование Древнерусского государства произошло благодаря организаторской деятельности варягов. Норманнскаятеория направлена на то, чтобы выставить восточных славян в неблагоприятном виде, представить наших предков в виде недоумков, которые были неспособны самостоятельно, без помощи извне создать своё государство.
|
Следует подчеркнуть, что появление варягов (норманнов) в Киевской Руси стало не причиной создания нового государства, а, скорее всего, катализатором происходивших процессов. Варяги ускорили исторический процесс создания государства у восточных славян. Как наиболее воинственные племена, варяги создавали, прежде всего, силовые атрибуты государства – дружины, ополчения, которые были способны противостоять захватчикам, защитить границы занимаемой территории от посягательств извне.
Причины возникновения государственности у восточных славян кроются не в приходе варягов, а в развитии экономических отношений, углублении социального неравенства налаживании межплеменных связей, необходимости защиты собственной территории и т.д. Эти и другие предпосылки объективно привели восточнославянские племена к необходимости создания своего государства.
Государство было призвано защищать интересы, прежде всего, появившейся знати (князей, бояр), держать в страхе и повиновении низшие слои раннефеодального общества. К такому предназначению государства на первоначальном этапе развития пришли почти все племена Европы, а не только славяне. У восточных славян были все предпосылки государства: князь (монарх); дружина (военная сила); бояре (экономическая элита, собственники земли). К моменту образования Древнерусского государства у наших предков уже существовала племенная знать, которая искала пути защиты своей собственности и сохранения имущественного неравенства. Первыми попытками государственного устройства были отдельные племенные княжения.1 Именно о таких племенных княжениях (Артания, Куявия и Славия) упоминалось в древних восточных источниках.
Кроме того, косвенным доказательством несостоятельности норманнской теории возникновения Древнерусского государства является отсутствие в истории России скандинавского права и его институтов. Государственным языком на Руси всегда был только русский язык, но не норманнский или варяжский.
Возникновение государства у восточных славян было обусловлено такими же объективными процессами развития общества, которые стали главными причинами появления государств во Франции, Германии, Англии и других европейских странах. Таков был процесс эволюции, и он не мог обойти стороной восточнославянские племена, населявшие территорию будущей России. Другими словами, для создания государства Киевская Русь были те же объективные предпосылки, которые были свойственны другим европейским странам.
Этих «антинорманнистских» взглядов придерживался великий русский ученый М.В.Ломоносов, а также известные историки О.И.Чистяков, О.А.Платонов, С.В.Юшков и многие другие.
Согласно последним исследованиям российских историков, на территории Руси было государство, которое существовало за 200 лет до прихода норманнов. Об этом свидетельствует, в частности сенсационная находка археологов – золотая чеканная монета. Ученым удалось расшифровать надпись на ней, стилизованную под арабскую вязь и выполненную руницей: «алтын – золотая русская монета. Русский каганат Москва».9Из этого следует, что государство с названием «Русский каганат» и столицей Москва, где чеканились собственные деньги, существовало задолго до того, как на Русь пришли варяги. Москва, столица Русского каганата, разумеется, не тот город, который был основан Юрием Долгоруким в 1147 г., и могла быть расположена в совершенно другом месте. Города с одинаковым названием и сейчас есть в разных частях света.
Киевский князь Олег (879-912) за 33 года своего правления преодолел сопротивление древлян, северян, вятичей, радимичей и других славянских племен. Захватывая новые земли, покоряя племена, князь образовывал территорию Древнерусского государства. После образования Киевской Руси князю Олегу пришлось неоднократно воевать против агрессивных соседей,защищать молодое государство от набегов кочевников. Видимо, по этой причине летописец написал строки, ставшие широко известными: «Как ныне взбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам».
Киевский князь был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако он не был монархом, то есть правителем, обладающим абсолютной властью. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, местные князья восточнославянских племен, покорённых киевлянами, сохраняли определённую автономию. Во-вторых, были сохранены некоторые атрибуты так называемой «военной демократии», когда важные вопросы жизни населения решались на народных собраниях (вече). Так, на вече решались вопросы налогообложения, обороны городов, организации военных походов, а в Новгороде и Пскове вече избирало, приглашало или изгоняло местных князей. И, в-третьих, киевский князь не был полновластным властелином по той причине, что его власть долгое время ограничивалась норманнскими вельможами, окружавшими его. Н.М.Карамзин по этому поводу писал: «Сии варяги были первыми чиновниками, знаменитейшими воинами и гражданами; составляли отборную дружину и верховный совет, с которым государь делился властию».10
Государственное управление. К первому этапу развития Древнерусского государства относится и создание первой государственной администрации, образование аппарата управления. В управлении государством киевские князья опирались, главным образом, на свои дружины и родственников - вассалов. В необходимых случаях по решению великого князя созывались феодальные съезды (снемы), на которые съезжались зависимые от Киева местные князья и другие вассалы. Съезды не были регулярными, так как собирались по воле правителя; не имели они и строго очерченной компетенции. С уверенностью можно сказать, что решения снемов носили скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Такими же полномочиями обладал и совет при князе, состоявший, в основном из бояр, вельмож, старших дружинников и некоторых других категорий людей, особо приближенных к великому князю.
