Выбор тринадцати стадий не является произвольным. Он соответствует 12 архетипическим стадиям и 13-й-точкой отсчета, циркулярной форме, с помощью которой мы иллюстрируем процесс развития, что является также очень важным.
Каждая стадия процесса развития иллюстрируется тремя формами, включенными в карточный тест © MARI ® (аббревиатура Mandala Assessment and Research Instrument). В ранних публикациях (Kellogg, 1978, 1981) приводились несколько иные рисунки для каждой стадии.
Шкала самооценки степени исцеления
Во время работы обследуемым была предложена шкала самооценки степени своего исцеления[36]. Шкала была предложена до начала терапевтической работы (I срез), во время психотерапевтической группы на 4-5 занятии (II срез), по окончании терапевтической работы (III срез). Во время интервью респондентов спрашивали о достигнутом с момента первого интервью и связанном с психотерапевтической работы улучшении состояния. Эти вопросы были ориентированы на выявление исцеляющего эффекта в целом и не касались каких-либо специфических проблем. Исследуемым было предложено оценить свое состояние по следующим градациям:
0 - отсутствие исцеления,
1 – очень слабое исцеление,
2 – слабое исцеление,
3 – частичное исцеление,
4 – почти полное исцеление,
5 – полное исцеление.
Для определения достоверности полученных результатов производилась статистическая обработка диагностических данных с помощью пакета SPSS 9.0 for Windows (Statistic Package for Social Science) и Excel.
Психотерапевтические методы исследования
Психотерапевтические методы исследования представлены в авторской программе процессуальной психотерапии женщин-жертв сексуального насилия. Методическое обеспечение терапевтической программы для женщин, переживших сексуальное насилие, подавление или злоупотребление, включает описание теоретических положений, на которых основана программа, целей и задач, а также методов и формы организации проведения занятий, включая примерный перечень необходимого оборудования.
Далее приведены структура программы и занятия. Более подробно содержание программы раскрывается в описании используемых на занятиях упражнений и техник.
Структура программы [37].
Программа состояла из нескольких этапов:
1. Этап, предшествующий основной программе. Целевое назначение этапа - организационно-методическое и техническое оснащение.
Этап основной программы
А) Диагностический этап.
Б) Терапевтический этап
· Подготовительный этап, целевое назначение которого – введение в терапевтическое пространство, формирование контекста и правил работы с внутренним миром. Кроме того, осознание и принятие своей первичной идентификации (primary process[38]). Результатом данного этапа является открепление личности от группы, в которую она входила раньше, связанную с травматической ситуацией, ситуацией насилия, подавления или злоупотребления. Психологические состояния участников на данном этапе – ситуации выбора, страхи, беспомощность.
· Второй этап - «нахождения на грани» (соответствует лиминальной стадии процесса инициации). Цель данного этапа - заключается в пересечении границ (порогов: limen буквально означает «порог»), пребыванием в измененном, экстремальном состоянии сознания, осознании барьеров (edge)[39]. Результатом данного этапа является смещение фокуса от первичной идентификации (жертва) к вторичной идентификации (secondary process), которое может создаваться целенаправленно или самопроизвольно.
Психологическое состояние участников на данном этапе обычно характеризуется пассивностью, беспомощностью или изоляцией. Личность находится в состоянии, которому предстоит трансформация.
· Третий этап - рестимуляция. Цель данного этапа – осознание своего личного мифа (personal myth)[40] и сновидящего тела (dreambody).[41]
Результатом данного этапа является установление контакта с вторичной идентификацией. Психологическое состояние участников характеризуется измененным состоянием сознания, состояниями острого страха, апатии, яркими депрессивными и агрессивными поведенческими реакциями.
· Четвертый этап – восстановительный. Соответствует реинтегративной стадии инициационного процесса. Основная цель этапа – возрождение (трансфигурация) личности. Результатом считается принятие вторичной идентификации (secondary process) и ресоциализация с интеграцией полученного опыта, принимая полную ответственность за свои действия во всех сферах своей жизни. Основное приобретение в психологическом состоянии личности – «свобода жить».
3. Этап, реализуемый после завершения основной программы. Целевое назначение этапа - подведение итогов и анализ результатов программы
Структура занятия
Каждое занятие предполагало следующие этапы:
1. Ритуал входа в терапевтическое пространство.
2. Самооценка состояния (работа с сигналами, терапевтическое использование методики МARI Card/ работа с мандалой сновидения, сновидениями и сновидческими фигурами).
3. Основной блок работы, определяющийся тематикой занятия (иногда заменялся работой с экстремальным состоянием участника группы).
4. Индивидуальная работа по самоанализу, рефлексия.
5. Ритуал выхода
Оценка эффективности программы процессуальной психотерапии производилась с помощью методик:
-Шкала оценки влияния травматического события (Impact of Event Scale-R – IES-R)
- Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory - BDI)
- Шкала тревожности Тейлора (Taylor Manifest Anxiety Scale)
- Методика MARI Card Test (J. Kellog, 1991).
Диагностическая процедура проводилась в 2 среза: до начала терапии и по программы.
Таблица 10
Тематический план занятий терапевтической группы для женщин, переживших сексуальное изнасилование.
№ | Тема занятия[42] | Диагностическая процедура | Количество часов |
1. | Знакомство. Ритуал входа в групповое пространство. Исследование состояния до насилия. Работа с симптомами. | Методика MARI Card Test | 4 часа |
2. | Исследование первичной идентификации (жертва/насильник). Работа с масками. | 8 часов | |
3. | Осознание индивидуальных чувств и ощущений (страх, боль, гнев и т.д.) | 4 часа | |
4. | Исследование мифа индивидуальной травмы | 8 часов | |
5. | Работа с травмой: мистическое путешествие в травматическую ситуацию | 8 часов | |
6. | Осознание и работа с хроническими симптомами травмы | 4 часа | |
7. | Работа с раздражителями | Методика MARI Card Test | 8 часов |
8. | Работа со свидетелем насилия | 8 часов | |
9. | Работа со старейшиной | 4 часа | |
Смерть первичной идентификации и преобразование мира | 12 часов | ||
Путешествие по лабиринту | 8 часов | ||
Внутренние ресурсы: осознание и принятие | 8 часов | ||
Вторичная идентификация. Создание куклы. Инсталляция. Ритуал завершения группы | Методика MARI Card Test | 12 часов | |
96 часов |