Задачи восстановления и дальнейшего роста народного хозяйства РСФСР и других республик, где победила советская власть, требовали создания военного и экономического союза, объединения их усилий перед лицом возможной империалистической агрессии. В 1920-1922 г.г. двухсторонние соглашения и договоры о хозяйственном и дипломатическом союзе с РСФСР заключили Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.
В 1922 году Азербайджан, Армения и Грузия образовали ЗСФСР - Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (название по аналогии с РСФСР).
Приоритетное положение РСФСР, получившее правовое закрепление в двусторонних договорах, вызывало недовольство в других республиках, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. Поэтому Политбюро ЦК РКП(б) в августе 1922 г. образовало комиссию по подготовке законопроекта о новой форме государственного объединения республик. И.В.Сталин, возглавлявший в то время народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации», который предполагал вхождение в состав России других республик на правах автономии (как Татарстан, Чувашия и др.), но этот план ущемлял права местной элиты, и поэтому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против сталинского плана. Была принята ленинская идея образования союзного государства как федерации равноправных республик.
В декабре 1922 г. во всех будущих союзных республиках состоялись съезды Советов, которые одобрили ленинские принципы образования Союза. Съезды избрали и направили в Москву делегации для подготовки документов о создании СССР.
|
30 декабря 1922 г.состоялся I Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза Советских Социалистических Республик стали: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР.
Декларация о создании СССР провозглашала принципы равноправия республик добровольности вхождения в состав СССР, а также право республик на свободный и беспрепятственный выход из Союза.
Договор определялсистему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими органами власти и управления; сохранение административных границ союзных республик их самостоятельность в принятии решений, не относящихся к компетенции союзных органов власти и управления.
На I Всесоюзном съезде было принято решение о подготовке Конституции СССР и унификации законодательства.
Конституция СССР была утверждена II Всесоюзным съездом Советов в январе 1924 г.Она на законодательном уровне закрепила образование СССР; провозгласила формой государственного устройства СССР федерацию республик с правом свободного выхода из союза; предоставила право союзным республикам самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения.
К функциям союзных органов были отнесены:
= заключение международных договоров, определение внешней политики;
= осуществление внешней торговли;
= руководство транспортом и почтово-телеграфной связью;
|
= разработка основных направлений развития народного хозяйства СССР
= подготовка и утверждение государственного бюджета, установление
единой денежной системы: печатный станок по-прежнему оставался в
Москве - столице СССР.
На основе Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в Конституции союзных республик. Органы власти и управления союзных республик передавали часть своих полномочий союзным органам, созданным на основании Конституции СССР 1924 г.
Высшим законодательным органом власти стал по Конституции Всесоюзный съезд Советов; в перерывах между съездами работал двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Обе палаты обладали равными правами и формировались на съезде. В Совете Союза каждая союзная республика имела своих представителей пропорционально численности населения. В Совет Национальностей входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики. Каждая автономная область Российской Федерации направляла в этот орган по одному представителю. Палаты обладали достаточно реальной государственной властью: декреты, постановления и распоряжения ЦИК приобретали силу закона только после получения одобрения обеих палат.1 Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму.
Исполнительная власть, по Конституции, принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были созданы Госплан СССР, Госбанк СССР и общесоюзные наркоматы. При Совнаркоме СССР учреждалось Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом.
|
СНК СССР получил право разрабатывать гражданское, уголовное и трудовое законодательство, принципы и правовые основы судопроизводства, развития образования и здравоохранения. СНК состоял из народных комиссариатов. Согласно Конституции 1924 г. наркоматы подразделялись на три типа: общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские. Общесоюзные наркоматы (внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов, иностранных дел, по военным и морским делам) имели в союзных республиках своих уполномоченных представителей. К центральному органу государственного управления следует отнести и Совет Труда и Обороны (СТО) СССР. Его возглавлял председатель правительства (СНК СССР). На СТО возлагалась координация деятельности промышленных и оборонных наркоматов, а также контроль за осуществлением их хозяйственных и финансовых планов.
Образование Советского Союза сыграло положительную роль в правовом, социальном и экономическом развитии всех союзных республик. Перераспределение средств из союзного бюджета позволило развить отсталые национальные окраины, подготовить для них кадры, снабдить техникой и оборудованием. Объединение экономического и военного потенциала, людских, природных и финансовых ресурсов усилили мощь Советского Союза. Это позволило в короткие сроки восстановить народное хозяйство, решить другие важные проблемы.
С образованием СССР произошла реорганизация правоохранительных органов. Надзор за законностью был возложен на Прокуратуру СССР, борьба с контрреволюционными элементами – на объединенное ГПУ, органы НКВД и милицию.Усиление органов правоохранительных органов соответствовало партийным установкам о том, что по мере продвижения к социализму классовая борьба внутри страны обостряется. Поэтому Советское государство укрепляло репрессивные органы для борьбы с классовыми врагами и оппозицией.
Следует отметить, что с целью руководства правоохранительными и другими органами государства правящая партия проводила последовательную кадровую политику. На всех ключевых постах она расставила верных ей людей.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит коренное отличие Советского государства от царской
России?
2. Какие первые правовые акты были приняты в первые дни
Октябрьской революции?
3. Какова роль В.И.Ленина в становлении Советского государства,
создании новой системы государственного управления?
4. Каково значение первой советской Конституции 1918 г.?
5. В чем состоит сущность государственной политики «военного
коммунизма»?
6. С какой целью она проводилась и какими правовыми актами
подкреплялась?
7. Можно ли Советское государство назвать правовым государством?
8. Как гражданская война повлияла на характер советского
государственного управления?
9. В чем состоит сущность новой экономической политики?
10. Какова роль государства в проведении новой экономической политики?
Глава 11