МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.




1. Опрос как метод социологического исследования.

2. Наблюдение, его достоинства и недостатки.

3. Социальный эксперимент.

1. Опрос – это метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает исследуемую проблему. Письменный опрос называется анкетированием, устный – интервьюированием.

Анкетирование является самым распространенным в социологии методом. Анкета – документ, содержащий в среднем 30-40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только той информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые. Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ. В таком случае опрашиваемый вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных. В закрытых вопросах респонденту предлагается несколько вариантов ответов, из которых он выбирает один или несколько для него приемлемых. В этом типе вопросов есть разновидности: 1) вопрос-меню, в котором респонденту предлагается целый веер вариантов ответов и он может выбрать несколько из них; 2) дихотомические или альтернативные вопросы, которые предполагают ответы по принципу да/нет. Существуют также так называемые полузакрытые вопросы, когда в перечне возможных ответов есть позиция «другое», «что еще» т.е. соединяются признаки открытого и закрытого вопроса. Какую бы разновидность не использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашиваемому возможность отказаться от ответа на вопрос или обойти его. Поэтому формулировки вопросов обычно предусматривают такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить».

Вторым по популярности методом в социологии является интервьюирование. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы ему зачитывает специалист, называемый интервьюером.

Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, интервью называется стандартизованным. Оно мало чем отличается от анкетирования и позволяет опросить большое количество людей. Распространенный пример – телефонные интервью. Когда определены тема, план, выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизованном интервью. В нем почти все вопросы открытые, и его результаты практически не поддаются статистической обработке. Цель нестандартизованного интервью – получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы.

2. В социологии под наблюдением понимается метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений и ситуаций. Выделяют две основные разновидности: включенное и невключенное наблюдение.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, толпы, или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, устроился работать на предприятие, то он проводит включенное наблюдение, которое может быть скрытым или открытым.

Самое главное достоинства этого метода – непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что бывает незаменимым на начальных этапах исследования. Самый существенный недостаток – возможность неоправданного вмешательства исследователя в ход естественного процесса, т.к. присутствие наблюдателя накладывает определенный отпечаток на поведение исследуемых индивидов и групп. Второй недостаток заключается в невозможности применения метода наблюдения к большим социальным группа. Кроме того, наблюдение дает возможность получать только качественные, но не количественные данные.

3. Применение эксперимента в социологии ограничено. В психологии же, физике и химии это главное средство познания. Эксперимент служит для установления точных причинно-следственных связей. Чтобы понять ценность экспериментов, надо сравнить их с опросами. Путем анализа анкеты социолог может выявить взаимосвязи между рядом переменных. Например, нам хорошо известно, что образование, род занятий и доход взаимосвязаны. Возникает вопрос: какие из этих факторов следует считать причинами (независимыми переменными), а какие следствиями (зависимыми переменными). В условиях эксперимента испытуемых подразделяют на экспериментальную и контрольную группы. Испытуемые из экспериментальной группы подвергаются воздействию независимой переменной, т.е. их как-то стимулируют или вознаграждают, подвергают санкциям, чего-то лишают и т.п. Точно так же анализируют данные, получаемые из контрольной группы, но на них не оказывает влияния независимая переменная. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: