Избрание нового российского царя. Вскоре после очищения столицы от иноземных захватчиков на места были направлены первые грамоты с призывом избирать депутатов на Земский собор. В первой декаде января 1613 г., до подъезда депутатов из городов, заседания Собора открылись в Успенском соборе Кремля. Предварительно были определены нормы представительства: 10 человек от города при сохранении перечня сословий, которые входили в Совет ополчения, включая черносошных крестьян. Традиционные и ведущие курии Собора - Боярская дума, Освященный собор, дворовые московские чины (включая приказных), сохранили свою роль. Понадобилось специальное решение о том, что кандидатуры иностранного происхождения не будут рассматриваться, равно как и кандидатура сына Марины Мнишек.
Всего на январских обсуждениях фигурировало около десятка имен, представлявших цвет российской титулованной аристократии. Претендентами на престол были князья В.В.Голицын, И.М.Воротынский, а также Мстиславские, Романовы, Трубецкие. Наиболее серьезными казались шансы князя Д.Т. Трубецкого, проявившего себя в период Смуты. По утверждениям современников, он потратил огромные суммы на прямой и косвенный подкуп казачьих станиц. Тем не менее, его претензии на престол были блокированы. Имя князя Д.М.Пожарского также фигурировало среди претендентов, но по каким-то причинам не пользовалось большой популярностью.
В качестве компромисса возникла фигура 16-летнего Михаила Романова, сына митрополита Филарета. Сам Филарет в это время находился в Польше в заключении. Под сильным давлением казаков кандидатура Михаила Романова была специально обсуждена на ряде соборных совещаний и получила предварительное одобрение 7 февраля. В пользу кандидатуры молодого Романова говорило его родство с последней царской династией. Юный возраст претендента предполагал его безгрешность перед Богом и в событиях Смуты. Учитывалось и то обстоятельство, что сам Филарет страдал за правое дело, отстаивая национальные интересы. В итоге почти все сложилось в пользу Михаила Романова.
|
21 февраля 1613 г. торжественным актом Земского Собора, состоявшего из 700 представителей Боярской думы, Освященного собора, дворян, стрельцов, казаков и черносошных крестьян, был произведен выбор нового российского царя – Михаила Федоровича Романова. Так в России утвердилась новая династия Романовых, правившая Россией более 300 лет.
Выбор Земского собора оказался исключительно удачным. Утраченный с кончиной царя Федора баланс сил в русском обществе был восстановлен.
11 июля 1613 г. первый русский царь из новой династии был венчан на царство. Получив корону, бояре Романовы сумели подняться до осознания общенациональных задач, главной из которых было преодоление анархии. Страна сплотилась вокруг престола юного самодержца. Царь Михаил Федорович был, по свидетельству его современников, человеком мягким, добрым. Своими душевными качествами он производил на россиян самое выгодное впечатление. Личность молодого царя во многом способствовала укреплению царской власти, его авторитета в глазах народа, укреплению самодержавия. При нем стал чаще употребляться термин «самодержец России». На изображении царского герба над головами орла были запечатлены короны – символ царского самодержавия.
|
В начале правления Михаила Романова одной из главных задач было воссоздание системы государственного управления, ликвидация последствий Смутного времени как внутри страны, так и на международной арене. Очистив Новгородскую землю от шведов в 1617 г. и заключив Столбовский мир, отразив новую польскую интервенцию в 1618 г., правительство Михаила Романова доказало свою способность вывести Россию из глубокого политического кризиса.
Правительство царя Михаила Федоровича (1613-1645), в котором главную роль играл патриарх Филарет, работало в тесном сотрудничестве не только с Боярской думой, но и с Земским Собором, который до 1622 г. заседал практически непрерывно.
Земский собор. Земские соборы были неотделимы от власти царя и Боярской думы, так как самостоятельно не принимали управленческих решений.Заседания Земского собора открывал, как правило, сам царь. Он же выдвигал и основные вопросы для обсуждения. Затем эти вопросы и пути их решения обсуждались по сословным разрядам: в Боярской думе, на Освященном соборе духовенства, собрании московских дворян, городовых дворян, стрельцов, посадских людей. Каждое сословное собрание подавало свое письменное мнение вместе с разногласиями отдельных представителей, если таковые были. На пленарном заседании Земского собора вырабатывалось общее мнение, принималось единогласное решение, которое скреплялось печатью царя, печатью патриарха, представителей сословных собраний и целованием креста.
Земский собор 1580 г. одобрил государственную реформу в области земельных отношений. Собор был созван по инициативе царя с целью решения проблемы церковного землевладения. Принятыми решениями Собор ограничивал коммерческую деятельность церквей и монастырей, запрещал им заниматься ростовщичеством и спекуляцией земельными участками. Закрепив юридически за церковью все земли, которыми она владела до 1580 г., включая и те, на которые у нее не было документального подтверждения права собственности, Земский собор запретил впредь приобретать новые владения. Земли князей, заложенные или отошедшие к монастырям, подлежали конфискации. Монастыри могли наделяться только участками, непригодными для земледелия. Каждое конкретное решение о передачи новых земель церкви впредь должно было решаться на высшем государственном уровне – царем, Боярской думой и Освященным собором.
|
Следует отметить, что в целом правильные решения Земского собора, ограничившие землевладения церквей и монастырей, к сожалению, не всегда выполнялись. Доказательством этому служат повторяющиеся положения об ограничении прав христианской церкви и в последующих приговорах Земского собора, например 1584 г. Очевидно, выполнение решений саботировались как церковными властями, так и исполнителями этих приговоров, представителями гражданской (светской) администрации.
Важнейшей задачей, которую стремилась решить царская власть через Земский собор, было преодоление экономического кризиса. С одобрения Земского собора в 1614 г. был введен закон о чрезвычайном, 20% налоге на доходы. Этот налог получил название «пятина», так как составлял одну пятую часть имущества. По решению Земского собора пятина собиралась с населения также в 1615-1618 гг. Несложно подсчитать, что за пять лет было собрано столько налогов, что их сумма равнялась стоимости всего имущества, имевшегося у населения страны в начале введения этой чрезвычайной меры пополнения царской казны. Причем, как отмечалось в Приговорах Земского собора, пятина собиралась со всех сословий без исключения. Единицей налогообложения являлась «соха», то есть хозяйство.
Сбор чрезвычайного налога был поручен не фискальным органам, а выборным представителям в уездах и волостях. Данная мера позволяла снизить социальный протест, ограничить фискальные органы, злоупотреблявшие при сборе налогов.
Обращение царской власти к Земским соборам, в которых преобладали дворяне и зажиточная часть посадских людей, можно объяснить слабостью царской власти. По мере того, как царская власть укреплялась, она все меньше и меньше прибегала к созыву Земского собора. Опираясь на деятельность Земских соборов, которые стали собираться для обсуждения государственных дел более регулярно, Михаил Романов и последующие монархи сумели не только сохранить русский престол, но и укрепить государственную власть. Со временем государственная власть и управление приобрели самодержавный характер, а затем и абсолютистский. Власть передавалась по наследству и ни перед кем не отчитывалась. Так вместо династии Рюриковичей российский народ получил трехсотлетнюю диктатуру Романовых.
Царь Алексей Михайлович. Первый царь династии Романовых правил страной с 1613 г. по 1645 г. Возрождение национальной государственности, разрушенной в Смутное время, стало главной задачей нового царя Михаила Романова. Одним из важных направлений укрепления государства стала координация усилий светской и духовной власти. Этому способствовало то обстоятельство, что главой русской православной церкви в 1619-1633 гг. был патриарх Филарет (в миру - Федор Никитич Романов), отец нового русского царя. О единстве светской и духовной власти после Смуты свидетельствует следующий исторический факт: царь и патриарх в равной степени пользовались общим титулом «великий государь».1 Под влиянием церкви колеблющаяся, неустойчивая политика Боярской думы постепенно сменяется твердой поддержкой новой царской династии Романовых.
Его сменил Алексей Михайлович, также избранный Земским собором. Правил он до 1676 года. Правление второго царя династии Романовых отмечено важнейшим событием ХVII века – принятием в 1649 г. Соборного Уложения – свода российских законов. Во времена правления Алексея Михайловича был образован новый приказ – Приказ тайных дел, положивший начало тайной полиции. «Подьячие этого приказа посылались надсматривать за послами, над воеводами и тайно доносили царю; от этого все начальствующие люди почитали выше меры этих царских наблюдателей. По всему государству были у царя шпионы из дворян и подьячих; они… доносили правительству обо всем, что имело вид злоумышления». 1
Период правления первых двух представителей династии Романовых, по мнению историка Н.И.Костомарова, был периодом господства приказного люда, усиления бюрократии, повсеместного «обдирательства работящего народа».
В период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых в России произошло окончательное закрепощение крестьян.