// "БЕРУ" И "ДАЮ"
Чувство "пупа земли" тем более сильно, чем более превалирует позиция "беру" над позицией "даю". В первом случае окружающий мир дает, исполняет все желания человека, служит ему. Во втором случае окружающий мир встает напротив, как партнер, от которого нельзя только брать, но которому нужно и дать что-то от себя. Создается, таким образом, определенного рода анимистическая позиция, составляющая противоположность эгоцентрической позиции; мир наполняется существами, похожими на собственное "я", имеющими свои права и требования. Интеракция с окружающим миром, в которой раз нужно дать, а раз можно взять, когда можно управлять или быть управляемым, уменьшает эгоцентрическое состояние, учит узнавать во внешнем мире похожие на себя организмы, пропорция "я" и окружающий мир становится более реальной.
Равновесие между "беру" и "даю" до некоторой степени аналогично с равновесием между анаболитическими и катаболитическими процессами энергетического и информационного метаболизма. Одинаковые количества энергии и сигналов берутся из внешней среды и посылаются в нее. В периоде роста превалируют анаболитические процессы ("беру") над катаболитическими ("даю") и поэтому эгоцентрическое настроение в детстве и ранней молодости можно рассматривать, как физиологическое явление. В качестве общей основы можно принять, что эгоцентризм уменьшается по мере онтогенетического развития.
Трудно сказать о существовании такого же уменьшения эгоцентрического настроения в процессе филогенетического развития, так как трудно войти в мир переживаний живых организмов, кроме человека. Можно, однако, предполагать, что развитие сигнальной системы облегчает объективизацию собственного отношения к внешнему миру, а тем самым приводит, возможно, к уменьшению эгоцентризма. Наблюдения над животными до некоторой степени указывают на факт, что на низких ступенях филогенеза эгоцентрическое поведение обозначается сильнее, чем на высших. Забота и ласка появляются только у высших видов животных.
|
// СПЕЦИФИЧНОСТЬ НЕВРОТИЧЕСКОГО ЭГОЦЕНТРИЗМА
Каждый больной человек чувствует себя немного ребенком, требует опеки окружающих, беспомощный - он занимает позицию "беру", исходящую из необходимости при создавшемся положении вещей. Каждая болезнь соединяется с определенным возвращением к детскому эгоцентризму. При неврозе эгоцентризм, однако, превышает эти границы. Соматические больные никогда так не концентрируют свое внимание на собственных страданиях, как невротики и не чувствуют себя такими несчастными, как они.
Эгоцентризм ребенка тоже носит иной характер, чем эгоцентризм невротического больного. Ребенок чувствует себя в центре внимания всего мира, однако не подчеркивает этого факта и не чувствует себя по этому поводу несчастным. В невротическом эгоцентризме существует выраженная претензия к окружающим - "никто меня не понимает", "никто не хочет мне помочь". Эгоцентризм ребенка занимает исходную позицию, в которой окружение обеспечивает ему материнскую помощь; ребенок находится в его центре, а все его потребности исполняются. Это состояние позволяет смело выйти на "покорение мира" - достать рукой каждый предмет и попробовать его, стараясь таким способом поглотить весь окружающий мир. Только в последующем развитии событий предметы окружающей действительности оказывают сопротивление, их нельзя схватить и поглотить, у них своя жизнь, а в глазах ребенка они похожи на него, с ними он начинает ворковать и играть и, таким образом, из эгоцентрического положения он переходит в анимистическое, которое представляет собой антитезу последнего. Эгоцентризм больного человека составляет пункт его слабости, необходимости опеки со стороны окружающих. Аналогично представляется эгоцентризм стариков; в нем проявляются дополнительно черты требований по отношению к окружению - "я имею право требовать от них заботы за все, что я им дал".
|
При соматической болезни появляется как бы борьба между больной частью тела и всем организмом, как будто бы был больным только определенный орган, а не весь организм. Раздвоение выражается даже в обыденной речи: говорим - "у меня больной желудок, легкие и т.д.", хотя более близким и правильным определением было бы "я весь больной", так как каждая болезнь приводит к дисфункции всего организма. Раздвоение в этих случаях исполняет роль защитного механизма, благодаря которому все "злое" отбрасывается, перестает быть интегральной частью целостности, создающей чувство собственного "я". А эта целостность остается здоровой.
