Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ




 

2.1. Процессуально-ориентированная психотерапия: основные понятия.

Процессуальную психотерапию следует рассматривать, как попытку проложить путь в глубинное понимание различных психологических процессов, в том числе травматических, некий процесс символического исцеления. Путь этот состоит из несколько этапов. И на каждом этапе требуются знания других наук, - в том числе - таких как антропология, история религий, сама религия, древние духовные знания, - то есть все, что приближено к этому измерению и составляет его.

Процессуально-ориентированная психотерапия возникла в Цюрихе в 1981 году [Arnold Mindell]. Процессуальная психотерапия – синергетичное направление, основанное на принципах даосизма, дзэнской философии, работах К.Г. Юнга, шаманизме, традициях коренного населения различных этнических групп и современной физике. Термин «процессуальная психотерапия» дает более полное описание работы, делающей акцент на следовании естественному течению процесса, где бы он ни проявился – в движении, телесных ощущениях, во взаимодействии с окружающими (взаимоотношениях) или в группах. Процессуальная психотерапия распространена во всем мире и применима к людям различного культурного и этнического происхождения. Данное направление психотерапии широко используется в работе с отдельными людьми, супружескими парами, семьями и группами, в работе с различными состояниями сознания, включая коматозные, экстремальные и психотические, а также с конфликтными ситуациями в больших группах.

В основе процессуальной психотерапии лежит один из главных принципов юнгианства – телеологическая концепция, утверждающее, что каждое событие стремится к значимой цели[4]. Юнг применял телеологическую концепцию в основном к снам, Минделл применил ее к телесным переживаниям, указав, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают образы из сновидений. Тело и взятый из сновидения образ - это два канала одного и того же глубинного процесса, который пытается обратить на себя наше внимание. Таким образом, появился термин «сновидящее тело» (dreambody). Это открытие делает очевидным тот факт, что человек не только видит сны, когда спит, но и днем грезит с помощью спонтанных и непреднамеренных сигналов (signals). В спонтанных проявлениях природы наших внутренних процессов можно найти решение проблем и источник творческой активности. Используя информационную теорию, Минделл определил явления с точки зрения процесса, чувственно-ориентированных переживаний, сигналов и каналов. Основной термин данного направления «процесс» (process) указывает на непрерывное течение сигнала по различным перцептивным каналам [A. Mindell, 1985; Joseph Goodbread, 1987].

На практике процессуальный психотерапевт сталкивается со следующими каналами: визуальным, аудиальным (слуховым, речевым), проприоцептивным (относящимся к внутрителесным ощущениям), кинестетическим или двигательным, каналом взаимоотношений (когда мы переживаем процесс взаимоотношения) и мировым каналом (когда мы воспринимаем наш процесс как часть процесса, происходящего в окружающем мире). Терапевт стремится обнаружить и раскрыть процесс сновидения, когда он проявляется в этих каналах. Важным аспектом данного направления психологии является встреча с нуминозностью, то есть с религиозностью. Важно было встретиться не с внешним проявлением религии, а с внутренним переживанием божественности. Через опыт переживаний возможно понять и исследовать природу переживаний, в т.ч. травматических.

Психоаналитическая концепция К.Юнга выбрана в качестве основной теоретической психологической базы процессуальной психотерапии, т.к. она способствует проникновению в область глубинного, трансперсонального. К.Юнг ввел понятие индивидуации, описывающее стремление человека к постижению смысла жизни и глубочайшему самопознанию всех аспектов личности. Процессы индивидуации[5] и инициации[6] можно рассматривать как ступени эволюции личности. Во время процессуально-ориентрованной психотерапии (process-oriented work) клиент постепенно проходит различные уровни сознания (этапы индивидуации)[7]:

Первый уровень. Реальность рассматривается с позиций классической физики. Согласно этой модели мир строится на линейных причинно-следственных связях. Этот уровень соответствует первому этапу индивидуации и соответствует материалистическому (рациональному) взгляду на мир: мир состоит из отдельных объектов; человеческие существа также отделены; жизнь начинается с рождения и завершается смертью; время - линейная функция. Этот уровень соответствует подходам рациональной психологии, классической медицины.

Второй уровень. Согласно теории относительности пространство и время не существует отдельно. Они теснейшим образом переплетены и образуют пространственно временной континуум, представляющий четырехмерную систему отсчета. Субатомные частицы обладают двойственным характером, - они могут вести себя как твердая частица или волна. На этом уровне происходит интеграция материала, находящегося в подсознании - теневой области нашей личности, включающей тенденции, желания, воспоминания и переживания, относящиеся к биографическому уровню. Восприятие мира на этом уровне во многом схоже с взглядами квантовой физики, психосоматической медицины, психоанализа.

Третий уровень сознания аналогичен физике многомерных пространств. На этом уровне возможен энергетически беззатратный и не знающий скоростных ограничений перенос информации, время гибко и может переходить в прошлое и будущее, взаимодействие носит информационно-энергетический, а не материально-энергетический характер. Основная задача метода на этом этапе, как и религии, - возвращение к первичной субстанции, истокам. Здесь наше Эго встречается с иными планами реальности: архетипами коллективного бессознательного: нашей душой; духом, а также духовными измерениями, имеющими иные пространственно-временные законы и планы существования, и представляющие собой независимые комплексы. На этом уровне современная научная парадигма смыкается с верованиями духовных традиций, шаманизма. Принимается существование множества измерений.

Четвертый уровень реальности – когда абсолютное «НИЧТО» проявляется в двух разных состояниях, соответствующих упорядоченному и неупорядоченному состоянию абсолютного вакуума. Это современное видение созвучно с идеей творения реальности из пустоты, что отражено во многих религиозных и философских представлениях Запада и Востока.

В процессуальной психотерапии прохождение в глубины происходит не за счет воспоминаний, а при переживании материала заново и интеграции на новом уровне. Это происходит за счет исчезновения границ между сознательным и бессознательным, и совмещением третьего уровня реальности с первым. Если на первом и втором уровнях архетипы (комплексы) проявляются непосредственно через соматические и психические симптомы, то здесь они начинают проявлять себя напрямую. В этой реальности пациент может иметь самые разнообразные переживания, поскольку в этом случае происходит трансценденция не только временных, но и пространственных границ[8].

Переход и интеграцию каждого уровня (подуровня) можно рассматривать как кризис трансформации личности, духовный кризис или инициацию. В соответствие же с инициацией происходит процесс индивидуации.

Процессуально-ориентированная психотерапия символична по своей природе и сочетает в себе как детальное науч­ное знание психических процессов и телесных симптомов, так и символы из той или иной специфической культуры и строит эффективность своей работы на идентификации пациента со бессознательной силой с помощью символа. Все этапы психотерапевтического воздействия здесь строятся на этой символической идентификации. В процессуально-ориентированной психотерапии научное ядро составляют теории осознания и информация, но, при этом, несмотря на то, что результаты ее совершенно практические и земные, она может содержать в себе значительные элементы мистики, в зависимости от того, кто является ее конкретным практиком. В процессуальной психотерапии фасилитатор (терапевт) не только отражает происходящее, но и проявляет себя как конкретная личность. Теория процессуальной психотерапии гласит, что в индивидуальном процессе не существует внешней или внутренней стороны, существует лишь осознание того, как он изменяется и течет. Таким образом, все что происходит «внутри» личности и есть часть ее процесса

Данный вид психотерапии строится на ритуалах и мифах, а также на психофизиологи­ческих принципах. Причина и терапия связаны с мифологическим целым и рассматриваются на фоне сверхъестестественной первоосновы человеческой жизни. Т.к. поведение изнасилованных, да и сам процесс насилия ритуализирован, наполнен социальными и личными мифами, данный вид психотерапии представляется нам наиболее адекватным для терапии жертв насилия.

Кроме того, данный метод связан с культурой, в которой он находит свое применение. Парадоксально, но, вероятно, именно безымянность процедур, следование за процессом клиента и широкая адаптивность процессуальной психотерапии и есть ее самая специфическая черта.

В процессуально-ориентированной психотерапии социальная функция играет огромную роль, посколь­ку все зависит от консенсуса самой общины, социальной группы, всего общества, представляющих те или иные культурные образования, способные обосновывать свои жизненные символы и придавать им весомость. Кроме того, не стоит умолять процессуальный подход данного вида терапии. Как правило, большинство направлений психотерапии посттравматических стрессовых расстройств обращены к причинам, и крайне редко к переживаемому в настоящем процессу пациента. Процессуальная психотерапия обращает свое пристальное внимание к тому, что происходит в живом бессознательном процессе, используя глубокие связи с корнями проблемы.

 

2.2. Структура процессуально-ориентированной психотерапии жертв насилия.

Хотя процессуальная психотерапия и сочетает в себе различные направления и психологические концепции, ритуальные практики, даосизм, теории физики, мифологию и т.п., оно все же значительно больше, нежели случайный набор беспорядочных и экзотических направлений. Данная концепция обладает определенной структурой и следует четко зафик­сированным правилам и процедурам. Существуют определенные стадии, через которые это исцеление осуществляется, хотя последние не имеют четкой хроноло­гической последовательности и не носят взаимоисключающего характера. Зачас­тую они смешиваются или перетекают одна в другую, так что одновременно могут развиваться несколько стадий. В некоторых случаях какие-то стадии могут уре­заться или почти полностью опускаться. Но, как правило, эти стадии протекают в определенном порядке, что соответствует инициирующему процессу: предшествующая ведет к следующей с помощью опреде­ленного и обязательного перехода. В весьма кратком изложении эти стадии, даю­щие представление о церемониях символического исцеления в различных культу­рах и сравнительного их понимания, представлены следующим образом:

1 стадия «Отделение или сепарация» [9] - на этом этапе жертва насилия принимает решение об участии в психотерапевтических процедурах. Ритуализация процессуальной психотерапии начинается уже на этом этапе. Назначается особое место и время для реализации программы. Клиент «отрывается» от ситуации «жертва насилия».

2 стадия «Очищение или подготовка» - очищение достигается путем осознавания своего места и мотивов работы, своего состояния и хронических симптомов, связанных с травмой.

3 стадия «Представление или вызывание» [10] - На данном этапе у клиента присутствует осознание первичной идентификации – «жертвы», а также симптомов с ней связанных, актуализи­руются образы проблемы и соответствующие возможные образы исцеления. Артикулируются те или иные сигналы в различных каналах, относящиеся к терапевтическому процессу, (образы, которые затем представляются в зримом, слышимом, обоняемом или осязаемом виде, так что на этой стадии важную роль играют также вкус, запах и прикосновение). Символы могут быть предъявлены в живой драматической манере, например в виде движения, танца, рисунка, песни и т.п. В такой атмосфере символическое присутствие становится реальным. Будучи реализованными, образы наделяют сами символы, терапевта и пациента полномочиями своего нуминозного присутствия. На этой стадии строится путь к кульминационному действию. Кроме того, состояние клиента характеризуется как «фигура на барьере» (figure on the edge), наполнено страхом, сомнениями, неустойчивостью. Многие клиенты на этом этапе, не справившись со своим внутренним процессом, покидают терапию.

4 стадия «Отождествление».

На данной стадии терапевт (фасилитатор) и пациент — а иногда и все присутствующие тоже отождествляются или в высокой степени наделяются теми нуминозными силами, которые были осознаны и реифицированы. Если на этой стадии процесс «застревает» и не получает бурного развития, возможно, пациент подошел к «барьеру» (Барьеры (edge) - пределы того, на что способна личность, по собственному убеждению, описание чего-то, что личность считает невозможным для себя испытать или жить с этим). Сопротивление процессу – тоже процесс. Бессознательное и отсутствие осознавания – часть естества пациента. Даже при всем желании пациент не может «не следовать». У него есть только выбор: осознавать или не осознавать то, что происходит.

5 стадия «Трансформация».

Терапевт облегчает процесс, с целью привести его к желаемому результату. Пациент, следуя за процессом, осознает его внутреннюю сущность и внутренние ресурсы проблемы. На этом этапе происходит интеграция травматического опыта во внутренний ресурс.

6 стадия «Избавление» [11]

В конечном итоге наступает стадия, высвобождающая пациента, терапевта и группу из-под воздействия той мощной символической силы травмы/ насильственного процесса, кото­рая была активирована на предшествующих этапах, и возвращающая их к нор­мальному состоянию. Испытав и пережив трансформирующую силу символа, пациент интегрирует его потенциал в свою жизнь, используя как внутренний ресурс. Это осуществляется с помощью специальных движений, рисунков, песен и т.п., которые производит пациент. На этом цикл символического исцеления заканчивается. Как правило, инициирующая сила процессуальной психотерапии заключается в том, что клиент/пациент приходит к смене социального или иного статуса, «выходит» из прежнего состояния «жертвы», разрушает эту социальную роль.

Безусловно, подобный сценарий психотерапии с определенными модификациями можно обнаружить в самых разных культурах, равно как и в техниках директивной психотерапии западного образца. Различия состоят в том, что в ходе процессуальной психотерапии, терапевт не осуществляет манипуляций над пациентом, а следует за его процессом, лишь усиливая сигналы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: