ТЕМА: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ.




Социальные общности, основные признаки и типология. Общество как целостная система состоит из множества составляющих его элементов – групп, классов, сословий, слоев и т.д., представляющих собой те или иные коллективные образования. В целом их можно определить понятием «общность», которое является общим названием всех составляющих общество элементов. Через общности люди включаются в структуру общества. Определений понятия общность достаточно много. Можно выделить его основные признаки:

- Прежде всего, это понятие обозначает какое-то объединение людей, начиная от элементарной группы в 2-3 человека и, кончая сообществами, которые насчитывают миллионы людей (раса, конфессия и т.п.).

- Для общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, профессия, национальность и т.д. Этот общий признак должен принадлежать всем членам общности, он является тем доминирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования.

- Важным признаком социальной общности является наличие определенной социальной связи между составляющими ее людьми. Связи могут быть более или менее прочными, определяя долговременность существования общности.

- Наличие общего признака и социальных связей предполагает некие общие принципы поведения, умонастроения, целеполагания, что еще больше сплачивает людей в целостное объединение.

Таким образом, социальная общность – это такое объединение людей (природной или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умонастроения, целеполагания. В обществе можно выделить бесконечное множество социальных общностей. В зависимости от типа социальной связи можно выделить следующие разновидности социальных общностей:

- Мнимые социальные общности или множества. К ним относятся категории и агрегации.

- Контактные социальные общности – это аудитории, социальные круги, толпа.

- Групповые общности – это социально-демографические группы, статусные группы, целевые группы (организации).

Далее эти типы общностей будут рассмотрены более подробно.

Множества и контактные общности (квазигруппы). Мнимыми социальными общностями являются такие коллективные образования, главный признак которых – отсутствие взаимных социальных действий, солидарной социальной связи (очередь в магазине, пассажиры в автобусе и др.). Агрегация, как разновидность множеств, - это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (пассажиры одного поезда, пешеходы на конкретной улице и т.д.). Коллективность здесь мнимая, есть единство местоположения, но нет взаимной направленности действий, солидарных отношений друг с другом. Термин «категория » применяется для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками (категория блондинок, выпускников и т.п.), их объединяет только то, что они имеют общий признак, но они совершенно изолированы друг от друга.

В контактных общностях, в отличие от множеств, обязательно присутствует «ориентация на другого», устанавливается социальная связь. Но эти связи носят контактный характер, т.е. они неустойчивы, узконаправленны, случайны, не являются самовозобновляемыми. Рассмотрим несколько видов контактных общностей.

Аудитория – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Взаимодействие с коммуникатором может быть как непосредственным (слушание уличного оратора), так и опосредованное (воздействие средств массовой информации).

В аудитории возникает два вектора связей: от слушателя к коммуникатору и от слушателя к слушателю. Именно наличие последнего вектора создает общность всех слушателей, но эта общность контактна, ибо ориентация на другого слушателя носит кратковременный поверхностный характер, хотя обязательно имеет место.

Социальные круги среди всех квазигрупп наиболее близки к устойчивым социальным группам. Их отличительная черта в том, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Эти общности не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Индивиды объединяются в них в основном по двум критериям:

- общая заинтересованность в теме дискуссии (круги футбольных болельщиков, обсуждающих итоги матча и т.п.);

- принадлежность к определенной субкультуре (деловые круги, объединяющие бизнесменов, круги высших слоев общества, круги профессионалов, обсуждающих узкопрофессиональные вопросы).

Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц которые обобщают различные мнения, и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение.

Изучение социальных кругов представляет практический интерес потому что, во-первых, в них зарождается общественное мнение, которое потом уже влияет на поведение людей а, во-вторых, социальные круги являются основой для образования активно действующих социальных групп (например, политических партий).

Толпа, как и все формы контактных общностей, - это спонтанная, временная общность людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. В отличие от агрегации между участниками толпы возникает определенная «ориентация на другого», социальные связи: обмен мнениями, содействие, выработка общих планов действий, а также подражание и другие формы неосмысленной взаимной отзывчивости. Существует несколько разновидностей толпы:

- случайная толпа – это, например, толпа зевак, наблюдающая за тушением пожара;

- обусловленная толпа – это, например, очередь за билетами на концерт популярного исполнителя (люди общаются, беспокоятся, хватит ли им билетов, организуют контроль над тем, чтобы никто не получил билет вне очереди, и т.д.);

- действующая толпа – это сборище, восставшая толпа.

Феномен толпы давно привлекает внимание исследователей, ими были выделены следующие особенности толпы как социальной общности:

- Внушаемость. Люди в толпе более внушаемы, чем вне ее, они менее критично воспринимают информацию.

- Спонтанность. Люди в толпе имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, которое зависит исключительно от эмоций.

- Анонимность и неуязвимость. Толпа часто действует как единое целое, и ее члены не воспринимают себя как отдельных индивидов, и поэтому начинают чувствовать себя вне социального контроля.

Очень часто человек, попав в агрессивную толпу, меняется до неузнаваемости. Опасность толпы в том, что она «открыта» для агрессивных и бездумных действий.

Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями.

Социальные группы, их классификация. Для повышения эффективности своих действий люди стремятся вступать в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, позволяет им выступать как единое целое. Такое единство достигается в социальных группах – устойчивых, самовозобновляющихся комплексах солидарных взаимодействий. Термин «группа» в быту, да и в науке трактуется довольно противоречиво, поэтому сразу определим, что под термином «социальная группа » мы будем подразумевать устойчивую общность, имеющую систему солидарных взаимодействий, образующую единое целое. Если мы рассматриваем рабочий класс не как категорию людей, имеющих сходное социально-экономическое положение, а как хорошо организованную большую общность, целое – мы говорим о рабочем классе как о большой социальной группе.

Для группы характерны следующиеатрибутивные свойства:

- наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели (например, ради благополучия семьи, каждый готов чем-то пожертвовать).

- принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой, формирование «Мы-сознания».

- устойчивая самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповых взаимоотношений.

Основные признаки групповых взаимодействий:

- взаимодействия в группе мотивированны не личными потребностями, а интересами всей группы, т.е. ориентация не на «другого», а на «нас» (например, «надо ему помочь, а то он всех нас подведет», «ты выручил всех нас», «для работников фирмы, с которой мы сотрудничаем, мы сделаем исключение» и т.д.).

- солидарные взаимодействия в группе приобретают упорядоченный, предсказуемый, институализированный характер (возникают четкие нормы солидарного поведения, санкции, статусы, роли, структура группы и т.д.); уровень институализации солидарных связей определяет эффективность группы, надежность помощи, взаимовыручки, сплоченность.

Существует несколько групповых классификаций. В зависимости от наличия или отсутствия юридического статуса выделяют:

1. Формальные (официальные) группы – это такое объединение людей, которое строится на основе официальных документов, члены этой группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархически структурированной соподчиненности (производственный коллектив).

2. Неформальные – это группы, складывающиеся стихийно на основе общих интересов и устремлений.

Особенность формальных групп состоит в том, что в них наряду с формальными могут складываться и неформальные отношения, которые в одних случаях усиливают и подкрепляют друг друга, а в других – наоборот, противоречат и нивелируют друг друга.

В зависимости от числа членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делятся на малые и большие.

Малые группы – это немногочисленные по составу (от 2-3 до 20=25 человек) группы, взаимодействия в которых носят персонифицированный характер. В таких группах легко формируется «мы-сознание», т.е. любой участник группы легко соотносит себя с ней. В них эффективно может осуществляться групповой контроль (и самоконтроль). Структура малой группы, выработанные в ней статусно-ролевые стандарты поведения в значительной мере индивидуализированы. Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные, они различаются по характеру взаимоотношений. Отношения в первичных группах наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны (семья, дружеская компания). Вторичные группы ориентированы на цель, а не на отношения, и поэтому взаимодействия в них носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Вторичные группы организуются на базе различных учреждений, предприятий и т.д. Большие группы – это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия (это классовые, территориальные, национальные общности). Большие группы являются носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. В сплочении, интеграции масс в большую социальную группу особая роль принадлежит идеологии. Именно идеология обеспечивает формирование в большой труппе «Мы-сознания», которое в малой группе возникает благодаря прямому чувственному контакту. Контроль за выполнением общегрупповых целей в больших группах осуществляется в многоступенчатой форме. На общегрупповом уровне в виде идеологии закладываются основные требования к поведению участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (семью, производственный коллектив).

 

 

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

 

Понятие и основные признаки социальных институтов. Сущность социальной жизни составляют устойчивые формы коллективных взаимодействий, именно они позволяют социальной машине работать четко и отлажено. Действия множества людей, функционирующих в той или иной сфере общественной жизни, не хаотичны, а упорядочены и предсказуемы (в вузе нас учат, в библиотеке выдают нужные нам книги). Почему коллективные формы повседневной жизни, пронизывающие все стороны нашего бытия, обладают устойчивостью и способностью существовать 10-летия и даже 100-летия? Ответ на этот вопрос приводит к проблеме институализации. Институциализация – это образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах. Результатом институализации является создание социальных институтов.

Социальный институт – это процедура социальных действий, которая надежно обеспечивает (гарантирует) регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение (на достаточно квалифицированном уровне) жизненно важных потребностей людей. Например, овладение знаниям, накопленным предыдущими поколениями – важное условие развития личности и общества, эта потребность удовлетворяется посредством института образования. Причем образование как институт отличается от случайных социальных связей с целью передачи знаний, во-первых, постоянным и глубоким взаимодействием, во-вторых, четким определением функций, прав и обязанностей учителя и ученика, в-третьих, контролем за этим взаимодействием, в-четвертых, наличием специально подготовленных людей, передающих знания. В связи с этим можно выделить основные признаки социальных институтов, за счет которых достигается устойчивость социальных действий:

1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников социального взаимодействия (система статусов и ролей). Каждый должен выполнять надлежащим образом свою функцию. Мы ожидаем от партнера достаточно обоснованных действий. В результате этого поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемости (студент ожидает от преподавателя вполне определенных действий).

2. Разделение труда и профессионализация выполнения функций, обусловленные выполнением определенного круга обязанностей. Общество осуществляет и специальную подготовку людей для выполнения ими профессиональных обязанностей, следовательно, эффективность институтов в деле удовлетворения потребностей значительно повышается.

3. Особый тип регламентации взаимоотношений. Регулярность и самовозобновляемость большинства институтов обеспечиваются за счет обезличенности требований к тому, кто включается в деятельность института. Эти требования представляют собой исторически отобранные, наиболее эффективные варианты поведения. Это гарантирует, что вновь пришедший на то или иное место в системе институциональных связей будет делать то, что требуется для функционирования социального института, и чего ждут от него другие, тем самым институт предохраняется от распада при каждом изменении персонального состава. Например, врач, который долго и довольно успешно нас лечил, вдруг увольняется, но на этом наша связь с институтом здравоохранения не прекращается, т.к. на его место приходит новый. Гарантией того, что деятельность нового врача будет отвечать нашим ожиданиям и ожиданиям его коллег, начальства, являются деиндевидуализированные стандарты поведения выработанные для тех, кто занимает эту должность.

4. Четкий, рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции. Эти механизмы включают в себя нормы, которые указывают что хорошо, а что плохо, и санкции, которые стимулируют желательное поведение и препятствуют нежелательному. Например, институт семьи базируется на нормах взаимоотношений между родителями и детьми. Нормы, как и санкции, могут иметь формальный и неформальный характер. Социальные связи лишь тогда приобретает институциональный характер, когда они нерасторжимы с социальным контролем, санкциями, которые гарантируют выполнение заложенных в институте норм.

5. Наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление контроль за его деятельностью. Например, институт здравоохранения – это больницы, поликлиники, министерства; институт армии – генштаб, округа, армии, взводы и т.д. Кроме того, каждый социальный институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Например, институт здравоохранения – помещения, медоборудование, интеллектуальные ресурсы в виде врачей, моральные ресурсы в виде доверия со стороны больных и т.д.

Перечисленные признаки свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета связи приобретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер.

Виды социальных институтов. Институты могут быть формальными (оформленными, т.е. регулируемыми законами, инструкциями) и неформальными.

В неформальных институтах отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств и методов деятельности. В самом широком смысле они являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (различные объединения по интересам). Примером неформальных социальных институтов может быть дружба, она характеризует жизнь любого общества. Регламентация в дружбе достаточно четкая: обиды, ссоры – формы социального контроля и санкций в этом институте, но эта регламентация не оформлена в виде законов. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия), но нет учреждений. Она имеет четкое ограничение (от любви, родственных отношений), но не имеет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.

Формальные социальные институты предполагают взаимодействие между субъектами на основе формально оговоренных правил, законов, положений. Как правило, те социальные связи, которые играют особую роль в жизни людей (безопасность, здоровье и т.д.), регулируются законами, инструкциями, т.е. контролируются государством. Но неформальные правила также участвуют в функционировании формальных институтов. Например, экономические социальные институты функционируют не только на основе закона, но и такой неписаной норме как верность данному слову. В некоторых случаях несписанная норма может оказаться сильнее каких-либо законов, поэтому, анализируя любой формальный институт нужно исследовать не только формальные нормы, но и всю систему стандартов, в том числе и морально-нравственных эталонов, обычаев, традиций, которые участвуют в регулировании социальных взаимодействий (иногда, применение закона блокируется нормами морали, обычаями, традициями).

Социальные институты различаются не только по степени формализованности, но и по функциям, которые они осуществляют. В соответствии с этим выделяют следующие институты:

1. Экономические – это все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения и разделением труда (промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы). А также сюда относятся более мелкие институциональные образования (собственность, конкуренция, ценообразование, банкротство, управление и т.д.).

2. Политические – это институты, связанные с установлением и поддержанием власти (правительство, парламент, полиция, политические партии и т.п.).

3. Воспитательные и культурные – это все те, которые созданы для укрепления, создания и развития культуры, для социализации молодого поколения, для передачи ему культурных ценностей общества (семья, школы, научные институты, художественные учреждения и т.д.)

4. Институты социальные или общественные (в узком значении этого слова) – это институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации, институты регулирующие повседневные межчеловеческие контакты.

Эта классификация не единственная и не исчерпывающая, но она включает так называемые «главные институты», выступающие во всех типах цивилизации.

Принципы анализа социальных институтов. О функциях социального института судят не по тому, какие цели преследуют люди, вступая в институциональные взаимодействия, а по тому, какие последствия, реальную пользу эти взаимодействия имеют для общества. Поэтому важно анализировать не предназначение, а реальные последствия социальных институтов. В связи с этим выделяют явные и латентные функции.

Явные функции непосредственно связаны с удовлетворением тех или иных потребностей людей, ради них и организуется институт (институт образования существует для обучения и воспитания; экономические институты – для производства и распределения материальных благ). Но существуют последствия, которые никто не мог предположить, к которым никто не стремился и не ставил своей целью - это латентные функции институтов. Значительную часть функциональных результатов деятельности института люди не осознают, но значение латентных функций очень большое. Их анализ позволяет получить полную картину взаимозависимости различных институтов. Без анализа латентных функций представление о роли того или иного социального института в обществе всегда в чем-то примитивны и поэтому неточны. Различают два типа латентных функций:

- всеобщие

- специфические

Все институты играют огромную роль в социализации личности. Становясь участником экономических, политических и других институтов, личность должна соответствовать определенному набору статусно-ролевых стандартов. В ходе рутинных институциональных взаимодействий происходит «шлифовка» личности, хотя специальных воспитательных задач перед институтами не ставится. Кроме того, все институты с их нормами и санкциями выполняют контрольную функцию, поддерживая заведенный порядок вещей.

Специфические латентные функции у каждого института свои. Например, явная функция системы высшего образования – подготовка специалистов высокой квалификации. Но, помимо этого, высшее образование имеет огромное значение в воспроизводстве социальных различий в обществе между высшими и средними классами, с одной стороны, и низшими классами – с другой. Конечно высшее образование – это лифт, но предназначен он лишь для индивидуальной вертикальной мобильности. Несмотря на то, что высшее образование на Западе стало массовым и доступным, социокультурный состав студентов изменился моло. Таким образом, латентная функция высшего образования связана с воспроизводством социальной стратификации.

Т. Веблен указывал на то, что производство предметов потребления выполняет скрытую латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа.

Таким образом, с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управление протекающими в них социальными процессами.

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. В случае если институт обеспечивает эффективное решение поставленных перед ним целей, то он приносит пользу обществу и эту пользу называют функцией. Функция института – это те последствия деятельности института, которые способствуют выживанию, процветанию данной системы. Но под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых общественных потребностей социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В результате такого несоответствия в деятельности того или иного социального института могут возникнуть явления дисфункции. Дисфункция – последствия, которые ведут к дезорганизации данной системы, изменениям ее структуры. Явления дисфункции могут сказываться в сфере внешней, формальной (организационной), например, система Советов не соответствовала современным демократическим методам политической организации общества, основанным на законодательной, исполнительной и судебной властях. Дисфункция может наблюдаться и в содержании деятельности институтов, например, институты образования в постсоветском обществе нуждались в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов и т.д., т.е. они должны быть переориентированы на потребности формирующихся рыночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда.

Явления дисфункции в той или иной степени присущи деятельности любых общественных институтов. Порой одни и те же действия могут быть функциональны и дисфункциональны одновременно. Например, силовое подавление различных эксцессов в союзных республиках, направленных на распад СССР – это функция, способствующая укреплению СССР, но вместе с тем, как оказалось, не были учтены возможные последствия применения силы, – оно приобрело латентно дисфункциональное значение, став катализатором роста национального сепаратизма.

Таким образом, каждый институт полифункционален (имеет много последствий), совмещая явные и латентные функции, функции и дисфункции. Для того чтобы оценить функцию того или иного социального института, нужно проанализировать совокупный результат его деятельности в конкретной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: