Звук как элемент драматургии фильма. Звуковое решение аудиовизуальных произведений различных жанров и форматов.




Блок профессиональных вопросов

1. Коммуникативная культура звукорежиссера как основа профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия. Работа с крупными межнациональными коллективами на примере оркестров разных составов. Симфонический оркестр: варианты составов, устройство партитуры, рассадка на сцене.

Профессия звукорежиссера связана с деятельностью в коллективе, что предполагает способность к общению с коллегами и представителями смежных профессий не только в рамках конкретного проекта, но и на основе общечеловеческих культурных и гуманистических установок.

Работа в большом коллективе требует от звукорежиссера понимания особенностей его функционирования.

Оркестр – большой коллектив музыкантов-инструменталистов. Классификация оркестров:

- по составу инструментов: смешанные (включают инструменты разных групп – симфонический, эстрадный оркестры), однородные (включают инструменты одной группы – струнный, духовой оркестры)

- по назначению в музыкальной практике военный оркестр, эстрадный оркестр, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр

Симфонический оркестр – наивысшая форма совместного инструментального исполнительства. В своей основе был сформирован в последней трети XVIII века и развивался вплоть до начала XX века.

Варианты составов
- малый симфонический оркестр (парный, без группы тяжелой меди)
- большой симфонический оркестр (парный, тройной, четверной, пятерной и расширенный)
Колличественный состав оркестра определяется по количеству деревянных духовых одного семества
- в парном составе 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота
- в тройном 3 флейты (или 2 флейты и 1 одна флейта-пикколо), 3 гобоя (или 2 гобоя и один фагот-пикколо), 3 кларнета (2 кларнета и один бас-кларнет), 3 фагота (или 2 фагота и один контрафагот)

Симфонический оркестр делится на группы, группы – на семейства.

Семейство – инструменты одинаковой конструкции, одинаковых способов звукоизвлечения и приемов игры, но разных размеров (например, флейта и флейта-пикколо, гобой и английский рожок, кларнет и бас-кларнет, фагот и контрафагот)

Состав симфонического оркестра (с учетом разделения на группы и семейства):

Группа струнных смычковых инструментов, семейство скрипок: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Группа деревянных духовых инструментов: семейство флейт, семейство гобоев, семейство кларнетов, семейство фаготов

Группа медных духовых инструментов: семейство валторн, семейство труб, семейство тромбонов, семейство туб. Три тромбона и туба образуют подгруппу тяжелой меди.

Группа ударных инструментов делится на подгруппы:

- Мембранофоны (ударные инструменты, имеющие мембрану). Мембранофоны, обладающие определенной высотой звука (литавры) и не обладающие определенной высотой звука (большой барабан, малый барабан и др.).

- Идеофоны (самозвучащие ударные инструменты). Идеофоны металлические, обладающие определенной высотой звука (колокольчики, колокола, виброфон) и не обладающие определенной высотой звука (треугольник, тарелки, гонг). Идеофоны деревянные, обладающие определенной высотой звука (ксилофон) и не обладающие определенной высотой звука (деревянная коробочка).

Группа добавочных инструментов: Арфа, фортепиано, клавесин, челеста.

Типы рассадки оркестра на сцене: европейская (виолончели и контрабасы слева), американская.

Расположение инструментов в партитуре:

а) по оркестровым группам (сверху вниз: деревянные духовые, медные духовые, ударные, струнные. Между ударными и струнными – добавочные),

б) внутри группы по регистровому принципу.

Современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия. Технология записи первичных фонограмм. Особенности записи речи на русском и иностранном языках. Озвучивание речевых фонограмм в тон-ателье (тонирование).

 

В понятие первичной записи входит почти вся работа звукорежиссера, во всяком случае большая ее часть. Это и запись речи, и музыки, шумов, и вся синхронная запись. В речи человека складывается своеобразная тональность и ритм. Фраза может быть взята в более низком или более высоком регистре, может проговариваться быстрее или медленнее. Если повторить только что сказанную фразу, ее тональность и ритм не всегда останутся такими же как при первом произношении. Известно, что перед началом съемок сцены делят на отрывки. Продолжение или начало какого-либо отснятого кадра снимают после длительного перерыва. Затем эти отдельные кадры монтируют, и тогда звук может оказаться неоднородным, тональность будет меняться после каждой склейки. Очень важно, чтобы каждый снимаемый кусок был интонационно закончен.

Качество фонограммы в значительной степени зависит от положения микрофонов. Значение имеет не только расстояние, но направление акустической оси, максимальной чувствительности микрофона, и положение актера и микрофона относительно отражающих поверхностей декораций, и соотношение уровня сигнала полезных и бесполезных шумов. Синхронная запись происходит либо в реальных условиях, либо в декорациях. Не следует в каждом кадре добиваться звуковой перспективы. При монтаже в звуке будет ощущаться акустическая неоднородность.

Рассказать про небольшую подготовку к съемочному процессу

Звук как элемент драматургии фильма. Звуковое решение аудиовизуальных произведений различных жанров и форматов.

Фильм - это чередование аудиовизуальных образов, то есть изображение и звук. Если изображение обращается к разуму, является рациональным и конкретным, то звук действует на бессознательное и придает эмоциональную выразительность. Драматургическое движение состоит из зрительного действия, словесного действия (диалог, монолог, дикторский текст, титры), музыкально-шумового действия и монтажа. Эти четыре линии действия являются условно драматургическими компонентами фильма. Принципы сочетания названных составляющих элементов (линий действия) во многом подобны принципам соединения самостоятельно развивающихся голосов в полифонической музыке. Материал звуковой сферы состоит из четырех групп явлений, которые, в зависимости от драматургии, а также от режиссерского замысла, связаны между собой самыми разнообразными способами. К этим группам относятся: человеческая речь, музыка, шумы и тишина.

Действие звуковой сферы усиливается там, где кончается действие зрительной сферы и в результате взаимодействия обеих сфер получается новое драматургическое качество. Считается, что звуковая линия в экранном действии непрерывна, как и зрительная, что любой кадр звукового фильма является не только зрительным, но и звуковым, т.е. звукозрительным. Реальный мир воспринимается человеком одновременно двумя органами чувств - глазом и ухом; мир, воспринимаемый только визуально, будет казаться плоским, несовершенным. Все многообразие внешнего мира - это многообразие движения, пространства, времени. Сущность звуковых явлений заключается в постоянном развитии, т.е. в изменении качеств звучания. Момент движения отличает зрительный ряд кино и телевидения от других искусств, оперирующих зрительным материалом. Постоянное изменение акустических качеств есть не что иное, как впечатление движения звука в пространстве. Исходя из этого положения, основой связи между звуковой и зрительной сферой в кино является движение, а именно протяженность во времени.

Если взять за основу пять параметров восприятия звука: громкость, тембр, высоту, длительность и пространственность и этими параметрами оперировать, то можно передавать форму пространства и движения. Звуковое и зрительное движение создает эффект присутствия, что особенно важно при телевизионном просмотре. Достижение соответствия акустической и оптической перспектив создает необходимую драматургическую разноплановость, раздвигает границы кадра в высоту и глубину.

В современном кинематографе различают игровой, документальный и мультипликационный фильмы. В каждом из них существуют те или иные жанры, определенные принципы построения сюжета и звукозрительного ряда. Жанр фильма определяет его звуковое решение. Каждый период развития кинематографии характеризуется своей системой жанров.

Жанр отражает изменение духовной жизни общества, материальные условия, состояние экономики и техники.

В последние годы наблюдается взаимопроникновение не только жанров, но и видов киноискусства. Заимствуются методы ведения съемок, принципы построения звукозрительного ряда.

Жанр художественного экрана сегодня: кинороман, эпопея, драма, комедия, сказка, фантастика, ужасы, детективы, боевики.

Если не задумывать основы звукового решения еще в литературном сценарии это приведет к тому, что звук фильма не приобретает драматургических свойств, а станет лишь простым дополнением происходящего на экране.

В зависимости от жанра фильма, от творческой манеры режиссера постановщика, в фильме могут доминировать диалоги или музыка, документальный репортаж или фантастические звучания. Наличие внутрикадровых и закадровых звучаний так же диктуется замыслом и жанром фильма.

Контрапункт между двумя видами художественной информации. Виды звукозрительного контрапункта и их роль в создании звукового решения произведения аудиовизуального искусства.

Заявка Пудовкина, Александрова и Эйзенштейна «Будущее звуковой фильмы» – звук так дополняет картинку, что происходит расширения мира. Со временем понятие контрапункта менялось и трансформировалось в самостоятельный прием, который является контрастом визуала и звука. В звуковом кинематографе развитие зрительной и звуковой сфер прошло путь от полной зависимости звука от зрительного фактора ко все большей его самостоятельности. Развитие шло от синхронности и иллюстративности к драматургическому контрапункту, что в результате привело к ярко выраженной независимости обеих сфер. Так родилась многоплановость: один фактор функционирует как задний план, в то время как другой ведет действие, или же оба одновременно представляют два различных элемента действия. Кроме того, можно заставить оба фактора действовать контрастно, чем достигается особая напряженность.

Высшая форма контрапункта – это такое сочетание изображения и звука, при котором возникает новый, третий смысл, отсутствующий отдельно в изображении и звуке.

Контрапункт осуществляется в кино либо смещением визуального и звукового ряда относительно друг друга, либо резко контрастным их противопоставлением.

Виды звукозрительного контрапункта:

1. Конвергентный (сходящийся) – изображение и звук развиваются асинхронно, но в момент кульминации приходят к совпадению. (фильм «Оно», «Хэллоуин», «Челюсти»)

2. Дивергентный (расходящийся) – звук и изображение в исходной точке синхронны, а затем между ними начинают накапливаться противоречия, приводящие к контрапункту. («Друзья» (Чендлер и Джо разъехались и грустят, Чендлер сидит у окна, грустная музыка и дождь, а потом показывается Джо, который сидит у домашнего водопада, похожий на окошко и имитирующий капли дождя))

3. Импрессивный – резко контрастное сочетание изображения и звука, в результате чего возникает дополнительная эмоционально-психологическая окраска содержания эпизода, не имеющего непосредственного выражения ни в изображении, ни в звуке. («Американский психопат», «Люцифер»)

4. Ассоциативный – ассоциации могут возникать как не кинематографические (основанные на житейском опыте зрителя – узнаваемые музыка, шумы, паузы), так и появляющиеся в ходе развития киносюжета (часто таким образом работает звуковой лейтмотив). («Великая» сериал с Эль Фаннинг, когда они едут заключать мирный договор, звучит советская музыка «вставай страна огромная», что делает намек на военный настрой данной встречи)

Звукозрительный контрапункт - это сильное драматургическое средство, делающее зрительское восприятие значительно более многомерным, чем содержание изобразительного и звукового ряда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: