ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ПРОТОКОЛА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ




 

 

Клиент: Алиса, 13 лет.

Цель: оказание психокоррекционной помощи клиенту по запросу.

Консультативные задачи:

1. Эмпатическое слушание в рамках ситуации, заявленной клиентом

2. Сбор психологической информации, выяснение причин ситуации, расспрос по жизненной проблеме клиента.

3. Выяснение причин, проверка консультативных гипотез.

4. Психокоррекционное воздействие: обсуждение с клиентом практических рекомендаций по решению ситуации, разработка альтернативного поведения.

5. Завершение работы: передача ответственности за дальнейшее развитие ситуации клиенту, подведение итогов работы, заключение контракта на дальнейшую работу.

Запрос: помощь в поиске причин возникающих трудностей.

Проблема: не понимаю — хочу понять.

Локус жалоб: субъективный – на третьих лиц.

Самодиагноз: одноклассники слишком строго ее оценивают.

 

Этап Консультант Клиент Метод  
  Э   Т А П №1     ''П   Р   И   В   Е   Т''       м и н у т Встречает клиента у дверей. Здравствуй. Проходи, пожалуйста. Свои вещи можешь оставить здесь. Проходят, садятся. Тебе удобно? Здесь будет проходить наша консультация. Давай познакомимся. Как мне лучше тебя называть? Хорошо, Алиса. Меня зовут Виктор. Я занимаюсь психологическим консультированием последние четыре года. Я закончил Череповецкий Государственный Университет по специальности практический психолог и специализируюсь в основном на вопросах взаимоотношений подростков. Поскольку ты пришла ко мне, думаю тебе это уже известно. Я должен сказать тебе, Алиса, что психологи не дают советов и не выписывают рецептов. Моя помощь будет заключаться в том, что я попытаюсь помочь тебе увидеть ситуацию с которой ты пришла сюда с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если будет необходимо, на основе этого принять какое-либо решение или изменить поведение. И еще, Алиса, все что будет тобою сказано в ходе консультации не выйдет за пределы этого кабинета.   У тебя есть какие-нибудь вопросы? Тогда, пожалуйста расскажи немного о себе.   Спасибо, Алиса. А что заставило тебя обратится за консультацией?   Значит ты хочешь поговорить о своих отношениях с одноклассниками?   Хорошо. В таком случае предлагаю начать работу.   Добрый день.   Да, вроде хорошо.   Алиса.   Мне все понятно.   Ну, мне 13 лет и я учусь в седьмом классе. Люблю принимать участие в школьных мероприятиях,. Живу с мамой и папой. Знаете, в школе мне сложно общаться с одноклассниками. Я стараюсь быть открытой, а им это как будто бы не нравится. Порой смотрят как на ненормальную. Это же невыносимо. Объясните, почему они так ко мне относятся? Ну, в общем-то да.   Давайте.     Пауза Присоединение по имени     Прояснение психологической помощи, передача ответственности клиенту   Гарантия анонимности     Пауза     Директива   Заключение контракта на работу  
  Э Т А П №2     Р А С С П Р О С     П О     П Р О Б Л Е М Е     25-30   м и н у т     Тогда, Алиса, расскажи, пожалуйста, с какого момента в твоих отношениях с одноклассниками стала складываться такая ситуация.   А что было до этого?   Итак, мы выяснили, что ты стала испытывать затруднения в общении с одноклассниками примерно два года назад. Теперь попробуем разобраться в их сути. Для этого опиши мне как ты ведешь себя в отношении одноклассников?   Гипотеза: навязчивость в А как они реагируют на тебя?   И в чем это проявляется?   Как часто это бывает?   А когда именно?   Гипотеза: избыточность, собеседника Что ты при этом чувствуешь?     Алиса, в общении с кем-то еще помимо одноклассников ты испытываешь подобные затруднения?   Мы сейчас разобрали твои отношения с одноклассниками. Далее нам необходимо выявить причины происходящего. В чем они, по-твоему могут заключаться?     ...строго оценивают...     Что ж, мы поговорили с тобой о возможных причинах твоей ситуации. Но мне необходимо знать еще кое-что. Подумай и скажи, были ли ухудшения или улучшения в ходе ее развития.   Что ты имеешь ввиду, когда говоришь, что ситуация была довольно терпимой? Что же изменилось?     Ты считаешь, что причина этому та же, что и раньше? Спасибо, Алиса. Сейчас ты рассказала об изменениях в твоей ситуации. А что послужило конкретным поводом твоего обращения в консультацию?     Давай попробуем понять это вместе.     Я и не знаю даже, чтобы точный момент назвать. Наверное, где-то с пятого класса. Я сначала не придавала этому значение, а потом все чаще стала замечать изменения в их отношении ко мне. В младших классах все вроде нормально было. Я не испытывала трудностей. А больше по этому поводу мне сказать вроде и нечего.     Да как и все. Разногласий, таких чтоб прямо враждовали, у меня ни с кем нет. Стараюсь быть доброжелательной. Я вообще люблю общаться, общаюсь со всеми в классе. Привыкла сама начинать разговор. общении. В общем то тоже не плохо, но такое чувство, что иногда их раздражает общение со мной. Могут,например, закатить глаза закатывать или рот искривить (показывает как). Ну конечно не всегда.   Так бывает когда я рассказываю что-то очень живо, а еще порой когда я смеюсь. театральность эмоций   Обидно конечно же когда на тебя смотрят как на дуру. Вообще то вне школы у меня не так много друзей, и вижусь я сними не часто. По крайней мере за ними я такого не замечала.   Может быть им они слишком строго меня оценивают. Ну да, излишнее внимание уделяют моим эмоциям. А я же пытаюсь быть просто более искренней и открытой.     С того момента как я начала ощущать затруднения ситуация, наверно, становилась только все более напряженной. Но все же довольно терпимой. Ну... Возможно, я не воспринимала все это слишком близко. Меня задел случай с подругой из класса на этой неделе. Она накричала на меня. Раньше такого не случалось. Да.     Так вот этот случай. Вот опять же, скажите, почему она так отреагировала? Ладно.     История проблемы. Директива   Открытый вопрос   Резюме, связка   Отношения с окружающими   Директива   Открытый вопрос     Открытый вопрос Уточнение   утомляет   Открытый вопрос   Открытый вопрос   Резюме   Связка   Причины Открытый вопрос Поощрение Резюме, связка Динамика Директива     Уточнение     Открытый вопрос   Закрытый вопрос Резюме, связка Повод обращения Открытый вопрос    
  Э Т А П   №3   Р А С С П Р О С     П О     С Т У А Ц И И     15-20     м и н у т     Тогда давай разберем эту ситуацию с подругой, о которой ты говорила. Я так понимаю это произошло в школе.   Расскажи, в связи с чем все произошло?     ...подбодрить...   Алиса, после чего именно сорвалась Наташа.     Ты обиделась на нее?   Вину в чем? Совсем не можешь объяснить?     ...испортилось настроение...   Вы обе так и остались обижены друг на друга?   С какой-то конкретной целью? Ну что же, Алиса, я понимаю твое беспокойство. Это очень хорошо, что ты решила обратилась за помощью. Мне есть что тебе сказать. И хочу предупредить, что тебе, возможно, придется пересмотреть свою позицию в отношениях с одноклассниками.     Да. На перемене, в понедельник.   Наташа, это моя подруга, на выходных уезжала и в понедельник почти прямо с поезда пришла на уроки. Ну естественно не выспалась, выглядела усталой, сидела уткнувшись лбом в руки. Я решила поддержать, подбодрить ее. Да. Подсела к ней, приобняла, погладила по голове, сказала: «Наташенька, бедная девочка устала» (Иллюстрирует рассказ). А она мне ответила: «Алиса, не начинай». Я поинтересовалась почему, на что Наташа сорвалась и сказала, что мои слова звучат очень искусственно. Я даже опешила, хотя внешне вида не подала. Я же говорю сначала, когда я подсела, она восприняла меня нормально. Но только я заговорила — она резко изменилась.     С одной стороны да, а с другой одновременно почувствовала и вину, перед подругой. Толком и не знаю. Ну я же заметила, что у нее тоже испортилось настроение. В ее голосе прозвучало раздражение. Да и по глазам было видно.   Вообще то Наташа потом извинилась. Но если на меня будут постоянно так срываться? Поэтому я и решила пойти к психологу. Да. Понять причину происходящего.     Надеюсь, для меня это будет приемлемо. Когда и где Директива   Закрытый вопрос Кто участвовал, что делали Директива   Поощрение   Уточнение   Что думали и чувствовали Отражение чувств     Уточнение Абсолютизация     Поощрение Чем закончилась   Закрытый вопрос   Уточнение   Самораскрытие   Резюме  

Гипотеза: клиент плохо рефлексирует свои эмоции, обладая при этом повышенной эмоциональностью, которая утомляет партнеров по общению.

 

Этап №4. Психо-коррекционное воздействие (30-40 минут).

1. Когнитивный компонент.

Информирование-интерпретация.

Выражать свои эмоции в общении с людьми безусловно необходимо. Но пойми, что каждый человек имеет свой уровень эмоциональной активности. У тебя, например, он достаточно высокий. В пределах его ты чувствуешь себя вполне естественно и комфортно. Возможно другие твои одноклассники не столь эмоциональны. Как и для тебя, для них пребывание на своем уровне естественно. А если же человек начинает делать работу которая требует от него больше сил, чем обычно, то он быстро устает. Так и с эмоциями. Постарайся управлять своими эмоциями: выражать их тогда и настолько на сколько требует этого ситуация.

2. Эмоциональный компонент.

Проговаривание чувств и эмоций здесь и сейчас.

Попробуй проговаривать то что ты сейчас чувствуешь не останавливаясь. Это поможет в будущем лучше отслеживать возникающие в общении эмоции.

3. Поведенческий компонент.

Обмен ролями.

Предложение клиенту проиграть ситуацию его общения, так чтобы сначала он проигрывал свою позицию. Затем консультант берет на себя роль клиента и вводит в ходе проигрывания образцы поведения, которые позволят повысить продуктивность его реального общения.

 

  Э Т А П №5     ''П Р О Щ А Й''   5-10   м и н у т       Алиса, наш разговор был посвящен твоим отношениям с одноклассниками. Ты хотела выяснить причины возникающих затруднений, способ исправить ситуацию. В ходе нашего совместного диалога выяснилось. Что отношение одноклассников к тебе может быть вызвано твоими особенностями выражения эмоций. В связи с выяснением этого обстоятельства мы также разобрали некоторые должны помочь в урегулировании отношений.   Все будет зависеть только от тебя.   Молодец. Меня радует твой настрой. Однако если тебе снова потребуется обсудить эту ситуацию или какую-либо другую, я принимаю здесь по вторникам, четвергам и субботам с 10.00 до 18.00. Можешь взять мою визитную карточку.   Конечно.   Рад помочь всегда. Не забывай выполнить упражнения которые я показал, и у тебя все наладится. До свидания.   А как скоро ждать результата?   Тогда я приложу усилия.   А можно прямо сейчас записаться? Хотя нет, я немного подожду. Спасибо, Вам.     До свидания.   Резюме  

 

Психологическое заключение.

Клиент: Алиса, 13 лет, учится в седьмом классе.

Характеристика: мотивирована на взаимодействие, но плохо рефлексирует, отмечаются истерические черты.

Причина обращения: затруднения в общении с одноклассниками.

Прогнозируемое поведение: не до конца осознала информацию, полученную в ходе консультации, велика вероятность повторного визита.

Гипотеза: клиент плохо рефлексирует свои эмоции, обладая при этом повышенной эмоциональностью, которая утомляет партнеров по общению.

Рекомендации: проводить самонаблюдение, сдерживать свои эмоции в общении когда ситуация не требует их проявления.

 

Основная литература:

 

1.Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для вузов. - 6-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2008. - 203 c. + Приложения. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.в конце глав. - ISBN 978-5-7695-5522-0.

 

2.Педагогическая практика: от учебной к производственной: учебно-методическое пособие / Н.А. Бекланов, М.А. Захарова, И.А. Карпачёва и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина", Кафедра педагогики. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. - 119 с.: табл. - Библ. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272404 (17.11.2015).

 

Дополнительная литература:

1.Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 448 с. + Приложения. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-7695-5575-6.

 

2.Котляревская, И.В. Организация и проведение практик: учебно-методическое пособие / И.В. Котляревская, М.А. Илышева, Н.Ф. Одинцова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 93 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7996-1091-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276361 (17.11.2015).

 

3.Чучалина, А.И. Организация работы группового руководителя на производственной практике: учебное пособие / А.И. Чучалина, Н.А. Коротаева; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Издательство СибГУФК, 2006. - 72 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 40-41.; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274560 (17.11.2015).

 

Ресурсы сети «Интернет »:

Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
https://www.bibliotech.ru Электронно-библиотечная система Заключен Государственный контракт № 526-01-02/10 от «15» ноября 2010 г. Доступ с помощью специализированной программы по индивидуальному логину и паролю
window.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" Свободный доступ
https://elibrary.ru Научная электронная библиотека Доступ по индивидуальному логину и паролю в университетской сети
https://vlibrarynew.gpntb.ru Информационная система доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки Свободный доступ
https://elibrary.rsl.ru Электронная библиотека Российской государственной библиотеки Свободный доступ
https://uisrussia.msu.ru Университетская информационная система Россия. Доступ внутри университетской сети
https://www.e-nasledie.ru/index.html Электронная библиотека «Научное наследие России» Свободный доступ
edu.chsu.ru Образовательный портал Череповецкого государственного университета Доступ по индивидуальному логину и паролю в университетской сети

Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. ОС семейства Microsoft Windows

2. Libre Office

3. Aptana Studio

4. 7-Zip

5. Adobe Reader

6. Foxit Reader

7. Google Chrome

8. Microsoft PowerPoint Viewer

9. Mozilla Firefox

10. Opera

11. STATISTICA

12. WinDjView

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: