Основные этапы становления и развития теории государственного управления.




Начинаем с Греции и погнали. Изучение становления и развития теории государственного управ­ления как самостоятельного научного направления в современном его понимании позволяет условно выделить несколько этапов ее эволюции, которые охватывают период с конца XIX века по сегод­няшний день:1этап - конец XIX в. - 1920 г.;2 этап - 1920-1950 гг.;3 этап - 1950-1990 гг.;4 этап - 1990 г. - по настоящее время.Первый этап развития теории государственного управления был обозначен появлением работ В. Вильсона, Ф. Гудкау, М. ВебераВторой этап характеризуется первыми самостоятельными шагами в развитии теории государственного управления введение курса теории учебных заведений США. Фзйоль, Л. V айт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси), школы человеческих отношений (М. Фоллет, А. Маслоу, Э. Мейо. У. Мэрфи).Третий этап в развитии теории государственного управления начался в 50-е годы XX века и получил название периода «критиче­ской самооценкиповеденческий или бихевиоральный, основанный на дости­жениях социальной психологии и социологии (Г. Саймон, Д. Смитц- берг, В. Томпсон, Д. Истон); системный (Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс), обосновыва­ющий взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов, подсистем и всей системы государственного управления с внешней средой, т. е. обществом, что позволяло рассматривать их как единое целое;ситуационный, центральной идеей которого является анализ ситуации, позволяющий выявить обстоятельства и причины, обусловив­шие складывающуюся конкретную ситуацию в определенный про­межуток времени.Современный этап (начиная с конца XX столетия) развития науки государственного управления ориентирован на проблемы стратегического управления, демократизацию и социальную направлен­ность государственного управления, использование достижений научно- технического прогресса и положительного международного опыта в государственном управлении.

6.6 Разработка основ теории государственного управления в конце XIX- начале XX вв. (А. Бентли, В. Вильсон, М. Вебер и др.). М.Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии. Основные характеристики бюрократии сводятся: 1.бюрократическая юрисдикция четко регламентирована; 2. основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации; 3.вся формальная внутриорганизационная деятельность осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению; 4.все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования. Вудро Вильсон: Основные посылки теории бюрократии – наличие единого управляющего центра в любой системе правления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности, структурное сходство всех современных правительств, отделение управления от политики, профессионализм служащих, организованная иерархия как условие финансовой и административной эффективности, наличие хорошей модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия. Ее превосходство проявляется в четкости, быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации, стабильности, относительной дешевизне и, наконец, в безличном характере деятельности, и этим ставит ее настолько же выше всех прочих видов организации, насколько механическое производство выше ручного. Начало анализу политического поведения отдельных личностей и групп положили работы Артура Бентли. Он изложил теорию "заинтересованных групп". В ее основе лежит положение о том, что деятельность людей предопределена их интересами и направлена на обеспечение этих интересов.

7.7 Развитие теории государственного управления в 1920 – 1950 годы (Дж. Кейнс, А. Файоль, Дж. Бернхейм и др.). Анри Файоль первым поставил задачу организованного обучения менеджменту во Франции. В книге «Общее и промышленное управление» он дал классическое определение научному управлению: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать». Управление любой организацией, по его мнению, включает шесть групп функций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные. Дж. Кейнс в своей книге "Общая теория занятости, процента и денег" обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого. Кейнсианская модель государственного управления основывается на принципах:1) государство должно осуществлять комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рыночных отношений;2) государство перераспределяет доходы в пользу неимущих слоев через прогрессивное налогообложение, развитие бесплатной системы образования и здравоохранения; 3) антикризисное регулирование сводится к стимулированию инвестиций в период экономического спада путем увеличения государственных расходов на закупки, товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса 4) возможность допущения дефицита бюджета и умеренной инфляции и за счет выпуска в обращение дополнительных денег. Дж.Бэрнхейм написал книгу "Менеджерская революция", где как основную провел идею о том, что в современных условиях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. Господствующей силой провозглашаются менеджеры — такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия.

8.8.Развитие теории государственного управления во второй половине XX века (Т. Парсонс, Д. Истон, Э. Даунс, Дж. Роулз, Р. Даль, Г. Алмонд, Дж. Гэлбрейт, Э. Мэйо и др.). Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям: адаптация— касается отношений между системой и се средой; целедостижение— выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность; интеграция — относится к координации частей социальной системы; удержание образца— предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества. На практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». Алмонд установил, что политическая система должна эффективно осуществлять три группы функций: а) функции взаимодействия с внешней средой; б) функции взаимосвязи внутри политической сферы; в) функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы. Мэйо доктрина «человеческих отношений». Ее суть: человек — «социальное животное»; труд человека может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра; средний человек стремится к ответственности; роль экономических форм стимулирования труда ограничена; производственная организация — это сфера удовлетворения социальных потребностей человека; для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда.

9.9.Современные проблемы теории государственного управления. Важнейшей проблемой остается проблема повышения научной обоснованности государственного управления, расширения направлений и масштабов применения новых разновидностей системного и ситуационного анализа - критического, аксиологического, классификационно-типологического, основанных на современных инновационных подходах.Серьезной проблемой в государственном управлении является проблема, связанная с усилением мотивации восприимчивости субъектов управления к нововведениям, информационно-коммуникационному обеспечению управленческой деятельности. Одной из проблем государственного управления остается проблема, связанная с объективной необходимостью повышения уровня организационной культуры органов государственного управления, а также с усилением внимания к социально-психологическим факторам в управлении, развитием высокопрофессионального кадрового потенциала государственной службы.

10.10 Американская научная школа государственного управления. Ведет свое начало с работы В. Вильсона «Изучение администрирования» 1887 г. Представители американской школы человеческих отношений Фоллет, Маслоу, Мэйо в своих работах главный акцент делали на улучшение психологического климата в коллективе и усиление мотивации к трудовой деятельности, которые, по их мнению, выступали в качестве основного фактора оптимизации функционирования системы государственного управления. К середине XX в. определяющими в теории государственного управления стали концепции экономики благосостояния и конкурирующих групп. Сущность первой сводилась к следующему: вмешательство государства необходимо в том случае, когда свободный рынок не дает нужного результата; наилучшие результаты при этом дает управление из федерального центра. Вплоть до конца XX в. исследования американских ученых были направлены на развитие теории бюрократии, повышение эффективности управления, децентрализацию управления и развитие местного самоуправления. К концу XX века была сформирована теория общественного выбора, ориентированная на собственные политические ценности, установки, ограничения. В конце XX века концепция организационного развития, затрагивающая вопросы структуры, поведения, культуры организации, повышение эффективности функционирования системы государственного управления, ее адаптивности, гибкости, а также профессионализма государственных служащих. Отличительной особенностью американской школы является эмпирическая направленность ее исследований.

11.11. Английская научная школа ГУ. 19 век, До начала 30-х гг. XX в. господствующим подходом к ГУ был институциональный, наиболее известными представителями которого были Э. Паркер, Д. Коул, Г. Ласки, Ч. Маннинг, У. Робсон, Г. Файнер и др. с 30-х гг. XX в, в англ. школе начинают доминировать бихевиористские методы: представителей -социологического направления (Э. Берч, И. Берлин, У. Риз, Р. Роуз), основанных на поведении человека, складывающемся под влиянием культурных традиций, рассматриваются вопросы взаимоотношений власти и общества, господства и подчинения. По мнению Р. Роуза, авторитет гос. власти может быть измерен, с одной стороны, степенью ее под­держки гражданами, а с другой - тем, насколько последние подчиняются ее законам.- Экономическое направление окончательно оформилось после Второй мировой войны, ГУ как сферу рациональной деятельности людей с неизмен­ной целью - извлечение максимальной выгоды. властные отношения возможны только при условии, что одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, в силу того, что имеет большие возможности достичь желаемого результата ценой минимальных убытков. Новые направления: «мягкого мышления»-Этот подход позволяет структурировать управленческие процессы с позиции различных взглядов и подходов, обсуждая правомерность их применения в конкретных ситуациях и при определенных обстоятельствах и организационная кибернетика- Центральное место в ней занимает баланси­рующая система, способная реагировать на изменение окружающей среды. Оказывает влияние американская школа.

12.12 Германская научная школа ГУ. именно в Германии и Австрии получила свое начало теория государственного управления как научное направление. Еще в XVII веке. М. Вебер так же, как В. Вильсон и Ф. Гуднау, отстаивал позицию отделения аппарата государственного управления от политики. Особенность немецкой школы теории государственного управления проявилась в дуализме философского и социологического осмысле­ния этого научною направления. Большая часть немецких исследователей видела в государственном управлении воплощение «вечных» ценностей и сферу реализации свободы. Наиболее ярко это отражено в работах X. Куна, Э. Форстхоффа, Э. Хиппеля. А. Гелен в качестве основы государственного управления рассмат­ривал стремление к стабильности внутреннего и внешнего мира. Струк­туры государственного управления он представлял как некий «ней­тральный» административный аппарат, используемый теми или иными политическими силами в качестве «...руководящего штаба новой системы для принуждения своих противников». Люд­виг Эрхард- эффективность государственного управления определяется усилением мер по государ­ственному регулированию экономики, предлагал изменить социаль­ную структуру общества посредством крупных мер по рассеиванию собственности и демократизации капитала, по смягчению экономи­ческих кризисов и классовых противоречий. определяющая роль в развитии об­щества отводилась государственному управлению, государственные должности должны были занимать специалисты по общим интересам, определяющие политику страны, а основной принцип подбора специалистов-профессионалов на государственную службу должен исходить из понимания ими социальных интересов.

13.13 Французская науч. ШколаГУ имеет свою специфику, выразившуюся в доминировании (теории институтов (М. Прело и М. Дюверже), пришедшей на смену трактовке гос-а как юр.лица..Государство рассматривалось как институт, в котором воплощается власть. При этом на первый план выдвигались общее дело, задачи и цели, которым служит государство. Основы институционального подхода к проблемам ГУ изложены в работах JI. Дюги, А. Мишеля, М. Орлу. Основные принципы ГУ рассматривал в своей работе «Элементы конституционного права» (1895) основатель политической науки Франции А. Эсмен. В рамках фр. школы большое внимание уделялось повышению эффективности ГУ посредством децентрализации власти (Г1. Авриль, Э. Фор). Проблему бюрократии, повышения эффективности функциониро­вания гос.аппарата, создания действенной системы контроля за властными структурами рассматривал в своих работах Алэн. В широком масштабе классиком научного менеджмента признан Анри Файоль. Он выделил шесть основных функций управления, сформулировал принципы управления, которые являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте

решения по распределению ценностей.

 

14.14 Вклад рос. И бел. Ученых в развитее ТГУ. Отечественная наука в области государственного управления развивалась в рамках российской управленческой науки главным образом как учение о государстве и праве. Начиная с введения Петром I знаменитого «Табеля о рангах», основное внимание было сосредоточено на решении проблемы повышения эффективности деятельности гос. аппарата. Интересные и оригинальные идеи в отношении взаимодействия государства и общества нашли отражение в работах С. Соловьева, К. Кавелина, Б. Чичерина, В. Ключевского, П. Милюкова. Нач.СССР - изучения и использования в деятельности гос. аппарата научного менеджмента. В послевоенный период ГУ изучалось в рамках адм. права, что, не обеспечивало рассмотрение проблем, присущих ГУ, не давало толчка к развитию технологий государственно-управленче­ской деятельности. Некоторый перелом и поворот к проблемам ГУ наметился в 70-80 гг XX в., когда весьма успешными были попытки развития теории управления на основе системного подхода. Сегодня развитие отечественной науки по данному направлению находится на стадии становления.Нельзя сбрасывать со счетов накопленный опыт ГУ в рамках советского периода, особенно в части управления народным хозяйством. Должны быть изучены и учтены как негативные, так и позитив­ные аспекты командно-административного управления в отечествен­ной практике.

15.15 Японская концепция человеческих отношений как вклад в теорию управления персоналом. Концепция «человеческих отношений», интенсивное развитие которой пришлось на 60-е годы, призвана была, по мысли ее создателей, изменить психологию предпринимателей, побудить их к лояльному отношению к рабочим, а рабочих — отдавать капиталу не только физические, но и интеллектуальные силы, породить духовную общность эксплуататоров и эксплуатируемых.Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире, и главная причина её успеха - умение использовать человеческий фактор. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно. основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

 

16.16.Политическое сознание, его носители, уровни, типы Политическое сознание – это система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм и теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества. В основе процесса формирования политического сознания находятся экономические отношения, производство и воспроизводство материальных условий человеческого существования.Политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Носители-субъекты политики (индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Уровень политического сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. Уровни; обыденный(восприятия будничной общественной жизни.), эмпирический(осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников) и теоретический(место глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин, факторов и закономерностей их развития).В зависимости от характера идейно-политических убеждений и ориентаций людей их политическое сознание может быть:• социалистическим• либеральным• консервативнымВ зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как политическому институту• этатистский • анархистский тип политического сознания. В зависимости от типа политического режима: • демократический• авторитарный• тоталитарный типы политического сознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: