1.Во всех видах консультационной работы, как в зарубежной, так и отечественной практике действуют одни и те же факторы психологического воздействия, которые при подготовке и проведении консультирования должен учитывать студент:
- установление особого контакта между консультантом и клиентом;
- ослабление напряженности на начальной стадии, основанное на способности клиента обсуждать свою проблему с консультантом;
- расширение репертуара когнитивных схем;
- изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с консультантом;
- приобретение социальных навыков на модели поведения консультанта;
- убеждение и внушение, явное или скрытое;
- усвоенное или осознанное отношение к новым формам поведения, осуществляемое при эмоциональной поддержке со стороны консультанта.
2. Кроме того, необходимо начинающему студенту - консультанту помнить об общих механизмах психологического воздействия в консультировании любого вида, и решить - на какой стадии, какой механизм им будет использован в работе с клиентом:
А) заражение – невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям, проявляющееся не через осознанное принятие какой – либо информации или образцов поведения, а через передачу эмоционального состояния. Индивид бессознательно усваивает образцы чьего – то поведения (консультанта). Например, во время «эмпатического выслушивания», «присоединения». При заражении используют как вербальный, так и невербальный язык.
Б)внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие консультанта на клиента. Это персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого, результатом которого является определенное психологическое состояние. При этом нет необходимости в доказательствах и логической аргументации. Преимущественно эмоционально – волевое воздействие. Как правило, носит вербальный характер.
|
В)убеждение – это интеллектуальное воздействие. Построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от клиента, принимающего информацию.
Г)подражание – копирование, воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Выделяют несколько видов:
- логическое и внелогическое;
- внутреннее и внешнее;
- подражание – мода и подражание – обычай;
- подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.
3. Начинающий студент - консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но на протяжении всей консультации следует дополнять «портрет» клиента. Собрание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительно можно получить информацию в ходе наблюдения, тестирования, проективных техник.
Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. Самая полная состоит из трех основных блоков. Она отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем:
1. Демографическая информация:
- возраст клиента;
- семейное положение;
- профессия;
- образование.
|
2. Актуальные проблемы и нарушения:
- возникновение, развитие и продолжительность затруднения;
- события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;
- возраст, в котором возникли проблемы;
- изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;
- непосредственная причина обращения клиента;
- предшествующие попытки (самостоятельно или с помощью других) разрешения проблем и результаты;
- употребление лекарств;
- семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, суициды);
3. Психосоциальный анамнез.
- раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);
- дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);
- младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и одноклассниками в школе, отношения в семье);
4. В своей работе студент должен определиться, по какой из ниже перечисленных консультативных моделей ему будет удобнее проводить свою психологическую консультацию. Напоминаем, что в представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, но есть и различия в моделях.
А). Ю.Е. Алешина
- знакомство с клиентом и начало беседы. Стадия «привет!»
- расспрос клиента, формулировка консультативных гипотез.
- проверка консультативных гипотез;
- оказание психокоррекционного воздействия;
- завершение консультативного интервью.
|
Б). Г.С. Абрамова
-установление контакта, сбор информации;
- осознание желаемого;
- выработка альтернативных решений;
- обобщение, резюме, переход от обучения к действию.
В). Р. Мэй «Искусство психологического консультирования», - М., 1994.
- установление контакта (раппорта), чтение характера;
- исповедь клиента и толкование результата;
- трансформация личности.
Г). В.Ю. Меновщиков
- установление контакта (первичная диагностика);
- исследование и осознание задачи (вторичная диагностика);
- перебор гипотез;
- решение;
- выход из контакта.
Д). Р. Кочунас.
- исследование проблемы, установление раппорта;
- двумерное определение проблем – характеристика проблемы, как на эмоциональном, так и на когнитивном уровне. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового ее понимания.
- идентификация альтернатив, обсуждаются возможные варианты решения проблемы.
- планирование – происходит критическая оценка выработанных альтернатив, предусматриваются способы и средства ее решения степень их реалистичности;
- деятельность, последовательная реализация плана решения проблемы;
- оценка и обратная связь, в случае надобности уточняет план деятельности. При отрицательном результате есть необходимость возврата к предыдущим стадиям.
5. Студенту необходимо помнить, что высказанное клиентом в виде жалобы должно быть обязательно структурировано консультантом на:
1. Локус жалобы может делиться на:
- субъективный (на кого жалуется).
По субъективному локусу встречаются 5 основных видов жалоб, или их комбинаций:
А) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье….);
Б) на семейную ситуацию в целом (все в семье плохо, все не так);
В) на супруга, бойфренда (его поведение, особенности) и супружеские отношения (нет взаимопонимания, любви и т.д.);
Г) на самого себя (свой характер, способности, особенности и т.д.);
Д) на третьих лиц.
- объективный (на что жалуется).
По объективному локусу можно выделить следующие виды жалоб:
А) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);
Б) на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, родственников;
В) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (умственному развитию);
Г) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительности, безволие, отсутствие решительности, вспыльчивость);
Д) на психологическую ситуацию (потеря контакта, понимания и т.д.);
Е) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем и т.д.)
! Может быть несовпадение по локусу. Например, локус жалобы – ребенок и его поведение, а скрытое – позиция и поведение отца, не принимающего должного активного участия в воспитании.
2. Самодиагноз.
Это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в своей жизни, основанное на его представлении о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю.
Самые распространенные самодиагнозы:
А) «Злая воля» - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) указание на непонимание этим лицом каких – либо истин, правил и нежелание их понять;
Б) «Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психическим больным;
В) «Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного;
Г) «Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности;
Д) «Индивидуальное своеобразие» - понимание тех или поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт;
Е) «Собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения;
Ж) «Собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассивность, и как следствие - неправильное поведение;
З) «Влияние третьих лиц» - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей и т.д., как актуальное, так и имевшее место в прошлом;
И) «Неблагоприятная ситуация» - развод, конфликт, испуг, перегрузка, болезнь;
К) «Направление» - официальный орган или лицо, которое направляет клиента на работу с психологом.
Рассогласование может быть и по самодиагнозу: в тексте звучит объяснение нарушений собственными неверными действиями, а скрытое содержание, передаваемое интонацией, мимикой, жестами, указывает на другие причины (например, на вмешательство третьих лиц, которые и обусловили эти неверные действия).
Проблема.
Это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.
Наиболее распространенные проблемы:
1) неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т.д.);
2) не умею, хочу научиться (влиять, внушать, заставлять, терпеть и т.п.);
3) не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, родителей);
4) не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т.п.);
5) не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т.п.);
6) знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы;
7) не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.
Несовпадения могут касаться и проблемы. Например, открыто заявляется: «не знаю, хочу знать». При этом скрытое содержание: «не умею, хочу уметь».
4. Запрос.
Это конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос связаны по смыслу. Например, клиент формулирует проблему: «не умею, хочу научиться», то запрос будет - «научите…».
Можно выделить следующие виды запросов:
1. просьба об эмоциональной или моральной поддержке («я прав, или неправ?», «мое решение правильное, или нет?»;
2. просьба о содействии в анализе («я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне в ней разобраться»);
3. просьба об информации («что известно об этом?»);
4. просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»);
5. просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это ребенка?»);
6. просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его в интересах лица, о котором идет речь («помогите ему избавиться от страхов», «помогите ему научиться общаться с ребятами»);
7. просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Заставьте его опять полюбить меня»).
Как правило запросы могут разделяться на две группы:
1. на конструктивные:
- запрос о помощи в самопознании;
- запрос о помощи в саморазвитии;
- запрос об информации, о границах нормы, прогнозе;
- запрос о трансформации, потребность начать жить как бы с чистого листа, обрести смысл, достигнуть личностной целостности;
- запрос о снятии симптома.
2. неконструктивные:
- запрос с предельным обобщением – формулирует свои трудности, исходя из установки не на решение проблемы, а на их избегание («Я хочу всем нравиться», «Мне нужно, чтобы ребенок всегда меня слушался»). Форма избегания, которую выбирает клиент – ПЕРФЕКЦИОНИЗМ, т.е. стремление к первенству всегда и во всем, соответствие идеализированным, нереальным нормам. На глубинном уровне выражает тревожность и мотивацию избегания неудач.
- манипулятивный запрос – клиент формулирует свои трудности как потребность изменить кого – то, управлять кем – то без его согласия. Консультант не может принять такой запрос. Исключение составляют запросы относительно людей с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями.
Расхождение может наблюдаться при анализе запроса: явное содержание запроса – просьба о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?», а скрытое – просьба об оказании влияния в собственных интересах: «Помогите мне его удержать».