Социальное поведение. Поведение представляет собой совокупность извне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы; формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе.
Социология исследует и интерпретирует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. В поведении человека выясняется, что он испытывает потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, он хочет быть любимы, уважаемым, справедливо оцениваемым и вознаграждаемым за свои поступки.
Общество через действующую в нем нормативную систему навязывает индивиду определенные социальные роли, но их принятие, исполнение либо отвержение во многом зависит от его личностного выбора, от социальной позиции, а это противоречивое взаимодействие (норм общества и личностных ориентаций) всегда накладывает отпечаток на реальное поведение человека. Нередки случаи, когда те или иные индивиды сознательно или неосознанно уклоняются от предписываемых общепринятых норм, игнорируют их, либо преднамеренно их нарушают.
Девиантное поведение: понятие и структура. Термином девиация в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения, отступление от норм морали и права. В широком смысле девианттное поведение – это отклонение от общепринятых норм. В зависимости от причиняемого вреда интересам личности, социальной группе или обществу в целом и от типа нарушаемых норм различают следующие виды девиантного поведения:
|
1. Деструктивное – причиняющее вред самой личности и несоответствующее общепринятым нравственным нормам (мазохизм, накопительство).
2. Асоциальное – причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, соседи и т.д.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве.
3. Противоправное – нарушение как моральных, так и правовых норм (убийство, воровство и т.д.).
Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм, т.е. относительность любых социальных норм. У некоторых примитивных племен в первобытное время и сегодня каннибализм, убийство стариков и детей считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания). Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае надо говорить не о культуре, а о субкультуре. Так, непосещение церковной службы – девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Отсюда следует, что критерии девиантности относительны данной культуры или субкультуры и не могут рассматриваться в отрыве от нее. Кроме того, критерии девиантности меняются во времени даже в рамках одной и той же культуры. Например, в 60-е гг. в СССР школьники должны были иметь только короткую стрижку, а школьницам запрещалось являться в школу в капроновых чулках, делать маникюр, надевать серьги и т.д. На школьных вечерах запрещалось танцевать твист, рок и другие «буржуазные» танцы. Сегодня подобные запреты вызовут у молодежи законный протест. Таким образом, девиацию всегда нужно рассматривать относительно исторической эпохи и относительно культуры общества.
|
Девиация включает три основных компонента:
1. Человек, которому свойственно определенное поведение.
2. Норма или ожидание, являющееся критерием оценки поведения с точки зрения девиации.
3. Некая другая группа или орган, реагирующий на данное поведение.
Выделение этих структурных компонентов позволяет избежать разночтений в оценке поведения с точки зрения девиации. Таким образом, если человек нарушает какую-либо норму и его за это осуждают или наказывают, то мы имеем дело с девиантным поведением. Однако стоит подчеркнуть, что девиация не всегда носит негативный характер. Она может быть связана со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического, художественного творчества.
Социальные причины девиации. Согласно социологическим концепциям индивиды становятся девиантами в том случае, если процесс социализации, проходимой ими в группе, был неудачным по отношению к некоторым вполне определенным нормам. Причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процесс социализации успешен, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки редки и всем известно, что они не являются привычной манерой поведения. Одним из важнейших факторов успешной социализации служит семья. Около 85 % молодых людей девиантов воспитывались в неблагополучных семьях. Однако также много случаев отклоняющегося поведения и в благополучных семьях, т.к. семья хоть и главный, но не единственный институт, участвующий в социализации. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью. В сложном обществе существует много субкультур, нормы и ценности которых противоречат друг другу. Нормы семьи могут противоречить нормам других социальных институтов. Девиация наступает тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры, противоречащие господствующей культуре (например, преступной группы, уличной компании).
|
Девиация может возникать также в результате социальной дезорганизации, когда отсутствует единая система норм и ценностей. Такое состояние общества Э.Дюркгейм назвал аномия (отсутствие норм). В такой ситуации у человека возникают затруднения в выборе норм и критериев оценки своего поведения. Возникающий конфликт между стандартами оценки поведения ведет к ослаблению контроля за их осуществлением, что в значительной мере способствует преступному поведению.
Р.Мертон считает девиацию результатом разрыва между культурно одобряемыми целями и средствами их достижения. Когда люди ставят перед собой цель, которую не всегда можно достичь на основе культурно-одобряемых средств, они прибегают к средствам, которые им доступны, но которые не всегда носят законный характер. Например, высокий уровень жизни – это культурно одобряемая цель, но не все могут достичь ее с помощью законных, одобряемых средств, поэтому они пользуются иными, неинстуциональным средствам, например, воровство.
Теория «наклеивания ярлыков» объясняет девиацию с точки зрения способности влиятельных групп наклеивать ярлыки девиантов членам менее влиятельных групп. Согласно этой теории девиация делиться на первичную и вторичную. Первичная девиация – это когда человек лишь время от времени нарушает правила, но окружающие смотрят на это сквозь пальцы и он не считает себя девиантом. После того, как за такое поведение на человека наклеили ярлык девианта (например, судили), наступает вторичная девиация, характеризующаяся тем, что окружающие, считая человека девиантом, обращаются с ним не как с обычными людьми, и постепенно сам человек начинает считать себя девиантом и демонстрировать соответствующее поведение. Человеку, который был осужден, гораздо труднее найти хорошую работу, потому, что к нему относятся с подозрением. Недоверие, высказываемое окружающими, может способствовать дальнейшей девиации.
Социальный контроль и способы его реализации. Фундаментом стабильности общества, предохраняющим его от хаоса и раздоров, выступает социальный контроль. Социальный контроль – это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Механизм социального контроля включает в себя следующие элементы:
- нормы - это предписания того, как надо вести себя в обществе.
- санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие выполнение социальных норм.
Нормы различаются масштабом:
Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье). Они называются «групповыми привычками».
Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших социальных группах или обществе в целом. Они называются «общими правилами». К ним относятся, например, обычаи, традиции, нравы, законы, этикет.
Все социальные нормы можно классифицировать еще и в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание, а за нарушение других – жесткие санкции.
Санкции – разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. Выделяют четыре типа санкций:
- формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций: грамоты, титулы, звания премии и т.п.
- неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплимент, аплодисменты, почет и т.п.
- формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, указами, инструкциями: арест, увольнение, штраф, депремирование и т.п.
- неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, пренебрежение и т.п.
Существует три способа реализации социального контроля:
- Социальный контроль через социализацию. Он осуществляется таким образом, что люди выполняют свои роли, следуют нормам бессознательно, в силу привычки. Фромм Э. отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Но как заставить человека с его свободной волей подчиниться законам и нормам, ограничивающим его свободу? Только культивируя у него те чувства, стремления которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе.
- Социальный контроль через групповое давление в первичных, малых группах. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также его включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп. Каждая такая группа имеет устоявшуюся систему норм. Обязательным условием включения индивида в группу является то обстоятельство, что он должен разделять определенный минимум норм. Нарушение норм влечет за собой различные варианты группового давления (например, бойкот).
- Социальный контроль через принуждение (формальный). При наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться, так называемый, вторичный групповой контроль – законы, милиция, суд.
Учебно - методические материалы по дисциплине и литература
3.1.Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов, используемых в учебном процессе
1. Пархоменко И.Ю., Кривонос Т.В. Учебно-методическое пособие по курсу "Социология" для студентов всех форм обучения // Электронный формат. - Мн.: ИПП, 2004.
2. Социология. Хрестоматия / Сост. Кравченко А.И. - М.,
2002.-736с.
3. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн., 2003. – 416 с.
3.2. Основная и дополнительная литература
а) Основная:
1. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов Минск: ТетраСистемс, 2006
2. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Эфендиев А.Г. М., 2007
3. Социология: учеб. пособие / В.А. Симхович; Бел. гос. экон. ун-т Минск: БГЭУ, 2006
4. Социологическая энциклопедия. Под ред А.Н. Данилова Мн. 2003
5. Социология. Под ред. А.Н. Елсукова. Минск, 2002
б) Дополнительная:
1. Актуальные проблемы современного белорусского общества: социол. аспект: [монография] / под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова Минск: БГУ, 2005
2. Беларусь в вопросах и ответах / Ответственный редактор Чещевик А.Б. – Мн. ИСПИ, 2006
3. Громов А., Мацкевич А., Семенов В., Западная теоретическая соцология. СПб., 1996
4. Девятых С. Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий / С.Ю. Девятых Минск: РИВШ, 2007
5. Запесоцкий А.С.Дети эпохи перемен: их ценности и выбор //
Социологические исследования. 2006. № 12. С. 98-104.
6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси //Социологические исследования. 2006. № 10. С. 71-77.
7. Идеология и молодежь Беларуси. – Мн., 2005.
8. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 103-113.
9. Ньюман Л. Методы социальных исследований: количественный и качественный подходы. /Социс. - 1998, №№3,6,12,1999, №4. — С. 110-121.
10. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни //Социологические исследования. 2007. № 2. С. 32-39.
11. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов Минск: Бел. наука, 2006
12. Социология семьи: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 0203000 "Социология" / А.И. Антонов [и др.]; под ред. А.И. Антонова; М.: 2007
13. Шарков Ф. И. Социология: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр М.: Экзамен, 2007
14. Ярошенко С.С.Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 34-42.
15. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн. 2003