.Политическая культура – представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций выражающих их символов, которые являются общепринятыми для всех членов общества 3 типа: Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции.Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью.Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества (олицетворяющегося институтом монархии) и участия.Особенности политической культуры белорусского общества. В его основе лежит подданническая политическая культура, характеризующаяся односторонней зависимостью индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ. Однако в Беларуси подданническая политическая культура дополняется рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических и исторических особенностей ее развития.В Беларуси же политическая культура дуалистична и представляет собой сложное взаимодействие (иногда жесткое противоборство) двух социокультурных потоков, ориентирующихся на различные системы ценностей. Доминирующий социокультурный поток, охватывающий большинство населения, ориентировался на ценности корпоративизма (коллективизма, «соборности»), справедливости и равенства, отличался приверженностью патриархальным традициям (привычке подчиняться власти, потребности в руководстве и т.д.). Другие субкультуры отличала приверженность ценностям свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма и т.д.
|
Справедливость, благо, рациональность в политике. Теория справедливости и рационального выбора. Проблема обеспечения справедливого распределения соц. Благ в бел.обществе
В 1-й части анализируются содержательные принципы справедливости, во 2-й — возможности воплощения этих принципов в деятельности основных общественных институтов, в 3-й разрабатывается теория блага применительно к теории справедливости. Главную свою заслугу Роулз видит в содержательном анализе принципов справедливости, при разработке которых теория общественного договора была дополнена математической теорией игр. Основу общественного договора составляет гипотетическая первоначальная ситуация выбора (theoriginalposition). В первоначальной ситуации еще нет общества, есть только индивиды, которым предстоит договориться об основах взаимовыгодного сотрудничества. Гипотетическую ситуацию первоначального выбора Роулз дополняет гипотетической конструкцией “завесы незнания” (theveilofignorance); договаривающиеся индивиды должны быть беспристрастны, а потому лишены тех знаний, которые являются причиной пристрастности. Интуитивный смысл гипотетическогоконтрактуализма тот же, что и во всякой вообще игре: мы должны прежде согласиться в отношении справедливости правил, еще не зная, какие карты нам достанутся. Кое-что все же про этих индивидов известно: они рациональны (стремятся к максимизации своих благ) и равнодушны к судьбе других. Есть также некоторые первичные блага, которых они, как рациональные индивиды, не могут не желать: это — права и свободы, богатство, власть, здоровье, разум и т. д.
|
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР-Направление или подход к изучению политики, рассматривающие индивидуальное действующее лицо как основную единицу анализа и моделирующие политику, исходя из предположения, что индивиды ведут себя рационально, или исследующие возможные политические последствия рационального поведения. Авторы, стоящие на позициях рационального выбора, обычно ограничивают рациональность рамками переходности и постоянства выбора. Индивидуальный выбор является переходным в том случае, если кто-то, предпочитая А Б, а Б В, при выборе между А и В также отдает предпочтение А. Этот выбор считается постоянным, если, оказываясь в одинаковых условиях с одинаковым набором вариантов, человек всегда делает один и тот же выбор. Рациональный выбор подразделяется на общественный выбор (publicchoice) и социальный выбор (socialchoice).
21.21 Роль исполнительной власти и ее органов в государственном управлении. Совет министров (Правительство) Республики Беларусь, его статус, структура и направления управленческой деятельности.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров. Совет Министров является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Состав Совмина РБ: Премьер-министр, его заместители, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Национального статистического комитета, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ, руководитель Аппарата Правительства. Основными направлениями работы Правительства являются: 1.направление и координация деятельности госаппарата через министерства, комитеты и другие государственные структуры; 2. участие в законодательной деятельности посредством разработки и внесения законопроектов. 3. исполнение законов, с этой целью Правительство и его учреждения принимают во исполнение законов свои акты, вырабатывают программы реализации законов; 4. Нормотворческая деятельность (постановления Правительства) по вопросам входящим в компетенцию; 5. Составление и исполнение бюджета; 6. Составление проектов программ приватизации имущества.
|