Начинаем с Греции и погнали. Изучение становления и развития теории государственного управления как самостоятельного научного направления в современном его понимании позволяет условно выделить несколько этапов ее эволюции, которые охватывают период с конца XIX века по сегодняшний день:1этап - конец XIX в. - 1920 г.;2 этап - 1920-1950 гг.;3 этап - 1950-1990 гг.;4 этап - 1990 г. - по настоящее время.Первый этап развития теории государственного управления был обозначен появлением работ В. Вильсона, Ф. Гудкау, М. ВебераВторой этап характеризуется первыми самостоятельными шагами в развитии теории государственного управления введение курса теории учебных заведений США. Фзйоль, Л. V айт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси), школы человеческих отношений (М. Фоллет, А. Маслоу, Э. Мейо. У. Мэрфи).Третий этап в развитии теории государственного управления начался в 50-е годы XX века и получил название периода «критической самооценкиповеденческий или бихевиоральный, основанный на достижениях социальной психологии и социологии (Г. Саймон, Д. Смитц- берг, В. Томпсон, Д. Истон); системный (Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс), обосновывающий взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов, подсистем и всей системы государственного управления с внешней средой, т. е. обществом, что позволяло рассматривать их как единое целое;ситуационный, центральной идеей которого является анализ ситуации, позволяющий выявить обстоятельства и причины, обусловившие складывающуюся конкретную ситуацию в определенный промежуток времени.Современный этап (начиная с конца XX столетия) развития науки государственного управления ориентирован на проблемы стратегического управления, демократизацию и социальную направленность государственного управления, использование достижений научно- технического прогресса и положительного международного опыта в государственном управлении.
|
6.6 Разработка основ теории государственного управления в конце XIX- начале XX вв. (А. Бентли, В. Вильсон, М. Вебер и др.). М.Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии. Основные характеристики бюрократии сводятся: 1.бюрократическая юрисдикция четко регламентирована; 2. основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации; 3.вся формальная внутриорганизационная деятельность осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению; 4.все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования. Вудро Вильсон: Основные посылки теории бюрократии – наличие единого управляющего центра в любой системе правления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности, структурное сходство всех современных правительств, отделение управления от политики, профессионализм служащих, организованная иерархия как условие финансовой и административной эффективности, наличие хорошей модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия. Ее превосходство проявляется в четкости, быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации, стабильности, относительной дешевизне и, наконец, в безличном характере деятельности, и этим ставит ее настолько же выше всех прочих видов организации, насколько механическое производство выше ручного. Начало анализу политического поведения отдельных личностей и групп положили работы Артура Бентли. Он изложил теорию "заинтересованных групп". В ее основе лежит положение о том, что деятельность людей предопределена их интересами и направлена на обеспечение этих интересов.
|
7.7 Развитие теории государственного управления в 1920 – 1950 годы (Дж. Кейнс, А. Файоль, Дж. Бернхейм и др.). Анри Файоль первым поставил задачу организованного обучения менеджменту во Франции. В книге «Общее и промышленное управление» он дал классическое определение научному управлению: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать». Управление любой организацией, по его мнению, включает шесть групп функций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные. Дж. Кейнс в своей книге "Общая теория занятости, процента и денег" обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого. Кейнсианская модель государственного управления основывается на принципах:1) государство должно осуществлять комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рыночных отношений;2) государство перераспределяет доходы в пользу неимущих слоев через прогрессивное налогообложение, развитие бесплатной системы образования и здравоохранения; 3) антикризисное регулирование сводится к стимулированию инвестиций в период экономического спада путем увеличения государственных расходов на закупки, товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса 4) возможность допущения дефицита бюджета и умеренной инфляции и за счет выпуска в обращение дополнительных денег. Дж.Бэрнхейм написал книгу "Менеджерская революция", где как основную провел идею о том, что в современных условиях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. Господствующей силой провозглашаются менеджеры — такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия.
|
8.8.Развитие теории государственного управления во второй половине XX века (Т. Парсонс, Д. Истон, Э. Даунс, Дж. Роулз, Р. Даль, Г. Алмонд, Дж. Гэлбрейт, Э. Мэйо и др.). Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям: адаптация— касается отношений между системой и се средой; целедостижение— выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность; интеграция — относится к координации частей социальной системы; удержание образца— предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества. На практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». Алмонд установил, что политическая система должна эффективно осуществлять три группы функций: а) функции взаимодействия с внешней средой; б) функции взаимосвязи внутри политической сферы; в) функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы. Мэйо доктрина «человеческих отношений». Ее суть: человек — «социальное животное»; труд человека может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра; средний человек стремится к ответственности; роль экономических форм стимулирования труда ограничена; производственная организация — это сфера удовлетворения социальных потребностей человека; для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда.
9.9.Современные проблемы теории государственного управления. Важнейшей проблемой остается проблема повышения научной обоснованности государственного управления, расширения направлений и масштабов применения новых разновидностей системного и ситуационного анализа - критического, аксиологического, классификационно-типологического, основанных на современных инновационных подходах.Серьезной проблемой в государственном управлении является проблема, связанная с усилением мотивации восприимчивости субъектов управления к нововведениям, информационно-коммуникационному обеспечению управленческой деятельности. Одной из проблем государственного управления остается проблема, связанная с объективной необходимостью повышения уровня организационной культуры органов государственного управления, а также с усилением внимания к социально-психологическим факторам в управлении, развитием высокопрофессионального кадрового потенциала государственной службы.
10.10 Американская научная школа государственного управления. Ведет свое начало с работы В. Вильсона «Изучение администрирования» 1887 г. Представители американской школы человеческих отношений Фоллет, Маслоу, Мэйо в своих работах главный акцент делали на улучшение психологического климата в коллективе и усиление мотивации к трудовой деятельности, которые, по их мнению, выступали в качестве основного фактора оптимизации функционирования системы государственного управления. К середине XX в. определяющими в теории государственного управления стали концепции экономики благосостояния и конкурирующих групп. Сущность первой сводилась к следующему: вмешательство государства необходимо в том случае, когда свободный рынок не дает нужного результата; наилучшие результаты при этом дает управление из федерального центра. Вплоть до конца XX в. исследования американских ученых были направлены на развитие теории бюрократии, повышение эффективности управления, децентрализацию управления и развитие местного самоуправления. К концу XX века была сформирована теория общественного выбора, ориентированная на собственные политические ценности, установки, ограничения. В конце XX века концепция организационного развития, затрагивающая вопросы структуры, поведения, культуры организации, повышение эффективности функционирования системы государственного управления, ее адаптивности, гибкости, а также профессионализма государственных служащих. Отличительной особенностью американской школы является эмпирическая направленность ее исследований.
11.11. Английская научная школа ГУ. 19 век, До начала 30-х гг. XX в. господствующим подходом к ГУ был институциональный, наиболее известными представителями которого были Э. Паркер, Д. Коул, Г. Ласки, Ч. Маннинг, У. Робсон, Г. Файнер и др. с 30-х гг. XX в, в англ. школе начинают доминировать бихевиористские методы: представителей -социологического направления (Э. Берч, И. Берлин, У. Риз, Р. Роуз), основанных на поведении человека, складывающемся под влиянием культурных традиций, рассматриваются вопросы взаимоотношений власти и общества, господства и подчинения. По мнению Р. Роуза, авторитет гос. власти может быть измерен, с одной стороны, степенью ее поддержки гражданами, а с другой - тем, насколько последние подчиняются ее законам.- Экономическое направление окончательно оформилось после Второй мировой войны, ГУ как сферу рациональной деятельности людей с неизменной целью - извлечение максимальной выгоды. властные отношения возможны только при условии, что одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, в силу того, что имеет большие возможности достичь желаемого результата ценой минимальных убытков. Новые направления: «мягкого мышления»-Этот подход позволяет структурировать управленческие процессы с позиции различных взглядов и подходов, обсуждая правомерность их применения в конкретных ситуациях и при определенных обстоятельствах и организационная кибернетика- Центральное место в ней занимает балансирующая система, способная реагировать на изменение окружающей среды. Оказывает влияние американская школа.
12.12 Германская научная школа ГУ. именно в Германии и Австрии получила свое начало теория государственного управления как научное направление. Еще в XVII веке. М. Вебер так же, как В. Вильсон и Ф. Гуднау, отстаивал позицию отделения аппарата государственного управления от политики. Особенность немецкой школы теории государственного управления проявилась в дуализме философского и социологического осмысления этого научною направления. Большая часть немецких исследователей видела в государственном управлении воплощение «вечных» ценностей и сферу реализации свободы. Наиболее ярко это отражено в работах X. Куна, Э. Форстхоффа, Э. Хиппеля. А. Гелен в качестве основы государственного управления рассматривал стремление к стабильности внутреннего и внешнего мира. Структуры государственного управления он представлял как некий «нейтральный» административный аппарат, используемый теми или иными политическими силами в качестве «...руководящего штаба новой системы для принуждения своих противников». Людвиг Эрхард- эффективность государственного управления определяется усилением мер по государственному регулированию экономики, предлагал изменить социальную структуру общества посредством крупных мер по рассеиванию собственности и демократизации капитала, по смягчению экономических кризисов и классовых противоречий. определяющая роль в развитии общества отводилась государственному управлению, государственные должности должны были занимать специалисты по общим интересам, определяющие политику страны, а основной принцип подбора специалистов-профессионалов на государственную службу должен исходить из понимания ими социальных интересов.
13.13 Французская науч. ШколаГУ имеет свою специфику, выразившуюся в доминировании (теории институтов (М. Прело и М. Дюверже), пришедшей на смену трактовке гос-а как юр.лица..Государство рассматривалось как институт, в котором воплощается власть. При этом на первый план выдвигались общее дело, задачи и цели, которым служит государство. Основы институционального подхода к проблемам ГУ изложены в работах JI. Дюги, А. Мишеля, М. Орлу. Основные принципы ГУ рассматривал в своей работе «Элементы конституционного права» (1895) основатель политической науки Франции А. Эсмен. В рамках фр. школы большое внимание уделялось повышению эффективности ГУ посредством децентрализации власти (Г1. Авриль, Э. Фор). Проблему бюрократии, повышения эффективности функционирования гос.аппарата, создания действенной системы контроля за властными структурами рассматривал в своих работах Алэн. В широком масштабе классиком научного менеджмента признан Анри Файоль. Он выделил шесть основных функций управления, сформулировал принципы управления, которые являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте
решения по распределению ценностей.
14.14 Вклад рос. И бел. Ученых в развитее ТГУ. Отечественная наука в области государственного управления развивалась в рамках российской управленческой науки главным образом как учение о государстве и праве. Начиная с введения Петром I знаменитого «Табеля о рангах», основное внимание было сосредоточено на решении проблемы повышения эффективности деятельности гос. аппарата. Интересные и оригинальные идеи в отношении взаимодействия государства и общества нашли отражение в работах С. Соловьева, К. Кавелина, Б. Чичерина, В. Ключевского, П. Милюкова. Нач.СССР - изучения и использования в деятельности гос. аппарата научного менеджмента. В послевоенный период ГУ изучалось в рамках адм. права, что, не обеспечивало рассмотрение проблем, присущих ГУ, не давало толчка к развитию технологий государственно-управленческой деятельности. Некоторый перелом и поворот к проблемам ГУ наметился в 70-80 гг XX в., когда весьма успешными были попытки развития теории управления на основе системного подхода. Сегодня развитие отечественной науки по данному направлению находится на стадии становления.Нельзя сбрасывать со счетов накопленный опыт ГУ в рамках советского периода, особенно в части управления народным хозяйством. Должны быть изучены и учтены как негативные, так и позитивные аспекты командно-административного управления в отечественной практике.
15.15 Японская концепция человеческих отношений как вклад в теорию управления персоналом. Концепция «человеческих отношений», интенсивное развитие которой пришлось на 60-е годы, призвана была, по мысли ее создателей, изменить психологию предпринимателей, побудить их к лояльному отношению к рабочим, а рабочих — отдавать капиталу не только физические, но и интеллектуальные силы, породить духовную общность эксплуататоров и эксплуатируемых.Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире, и главная причина её успеха - умение использовать человеческий фактор. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно. основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.
16.16.Политическое сознание, его носители, уровни, типы Политическое сознание – это система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм и теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества. В основе процесса формирования политического сознания находятся экономические отношения, производство и воспроизводство материальных условий человеческого существования.Политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Носители-субъекты политики (индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Уровень политического сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. Уровни; обыденный(восприятия будничной общественной жизни.), эмпирический(осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников) и теоретический(место глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин, факторов и закономерностей их развития).В зависимости от характера идейно-политических убеждений и ориентаций людей их политическое сознание может быть:• социалистическим• либеральным• консервативнымВ зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как политическому институту• этатистский • анархистский тип политического сознания. В зависимости от типа политического режима: • демократический• авторитарный• тоталитарный типы политического сознания.