Артикуляционно-акустическое пространство членится в разных языках по-разному, но есть некоторые общие критерии классификации.
Артикуляционно все звуки делятся на два класса: гласные (условно – V) и согласные (условно – С), которые образуют, соответственно, систему вокализма и систему консонантизма.
Основные различия гласных и согласных звуков связаны со способом образования и с их ролью при формировании слога. При образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. При образовании согласных участие голосовых связок не является обязательным, но обязательно наличие преграды в произносительных органах. С акустической точки зрения гласные звуки характеризуются четкой формантной структурой, с артикуляционной – наличием разлитой напряженности произносительных органов и отсутствием фокуса образования звука. Гласные являются слогообразующими звуками. Они образуют вершину слога. Практически во всех языках число согласных звуков превышает число гласных.
Гласные звуки – это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (В.А.Богородицкий называл гласные «ртораскрывателями»).
Вокалическое пространство может быть распределено между 5 - 6 или 15 - 16 гласными. В первом случае за каждым элементом вокалической системы больше возможностей варьирования.
Множество звуков членится по разным признакам. Гласные обычно классифицируют на основе трех главных артикуляторных критериев: степени открытости рта, положения языка, положения губ. Для целей классификации был установлен ряд «кардинальных» гласных, ряд фиксированных гласных звуков с известными акустическими качествами и известным положением языка и губ. Сначала выделяется ряд крайних артикуляций, например, максимально открытый и максимально закрытый. Затем выбираются промежуточные положения так, чтобы степени акустического деления были примерно равны. Точное значение каждого из кардинальных гласных зарегистрировано, их запись проанализирована с помощью приборов. Значение кардинальных гласных зафиксировано в Международном фонетическом алфавите (МФА). Используя эти значения в качестве стандарта, фонетисты могут удовлетворительно описывать гласные любого языка (Д. Джоунз).
В артикуляционных классификациях гласных в отечественной фонетике принято учитывать следующие критерии:
- степень подъема языка (степень его вертикального смещения);
- степень продвинутости языка вперед или назад;
- положение губ;
- положение мягкого неба.
В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся на три группы:
- гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широкими (англ. open – ‘открытые’): [a];
- гласные верхнего подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта, причем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими (англ. close – ‘закрытые’): [и], [ы], [у];
- гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема: [e], [o]. (См. рис. 2).
Некоторые ученые (Л.В.Щерба, Л.Р.Зиндер) предлагали выделять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных. По мнению Л.Р.Зиндера, от [а] к [и] ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка.
Международная фонетическая ассоциация (МФА) устанавливает для гласных 4 степени подъема: закрытые (close), среднезакрытые (half-close), среднеоткрытые (half-open), открытые (open).
Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака, гласные во многих языках мира делятся на три группы:
- гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед: [и], [e];
- гласные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад: [у], [o];
- гласные среднего ряда, при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта: [a]. (См. рис. 2).
-
![]() | Передний | Средний | Задний |
Верхний | [и] | [ы] | [у] |
Средний | [е] | [о] | |
Нижний | [а] |
-
- Рис.2
- Таблица классификации гласных звуков русского языка
При артикуляции гласных звуков важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления (лабиализации, от лат. labialis – ‘губной’). С этой точки зрения гласные делятся на:
- лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы округляются без выдвижения вперед [o] или с выдвижением вперед (удлиняя ротовой резонатор): [у];
- нелабиализованные, т.е. неогубленные: [и], [a]], [e].
В немецком языке есть лабиализованные звуки [ø], [œ].
Таблицы классификации гласных звуков изображаются в виде прямоугольника или треугольника. Они удобны и просты, но они искажают подлинное соотношение гласных звуков. Более точно соотношение между гласными звуками отражается в схеме, имеющей вид трапеции без деления на клеточки (см. рис. 3)
В приведенной схеме отражается то, что переднюю часть языка можно поднимать значительно выше, чем заднюю. Боковые линии не перпендикулярны нижней линии, так как, опуская язык, мы его оттягиваем назад, а поднимая, – продвигаем вперед. Звуки среднего ряда можно рассматривать как передние, сдвинутые назад или как задние, сдвинутые вперед.
[i:]
[i] [ы]
[u]
[e] [ø]
[o:]
[ε] [œ] [ʌ] [o]
[æ]
[α]
[а]
Рис.3
По положению мягкого неба гласные делятся на:
- ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято (все русские гласные);
- носовые, при артикуляции которых мягкое небо опущено (носовые гласные во французском, польском, португальском языках).
В некоторых языках мира учитывается также характеристика гласных по долготе. Выделяются долгие и краткие гласные. В эстонском языке выделяется три степени долготы – долгие, сверхдолгие и краткие. Долгие и краткие гласные отличаются и некоторыми артикуляционными характеристиками: долгие гласные более закрытые, чем соответствующие краткие гласные.
Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противопоставление трех универсальных признаков – подъема, ряда и лабиализованности. Остальные признаки являются специфическими для того или иного языка.
С точки зрения однородности артикуляции гласные подразделяются на дифтонги и монофтонги. Монофтонг – это гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью. Дифтонг – это сложный гласный звук, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением: [ai], [ou]. В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие дифтонги.
От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук, например, [ие] – «и с призвуком е».
Согласные – это звуки, которые состоят из шума или из голоса и шума. При артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (согласные называют «ртосмыскателями»). Согласные, как правило, не являются слогообразующими («со-гласный», т.е. встречающийся вместе с гласным). В некоторых языках, например, в сербском, хорватском, македонском, словенском и др. сонорные согласные обладают слоговостью. В русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они тоже могут приобретать слоговость: бо-бр, му-др, р-жав, ль-стить.
Артикуляционная классификация согласных звуков (см. рис. 4) строится на основании следующих признаков:
- работа голосовых связок;
- способ образования преграды, т.е работа активного действующего органа, образующего преграду (артикулятора);
- положение мягкого неба;
- место образования преграды (точка артикуляции).
В зависимости от участия/не участия голосовых связок согласные подразделяются на сонорные (от лат. sonoris – ‘звучный’), звонкие согласные и глухие согласные, т.е. первое классификационное деление звуков речи это деление на два класса: с участием – без участия голоса. Если голосовые связки не вибрируют (не дрожат, не работают), то мы имеем дело с «безголосым» звуком. Это глухие согласные, целиком состоящие из шума, который образуется при прохождении воздушной струи через преграды, образуемые произносительными органами, находящимися выше гортани, например, звуки [с], [ф], [х], [к], [т] и др.
При артикуляции звонких согласных [в], [б], [д], [г] и др. и сонорных согласных [р], [л], [м], [н], [j] голосовые связки напряжены, вибрируют. Сонорные согласные образуются при помощи голоса и незначительного шума, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.
Второе основание для артикуляционной классификации звуков речи – способ образования, характер преграды. В зависимости от того, какая преграда возникает на пути воздушной струи – смычка (органы речи смыкаются, касаются друг друга) или сужение (органы речи приближаются друг к другу), согласные звуки подразделяются на смычные и щелевые (фрикативные).
При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют различные произносительные органы: [т], [д], [г], [к] и др.
Щелевые согласные – это согласные, при артикуляции которых язык, приближаясь разными своими частями к другим органам речи, не смыкается с ними, а образует узкий проход (щель) для выхода воздуха: [с], [з], [х], [ш] [ф], [в] и др.
В зависимости от того, как преодолевается преграда (как раскрывается смычка), возможно дальнейшее подразделение согласных на подклассы: взрывные, смычно-проходные, смычно-щелевые. При артикуляции взрывных смычных смычка раскрывается мгновенно, взрывается под напором струи воздуха [р], [б], [к], [г] и др. При артикуляции смычно-проходных согласных звуков: сонорных носовых [м], [н], бокового (латерального) [л] и дрожащего (вибранта) [р] одновременно со смычкой одних органов образуется свободный проход струи воздуха в другом месте. Так, при артикуляции [м] губы сомкнуты, а струя воздуха проходит через носовую полость.
При артикуляции смычно-щелевых звуков [ч], [ц], нем. [pf], которые называются аффрикатами (от лат. affricata – ‘притертая’), смычка раскрывается медленно, постепенно для прохода струи воздуха через образовавшуюся щель. Аффриката – это сложный в артикуляционном отношении звук. Экскурсия при производстве аффрикат – смычка, а рекурсия – щель, т.е. в пределах одной артикуляции совмещаются смычка и щель. При производстве сочетания звуков [тс], сходного с аффрикатой [ц], артикуляция включает экскурсию и рекурсию смычного [т] и экскурсию и рекурсию щелевого [с].
Некоторые ученые выделяют среди смычных имплозивные (сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом, например, в русских словах а[бб]ат, о[тт]уда.
При образовании дрожащего согласного (вибранта) [р] происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами. По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.
Положение мягкого нёба также служит критерием для различения согласных звуков. В зависимости от положения мягкого нёба (точнее, небной занавески) среди согласных выделяют ртовые и носовые согласные. При производстве всех ртовых звуков небная занавеска поднята (как при производстве [т], [д], [с], [х] и др.), закрыт проход воздуха в полость носа. При производстве носовых звуков [м], [н], англ. [ŋ] небная занавеска опущена, открыт проход струе воздуха через носовую полость. Русские звуки [д] и [н] различаются артикуляционно только работой небной занавески: при производстве звука [д] она поднята, а при производстве [н] – опущена.
Третий артикуляционный признак согласных – место образования. При этом имеется в виду, где именно «фокусируется» произношение звука, какой конкретно орган берет на себя основную артикуляционную нагрузку, где образуется шумообразующая преграда. В зависимости от места образования согласного звука, т.е. от того, какой активный орган (артикулятор) образует преграду, а также от того, где возникает эта преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и гортанные (см. рис.4).
Губные согласные – это звуки, в которых преграда образуется либо двумя губами (билабиальные звуки): [р], [б], [м], английский звук [w], либо губами и зубами (лабиодентальные звуки): [ф], [в]. В составном обозначении звука «лабиодентальные» указывается точка артикуляции и артикулятор.
В язычных согласных активным действующим органом, создающим шумообразующую преграду, является язык. Он приближается или смыкается с зубами, альвеолами (бугорками у корней верхних зубов), нёбом. В зависимости от того, какая часть спинки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.
В переднеязычных согласных работает передняя часть языка и кончик языка (лат. apex – ‘верхушка’). В переднеязычных апикальных активным органом является кончик языка, приподнимающийся к зубам или альвеолам, например, при произнесении английских [t], [d] и др. Переднеязычные дорсальные артикулируются передней частью спинки языка (лат. dorsum – ‘спина’), которая приближается в верхним зубам, например, как при русских [т], [д]. Различают также переднеязычные какуминальные (от лат. cacumen – ‘острый конец’, ‘вершина’), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка; ретрофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад [р].
В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создается сближением средней части спинки языка с твердым нёбом [j].
При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения (как у [х]) или смыкания (как у [г], [к]) задней части спинки языка с мягким небом.
Таблица классификации согласных звуков
![]() | ГУБНЫЕ | ЯЗЫЧНЫЕ | увулярные | фарингальные | гортанные | акустическая характеристика | ||||||
Губно-губные | Губно-зубные | ПЕРЕДНЕЯЗ. | СРЕДНЕЯЗ. | ЗАДНЕЯЗ. | ||||||||
меж-зубн. | зуб-ные | неб-ные | ||||||||||
Фрикативные | в ф | ð θ | з с | ж ш | ç | х | h | ШУМНЫЕ | ||||
Аффрикаты (смычно-щелевые) | pf | ц | ч | |||||||||
СМЫЧНЫЕ | Взрывные | б п | д т | к г | ||||||||
Смычно-проходные | Носовые | м | н | ŋ | СОНОРНЫЕ | |||||||
Боковые | л | |||||||||||
Дрожащ. | р | |||||||||||
Щелевые | Серед. | j | ||||||||||
Аппроксимант | w |
Рис. 4
Увулярные согласные (от лат. uvula – ‘язычок’) – это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого нёба с задней частью языка, например, нем. [х] в слове Buch или «картавое» [r].
Фарингальные, т.е. глотточные согласные (от греч. pharynx – ‘зев’) – это согласные, в которых шумообразующая преграда создается путем сужения глотки, например, чеш. [h].
Ларингальные, или гортанные согласные (от греч. larynx – ‘гортань’) – это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (в арабском языке).
Отклонение от того, что считается «нормальными» точками артикуляции, описывается как: продвижение вперед [k]ey, оттягивание назад [c]ar.
Согласные могут различаться по некоторым дополнительным признакам, которые накладываются на основные. Дополнительная артикуляция – это движение еще какого-то (кроме основного) органа речи. Так, согласные могут различаться по признаку палатализованности / непалатализованности. Палатализация (от лат. palatum – ‘нёбо’), или смягчение звука, достигается путем подъема средней части спинки языка к твердому нёбу и продвижения всей массы языка вперед. Происходит наложение дополнительной артикуляции на основную. Язык дополнительно выгибается вверх своей передне-средней частью: [д’], [т’], [с’], [л’] и др. При артикуляции непалатализованного звука, например [м], средняя часть спинки языка не поднимается к твердому нёбу, а при артикуляции палатализованного [м’] наряду со смыканием губ средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу. Артикуляция при палатализации носит название «йотовой артикуляции» или «и-образной артикуляции», так как наблюдается некоторое сходство в положении языка при артикуляции палатализованных согласных и cреднеязычного звука [j] или гласного высокого подъема [и].
Веляризация, или отвердение (от лат. velum – ‘завеса’), – это дополнительный подъем задней части языка к мягкому нёбу. Например, веляризованное [л] произносится в слове [лук].
Придыхательные согласные – это звуки, при артикуляции которых одновременно со смычкой в произносительных органах образуется сужение междусвязочной щели без напряжения мускулатуры. Взрыв смычки сопровождается фрикцией воздуха о связки (придыхание): [ph], [th] и др.
Смычно-гортанные звуки (абруптивы) – звуки, при произнесении которых одновременно со смычкой в произносительных органах образуется вторая смычка в гортани. Ротовая смычка взрывается не струей воздуха, а усилием мускулатуры.
При артикуляции согласных учитывается также участие пассивных органов в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей нёба). Так например, язычные согласные (выделенные по активному органу) подразделяются по участию пассивных органов, т.е. тех органов, с которыми происходит смычка, или к которым приближаются активные органы, на дентальные, альвеолярные, передненебные [ш], [ж], [ч], средненебные [j] и задненебные.
Передненебные [ш], [ж], [ч] называют также двухфокусными, так при их артикуляции щель, образуемая приближением передней части спинки языка к зубам или альвеолам, сочетается со «вторым фокусом», т.е. с дополнительным сужением речевого канала позади места главной щели.
Кроме артикуляционной, существует и акустическая классификация согласных, в которой учитывается сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием согласные подразделяются на шумные и сонанты.
В языках мира можно обнаружить много «экзотических» для нас звуков – таких, например, как надгортанные щелевые в арабском языке, щелкающие звуки в бушменском языке и др.
Артиукляционный аспект фонетики соотносится с акустическим: каждый акустический признак звука имеет под собой физиологическое основание, свою работу той или иной группы мышц. И наоборот, стоит изменить артикуляцию – приподнять язык, слегка округлить губы и т.п. – это отразится на акустических свойствах звука.
Акустические и артикуляционные характеристики звуков основываются на результатах, полученных с помощью экспериментально-фонетических методов.