Бюрократизм как явление в сфере управления, причины его появления, формы проявления, возможности и пути преодоления.




Слово «бюрократия» означает господство конторы, власть аппарата управления, иными словами, власть не народа, даже не конкретного человека, а должностной позиции. Возникновение современной бюрократической системы управле­ния было вызвано необходимостью решения важной исторической задачи - преодоления исторически предшествовавшей ей патриар­хальной системы управления, с ее пороками, которые с определенного момента стали серьезным тормозом на пути дальнейшего развития общества.

Существует множество трактовок бюрократии, которые можно свести к четырем основным типам - веберовскому, марксист­скому, имперскому (азиатскому) и реалистическому. Наиболее разработанной в научном отношении является веберовская трактовка, которая и стала фундаментом современного понимания проблемы, а также практически государственного управления.Вебер и Вильсон, независимо друг от друга, сформулировали, в сущности, аналогичную концепцию: бюрократическая организация - технически самая совершенная из всех организационных форм. К. Маркс считал бюрократию абсолютным злом.

Задачей Имперской (азиатская) модели в бюрократии считалось не служение общественным интересам, а смягчение негативных последствий от действий в принципе неискоренимых пороков людей, дабы обеспечить эффективную власть Сына небес.

Правовое государство как гарант преодоления бюрократизма предполагает:1) демократичность и открытость законодательного процесса;2) отчетность перед народом исполнительно-распорядительных органов о проводимой политике и повседневной практике, обществен­ный контроль за деятельностью властных структур, воспитание у людей чувства личной причастности к решению общегосудар­ственных задач;3) независимость суда и прокуратуры, совершенствование процессуального законодательства, строгое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту;4)создание профессионально подготовленного, динамичного, современного аппарата управления, формируемого на конкурсной основе, подконтрольного в рамках закона представительным органам и общественности. В Республике Беларусь немало сделано в этом направлении. Принята Директива Президента Рб «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», а также целый ряд мер, призванных обеспечить доступность, простоту, оперативность решения насущных проблем каждого человека.Дебюрократизация имеет две составляющие. Первая - совершен­ствование работы с населением. Вторая составляющая - оптимизация внутренней деятельности госорганов, порядка взаимодействия между нами, дебюрократизация самого госаппарата, сокращение переписки и отчетности.

 

4848.Конфликты в процессе государственного управления, их причины и пути разрешения. Существенную роль во внешних успехах государственного управления играют внутриорганизационные конфликты, которых нельзя избежать даже при очень жестком стиле руководства этими самыми кадрами. Следует различать два подхода к конфликту. Сторонники первого описывают конфликт как явление негативное. Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. Выбор менеджером одного из двух подходов определяет и выбор им форм работы и рекомендаций своей команде по действиям в конфликтных ситуациях.

Конфликт - это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Это, в частности, конфронтации, противоречия и т.п.Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Некоторые фирмы вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог

49.49.Коррупция в государственном управлении: понятие, формы проявления, причины возникновения, возможности и пути борьбы с ней.

Коррупция своими корнями уходит в прошлое. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций.

Политическая коррупция имеет предельно широкий спектр. Ее особой разновидностью, по мнению ряда авторов, является идейная коррупция, под которой понимается монополизация и ограничение пространства выбора властных решений на уровне государственного управления. Любое государственное управление должно четко соотносить средства администрирования с его стратегическими и тактическими целями. Посредством идейной коррупции происходит принципиальное смещение в системе «цель – средства».

 

50.50Понятие эффективности государственного управления и критерии ее оценки. Пути повышения эффективности государственного управления в Республике Беларусь.

 

Оценка эффективности государственного управления является объективно необходимой. Она обусловлена целым рядом обстоятельств:

- невозобновимостью потерь, понесенных обществом вследствие необдуманного и слабого управления;

- порождением новых тяжких проблем, способных на длительное время влиять на снижение уровня управления;

- снижение доверия к управлению, его общественному престижу.

Результаты государственного управления оцениваются всем обществом, его отдельными группами и каждым человеком в отдельности, ибо они наглядно просматриваются через изменение уровня и качества жизни населения, через развитие социальной и духовной сферы, через результаты, полученные в сфере экономики, национальной безопасности, международного сотрудничества и т.д.

Однако эта оценка не заменяет необходимости в специальной, официальной оценки эффективности государственного управления. Оценка управления должна осуществляться относительно характера, уровня, эффективности организации и функционирования системы государственного управления и его результатов. Оценки должны быть строго определенными по времени, формам, процедурам, последствиям. В системе государственного управления оценка должна осуществляться, как минимум, относительно:

- целей, практически осуществляемых в государственном управлении, в увязке с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами;

- целей, реализованных в управленческих процессах и результатах, полученных при осуществлении государственного управления (решений и действий);

-объективных результатов управления и их соответствия общественным потребностям и интересам;

-общественных издержек, ушедших на государственное управление в сравнении с объективными результатами, полученными вследствие управления;

- возможностей, заложенных в управленческом потенциале, и степенью их реального использования

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: