Социальное действие. Действие в социологии – это конкретные, отграниченные во времени и пространстве целенаправленные акт, усилие. Необходимо отличать поведение человека от его действий. Поведение – это реакция на внутренние или внешние раздражители. Поведение может быть инстинктивным, неосознанным или разумным, осмысленным, преднамеренным.
Действия (по м. Веберу) называют только те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т. е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях. Особенностью социального действия, помимо преднамеренности и мотивированности, является ориентация на других и их возможные ответные действия (например, открытие зонтика во время дождя не является социальным действием, т.к. нет ориентации на других).
Модель единичного действия (идеальный тип), предложенная Т. Парсонсом, включает в себя следующие элементы:
1. Деятель (А'ктор) – с присущими ему потребностями, а также способностями целеполагания, прогнозирования последствий и т.д.. Действие побуждается потребностью Актора.
2. Цель – ожидаемый результат действия, в котором потребность должна найти свое разрешение. При этом цель не есть прямое воплощение потребности (например, потребность в знаниях порождает цель купить книгу, сходить в библиотеку и т.д.).
3. Неконтролируемые элементы ситуации, т.е. внешние, не зависимые от Актора (по крайней мере, в данный момент):
- природные, материально-технические, вещественные и другие условия (в том числе генетические особенности, интеллектуальные способности самого Актора, финансово-материальные возможности и т.д.). Эти условия содержат в себе более или менее ограниченный набор различных вариантов, средств, способов достижения цели.
|
- принятые в данном обществе правила, нормы и другие культурные традиции, диктующие как, каким образом следует удовлетворять эту потребность в данных условиях, т.е. что следует считать целью и какие средства следует выбрать для ее достижения.
4. Контролируемые элементы ситуации – это отобранные самим деятелем средства, методы, тактика действия для достижения цели.
Итак, в начале действия, с одной стороны, имеется Актор со своими потребностями и способностями, а с другой стороны – ситуация. Начинается ориентация на ситуацию, мотивировка, т.е. осмысление Деятелем ситуации и выработка цели, плана действий по удовлетворению своих потребностей.
Таким образом, разложив действие на составляющие элементы, можно сделать несколько выводов: во-первых, в любом действии существует оппозиция Деятеля к ситуации, в результате этого потребность удовлетворяется не в максимальной (желаемой для Актора) степени, а в приемлемых для данной ситуации степени и форме; во-вторых, в действии необходимо различать его замысел, ход и результат. Результат всегда отличается от замысла, поскольку многие факторы, например, реакция окружающей среды, других людей, да и собственная воля, не всегда могут быть просчитаны Актором до конца, и, в соответствии с обстоятельствами цели могут быть пересмотрены. В-третьих, влияние на действие неконтролируемых элементов ситуации состоит в том, что внешние условия предлагают действия, создают для них возможности, а культурные традиции и нормы повелевают, как вести себя в этих условиях, как этими возможностями распорядиться.
|
Итак, социальное действие – это самый элементарный узел социальной действительности. А сама социальная жизнь – это взаимодействие, интеграция людей. По каким принципам люди друг с другом входят в связь?
Социальная связь, структура и разновидности. Люди вступают в социальную связь, т.к. зависят друг от друга в процессе удовлетворения потребностей, реализации жизненных целей и установок. Зависимость может быть элементарной (непосредственной) от брата, начальника и т.д. или сложной (опосредованной), например, зависимость жизни индивида от уровня развития общества, экономической системы. Существуют также зависимости между различными общностями людей (например, между работниками умственного и физического труда). Социальная жизнь возникает и развивается именно по причине наличия зависимостей между людьми, которые и создают предпосылки взаимодействия людей. Таким образом, связь – это взаимная зависимость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий (т.е. взаимных осознанных действий с взаимными ориентациями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера). Социальная связь включает в себя следующие элементы:
1. Субъекты связи (ими может быть любое количество людей).
2. Предмет связи (т.е. то по поводу чего осуществляется связь).
3. Механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами (так называемые «правила игры»).
|
Все элементы тесно связаны между собой, так, изменение числа участников связи может отразиться на характере ее регламентации (например, хозяйственные связи между соседями регулируются на основе моральных принципов, а между заводами, где связь носит опосредованный характер, – на основе хозяйственных законов). Предмет связи также влияет на регламентацию (например, предметом связи между военнослужащими является вооруженная защита страны, следовательно, регламентация связи будет носить жесткий командно-распорядительный характер, в научной же сфере будет иная регламентация).
Связь может прекратиться в силу нескольких причин:
- изменение или утрата предмета связи.
- сохранение предмета связи, но несогласие одного участника (или обоих) с принципами ее регулирования (иногда, связь в силу некоторых причин, не может быть расторгнута, ибо предмет связи оказывается неделим и тогда возникает конфликт).
Социальная связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия. Социальный контакт носит мимолетный поверхностный характер. Он может выступать как единичный акт (например, контакт с прохожим, у которого мы спрашиваем время), а может носить регулярный характер (например, контакт с гардеробщицей учреждения, в котором мы работаем). Ожидания, ориентация на партнеров не простираются далее, чем на этот конкретный контакт. Но, несмотря на обилие контактов, в которые мы ежедневно вступаем, не они составляют основу социальной жизни.
Ведущее значение имеет социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Именно возобновляемость действий, их координация, устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта. Взаимодействие может быть прямым (преподаватель и студент) и опосредованным (ректор взаимодействует со студентами опосредованно, вырабатывая стратегию развития вуза, подбирая кадры и т.д.).
Итак, в целях удовлетворения своих решающих потребностей человек входит в глубокое, возобновляемое взаимодействие с другими людьми, обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохранение, все, без чего мы не можем жить, базируется на скоординированных, взаимообязывающих надежных и устойчивых связях – взаимодействиях. Пытаясь найти поддержку у других, желая, чтобы эта поддержка была устойчивой, надежной, человек берет на себя немалые обязательства.
Социальное взаимодействие в теории обмена. Социальное взаимодействие – главный предмет социологического анализа. Социологи пытаются обнаружить скрытый от глаз механизм социальных взаимодействий. Вступая в социальную связь, люди стремятся удовлетворить свои потребности. Следовательно, социальная связь предполагает взаимные ожидания каких-то услуг, ресурсов, которые каждому партнеру необходимы. Иными словами социальную связь можно представить как обмен материальными, моральными и т.п. услугами, ресурсами. Не случайно ученые, стремившиеся установить элементарные основы социальных взаимоотношений, основывали свои исследования на обменном подходе, основные положения которого сформулировали Д. Хоманс и П. Блау.
Итак, согласно этой теории, социальную жизнь можно представить как обмен какими-либо ресурсами. Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату – издержки. Необходимость компенсировать получение благ, чтобы по-прежнему получать их, и является «пусковым механизмом» социального взаимодействия. Именно то, что взаимно вознаграждается, имеет тенденцию к регулярности, самовозобновляемости.
Социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей:
1. Обмен на основе определенных договоренностей, они могут быть оформлены в виде договора, контракта, устава, закона, а могут быть и неформального характера (устная договоренность). Этот вид обмена предполагает, что обязательства сторон, сроки и формы возврата строго определены. Наиболее отчетливо проявляется в экономической сфере, политической жизни (например, конституция может рассматриваться как договор между гражданами и государством).
2. Диффузный обмен. В этом случае точная плата за услугу, форма и сроки оплаты могут не оговариваться, услуга предоставляется человеком по собственной инициативе. Главным здесь является доверие к получателю услуги и ожидание взаимности (в перспективе), если ожидание не оправдывается – доверие утрачивается, и взаимодействие может прекратиться. Диффузный обмен проявляется в обменах имеющих морально-этическое содержание (дружба, соседство и т.п.) и является наиболее массовым.
Кроме того, взаимодействие (и, соответственно, обмен вознаграждениями) может быть прямым, непосредственным, оно является наиболее наглядным (например, плата за репетиторство является вознаграждением в прямом обмене между учителем и учеником). Но в современном обществе доминирующая роль принадлежит сложным, косвенным взаимодействиям, когда вознаграждаются одни, а расплачиваются другие – это, как правило, взаимодействие индивида с социальной группой, организациями, обществом (например, учитель, взаимодействуя с учениками, вознаграждение получает от государства, которое выплачивает ему зарплату из суммы налогов, в которую входят и налоги, выплаченные родителями учеников).
Взаимодействие может осуществляться как на уровне индивидов, так и на уровне социальных групп, общностей.
Принципы регуляции взаимодействий, рассмотренные ниже, носят всеобщий характер, т.е. касаются всех видов взаимодействий:
1. Принцип личностной целесообразности: Деятель стремится максимизировать вознаграждения и минимизировать затраты, издержки. Максимизация вознаграждения может ожидаться как тотчас, так и в будущем. При этом нужно иметь ввиду, что, во-первых, вознаграждения (и затраты) могут быть и материальными, и моральными (одобрение, уважение и т.п.), и интеллектуальными (знания, квалификация) и т.д., во-вторых, человек измеряет пользу или вред от обмена, используя определенные социокультурные критерии – ценности. То, что в одном обществе считается выгодным, в другой системе ценностей теряет это значение.
2. Принцип взаимной эффективности интеракций (взаимодействий). Связь должна быть взаимно эффективной и для Деятеля, и для его партнеров. Это залог ее устойчивости, регулярности, признак социального равновесия. Если интересы одной стороны ущемляются, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать.
3. Принцип единого критерия. Для того чтобы взаимодействие состоялось, участники социальных связей должны руководствоваться едиными критериями оценки вознаграждения (если за некачественный продукт требуют высокую (на ваш взгляд) цену, то взаимодействие не состоится).
4. Принцип социальной дифференциации. Взаимодействующие партнеры обладают разными способностями и, соответственно, обмен между ними носит несимметричный характер. Люди, обладающие большими ресурсами, признаваемыми в данном обществе дефицитными (знаниями, имуществом, связями и т.п.) вызывают желание взаимодействовать с ними у большого числа партнеров, для которых эти ресурсы представляется важными. Взамен люди, обладающие «дефицитом», могут потребовать определенных преимуществ – как материальных, так и моральных (уважение, признание, привилегии и т.д.).
5. Принцип равновесия в системе социальных взаимодействий. Этот принцип как бы результатирует все рассмотренные ранее. Именно взаимоувязанность, совокупность этих принципов дает нам представление о стабильной системе социальных взаимодействий как непосредственных, так и опосредованных. Равновесие – это признак отрегулированности отношений между субъектами взаимодействий в соответствии с критериями, ценностями, нормами, принятыми в данном обществе.
Конечно, данный перечень принципов не является исчерпывающим, но эти принципы становятся организующим началом социальной жизни, определяют основные рамки ее функционирования.