В начале соматической болезни, пока еще не начал действовать указанный выше механизм, угроза болезни для всего организма нередко вызывает невротические симптомы, о чем было уже упомянуто. Тогда человек чувствует себя полностью больным.
|
Аналогичный защитный механизм действует при собственной оценке, когда что-то в нашем поведении нами самими было осуждено. Тогда этот элемент отсоединяется и рассматривается как случайное действие, имевшее место в аффекте, по внешнему принуждению, из-за невозможности объективной оценки ситуации и т.д. Соматически больной человек как бы разделяется на больную часть (этой частью может быть даже все тело), для него чуждую и враждебную, а одновременно близкую, так как он постоянно думает о ней, заботится, и здоровую часть, которая остается такой же, какой и была перед болезнью. Его эгоцентризм исходит из необходимости уделять внимание этой отделенной от себя части тела, у больного нет времени на иные проблемы и, неоднократно, ему нужна посторонняя помощь.
Противопоставлением может служить психическая болезнь, при которой отслоение "злого" невозможно, больной им охвачен, он перестает быть тем человеком, которым был перед болезнью, становится чем-то новым, иным, чуждым. Психически больной не может быть эгоцентриком, так как его "я" иное и его мир тоже иной.
Больной неврозом находится на границе между соматической и психической болезнью. Он не может оторвать больной части от здоровой, он чувствует себя полностью больным, однако сам факт переживания болезни указывает на то, что он не перешел на другую сторону границы, а его "я" и его мир остались прежними. Несмотря на то, что он находится в общем окружающем мире, больной неврозом чувствует себя в нем неуверенно, считает всех окружающих более здоровыми и счастливыми и поэтому жаждет понимания и сочувствия со стороны окружающих его людей. Его контакт с окружающим миром всегда болезненен, ведь он, в отличие от соматического больного, болен весь, у него нет ни одной здоровой части, которая могла бы помочь ему в его бедственном положении. Больной неврозом живет иначе, чем психически больной, который живет в ином' мире, в котором пропорции совершенно противоположны.
Эгоцентризм при неврозе может быть единственной позицией больного, так как чувство болезни овладевает всем его организмом (его "я" болеет в том смысле слова, что "я" весь болен), он должен заниматься самим собой, ему некогда заниматься ничем и никем, так как каждый его контакт с внешним миром труден и болезненен. Ему кажется, что с него сняли кожу, его все ранит, так как каждый сознательный контакт должен пройти через интегрирующее "я", а это "я" у него больное.
Эгоцентризм больного неврозом, особенно сильно раздражающий окружающих, вводит нас, как мне кажется, в сущность этой, до сих пор неясной, болезни. Чтобы нормально жить, радоваться жизнью и печалиться в ней, быть счастливым и страдать, интересоваться миром и быть измученным, наметить цель жизни и чувствовать ее бессмыслие - нельзя быть больным. Больной человек выходит из жизни. Как уже было указано, даже при тяжелом соматическом заболевании не высказывается фатального "я болен", больной старается отделить больную часть тела от здоровой, которая перестала быть частью субъективного "я", а стала предметом, охотно поверяемым рукам специалистов. С другой стороны, при неврозах высказывается это фатальное "я болен". По существу больной неврозом чувствует себя, как больной "охваченный", болезнью, т.е. как больной в тяжелом соматическом состоянии, который уже не может отделить себя от больной части и чувствует себя полностью во власти болезни. Безусловно, каждому врачу такое положение трудно принять, ибо при объективном обследовании нет патологических изменений, объясняющих болезненные, такие видимые при соматической болезни, страдания.
В чем же состоит это чувство "я болен", которое вынуждает больного заняться только собой и своими страданиями и отстраняет его от нормальной жизни? В этой фразе - главное слово - "я"! Определение "больной", как уже было указано, относится к части тела или ко всему организму. Говоря "я здоров" - человек остается прежним, неизмененным, а его отношение к окружающему миру не претерпевает изменений, а отражает настоящий момент. Нет человека, который хотя бы короткое время не чувствовал невротических симптомов, не был бы усталым, несчастным, расстроенным, однако такое состояние проходит через несколько часов, дней. Только слово "я" придает устойчивость болезненному состоянию. Чем сильнее оно связано с определением "больной", тем более нужно заниматься самим собой, задумываться над собой, тем труднее найти себе место в окружающем мире, поскольку "я" все наполняет собой.
Если это "я" требует защиты, опеки окружения и самого хозяина этого "я", то все это может указывать на появившееся изменение, которое обнаружило, что в актуальной ситуации это "я" сделалось недостаточным, пришла необходимость проведения изменения в нем самом или его окружении. Эгоцентризм может быть, в определенной степени, симптомом, указывающим не только на нарушения внутреннего процесса в человеке, но и его контакта с внешним миром.
Эти нарушения длительны и появляется необходимость обращения на себя пристального внимания. Если при коротком, по времени, нарушении психического равновесия приходит авторефлексия, то она не носит черт эгоцентрической потери пропорции, в которой собственное "я" все заслоняет. Аналогичным образом, когда человек споткнется и ушибет ногу, то в течение какого-то времени он обращает на нее внимание, а когда боль утихнет, то перестает думать о ней. Это нарушение, однако, носит переходной характер, в противном случае привычным состоянием стали бы собственные дефекты и дефекты других и вообще можно было бы перестать на них обращать внимание.
Эгоцентризм выражает протест против собственной судьбы, в нем заключена агрессия и к самому себе и ко всему миру. Эгоцентризм - это не эгоизм, при котором полностью акцептируется собственная личность и проводится борьба за свои права, нередко за счет иных людей.
При эгоцентризме отношение к самому себе амбивалентно - "люблю и ненавижу". Этот слишком большой эмоциональный конгломерат чувств к собственной личности появляется ввиду блокады эмоций при их выходе во внешнее пространство. В беседе с больными неврозами, как правило, можно, понять их эмоциональный конфликт с близкими для них людьми. Разрядка негативных чувств по отношению к близким во время бесед с врачом составляет для них определенное чувство облегчения и, благодаря этому, уменьшается эгоцентрическое состояние больного.
Вторым фактором, уменьшающим эгоцентрическое настроение больного во время визита у врача, является более спокойный и объективный взгляд на самого себя. Все это увеличивает чувство собственного достоинства.
Эгоцентризм, вопреки сложившемуся мнению, не носит черт самовлюбленности. Собственное "я", которым больной постоянно занят и требует ото всех, чтобы и они обратили на него внимание, не оценивается как источник приятных ощущений, а вызывает беспокойство и амбивалентные чувства, с превалированием негативных. Определенная стабилизация эмоционального отношения к самому себе, наступающая после бесед с врачом посредством объективизации автопортрета, влияет на эмоциональное отношение к окружающим. Любя себя, легче любить других. В известной этической формуле о любви к ближнему самая трудная ее вторая часть: "как самого себя". Эгоцентризм представляет собой именно это нарушенное отношение к самому себе.
// ЭГОЦЕНТРИЗМ И ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Третьим фактором, уменьшающим эгоцентрическое настроение, могут быть поиски выхода из тупика. При неврозе, как у самого больного, так и его окружения создается впечатление, что все они оказались в тупике. Обязывающий в природе закон эволюции относится не только к целому виду, но и его отдельному представителю. Историю жизни такого представителя можно начертить в форме кривой развития, пробегающей от простых до наиболее сложных образцов. Человек, принадлежащий к природе, не исключен из-под закона эволюции; с момента зачатия до смерти он должен развиваться. Развитие состоит в образовании все новых и новых морфологических и функциональных форм. У человека, благодаря необычайному, по сравнению с животным миром, развитию сигнальной системы, эволюция прежде всего относится к функциональным формам. Человек может постоянно создавать новые формы своей активности; конструкция его нервной системы так богата, что никогда он не будет в состоянии использовать существующие в нем возможности. Субъективно можно чувствовать эволюцию собственных функциональных форм как потребность активности - творческой активности, при которой наступает переформирование не только самого себя, но и окружающего мира по собственному плану. Это вектор "над", который наряду с векторами "до" и "от" определяет основное направление человеческой активности. Если неврозы рассматривать как реакции на задержку в развитии, тогда эгоцентризм становится понятным явлением. Это вращение вокруг собственной оси человека, движение вперед которого было задержано. Всякая творческая активность, хотя бы в рамках трудотерапии, применяемой при лечении, уменьшает эгоцентрическое состояние, облегчает реализацию дремлющих в человеке потребностей формирования мира "по своему собственному образцу".
Три фактора, играющие роль в выведении больного из эгоцентрического состояния, а именно: упорядочивание эмоционального отношения к внешнему окружению и самому себе, организация возможности творческой активности - относятся к трем основным векторам, в которых умещается человеческая активность (основные позиции "до" и "от" и творческая "над"). Эти же факторы играют существенную роль в излечении невроза. Понимание эгоцентрического состояния облегчает понимание сущности невроза, как нарушения трех основных векторов человеческой активности, которое приводит к мертвому пункту в кривой развития.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ
// ПРИМЕРЫ
Чувства волчка, безвыходного положения соединяются с четвертым осевым симптомом невроза, а именно с симптомом заколдованного круга. Этот симптом состоит в закрытии невротической цепи - причины и следствия. Несколько примеров может послужить иллюстрацией сущности вопроса.
Невротический страх вызывает ряд вегетативных нарушений, а они в свою очередь, увеличивают чувство страха. Если, например, кто-то внезапно почувствует головную боль или колотание сердца, спазм желудка, то его беспокойство возрастает, попросту появляется страх, что какой-то болезненный процесс протекает в его организме. Увеличение напряжения страха увеличивает вегетативные симптомы. Невозможность концентрации внимания направляет его внимание на сам процесс внимания и на мешающие факторы, в результате чего больной думает о своей умственной недостаточности и о том, что препятствует ему в работе; концентрация внимания делается еще худшей. Раздражительность, часто встречающаяся при неврозах, вызывает определенную реакцию окружения, которая в свою очередь увеличивает внутреннее напряжение и раздражение и т.д., теоретически ad infinitum. Чувство обиды отражается на поведении больного по отношению к окружающим, на что последние реагируют, как правило, негативным отношением к больному, а это еще более увеличивает чувство обиды. Чувство вины является причиной поисков во всем собственной вины, благодаря чему это чувство возрастает и чем оно больше, тем более сильной становится тенденция самообвинения. Невротический эгоцентризм приводит к отстранению больного от окружения, что снова увеличивает его эгоцентрическую позицию; его крик о помощи все чаще пропадает в пустоте и поэтому становится все более сильным. Врач, дезориентированный невротическими симптомами, так как после многих исследований приходит к выводу, что это "только невроз", часто бессознательно дает почувствовать больному свое разочарование, что в свою очередь увеличивает невротические симптомы, так как больной снова чувствует себя непонятым и отброшенным. Увеличение невротических симптомов увеличивает негативное настроение врача к больному, а это обстоятельство вновь увеличивает его невротические проявления.
Подобных примеров можно привести значительно больше. Каждый больной располагает своим собственным заколдованным кругом, из которого не может выйти, а чем он больше старается вырваться из него, тем сильнее сжимается вокруг него кольцо этого круга.
Усилие больного концентрируется на более беспокоящих его симптомах. А, следовательно, больной, страдающий импотенцией, концентрирует именно на ней свое внимание, в результате чего болезненные симптомы становятся все более удручающими; аналогично выглядят и иные вегетативные нарушения. Больные навязчивыми состояниями чем упорнее борются с ними, тем более от них страдают. Больные с чувством вины чем стараннее ищут справедливости, тем больше чувствуют себя обиженными. Раздражительный больной будет бороться с людьми и предметами, вызывающими у него раздражение, а все это только усилит его негативное чувство и т.д. Связь причинных факторов в невротическом кругу носит гипертрофический характер каждого последующего звена - усиление одного фактора влечет за собой таковое же последующего. Борьба с невротическим проявлением вызывает увеличение симптомов в одном из звеньев причинной цепи, что в конце концов приводит к гипертрофии этого симптома, с которым борется больной.
// ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ситуация напоминает собаку, грызущую свой хвост, Чем сильнее собака грызет свой хвост, тем больше он болит, тем больше раздражена собака и еще сильнее его грызет. Это пример положительной обратной связи. В отрицательной обратной связи ее увеличение вызывает уменьшение количества высылаемых этой системой сигналов. Стабильность системы, таким образом, сохраняется. (Например, в термостате увеличение температуры выше обозначенной нормы приводит к падению в выработке тепла). При положительной связи, наоборот, ее рост приводит к увеличению числа сигналов, высылаемых этой системой. (Рост температуры в термостате вместо того, чтобы уменьшить - увеличил бы количество вырабатываемого тепла.В случае собаки обратной связью будут болевые раздражители, исходящие от обгрызаемого хвоста, которые вызывают еще большее грызение). Система с положительной связью принадлежит к нестабильным системам, стремящимся к авто деструкции.
С примером "заколдованного круга" можно встретиться не только в случаях неврозов, но и иных психических нарушений, а также и при соматических болезнях. Например, больной шизофренией чувствует страх перед людьми, отстраняется от их среды, все более погружается в свой собственный мир, в результате чего ему все труднее сблизиться с ними, все больший страх отдаляет его от людей. Воспалению почек, обычно, сопутствует анемия, которая в свою очередь причиняется к худшему кровоснабжению тканей и уменьшению устойчивости, а это обстоятельство отрицательно действует на первичное заболевание и т.д.
По-видимому, явление заколдованного круга характерно для каждой болезни. Каждая болезнь в какой-то степени нарушает существующее равновесие организма, а это нарушение превышает саморегулирующие возможности данной системы. Эти возможности состоят в действии отрицательной обратной связи, благодаря чему система снова становится стабильной. Спокойный человек в конфликтной ситуации может тоже "продемонстрировать невротические симптомы - беспокойство, вегетативные нарушения, раздражительность, угнетение психики и т.д. Спустя некоторое время эти симптомы исчезают и возвращается утраченное равновесие. В отличие от невротического больного, постоянно пребывающего в конфликтной ситуации, здоровый человек возвращается к своим ежедневным занятиям и жизнь течет своим чередом. Приток отрицательных раздражителей редуцируется таким способом, а со временем и вообще прекращается. Пример с собакой отвечал бы ситуации, в которой собака вместо того, чтобы грызть свой хвост, почувствовав боль, прекращает это занятие и начинает, например, обгладывать кость, благодаря чему болевые сигналы постепенно подвергаются угасанию.
Невротический заколдованный круг составляет одну из причин, в результате которых больному трудно выйти из эгоцентрического вращения вокруг своей оси. В терапии неврозов разрыв заколдованного круга является очень важным моментом; он обуславливает больному ход вперед, т.е. направляет его на путь эволюции. Иногда хватает введения лекарств, уменьшающих напряжение страха, чтобы ослабить одно из звеньев заколдованного круга (невротический страх). Иногда изменения жизненных условий, беседы с врачом, во время которых больной находит поддержку и может перед врачом открыть свои подавляемые чувства и найти свое собственное лицо и т.д., могут способствовать разрыву спаянного заколдованного круга.
// ПОЛИФАКТОРНАЯ ЭТИОЛОГИЯ
Беседуя с больным, мы стараемся войти в его невротическую ситуацию, т.е. хотим выяснить наиболее существенные нарушения эмоционального отношения с окружающим миром, которые могли привести к такой реакции. Нельзя при этом забывать, что даже при существовании невротической ситуации, симптомы невроза могут быть сигналом соматической болезни или одного из эндогенных психозов, или же органических.
В психиатрии еще более чем в иных отраслях медицинской науки обязывает принцип полифакторной этиологии. Отход от этого правила и признание только одной этиологической тропы дает как бы и большие научные обоснования, но*силуэт больного, обрисованный на основе такого типа этиологических изысканий, как правило, карикатурно сужен, а поэтому неверен и обидчив для больного.
Возможность установления действительного комплекса этиологических факторов уменьшается по мере их увеличения. Для подсчета числа возможных факторов можно использовать формулу для пермутации, приведенную ранее. Если существуют два этиологических фактора А и В, тогда возможны только две системы: АВ и ВА; при трех факторах их число возрастает до шести (ABC, АСВ, ВАС, ВСА, CAB, CBA), т.е. произведение 1x2x3. Число возможных комбинаций является факториалом числа этиологических факторов.* Об этой малой возможности попадания в действительную этиологическую систему нельзя забывать при размышлениях о генезе всевозможных психических нарушений, а также и неврозов. Этиологические гипотезы в психиатрии всегда страдают большой степенью недостоверности. Установление среди множества невротических ситуаций именно той, действительной, вызвавшей невроз, часто невозможно, а поэтому лучше рассматривать одновременно несколько ситуаций, как возможные причины невроза.
* За эти замечания автор благодарит профессора, доктора мед.наук Б. Халиковского.
// СЕМЕЙНАЯ И РАБОЧАЯ СРЕДА
Известно, что у каждого больного невротическая ситуация складывается иначе и приведение общей схемы очень трудно. В практике чаще всего применяется способ подробного обсуждения актуальных жалоб больного, после чего проводится анализ его семейной и рабочей среды. В этих двух средах сгущение эмоциональных связей наиболее сильное и можно именно там найти источники невротических конфликтов. У женщин невротические ситуации чаще наблюдаются в семейной обстановке, а у мужчин на работе. Для женщин, несмотря на эмансипацию, дом всегда остается самым важным полем активности, так как именно она создает и поддерживает этот дом.
Эмоциональная проблематика обоих общественных кругов, однако, иная. В домашней среде (как в генеалогической семье, т.е. той, из которой вышел больной, так и своей собственной) эта проблематика относится к двум основным эмоциональным позициям - позиции "до" и "от", любви и ненависти. В рабочей среде, a v молодых людей в школьной и игровой обстановке, она относится к позиции "над", т.е. специфической человеческой тенденции к переформированию мира по своему собственному образцу".
Выше приведенное разделение не исключает, конечно, взаимного переплетения отдельных эмоциональных настроений. В домашней среде конфликт может исходить из стремления изменить поведение своего ребенка или сексуального партнера, моделирования этих людей по своему собственному понятию идеала, т.е. с точки зрения позиции "над", а в рабочей среде взаимные отношения между людьми приводят к накоплению сильных эмоциональных негативных напряжений (а, следовательно, позиции "от"). Каждая общественная группа обладает своим специфическим способом приближения (общественная граница). Как правило, более близкие отношения встречаются в домашней, чем в рабочей обстановке.
// ОБЩЕСТВЕННАЯ ГРАНИЦА
Проблема определения контакта между людьми и оптимального расстояния между ними включает в себя различные аспекты биологической, социальной и психологической натуры. Каждое живое существо располагает своим оптимальным жизненным пространством. Растения не могут быть посажены слишком густо, так как они попросту не вырастут; животных нельзя помещать в тесных клетках, но и не отделять друг от друга на слишком большие расстояния, так как появится нарушение их развития. В определенных периодах жизни делящее их расстояние должно быть меньшим ввиду биологических потребностей, например у млекопитающих в первом периоде развития новое живое существо неразрывно соединено с матерью; акт репродукции требует уменьшения этого расстояния для соединения этих животных.
Не исключено, что с биологической точки зрения закон сохранения вида принадлежит к главным факторам, уменьшающим общественную границу (т.е. дистанцию между отдельными единицами данного вида), а закон сохранения собственной жизни относится к факторам, увеличивающим эту дистанцию, так как для жизненных потребностей необходимо определенное пространство, из которого черпается энергия. У животных это пространство уничтожения иных живых организмов - растений или животных иного вида и переформирования их в собственную структуру организма. Следовательно, в основе позиции "до" лежал бы закон сохранения жизни вида, а в основе позиции "от" - закон сохранения собственной жизни.
Первую из этих позиций можно было бы назвать альтруистической, а вторую -■- эгоистической. Первая исходит из дремлющего в природе стремления к бессмертию жизни даже за цену собственной жизни, а вторая - из стремления сохранения собственной жизни ценой чужой жизни (хотя бы у животных; растения менее агрессивны). Закон сохранения вида приближает, а закон сохранения собственной жизни отдаляет представителей одного и того же вида. Если бы в живой природе не было любви, исходящей из второго биологического закона, то жизнь на земле перестала бы существовать, а смерть овладела бы всем и всеми.
Люди устанавливают различные расстояния и границы между собой, что связано с их конституциональными чертами, обычаями и нравами, господствующими в определенной общественной среде, с актуальной общественной ролью и ситуацией.
В наиболее популярных типологических классификациях (кречмеровская циклотимия - шизотимия, юнговская экстравертивность - интровертивность, блейлеровская синтония - аутизм) их главным критерием служат общественные различия. На противоположных полюсах классификационной шкалы умещаются люди, способные к созданию как самой малой, так и самой большой дистанции в своих отношениях с иными людьми.
Общее понятие об англичанине связано с большой общественной дистанцией, а об итальянце - с малой. В господствующих классах, как правило, обязывает большая общественная граница, чем в низших классах. Ситуации, связанные с иерархией власти, требуют большей отдаленности, чем свободные ситуации (например, при игре).
С психологической точки зрения общественная граница, как правило, чувствуется только в тех случаях, когда она не отвечает актуальной психологической ситуации данного человека, т.е. когда кто-то вынужден установить более близкий взаимный контакт с человеком, с которым не хотел бы иметь ничего общего или же наоборот, когда человек стремится сблизиться с иным человеком, но по тем или иным причинам этот контакт невозможен (например, шизоиду или психастенику трудно установить близкий контакт с избранным человеком, так как им мешают их конституциональные черты; в другом случае могут быть языковые трудности, общественные различия, ситуации, не позволяющие уменьшить и стереть общественную границу).
Разногласие между действительной дистанцией и положением, в котором бы хотелось видеть себя вместе с избранным человеком, наиболее выраженно появляется в эротических связях, что и понятно, так как в этом случае наблюдается самая большая близость. С одной стороны появляется тоска и желание быть с человеком, с которым, однако, нельзя установить контакта, или же появляется ненависть, пренебрежение, даже отвращение к этому человеку, с которым нельзя расстаться. Осциллирование сильных эмоций неоднократно приводит к крайне противоположным отношениям между людьми.