СОЦИОЛОГИЯ
Учебное пособие для студентов
Института парламентаризма и предпринимательства
Минск.
Социология. Учебное пособие.
Автор Пархоменко И.Ю., Т.В.Кривонос
Рассмотрено на заседании кафедры "Политологии и Гуманитарных дисциплин"
Протокол № 1 от "30" августа 2007 г.
Одобрено научно-методическим Советом Института
Протокол № 5 от "9" января 2004 г.
Содержание:
Учебно-методический план дисциплины Цели и задачи дисциплины | стр. 3 стр. 9 |
Социология как наука. Место социологии в системе общественных наук. | стр.10 |
Социальная стратификация. | стр.12 |
Программа социологического исследования. | стр.14 |
Выборочный метод в социологическом исследовании. Виды выборок. | стр.15 |
Методы социологических исследований. | стр.17 |
Личность и общество. | стр.20 |
Социальное взаимодействие. | стр.25 |
Основные категории социальной структуры. | стр.29 |
Социальные институты. | стр.34 |
Девиантное поведение и социальный контроль. | стр.39 |
Литература Планы семинарских занятий для дневного отделения Планы семинарских занятий для заочного отделения Вопросы к зачету | стр.44 стр.46 стр. 50 стр. 51 |
© Институт парламентаризма и предпринимательства -
Минск, 2007
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной и научной работе
А.В. Горелик
2007
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине | Социология | |
для специальностей: 1-25 01 04 1-26 02 01 1-25 01 07 1-23 01 06 1-24 01 02 1-23 01 08 | Финансы и кредит Бизнес-администрирование Экономика и управление на предприятии Политология Правоведение Журналистика | |
Факультет | социально-экономический (очная форма обучения) | |
Кафедра | политологии и гуманитарных дисциплин | |
Курс 2 | ||
Семестр 3, 4 | ||
Лекции (часы) | ||
Семинарские занятия (часы) | ||
Всего часов по дисциплине | ||
Зачет | 3,4 семестр | |
|
Содержание дисциплины для очного обучения.
№ п/п | Название темы | Содержание темы | лекций | семинары | всего |
Раздел I. Теория и история социологии | |||||
1. | Социология – наука об обществе и социальном мире человека | 1.Проблема человека и общества, специфика ее анализа в социологии. 2.Общество как объект научного познания. 3.Предмет социологии. Методология социологии. 4. Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов. | |||
Становление и развитие социологии | 1Формирование социологии как самостоятельной науки в 40-е гг.XIX в. Позитивистская доктрина О.Конта 2. Социологическая концепция Э.Дюркгейма. 3. «Понимающая социология» М.Вебера. 5. Плюрализм современной социологии. | ||||
2. | Общество, культура, личность. | 1.Личность как уникальная социальная система. Социальная и психическая структура личности. 2. Основные социологические теории личности. 3. Сущность процесса социализации, его стадии и факторы. 4. Статусно-ролевая концепция личности. Понятия социального статуса, роли и ролевого конфликта. | |||
Раздел II. Социальное взаимодействие и социальная структура | |||||
3. | Социальное взаимодействие | 1.Социальная деятельность и социальное действие в системе социального взаимодействия. 2.Социологические теории взаимодействия. 3. Социальный механизм и структура взаимодействия. | |||
4. | Социальное поведение | 1. Понятие и уровни социального поведения личности. 2. Девиантное поведение, его сущность и основные виды. 3. Причины девиации и теории их объяснения (биологическая, психологическая, социологическая, культурологическая и др.) | - | ||
5. | Социальная структура общества | 1. Социальная структура как результат социальной дифференциации. Основные элементы социальной структуры. 2. Социальная группа, структура и типы. 3. Механизм социального взаимодействия и поведения индивидов в группах. 4. Социальные общности, основные признаки, типы и виды. 5. Сущность стратификационных характеристик социальной структуры общества. 6. Основные концепции социальной стратификации. 7. Социальная мобильность как форма воспроизводства и изменения социальной структуры. | |||
Раздел III. Социальные институты и социальное управление | |||||
7. | Семья – базовый институт общества. | 1.Понятия семья и брак. Формы семейно-брачных отношений. 2.Семья как институт и как малая группа. 3.Тенденции развития современной семьи. 4. Идеологические приоритеты семейной политики Республики Беларусь. | |||
Раздел IV. Социологическое исследование и его виды | |||||
8. | Социологическое исследование, его структура и функции | 1. Понятие социологического исследования, этапы его осуществления. 2.Виды и типы социологических исследований. 3. Программа социологического исследования. 4. Репрезентативность исследования. Типы выборки. | |||
9. | Методы сбора социологической информации | 1. Социологическая информация, ее основные виды. 2. Анализ документов как метод сбора социологической информации. 3. Социологическое наблюдение, особенности проведения и виды. 4. Метод опроса в социологии. Анкетирование и интервью. 5. Социометрия. | |||
Итого: |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
|
|
ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
А.В. Горелик
2007
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине | Социология | |
для специальностей: 1-25 01 04 1-26 02 01 1-25 01 07 1-25 01 08 1-26 02 04 1-24 01 02 1-23 01 06 | Финансы и кредит Бизнес-администрирование Экономика и управление на предприятии Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в промышленности Документоведение и инфор-мационное обеспечение управления Правоведение Политология | |
Факультет | социально-экономический (заочная форма обучения) | |
Кафедра | политологии и гуманитарных дисциплин | |
Курс 2, 3 | ||
Семестр 4, 5 | ||
Лекции (часы) | ||
Семинарские занятия (часы) | ||
Самостоятельная работа студента | ||
Всего часов по дисциплине | 5 семестр | |
Зачет |
Содержание дисциплины для заочного обучения.
№ п/п | Название темы | Содержание темы | лекций | семинары | самост. работа | всего | |
Раздел I. Теория и история социологии | |||||||
1. | Социология – наука об обществе и социальном мире человека | 1.Проблема человека и общества, специфика ее анализа в социологии. 2.Общество как объект научного познания. 3.Предмет социологии. Методология социологии. 4. Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов. | |||||
Становление и развитие социологии | 1Формирование социологии как самостоятельной науки в 40-е гг.XIX в. Позитивистская доктрина О.Конта 2. Социологическая концепция Э.Дюркгейма. 3. «Понимающая социология» М.Вебера. 5. Плюрализм современной социологии. | ||||||
2. | Общество, культура, личность. | 1.Личность как уникальная социальная система. Социальная и психическая структура личности. 2. Основные социологические теории личности. 3. Сущность процесса социализации, его стадии и факторы. 4. Статусно-ролевая концепция личности. Понятия социального статуса, роли и ролевого конфликта. | |||||
Раздел II. Социальное взаимодействие и социальная структура | |||||||
3. | Социальное взаимодействие | 1.Социальная деятельность и социальное действие в системе социального взаимодействия. 2.Социологические теории взаимодействия. 3. Социальный механизм и структура взаимодействия. | |||||
4. | Социальное поведение | 1. Понятие и уровни социального поведения личности. 2. Девиантное поведение, его сущность и основные виды. 3. Причины девиации и теории их объяснения (биологическая, психологическая, социологическая, культурологическая и др.) | |||||
5. | Социальная структура общества | 1. Социальная структура как результат социальной дифференциации. Основные элементы социальной структуры. 2. Социальная группа, структура и типы. 3. Механизм социального взаимодействия и поведения индивидов в группах. 4. Социальные общности, основные признаки, типы и виды. 5. Сущность стратификационных характеристик социальной структуры общества. 6. Основные концепции социальной стратификации. 7. Социальная мобильность как форма воспроизводства и изменения социальной структуры. | |||||
Раздел III. Социальные институты и социальное управление | |||||||
Семья – базовый институт общества. | 1.Понятия семья и брак. Формы семейно-брачных отношений. 2.Семья как институт и как малая группа. 3.Тенденции развития современной семьи. 4. Идеологические приоритеты семейной политики Республики Беларусь. | ||||||
Раздел IV. Социологическое исследование и его виды | |||||||
8. | Социологическое исследование, его структура и функции | 1. Понятие социологического исследования, этапы его осуществления. 2.Виды и типы социологических исследований. 3. Программа социологического исследования. 4. Репрезентативность исследования. Типы выборки. | |||||
9. | Методы сбора социологической информации | 1. Социологическая информация, ее основные виды. 2. Анализ документов как метод сбора социологической информации. 3. Социологическое наблюдение, особенности проведения и виды. 4. Метод опроса в социологии. Анкетирование и интервью. 5. Социометрия. | |||||
Итого: |
Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель курса - формирование у студентов научных представлений об обществе и социальном мире человека, о социологических закономерностях становления, функционирования и развития социокультурной реальности, о возможностях познания этих закономерностей и использования полученных знаний в конкретной профессиональной деятельности.
Задачи курса:
А. Составить представление о месте социологии в системе гуманитарных дисциплин.
Б. Обеспечить знание:
- основных теоретико-методологических направлений социологической теории;
- научного социологического аппарата;
- основные характеристики социального взаимодействия на разных уровнях;
- возможностей получения и использования социологической информации;
- основных положений, отражающих идеи, ценности, устремления белорусского государства.
В. Обеспечить умениехарактеризовать и анализировать:
- современные социокультурные процессы и их динамику;
- особенности формирования и изменения социальной структуры современного белорусского общества;
- актуальные социальные проблемы в Беларуси;
Г. Сформировать навыки и качества:
- самостоятельного исследования окружающей социокультурной среды;
- научной полемики, дискуссии, публичного выступления.