Дружина состояла из верхушки, так называемой «старейшей дружины», члены которой именовались ещё «боярами», и низшего звена «молодшей дружины» или «отроков». Старейшая дружина составляла княжеский совет или думу, с которой князь обсуждал, обдумывал главные вопросы государства.
Из числа старших дружинников князь назначал в первое время своих наместников в городах. Они назывались посадники - от слова «посад» - торгово-промышленная часть города. Наместник - прообраз государственного чиновника, глава администрации города и его окрестностей.
Из числа дружинников князь назначал «воевод» - руководителей военных отрядов. Воевода – это глава военной администрации. Однако регулярной армии у князя не было. Воевода руководил народным ополчением.
Из числа младших дружинников назначались сборщики податей (налогов), которые в Древней Руси назывались «данниками», судебные чиновники: мечники, вирники, подъездные, помощники наместников: тиуны, мытники и др. Особо приближённых дружинников князь назначал управляющими его собственными земельными владениями. Они назывались княжескими вотчинниками. Таким образом, центральные органы государственного управления в Древнерусском государстве строились на основе дворцово-вотчинной системы. В Киевской Руси княжеские слуги (дворецкий, конюший и другие) зачастую выполняли и функции государственного управления. На местах управляли посадники и волостели, действовавшие на основе системы кормления. Представители администрации исполняли одновременно и судебные функции. При Ярославе Мудром часть государственных обязанностей перераспределялась от дружинников к сыновьям, братьям и другим княжеским родственникам.
Управление государством, осуществление войн и военных походов, содержание княжеского двора, - всё это требовало немалых материальных затрат.
Налоги. Рюриковичам принадлежит заслуга собирания дани, установление постоянных налогов с завоеванных ими племен. Население этих племён уплачивало киевскому князю определённую контрибуцию в виде полюдья - натуральной или денежной дани. Постепенно сборы дани превратилась в инструмент подчинения зависимых племен, члены которых становились подданными Великого киевского князя. На наш взгляд слово «подданный» образовалось от слов «под данью», то есть, обложенный данью, обязанный платить дань (налог).
Введение дани сопровождалось массовыми возмущениями населения. Были случаи, когда из-за несправедливого сбора налогов восточные славяне убивали князей и их наместников. Как известно, за превышение установленных размеров дани киевский князь Игорь был казнён древлянами в 945 году. Поэтому в Х веке, по повелению киевской княгини Ольги, вдовы князя Игоря, были регламентированы размеры этой дани, установлены особые места сбора дани, так называемые «погосты», определены конкретные сроки сбора дани, так называемые « уроки». Налоговая реформа позволила сбить волну недовольства племён, вовлечённых в сферу влияния Древнерусского государства.
Киевский князь Ярослав Мудрый (годы правления 1019-1054),стремясь установить порядок и законность в русских землях, издал свод юридических норм, обязательных для всех его подданных. Он известен как кодекс «Русская Правда».
В «Русской Правде» содержался целый ряд юридических норм, закреплявших или устанавливавших правовое положение восточных славян, населявших Киевскую Русь, их ответственность за убийство, а также причинение морального либо материального ущерба. В ней были установлены нормы, защищавшие частную собственность. В «Русской Правде» не было норм, относящихся к преступлениям против государства, отсутствовали многие юридические понятия.
Примечательно, что законодательством того времени были предусмотрены правовые привилегии некоторых категорий людей. Чем выше был социальный статус человека, подвергавшегося, например, насилию, тем выше была степень уголовной ответственности за преступление.
Привилегии, сформулированные в первых статьях «Русской Правды», заключались в повышенной мере ответственности за преступления, совершенные в отношении «княжьего мужа», боярина или тиуна. «Если человек убьет человека.., то положить за убийство 80 гривен, если (убитый) будет княжим мужем или княжеским тиуном; если (он) будет русин, гридин (младший дружинник – прим. авт.), купец, боярский тиун, мечник, изгой или словенин, то положить за него 40 гривен» (ст.1). А за убийство пашенного холопа штраф был равен всего 5 гривнам, за рабу – 6 гривнам» (ст.15).
Государство, чтобы не уподобляться языческим обычаям и не отвечать убийством на убийство, заменяет смертную казнь весьма необычной мерой наказания – «потоком и разграблением», то есть изгнанием из общины с полной конфискацией имущества. Церковь еще при этом налагала епитимью. Кроме того, убийцу можно было по закону продать в рабство.
Для бояр, наместников, княжеских дружинников в «Русской Правде» был установлен особый порядок перехода имущества в собственность по наследству. Сущность государственного регулирования земельных отношений в этот период заключается, прежде всего, в юридическом оформлении вотчины, то есть крупной феодальной собственности на землю. Ярослав Мудрый, его сыновья и последующие князья издавали уставы, в которых определяли порядок выделения земельных наделов своим вассалам.
Главным собственником земли был киевский князь. Летопись тех времён фиксировала княжеские сёла и княжеские охотничьи угодья. Княжеская вотчина («домен») также стала юридически оформляться. Таким образом, формирование новых земельных отношений впервые получает юридическое закрепление. Так в Киевской Руси законодательно закреплялась феодальная собственность на землю.
Главой правосудия в Киевской Руси был великий князь. Княжеский двор служил обычно местом судопроизводства. Князь мог судить сам, но чаще всего он поручал отправление правосудия тиунам или отрокам. Чиновники, вершившие уголовный суд, назывались на Руси вирниками. Судья имел помощника (отрока), а также метельника, то есть писца. Впервые был введен суд, состоявший из 12 судей, который рассматривал в Древнерусском государстве более сложные дела.
Ярослав Мудрый, автор «Русской Правды», установил новый порядок передачи власти в государстве. Не от отца к сыну, а к старшему в княжеском роду (дяде, брату и т.д.).
Таким образом, в период становления и развития Древнерусского государства закладывались основы государственности:
- централизованное управление,
- установление территориальной целостности,
- закрепление феодальной собственности,
- создание государственного аппарата,
- создание правовой системы и введение правосудия,
- введение регламентированного налогообложения.
Всё это укрепляло Киевскую Русь, делало ее похожей на европейские государства. Значительную роль в этом сыграл отказ от язычества и принятие христианства.
Принятие христианства.
Появление христианской религии. На характер Древнерусского государства влияли не только социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с другими государствами, народами и племенами, но и религиозное мировоззрение.
Главной религией в Древнерусском государстве первоначально было язычество. Оно предполагало поклонение множеству богов: Сварогу (владыке Вселенной), Даждьбогу (богу Солнца), Перуну (богу грома и молний), Моране (богине ночи, зимы и смерти), Велесу (покровителю скотоводства), Стрибогу (богу ветра) и другим. Истоки язычества восточных славян восходят, по мнению большинства историков, к индоевропейским древним верованиям и еще дальше, к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности, за тысячи лет до появления на планете христианской религии зарождались представления первобытного человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и влиянии небесных сил на людей. Многие поклонения языческим богам объясняются невежеством славян, их страхом перед громом и молниями, другими предрассудками. Это невежество и предрассудки существовали в наших предках многие тысячелетия.
По длительности существования языческая религия превосходит христианство. Более того, по мнению ученых, христианство своими корнями уходит в славянское язычество. Например, Сварог – бог Вселенной вполне мог стать прообразом всемогущего христианского Бога. Его сын Даждьбог очень напоминает сына Божьего, Иисуса Христа, которому при определенных условиях стали поклоняться христиане. Да и некоторые обряды поклонения очень схожи. И на христианскую Пасху, и на языческую масленицу люди празднуют окончание зимы и наступление весны, и там и там проходят массовые гуляния, разные потехи и т.д. Другими общими по смыслу и почти одинаковыми по времени проведения праздниками, когда и те и другие пользовались для убранства ветками березы, являются языческий праздник Купалы и христианская Троица.
Христианство как единая государственная религия пришла на смену языческой религии на Руси почти так же, как она пришла в Византию и другие христианские государства. И везде государство поддерживало церковь, а христианская религия – государство.
Летопись свидетельствует, что не только христиане, но и магометане, иудеи, мусульмане присылали в Киев своих проповедников, чтобы склонить князя Владимира к принятию именно их веры. Первыми послами были болгары, которые исповедовали в тот период магометанство. Но когда князь узнал об особенностях этой религии, которая предполагала обряд обрезания и запрещала употребление спиртных напитков, Владимир дал болгарам отказ: «Руси есть веселье питие, не можем без того быть». Послы папы римского также потерпели неудачу. Но будь они настойчивее и речистее, как знать, может, Русь стала бы католической страной. Иудеи тоже не смогли склонить языческого князя к принятию их религии. Как свидетельствует летописец, князь Владимир, выслушав иудеев, поинтересовался, где находится их Отечество. Послы честно ответили: «В Иерусалиме. Но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям». Разумеется, князь не хотел бы по воле иудейского бога лишиться Отечества.
И только греческий посланец смог прельстить своей религией правителя Киевской Руси. Если верить летописцу, то князь Владимир посылал своих верных людей в разные концы света, чтобы убедиться в истинности рассказов иноземных послов. Получив подтверждение, князь утвердился в своем решении принять все-таки христианство, а не католицизм или мусульманство.
Субъективную роль в этом ответственном шаге, каким является переход от язычества к христианству, сыграло также желание молодого русского князя жениться на византийской красавице, принцессе Анне. Одним из условий такого брака было принятие религии, как у невесты. Эти и другие исторические факты свидетельствуют о том, что Русская православная церковь, утверждая о вечности и незыблемости христианства на Руси, мягко говоря, искажает факты. Если бы Киевскому князю по душе пришлась католическая или иная конфессия, то едва ли русские попы смогли бы настроить столько церквей и монастырей на нашей земле. Исторический выбор был сделан не ими и даже не русским народом, а главой Древнерусского государства князем Владимиром I Святославичем (980-1015 гг.).
В 988 г. князем Владимиром I было насильно осуществлено массовое крещение киевлян, обращение их в христианство. Тогда же была учреждена русская метрополия с центром в Киеве, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. В крупных городах, таких как Новгород, Ростов, Чернигов, Полоцк создаются епископства. Древняя летопись свидетельствует, что новгородцы взбунтовались против присланного в их город епископа Иоакима.
Для осуществления религиозной реформы, то есть для отказа населения от традиционного язычества в пользу христианства потребовался военный поход киевлян во главе с Добрыней, дядей великого князя. Только силой оружия смогли навязать новгородцам новую веру. Жители Мурома также категорически возражали против навязанной им религиозной реформы. Они отказались впускать князя Глеба, сына киевского правителя, заявив о своем желании сохранить религию предков. По этой же причине в ряде городов Древней Руси длительное время сохранялось «двоеверие», когда одна часть населения поклонялась прежним богам, а другая часть совершала христианские обряды. Потребовалось большие усилия христианских иерархов и священнослужителей, чтобы склонить все-таки россиян к христианству.
Государство и религия. В связи с принятием христианства возник вопрос о разграничении прав государственной и церковной властей. Правовое положение церкви характеризует Устав князя Владимира I Святославича. Статья 4 Устава выводит из княжеской и боярской подсудности нормы семейного права. В статьях 5 и 6 князь запрещает впредь вмешиваться в церковные дела, а в ст.7 перечисляет те дела, которые должны передаваться церковному суду: нарушение христианского брачного права, развод супругов, прелюбодеяние, изнасилование, сквернословие, отправление языческого культа и т.п. Особой подсудностью церковного суда митрополита были церковные люди: игумен с игуменью, поп с попадьей и поповичами, чернец, дьякон, пономарь и др. Характерно, что Устав князя Владимира предусматривал норму финансовой и материальной поддержки христианской церкви. Статья 3 Устава вводила так называемую «церковную десятину» - десятую часть от доходов (налогов) государства в пользу церкви. Такая же плата за услуги религии была установлена «Уставной и жалованной грамотой смоленского князя Ростислава Мстиславича церкви Богородицы и епископу». Датированная 1150 г., она вводила право церковной десятины на села и погосты, принадлежавшие князю, что составляло 300 гривен в год. Грамота Юрьеву монастырю закрепляла право монастыря на землю,1 что свидетельствует о о том, что при поддержке государства православная церковь становилась феодалом и наравне с другими эксплуататорами пользовалась дешевым крестьянским трудом. Кроме того, государство освободило от налогов всех священнослужителей, а также церкви и монастыри. Все это значительно укрепило их материальное положение. Разумеется, церковь не осталась в долгу перед государством и всемерно способствовала повышению авторитета верховной власти, призывала прихожан к смирению.
Церковь, ее иерархи имели большое влияние на руководителей государства, на принятие ими решений, в том числе по государственному управлению. «Хотя духовенство российское никогда сильно не изъявляло мирского властолюбия, - писал Н.М.Карамзин,- всегда более угождая, нежели противясь воле государей… однако ж, присутствуя в Думах земских, сзываемых для важных государственных постановлений – не законодательствуя, но одобряя или утверждая законы гражданские, - имея право советовать царю и боярам, толковать им уставы царя небесного для земного блага людей, - сии иерархи участвовали в делах правления соответственно их личным способностям и характеру государей».2
Митрополит киевский и другие церковные иерархи входили в состав княжеских советов, обсуждавших проблемы государственного управления. К церковнослужителям князья обращались в трудные моменты, ища у них поддержку и советы. Иерей Сильвестр, духовник царя, заклинал Ивана Грозного быть ревностным исполнителем Святого Писания. Более того, по словам Н.М.Карамзина, «смиренный иерей, не требуя высокого имени, ни чести, ни богатства, стал у трона, чтобы утверждать, ободрять юного венценосца».1 Митрополит Филипп открыто выступал против опричнины Ивана Грозного, наносящей, по его мнению, великий вред государству Российскому, за что поплатился жизнью. После смерти Ивана Грозного в период правления Бориса Годунова митрополит московский Дионисий взялся быть миротворцем в политической элите того времени. Он приложил немало сил, чтобы примирить Б.Годунова с князем И.П.Шуйским, прекратить начавшиеся в Кремле раздоры.
Борис Годунов, понимая значение церкви в христианском государстве, не только опирался в своих решениях на мнение иерархов, но и всячески возвышал их, осыпая почестями и богатством. По инициативе Б.Годунова в январе 1589 г. в России был введен высокий христианский пост – патриарха всея Руси. Не без его влияния первым патриархом стал митрополит Иов. В уставной грамоте об учреждении Московской Патриархии говорилось: чтобы «утвердить достоинство и права российского священноначалия», Российский патриарх «избираем и посвящаем в Москве», независимо от Византийской церкви.* Знаками отличия Российского патриарха уставная грамота объявляла «клобук с серафимами и крестами обнизными, мантии объяринные и всякие иные с полосами». Ходить патриарх должен был с крестом и жезлом. Для выезда ему полагалась упряжка из шести коней.2
В период Смуты митрополит Филарет многое сделал для того, чтобы восстановить пошатнувшиеся устои государства. Он словом и делом помогал первому царю династии Романовых восстанавливать систему государственного управления, фактически утраченную в Смутное время. Немалый вклад внесло российское духовенство в усиление государства в период правления Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины II и другие исторические эпохи.
Значение христианства. Анализ показывает, что практически во все времена государство помогало церкви, а церковь всегда поддерживала государство. Введение христианства на Руси имело прогрессивное значение как для укрепления государства, так и для развития культуры русской нации.
Во-первых, церковь своими постулатами («да убоится раб господина своего», «нет власти не от бога» и др.) укрепляла основы государственности, способствовала развитию феодальных отношений в бывших племенах. В более позднее время духовенство призывало свою паству: «Воззри… и вдумайся: кто противится власти – противится божескому повелению». Известно, что в угоду русскому царю малороссийское духовенство совершило обряд предания анафеме украинского гетмана Мазепы и его сторонников, перешедших накануне Полтавской битвы в стан противников, к шведскому королю Карлу XII.
В России власть до Октябрьской революции считала себя властью религиозной. Цари, императоры, придворные и вся политическая элита в целом верили в бога, строго соблюдали церковные праздники, посты и обряды. В Кремле, во всех городах и сёлах было достаточное количество церквей, в которых совершались богослужения.
Во-вторых, христианство насаждало в людях общечеловеческие гуманистические ценности благодаря своим заповедям «не укради», «не убий», «возлюби ближнего своего» и т. п.
В-третьих, вчерашние языческие племена с принятием христианства по-другому стали восприниматься европейскими христианскими государствами. Это способствовало укреплению внешних политических и экономических связей Киевской Руси с другими государствами.
В-четвертых, благодаря христианству в этот период мощный импульс получила культура Древнерусского государства: стали появляться богослужебные и иные книги на славянском языке, делаются первые шаги в искусстве: иконопись, фресковая живопись на церковные темы, стали открываться первые церковноприходские школы (при князе Владимире Мономахе). «Предки наши,- пишет историк Н.М.Карамзин,- были обязаны христианству не только лучшим понятием о творце мира, лучшими правилами жизни, лучшею, без сомнения, нравственностью, но и пользою самого благодетельного, самого чудесного изобретения людей: мудрой живописи мыслей, изобретения, которое, подобно утренней заре, в веках мрачных предвестило уже науки и просвещение».1