Теория государственного управления как научная и учебная дисциплина, ее объект, предмет и задачи.
управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. управление в социальных сообществах представляет собой специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах. В качестве объекта управления могут выступать естественные и физические процессы, технические системы, политические, экономические и социальные процессы, любые события, протекающие в обществе (естественно, речь идет о событиях, которыми можно управлять) и т. д. управление в самом общем понимании можно рассматривать как всевозможные формы и методы воздействия на объекте целью достижения желаемого результата. 3 подхода: общий подход(организация деятельности людей.практика управления организациями. координация деятельности по использованию имеющихся ресурсов.целенаправленного воздействия.)Функциональный подход (планирование, организацию, мотивацию труда и контроль. воздействие на трудовые коллективы. целенаправленную координацию общественной деятельности.) Субъектно-объектный подход (воздействует и подчиняет своим интересам элементы.осмысленную организацию общественного производства.методов для достижения поставленной цели. целенаправленное воздействие
в соответствии с изменяющимися условиями;достижения поставленных целей и решения задач.оптимальных условий для функционирования объекта. упорядочение и регулирование системы исходя из изменяющихся условий внешней и внутренней среды)
|
Управление как функция различного рода систем. Специфика социальных систем и управления ими. Элементы процесса социального управления.
Управление в широком общесоциологическом смысле называется социальным управлением. Оно связано с управлением обществом путем применения социальных стимулов, средств, механизмов, когда различные группы, организации, институты, личности, действуя в своих интересах и в то же время выполняя «общие дела», воздействуют на состояние и развитие общества. Исходной концептуальной схемой, моделью постановки проблем и их решения, методов управления выступает управленческая парадигма (от греческого para- digma - «пример, образец»).Парадигма управления - это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне его, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий.При этом принципиально важное значение имеет насыщенность парадигмы ценностями, значимыми для конкретной социальной системы, на развитие и воспроизводство которых нацелен процесс управления.Любая система управления предполагает определенную иерархическую систему, соответственно, несколько уровней управления. Сегодня можно говорить о необходимости формирования новой управленческой парадигмы, предопределенной необходимостью учета в ней устойчивых мировых тенденций развития управления. К ним следует отнести: усиление социальной ориентации систем управления; усиление внимания на современные технологии управленческого труда, предопределяющие возможность его совершенствования и оптимизации;профессионализацию управленческого труда, переход от непосредственного воздействия на человека к формированию микросреды, в которой он может реализовать себя как личность; умение осознавать социальную значимость и полезность управленческого труда; расширение на практике «сервисного управления» - интеллектуального обслуживания аппаратом управления коллективного труда, жизнедеятельность трудовых организаций; интернационализацию теории и передовой практики управления.
|
Понятие государственного управления, его понимание в широком и узком смысле. Соотношение понятий «государственная политика» («политическое управление») и «государственное управление».
3.3 Государственное управление осуществляется государством посредством осознанного, целенаправленного, волевого и организованного воздействия на явления и процессы, протекающие в обществе. В своем управленческом воздействии государство опирается на право..Объективная необходимость государственного управления продиктована необходимостью обеспечения целостности общества, его поступательного развитиясамым государственное управление является актом государственного вмешательства в жизнедеятельность общества. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т. е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач.Государственное управление можно рассматривать как целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Оно представляет собой разновидность социального. В широком смысле государственное управление представляет собой совокупность всех видов деятельности государства или, другими словами, все формы реализации государственной власти, все формы и методы ее проявления. В узком смысле под государственным управлением понимается административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на профессиональной основе. Государственная политика — совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества.
|
Объективная необходимость, специфика, виды и уровни государственного управления.
В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют субординационное и координационное управление.. Координационное управление присуще федерациям или конфедерациям. Субординационное управление основано на административном подчинении периферии центру,По уровню управления выделяют республиканское, региональное и местное управление. По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое и функциональное управление.Отраслевое управление предполагает наличие вертикали. Функциональное управление осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность и т. д.. В зависимости от периода действия управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным.Стратегическое управление определяет долгосрочную перспективу Тактическое управление - это управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей. Оперативное управление направлено на решение текущих задач, а также
антикризисное управление, национальный уровень, региональный и местный.
.