НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ 14 глава




Несогласованность между действительной границей и стремлением приводит к чувству пустоты, хотя кругом находятся люди, или стремлению разорвать существующие связи, хотя они и не слишком тесные? Дремлющее в человеке противоречие между стремлением к свободе и стремлением к сближению с окружающей средой, на которое особенное внимание обращал Фромм, исходит в большой степени из этой противоположности.

В домашней среде общественная граница самая малая и можно предполагать, что именно в ней находится самое большое количество невротических конфликтов. И, действительно, неоднократно уже при первой беседе с больным видное место в его рассказе занимают люди самой близкой его среды - родители, сестры и братья, супруг или супруга, дети. У более молодых людей доминируют представители генеалогической семьи, а у старших - своей собственной семьи. Однако, характерный для каждого человека стиль эмоциональной связи с окружением образуется раньше, а поэтому группа генеалогической семьи всегда остается наиболее важной с точки зрения анализа эмоциональной структуры данного человека (этот факт составляет осевую проблему концепции Фрейда и всех позднейших психоаналитических школ).

 

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ

// ПЕРЕРЕЗКА ПУПОВИНЫ

 

Основная невротическая проблема генеалогической семьи сводится к разрыву очень близкой взаимозависимости. "Перерезка пуповины" для двух сторон - родителей и детей - происходит болезненно, однако она необходима. Трагические образы взрослых женщин и мужчин, которые вовремя не освободились от семейных связей генеалогического рода и душатся в противоположных чувствах к родителям, могут служить предупреждением перед сохранением близких отношений ценой индивидуальной свободы.

Так же как и растение по мере роста требует все больше земли, так и человек расширяет свое жизненное пространство. Его нельзя удержать в семейной группе; уже на первых годах своей жизни ребенок ищет контакта с иными детьми, с которыми учится вместе жить на горизонтальной плоскости; с родителями плоскость контакта - наклонная. Ребенок смотрит на взрослых снизу вверх, в результате чего их образ всегда огромный. Люди, изолированные от ровесников в детском возрасте, часто в позднейшей жизни сохраняют наклонную поверхность в контактах с людьми, всегда над кем-то или под кем-то, обнаруживают черты инфантильного деспотизма и их отношение к близким людям носит симбиотический характер (отношение взаимозависимости, в котором один не может жить без другого, несмотря на огромное желание оторваться от этого человека, как хозяин не может жить без своего раба, а раб без своего хозяина). Такие люди, лишенные в детстве игровой группы ровесников, никогда не восполнят этого утраченного времени.

 

// ИГРА

 

Игра, благодаря своей оценке действительности "понарошку", самым лучшим способом подготавливает к действительной ситуации. В игре играющий раз оказывается победителем, а раз побежденным, раз слушает, раз слушают его, а поэтому-то и исчезают черты, исходящие из наклонной плоскости отношения к окружающим - черты деспотизма и слишком большой зависимости. Эти противоположные черты идут в паре: деспотическая личность по отношению к низшим от себя людям становится зависимой от вышестоящих.

Акцептация игровой группой новоприбывшего составляет первый шаг к его независимости от семейной группы. Создается новый мир со своими законами, открытиями, тайнами, в который родителям вход воспрещен, а если они и проникнут тайком, то только на основе открытия тайного уголка. Без принятия участника игровой группой невозможны первые эротические контакты. В зрелом возрасте в таких ситуациях появляется слишком большая несмелость или же грубость по отношению к человеку противоположного пола. В игровой группе разряжается детский эротизм, благодаря чему ослабляется эротизация отношений с родителями. Если ребенок мало встречается с ровесниками, тогда детский эротизм закрывается в семейной группе. Окрашенные эротизмом чувства легко подвергаются амбивалентному раздвоению (люблю - ненавижу).

Амбиваленция по отношению к близким людям относится к важным невротическим факторам. Кроме того, такое отношение может в будущей жизни отразиться на эмоциональных отношениях к иным людям. Не исключено, что эротизация отношения ребенка к родителям, составляющая основной вопрос фрейдовской теории, исходит из факта, что его больные в основном были тесно связаны с семейной группой.

 

// КОНФЛИКТ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И РЕБЕНКОМ

 

Конфликт, дремлющий в самой структуре* семейной группы, исходит из желания молодежи освободиться от этой связи, а старшие стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь их перед совершенными ими самими ошибками, а молодые хотят сами узнать мир. Этот конфликт порождает множество взаимных негативных эмоций; родители разочарованы своим ребенком, хотели бы видеть его иным и тогда еще более стараются его изменить, что в свою очередь возбуждает протест ребенка. А бунт не может быть источником положительных настроений!

Безусловно, связь между ребенком и родителями относится к наиболее сильным межчеловеческим связям. Она носит биологический характер. Чем более сложен живой организм, тем дольше он должен оставаться в тесной зависимости от материнского организма; без него развитие невозможно, а слишком раннее прерывание этой связи приводит к смерти. С биологической точки зрения материнство представляет собой источник для развития жизни более сложных форм, а тем самым более деликатных. В этом смысле слова человек действительно находится на вершине живой природы, так как его потребность в матери или отце, особенно в тяжелых минутах жизни, продолжается до самой смерти. Человек принадлежит к сложным структурам и никогда в жизни не станет полностью зрелым и самостоятельным.

Чертой структур живой природы является их индивидуальность. Каждый живой организм обладает собственной морфологической, биохимической, физиологической а также и психологической структурами, если принять во внимание, что переживания, а следовательно, факты психологической натуры, принадлежат к одной из черт каждой жизни. Сексуальная репродукция обеспечивает индивидуальность структур живой природы. Из каждого полового сближения появляется новый структурный план. При репродукции асексуального типа, как в мертвой природе и технике, организм потомства представляет верную копию прототипа.

Семейный конфликт, о котором идет речь, относится к различным структурам: структуре ребенка и структуре родителей. По-видимому, существует общая регулярность, обязывающая как в мире живой, так и мертвой природы, а именно, что между различными структурами, находящимися в непосредственной близости и взаимозависимости, появляется специфический антагонизм, состоящий в стремлении каждого из них к победе. Если говорить менее антропоморфическим языком, то можно указать, что при определенном приближении индивидуальных структур начинает создаваться новая структура, охватывающая отдельные единицы, соприкасающиеся между собой и взаимозависимые. Эта новая групповая структура формируется под влиянием действий одиночных структур, а отсюда "соперничество" или "борьба за власть" между ними.

Конфликт между различными структурами относится к типу деспотического конфликта - борьбы за власть, навязывания своей собственной структуры. В случае семейной группы ребенок находится в худшем положении, чем его родители; его структура только что создается, тогда как структура его родителей более менее закончена. Однако ребенок находится все-таки в лучшей ситуации, чем его родители, так как превалирует над ними своей биологической силой, т.е. стремлением к реализации дремлющих в нем возможностей, его время впереди, в котором можно исполнить свои желания и стремления, когда его родители уже большую часть своего времени оставили за собой.

Когда ребенок приближается к периоду половой зрелости, бунт против родителей возрастает. С биологической точки зрения это явление понятно. Сексуальный партнер должен происходить из круга, наиболее далекого от семейной группы. Если бы семейные связи не были прерваны, сексуальные связи образовывались бы внутри этой группы, что губительным образом отразилось бы на потомстве. Появились бы вредные генетические черты, которые при связях вне семейного круга подавляются противоположной генетической структурой чужого партнера.

 

// "СЕМЕЙНОЕ ТЕПЛО" (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС)

 

Противоположным конфликту, исходящему из необходимости отрывания от семьи, является конфликт, состоящий в слишком малом соединении ребенка с семьей, в которой он чувствует себя чужим и ненужным. Это проблема ненужного и нежеланного ребенка. Популярное понятие "семейного тепла", хотя и трудное для определения, но оно лучше всего передает то, что необходимо ребенку в равной, может быть и большей степени, чем материальная опека.

Эмоциональный климат, господствующий в семье, зависит от многих факторов: от эмоциональных отношений родителей, их отношения к ребенку и от семейной структуры. В семейной группе, как и в каждой группе, образуется определенная структура, состоящая в том, что каждый член группы играет определенную роль, исполняет определенные обязанности и пользуется определенными привилегиями. Система зависимости между отдельными членами этой группы носит более менее постоянный характер.

Способность прочувствования чужого психического состояния появляется у человека уже в грудном возрасте. Известно, что маленький ребенок чувствует беспокойство матери и реагирует на него собственным беспокойством (эмпатия Сулливана), проявляющимся плачем, криком, потерей аппетита, рвотой и иными эмоциональными и вегетативными реакциями. Даже у животных, живущих вместе с человеком, наблюдается эта способность; например, собака нападает прежде всего на того, кто ее боится.

По-видимому, со временем эта способность эмоционального резонанса уменьшается. Человек все более привыкает к активному образу жизни, оценивает другого человека по способу его активности и все меньше интересуется его внутренним миром переживаний. Сам приспосабливаясь к положению, что "по действию их узнаем", старается господствовать над своими чувствами и вести себя согласно актуальной общественной ситуации. Способность эмоционального резонанса возвращается в более необычных ситуациях, например, при эротической близости, при встрече двух врагов, при энтузиазме или панике толпы и т.д. У невротических больных, а особенно у психически больных наблюдается как бы возвращение к детской чувствительности к чужому психическому состоянию. При больном нельзя маскироваться; он почувствует ложь маски и маска увеличит его беспокойство. С больным, так же как и с ребенком, необходимо быть откровенным.

Таким образом, говоря о семейном климате, необходимо думать о действительных, а не замаскированных чувствах. Из двух зол для ребенка лучшим будет дом, в котором между родителями доходит до громких сцен, с последующими радостными примирениями, чем такой дом, в котором основы совместной жизни родителей опираются на сохранении видимой благожелательности. Ребенок легко чувствует скрытую вражду, стоящую между родителями. На систему отношений между родителями нужно посмотреть глазами ребенка. Образы родителей для ребенка огромны, так как ребенок смотрит на них снизу вверх. Ссоры между родителями в глазах ребенка приобретают катастрофические размеры и частый жест ребенка, пробующего их помирить, будет жестом полным правды, а не выученным. Этим жестом он пробует предотвратить трагедию своего мира.

В ситуации замаскированной вражды ребенок становится беспомощным, чувствует опасность, но не умеет ее предотвратить, живет в постоянном напряжении страха.

В разбитых семьях, но сохраняющих формальную связь, ребенок становится как бы звеном, соединяющим семью, без которого семья не смогла бы существовать. Для ребенка это слишком большое эмоциональное давление.

С другой стороны, в формально разбитых семьях отход одного из родителей разрушает всю ее структуру. Все то, что в нормальной семье образует поверхность, состоящую из двух людей, дающую ребенку чувство безопасности, а одновременно составляющую первую модель общественного мира и первое общественное отражение, изменяется и остается только один человек, вынужденный исполнять роль за двоих. Для нормального развития ребенка обе эти роли необходимы.

В идеальной модели семьи, которая в действительности, по-видимому, не существует, мать создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит, если исключить факторы генетического характера, формирование основной эмоциональной структуры ребенка. В зависимости от этого климата мир в будущем будет постоянно притягивать или отталкивать. С другой стороны, отец играет роль в нормативном формировании мира ребенка, в образовании иерархии ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя.

Исполнение одним из родителей обеих этих ролей влечет за собой недостаточность в формировании одной из основных психических функций, эмоциональной или нормативной природы. В случае разбитой семьи ситуация для ребенка хуже, чем в случае смерти одного из родителей. Сознание ребенка из разбитой семьи, что важный для него человек находится где-то вдали, вместо того чтобы быть вместе с ним, создает непрерывное напряжение, состояние ожидания, осуждения, чувства обиды и т.д.

 

// ПЕРВАЯ СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДОЙ

 

Родители составляют первый общественный мир ребенка. А поскольку человек в большей степени, чем животные зависит от своего общественного мира, ибо без него он осужден на смерть, то поэтому и личности родителей играют очень важную роль в жизни каждого человека. К ним обращается он мыслями в каждом тяжелом моменте своей жизни, а в конце жизненного пути они становятся ему все более близкими. При каждом неврозе под поверхностью актуальных невротических конфликтов всегда можно дойти до конфликтов с первыми представителями общественной среды. Эта первая связь с общественной средой становится канвой для формирования иных, последующих связей. И более поздние конфликтные ситуации, в какой-то степени, отражают первые конфликты с общественной средой. Эта первая связь с общественной средой не имеет, однако, чисто общественного характера. Уже сам факт, что организм ребенка появился в организме матери, придает этой связи специфичность, не встречающуюся в иных связях между людьми. Чувства, связывающие мать с ребенком, не умещаются в категориях иных межчеловеческих связей. А если умещаются, то в таком случае встречаемся с патологией материнского чувства. Тогда принято говорить об эмоциональной незрелости к материнству, которая иногда соединяется с определенными чертами биологической незрелости (например, при недоразвитии матки).

Человек, в отличие от животных, диспонирует таким большим числом потенциальных форм поведения (потенциальных функциональных структур), что может выйти за границы, обозначенные биологическим характером связи с окружением. Отсюда истекает дисгармония человека с окружением, какой нет в животном мире. Если животные в своем материнстве простые, умные, благородные, то у человека формы материнства, уже только при обстоятельстве существующих возможностей придания этим формам различной окраски, легко подвергаются деформации.

 

// МАТЬ

 

Существуют матери, чувствующие себя неуверенно в своей новой роли. Им не помогает специальная литература о воспитании ребенка, а его вид пробуждает у них страх и вызывает скрытую тревогу о своей собственной неженственности. Увеличенная забота, которой они стараются окружить ребенка, не устраняет беспокойства, которое вызывает у них ребенок, а которое в свою очередь передается ребенку.

Существуют матери, для которых ребенок составляет помеху в намеченном жизненном плане. Позиция "над" - переформирования мира по своей собственной воле - преобладает у них над эмоциональным состоянием по отношению к окружению ("до" и "от"). Материнские чувства у них подавляются различного рода высшими соображениями; вместо того, чтобы стать источником новых переживаний и радости, они причиняют беспокойство и становятся невротическим фактором. А ребенок, лишенный материнского чувства, растет в холодной, если не враждебной, атмосфере.

Существуют матери, нагруженные до отказа различными обязанностями, которым уже все надоело - и муж, и дети, и дом. Нервозность, вызванная условиями современной жизни, отражается на материнских чувствах, как и на сексуальных отношениях. Материнство и половая жизнь тесно связаны между собой, будучи подчинены тому же самому биологическому закону - сохранению жизни вида. Нервозность у женщин вызывает, как правило, не только охлаждение к сексуальной жизни, но и к материнству. А все это, на основе заколдованного круга, увеличивает невротическое беспокойство.

В отношениях к ребенку отражается система эмоциональных связей между родителями. В собственном ребенке можно открыть черты сексуального партнера, который вызывает чувство ненависти. Чувства, когда-то направленные на партнера, можно перенести на ребенка. Этот тип эмоциональной связи появляется у одиноких женщин, брошенных мужьями или живущих с ними только в формальной связи. Ребенок в такой ситуации перегружен безмерными чувствами и претензиями, что именно ему посвящена вся жизнь.

Между деспотической позицией "над" и эмоциональной "до" окружения существует обратно пропорциональное отношение. Чем меньше нравится мир, тем более хочется его изменить. Это относится и к отношению родителей к детям. Когда ребенок слишком привязан к родителям, можно подозревать, что эмоциональное отношение родителей к нему не было правильным, а деспотическое поведение превысило эмоциональное.

Обсужденные два основных типа конфликтов в семейной группе - один, исходящий из необходимости выхода из этой группы, а второй, рожденный из патологии господствующего климата в семье - соединяются между собой. Там, где превалирует деспотический порядок, легче рождаются конфликты первого типа.

 

СОБСТВЕННАЯ СЕМЬЯ

// ПРОБЛЕМА ЭВОЛЮЦИИ

 

Две семейные группы, одна, из которой вышел человек (генеалогическая семья), и вторая, созданная самим человеком, развиваются противоположными путями. В первой группе линия развития приводит к диаспору. Ребенок, вначале как бы сросшийся с семьей, должен разорвать эти семейные путы, начать независимую, индивидуальную жизнь и создать собственную семью. В другой семейной группе (собственная семья) линия развития должна привести к тесному слиянию. Двое людей, сначала чужих, создают или по крайней мере должны создать базу для новой семьи. От этого слияния, единства зависит атмосфера для воспитания будущего ребенка.

Разнообразные конфликты между супругами можно свести к одной проблеме: как соединиться? Процесс слияния двух людей проходит свою эволюцию. Он не может задержаться, а если бы так было, то процесс соединения этих двух людей был бы невозможен и, более того, начнется обратное развитие, отдаление этих людей и, в конце концов, распад семьи. Этот процесс требует усилий со стороны обоих партнеров - взаимопонимания, толеранции, способности прощать ("у любви нет выше силы, как все прощать и забывать"), заботы, ответственности, избегания чувства обиды и т.д. Процессы распада в природе всегда проще, чем процессы созидания - по закону энтропии. Эволюция в направлении получения большего порядка, негативной энтропии требует усилия; в этом смысле слова жизнь трудна, так как необходимо преодолевать деструктивные явления. Эта основная проблема, по-видимому, относится и к семейной жизни.

Два основных закона природы - сохранение собственной жизни и жизни вида - отличаются от иных законов, хотя бы созданных самим человеком, тем, что их исполнение награждается чувством удовлетворения, иногда очень большого. У человека встречаются отклонения от этого правила (anorexia, anorgasmia), когда награда в форме приятного ощущения бывает отнята. Однако эти состояния принадлежат к патологии и необходимо их рассматривать скорее как исключение, нежели правило. Однако факт, что соблюдение законов природы дает удовлетворение, а иногда и роскошь, не значит, что они не требуют усилия и то, неоднократно, большого.

 

// ГЕРОИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Соблюдение второго биологического закона требует мобилизации сил и, до некоторой степени, героического поведения. У мужчины эта мобилизация наступает перед выполнением закона, а у женщин после него. Овладение партнершей соединяется с большей или меньшей демонстрацией мужественности, в которой героизм составляет одну из основных черт поведения.

У женщины героический период жизни начинается после выполнения полового акта и связан с материнством.

Современная техническая цивилизация в большой мере сгладила усилие и героизм, связанный с законами природы. Добыча пищи не связана с трудностями, а в привилегированной части общества никто не умирает с голоду; овладение женщиной тоже сделалось легким процессом; трудности материнства женщины стараются, по мере возможности, отдалить от себя, а риск родового акта значительно уменьшился. Однако, нельзя исключить, что усталость от современной цивилизации, проявляющаяся различными формами раздражительности, исходит именно из слишком легкого достижения удовлетворения, связанного с двумя основными законами природы, и именно это отсутствие трудности отобрало чувство удовлетворения. Это же чувство растет по мере нарастания трудностей, встречающихся на пути к реализации.

 

// СЛИЯНИЕ

 

Реализация закона сохранения жизни вида успокаивает дремлющую в человеке тоску и желание слияния с природой, перехода границ, отделяющих его от окружающего мира, возвращения на лоно матери (Rank, Fromm), когда слияние с окружающим миром было самым большим. Развитие человека протекает с момента слияния в домашнем кругу генеалогической семьи до такового же слияния в собственной семье. "Оставит человек отца своего и мать, а присоединится к жене своей и будут двое в одном теле". Вся трудность состоит в создании этой целостности; как указано выше, этот процесс длительный, прогрессирующий, а если он отсутствует, то сразу же наступает регресс.

Слияние в самой малой общественной группе, какой является семья, облегчает, по-видимому, удерживание определенного интегрального уровня единицы. Нарушение интеграции легче всего происходит в подростков в том возрасте (в этом периоде жизни чаще всего появляется шизофрения), когда-человек выходит из одной семейной группы или чувствует себя мало связанный с ней, а не создал еще свою собственную семью.

Человек более уверенно чувствует себя в группе, чем в одиночестве; сознание поддержки группы дает чувство безопасности, а существующая в ней структура увеличивает устойчивость структуры ее отдельного представителя.

Если в животном мире появляются семейные группы, то они, как правило, более слиты, чем человеческие. На это обстоятельство влияет факт, что человек в живой природе представляет наиболее сложную организацию, а вместе с тем наименее стабильную. По мере усложнения какой-либо системы уменьшается ее стабильность. Кроме того, естественный отбор в животном мире подвергается меньшим нарушениям, чем в среде человека.

 

// ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

 

Как и большинство проблем, составляющих сущность жизни, так и естественный отбор до сих пор остается непонятным явлением. Кто выбирается, а кто выбирает, на какой основе происходит этот выбор; выбор такой существенный с точки зрения эволюционной теории Дарвина, ввиду того, что избранные представители обладают лучшими биологическими качествами и тогда становится возможным развитие живой природы.

У человека, несмотря на то, что проблема естественного отбора может быть прослежена изнутри, т.е. путем анализа переживаний, однако знание субъективной стороны процесса еще не решает проблемы. И на вопрос, почему именно этот человек, а не иной стал предметом любви - ответить трудно, а ответ всегда неточный, так как отвечающий сам не знает всех своих мотивов принятого решения. Н неизвестные мотивы, чаще всего, самые важные.

С биологической точки зрения естественный отбор относится к главным факторам, связывающим семейную группу. Если нет этой таинственной силы, притягивающей двоих людей, не помогают иные связывающие факторы, вроде моральных порядков, экономических предпосылок и т.д. Сексуальный контакт создает самую большую близость между двумя людьми, а если отсутствует в нем притяжение биологического характера, определяемое естественным отбором, то это обстоятельство приводит к сильному взаимному отталкиванию, и иные притягивающие силы не в состоянии побороть его.

Можно, конечно, отбросить концепцию естественного отбора и принять существование панмиксии, т.е. каждый может с каждой. На основании наблюдений над сексуальным поведением, как животных, особенно находящихся на высших ступенях филогенетического развития, так и людей, такое положение, по-видимому, неправильно. Известно, что в ситуации увеличенного полового влечения селекционная сила естественного отбора слабеет и каждый может быть потенциальным сексуальным партнером, что может создавать впечатление панмиксии, однако это только мнимая панмиксия. Иногда встречаются связи, в которых трудно принять существование естественного отбора, а скорее всего можно думать о случайном выборе, например при отсутствии выбора ("на безрыбье и рак рыба"), о выборе, сделанном в алкогольном опьянении или большом натиске со стороны окружающих людей (как это было раньше, когда родители решали судьбу детей) или же при выборе из-за мести (чтобы отомстить обидчику, выйду за первого встречного) и т.д. Кроме того в спаривании играют роль экономические, общественные, моральные соображения, такие как: он или она добрый человек, располагает хорошим материальным состоянием и может обеспечить семью, занимает большое общественное положение и т.п. Все эти исключения не отстраняют, однако, человека от закона естественного отбора.

Отсутствие естественного отбора в супружестве приводит к постоянному невротическому напряжению. Как было уже указано, когда наступает момент самой большой близости с другим человеком, отсутствие натуральной силы, которая приводит к этому сближению, пробуждает противоположные чувства негативного характера - равнодушия, ненависти, отвращения, пренебрежения и т.д. Все то, что у человека, как и во всем животном мире, должно быть источником самого большого наслаждения, становится причиной недовольства или попросту отвращения.

Человек, безусловно, в силу своей сложной структуры, значительно отличается от простой естественности связей с окружающим миром, но редко встречается, чтобы выбор партнера был у него совершенно искусственным, хотя бы без минимального действия силы естественного отбора. Чаще встречаются ситуации, в которых существующие силы естественного отбора бывают в процессе совместной жизни двух людей подавлены центральными силами, родящимися в постоянном, близком контакте. Типичным примером может служить история двух влюбленных перед бракосочетанием и ненавидящих друг друга после его завершения.

 

// ТРУДНАЯ БЛИЗОСТЬ

 

Человек стремится соединиться с окружением, хочет выйти из круга своего одиночества, однако трудно приспосабливается к этому слиянию. Близкий контакт с другим человеком, неизбежный при сексуальной жизни, если партнер не рассматривается только как предмет для полового удовлетворения, нарушает естественную в человеке потребность общественной границы. Переход границы допустимой близости, границы, которая у каждого человека иная и зависит от конституциональной структуры, общественного положения и истории жизни самого человека, - вызывает состояние беспокойства.

Беспокойство такого типа, чтобы дать иной пример, появляется в психотерапевтических контактах (лечащего и леченного).

Поэтому постоянная близость, которой требует естественный отбор, а тоже и необходимость сплочения семейной группы, связаны с приложением определенного усилия. Оно необходимо для борьбы с центральными силами, стремящимися удержать нормальную, установленную границу. В этом смысле слова, история семейной жизни проходит свою эволюцию. Эта эволюция должна привести к слиянию двух людей с различной историей жизни, различных по своему личностному типу, различных традиций и т.д.

Можно указать на ряд факторов, чаще всего задерживающих процесс интеграции семьи.

 

// "РАЗЛИЧИЕ ХАРАКТЕРОВ"

 

Часто причиной разводов считается "различие характеров". При более близком знакомстве с обоими партнерами оказывается их схожесть, а не различие. Схожесть относится особенно к патологическим чертам характера, искривлению личности, популярно называемому "психопатическим шипом" или "психическим горбом". Близкая связь таких людей приводит к конфликтам, поскольку они постоянно подвержены столкновению своими "горбами" или "шипами". Если оба партнера обладают такими одинаковыми чертами, как импульсивность, эгоцентризм, деспотизм, безалаберность, чувство половой неполноценности, неполная сексуальная идентификация, эмоциональный холод и т.п., тогда значительно труднее быть вместе, чем в случаях, когда одни черты компенсируются иными чертами партнера ("Бог пару сводит"). Правило "les extremes se touchent", по-видимому, обязывает при естественном отборе. Благодаря этому правилу природа противопоставляется появлению крайностей (natura horret extrema); потомство родителей с одинаковым набором крайних черт легче наследует именно эти черты, чем потомство родителей с противоположными чертами характера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: