Теория акустики. Понятие о созвучиях и спектрах натуральных звучаний. Тембр. Звуковая маскировка.




Акустика - это наука, изучающая возникновение, распространение и восприятие звука. Звук - колебательный процесс, возникающий в упругих средах под воздействием колеблющихся тел.

Реальный звук есть сложное гармоническое колебание, состоящее из основного тона и обертонов.

Созвучие - комбинация основного тона и его более или менее интенсивных обертонов, которые выше основного тона. Спектр звучания может быть представлен гармоническим рядом Фурье. По спектру можно судить о частотном составе сигнала.

Общее представление о физической природе звука.

Звук – это колебательный процесс, возникающий в воздухе (или другой упругой среде) под действием колеблющихся предметов: голосовых связок, струн или иных предметов, заставляющих колебаться частицы воздуха.

Созвучие – это явление, при котором источник звука помимо «чистого» тона излучает волны с частотой в несколько раз больше.

Реальный звук состоит из основного тона и обертонов.

Обертон – повышение основного тона в целое число раз.

В физике основной тон называют 1-й гармоникой, а обертоны 2-й, 3-й и т.д. гармониками.

Колебания на одной частоте - это чистый (простейший или элементарный) тон. В природе не встречается. Все процессы принято разбирать на примере чистого тона.
Амплитуда - максимальное отклонение от точки покоя.
Звуковое давление (зависит от амплитуды, сказывается на уровне и громкости сигнала) - разница между давлением воздуха под воздействием источника звука и его отсутствием.
Единица измерения Па (Паскаль) определяемый как давление создаваемое силой в один Ньютон, воздействующий на один квадратный метр площади.
Время полного колебания, от него зависит частота звуковых колебаний (количество полных циклов за одну секунду, измеряется в Гц) От частоты зависит высота звука - чем больше колебаний тем выше звук. Распространяясь в воздушном пространстве во все стороны, звуковые колебания образуют звуковую волну. В газах и жидкостях распространяются продольные волны. Звуковое поле - область пространства в котором наблюдаются звуковые волны. Бывает первичное (там где рожден звук) и вторичное.
Длина волны - это отрезок на предполагаемой оси, расположенный в направлении и распространении звука. На котором умещается полный цикл изменений звукового давления, измеряется в метрах.
Интерференция - это сложение звуковых и световых волн с друг другом, со взаимным усилением или ослаблением, в зависимости от фазовых соотношений.
Дифракция - это способность звуковой волны огибать препятствия, если ее длина больше размеров препятствия.
Низкие - не направленные, высокие - направленные.
Звуковые частоты - это частоты вызывающие у человека слуховые ощущения. (20 Гц - 20 кГц)
Ультразвук - выше 20000
Инфразвук - ниже 20 (оказывается психоэмоциональное воздействие, вызывает тревогу и страх)
Динамический диапазон слуха.
Среднем за 10 лет мы теряем 1 кГц
Порог слышимости - это такой порог уровня звукового давления при котором человек слышит.
Болевой порог - это такой уровень звукового давления, при котором возникают болевые ощущения в органе слуха. (Пороги зависят от частоты, измеряется как правило на 1кГц, в паскалях. При росте звукового давления, частотная зависимость слуха становиться меньше)

Реальный звук состоит из множества колебаний разных частот. Первая часть - это основной тон и обертон.
Основной тон определяет высоту звука. Высота звука определяется сравнением. Выше на октаву = больше в 2 раза в абсолютных величинах.
Обертон - это повышение основного тона в целое число раз. Формирует спектр звучания.
Спектр - все частоты, которые входят в данное колебание.
Частотные гармоники приятны человеческому слуху. Спектр формирует тембр.
Тембр - специфическая окраска звучания присущая конкретному источнику.
Звуковая маскировка - эффект, при котором уровень полезного сигнала в 2 - 3 раза превышает шум по уровню давления.
Маскируемый сигнал (полезный)
Маскирующий (маскер) (низкие частоты, широкополосные шумы)
Если сигналы совпадают по спектру - они лучше маскируют друг друга.
Маскировка бывает
Взаимная (одновременная) - и полезные и маскирующий сигнал существуют одновременно.
Постмаскировка - маскирующий сигнал предшествует полезному.
Предмаскировка - полезные сигнал предшествует маскирующему.

Натуральные звуки, с которыми мы сталкиваемся в жизни, практически никогда не бывают "чистыми" синусоидальными тонами, а являются созвучиями. Последнее означает, что источник вместе с основным колебанием излучает волны с частотами в 2, 3, 4, 5 и т.д. раз большими основной частоты. По принятой в музыкальной акустике терминологии эти колебания называются, соответственно, основным тоном и обертонами: 1-м, 2-м, 3-м, 4-м и т.д. В физике используется иная терминология: основной тон называют 1-й гармоникой, а обертоны, начиная с первого - именуются высшими гармониками 2-й, 3-й, 4-й и т.д. по порядку.

Основной тон определяет высоту звука, а обертоны, накладываясь в определенных соотношениях, придают звуку специфическую окраску или, иными словами, присущий данному источнику тембр. В большинстве случаев под определением "созвучие" мы понимаем комбинацию основного тона с более или менее интенсивными естественными обертонами. От чистого тона созвучие отличается тем, что его временная функция не является синусоидальной и ничего не говорит о частотном составе созвучия. Для этого следует представить данное колебание в иной плоскости, в виде спектральной характеристики, разложив его, в так называемый, гармонический ряд Фурье. При таком изображении созвучия ─ по оси частот, в виде вертикальных отрезков, откладываются уровни колебаний, входящих в его состав гармоник.

Например, характерной чертой спектров струнных смычковых инструментов, и, в частности скрипки, является наличие в них почти одинаковых по интенсивности первых восьми - девяти составляющих колебаний, медленно убывающих по величине с ростом их порядкового номера.

В отличие от спектра скрипки, в котором амплитуды составляющих тонов спадают почти равномерно, амплитуды спектральных составляющих гласных звуков при пении – подчиняются другому закону. Вокруг частот 200 и 3000 Гц составляющие тоны достаточно интенсивны, в других интервалах они значительно слабее: огибающая спектра имеет два четких максимума. Для различных гласных эти максимумы лежат на разных частотах и называются формантами.

При оценке тембра следует учитывать эффект звуковой маскировки, напомним, что в реальных условиях акустический сигнал не существует в условиях абсолютной тишины. Действующие на слух те или иные посторонние шумы, затрудняют слуховое восприятие и, как в таких случаях говорят, маскируют в определенной степени, основной сигнал. Эффект маскировки чистого синусоидального тона посторонним шумом оценивается обычно величиной, указывающей, насколько децибел повышается порог слышимости маскируемого сигнала над порогом его восприятия в тишине. Маскировку сложного сигнала (например, речи или определенной партии музыкального инструмента) измерять смещением порога слышимости не имеет смысла. В этом случае имеет значение не только уровень громкости, но и сохранение разборчивости речи или отчетливости музыкальной темы на фоне постороннего шума и прочих звуков.

 

Значимость профессии звукорежиссера в условиях развития современной медиа индустрии. Понятие «мультимедиа». Виды современных мультимедийных произведений, особенности их звукового сопровождения как средства художественной выразительности. Трехмерный позиционируемый звук.

Наиболее точное техническое определение мультимедиа в различных вариациях используется в большинстве современных исследований: мультимедиа — это средство «предоставления информации с помощью объединения множества воспринимаемых человеком сред (аудиальное, визуальное и кинестетическое воздействие), управляемых интерактивным программным обеспечением».

Мультимедиа – совокупность средств передачи информации с помощью тех средств с возможностью интерактивности.

Таким образом, в современном понимании, мультимедиа – это цифровые мультимедиа.

Цифровая форма обработки и сохранения информации:
Аудиальная, визуальная и кинестетическая информация

Нелинейность - Отсутствие фиксированного хронометража
Интерактивность - возможность инициировать звук своими действиями
Симуляционность - имитация действия и процессов, мультимедийный звук позволяет пользователю слышать по разному в зависимости от положения себя в мультимедийном пространстве

Приемы:
- Лупинг - зацикливание
- Вариативность - с каждым новым циклом немного меняет звучание
- Рандомизация - программа сама выбирает один из нескольких заготовленных вариантов
- Стэмирование - записываем фактуру разбивая на дорожки (стэмы)
- Приоритезация - выстраивание приоритетов на звуковых элементах, специфическим аспектом является - звуковая имплиментация или интэграция - внедрение звуков в программный код игры, с помощью проприетарного программного обеспечения
- Зонирование - система позиционирования - разбиение всего мира сеткой координат

- Трехмерный позиционируемый звук – звук имеет свое фактическое расположение в пространстве (игры).

Мультимедийные ресурсы отличаются от «немультимедийных» прежде всего тем, что: 1) данные (информация) хранятся и обрабатываются в цифровой форме с применением компьютера; 2) они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.); 3) их существенной особенностью является интерактивность – активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние. Пользователь может взять тот или иной Интернет-продукт, например, и тут же добавить в него свои материалы, тем самым, выступая его соавтором, сотворцом.

Специфика мультимедиа как нового средства коммуникации определяется их интерактивностью. Интерактивность мультимедиа подразумевает способность цифровой медиаплатформы, системы, информации, интерфейса к пользовательской трансформации (визуальной, аудиальной). Мультимедийное произведение (продукт, объект) мультимедийно потому, что оно нелинейно по форме, а зритель (пользователь) способен управлять информацией передаваемой при помощи интерактивной мультимедийной системы (компьютер, смартфон, мультимедиа диск и пр.).

Таким образом, ни кинематографическое произведение, ни видеозапись, ни анимация не могут быть названы мультимедиа-произведением (или продуктом мультимедиа), но могут быть включены в структуру мультимедийного произведения, наряду со звуковыми, графическими, текстовыми вставками, рисунками, таблицами и пр.

Мультимедийная информация не может транслироваться в кинотеатрах и с экранов телевизоров, потому что соответствующие технические средства не приспособлены для передачи мультимедийной информации (исключение интерактивные кинофильмы и интерактивное телевещание). Не могут быть признаны мультимедийными и рекламные ролики или музыкальные видеоклипы, даже если при их создании использовалась компьютерная графика и спец. эффекты. Структура информации, режимы коммуникации и трансляции этой продукции не мультимедийны.

Мультимедиа находит своё применение в различных областях, включая рекламу, современное искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования. Мультимедиа-технологии применяются в коммерческих цифровых и компьютерных продуктах, таких как видеоигры, мультимедийные энциклопедии, презентации, сетевые платформы, Интернет-сайты, социальные сети (Вконтакте, Фейсбук, Фликр, Ютуб и пр.), технологические виртуальные реальности и др.

Следует различать способы творческого использования мультимедиа-технологий: в коммерческих целях и как средство художественной выразительности (в интерактивных инсталляциях и перформансах).

 

 

Трансляции, их виды. Работа звукорежиссера на спортивных трансляциях в кооперации с коллегами. Примеры проблемных ситуаций и способы их решения на основе системного подхода. Стратегия принятия решений в условиях прямого эфира.

Современное телевидение предполагает прямые трансляции и трансляции уже подготовленных заранее материалов. При втором решении задача звукорежиссера сводится к тому, чтобы своевременно открывать необходимый канал с сервера на необходимый уровень (-23 LUFS). Звуковая дорожка уже обработана на пост продакшн заранее – нет необходимости использовать приборы обработки, а также исключается необходимость работать с микрофонами.

Спортивные трансляции в большинстве случаев идут в прямом эфире. Задача звукорежиссера представить любую спортивную игру в виде звуковых пластов, передать телезрителю как атмосферу болельщиков, так и переживания игроков. Существуют разные звуковые форматы трансляций спортивных игр: стерео, 5.1, 22.2 и др. В зависимости от характера игры, звукорежиссер должен предоставить схему расстановки микрофонов на поле, и обеспечить последующее сведение всех микрофонов в единое звуковое полотно. Рассмотрим трансляцию хоккейного матча в формате стерео.

Если представить хоккей с точки зрения звуковых пластов, то можно выделить три основных: поле (где происходит сама игра), трибуны (где располагаются болельщики), и голос комментатора. Сразу хочется отметить, что звукорежиссер работает только с первыми двумя пластами, комментатор добавляется уже другим звукорежиссером на готовый микс предыдущего. Такой принцип работы обусловлен тем, что один и тот же матч может быть озвучен несколькими комментаторами из разных стран, соответственно, один звукорежиссер не может одновременно следить за игрой, и за несколькими комментаторами, говорящими одновременно и на разных языках. Если вернуться к первым двум пластам, можно разобрать расстановку микрофонов на хоккейном поле. Поле само по себе делится на три части – лево, центр и право. В этом же порядке над каждой частью располагаются местные микрофоны стадиона (остронаправленные пушки) – подвесы. Канальные линейки подвесов всегда открыты, они будут создавать общность действия игроков на поле. В дополнение к местным микрофонам так же устанавливаются пушки в каждой из сторон – звукорежиссер будет открывать данные пушки, при попадании в зону шайбы. Для более точной локализации положения шайбы на поле дополнительно используются петличные микрофоны, которые крепятся к бортам со стороны игроков. Используется по три петличных микрофона с каждой стороны - на против каждой зоны сбрасывания шайбы («пятаками») и за каждыми воротами. Трибуны озвучиваются либо микрофонами «пушками» или PZM микрофонами. Стоит учитывать, что лучше всего использовать разные направления (лево/право) и дальность микрофонов (дальние/близкие). Получившиеся миксы поля и трибун необходимо разделить в две стерео-группы и использовать динамическую и частотную обработку. У поля необходимо исключить низ и выделить верхнюю середину – для более отчетливых ударов клюшек по шайбе. В трибунах же наоборот, низ лучше оставить, а верхнюю середину прибрать. Обе группы подвергаются жесткой динамической обработке.

В ходе матча звукорежиссер открывает необходимые микрофоны, следуя положению шайбы на поле, параллельно контролируя уровень звука на трибунах.

Подготовка: за 2 недели звукорежисср начинает подготовку к эфиру
- Продюсерская заявка
- Редакторская заявка
- Режиссерская заявка
- Расстановка камер от режиссера
- Поговорить редактором
-Поговорить с режиссером
- Телемост

Каналы:
- Интершум 1/2
- Коментатор 3
- Кореспондент 4
- Студия

- Звук роликов
- Гимнов

- 5/6 - Dolby поток
Звукорежиссерская заявка: Дата работы, Фамилия, Стадион, ПТС (передвижная телевизионная станция), Основные средства, Кол-во микрофонов, Способ подключения, Доп средства, Аренда, Со склада, Заказать дополнительно, Гидрофоны, Расстановка, План подключения на примере реальные схемы объекта, Прописываются реальные модели микрофонов, Их назначения (Угловой, на зрителя, на болельщиков, микрофон общего плана), Сигналы (Азус, аппаратное звукоусиление стадиона, низкая)
План (на примере футбольной трансляции):
Зрители (шум вокруг стадиона), Поле, На камерах (украшающие)
Резервирование
Работа с персоналом
Синхротэсты
Виды трансляций: Прямые, Под запись, Спортивные, Музыкальные, Новостные, Событийные (парады, иногурации, прямые линии с президентом)

 

Сведение и мастеринг музыкальных фонограмм как выражение творческого замысла в области звукорежиссерского искусства и средство достижения конкурентоспособности аудиовизуальной продукции.

Сведение или микширование — стадия создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после звукозаписи этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании (иногда реставрации) исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами. Редактирование часто выделяется в самостоятельный этап работы.

Сведение в проектах электронной музыки — этап, следующий после её создания. Этап звукозаписи при работе над электронным проектом чаще всего отсутствует. Граница между созданием и сведением электронной музыки размыта, проект попадает на сведение уже частично сведенным, так как многие виртуальные синтезаторы уже имеют обработки.

Сведение — не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания результата. Цель сведения различается в зависимости от концепции проекта.

Критерием оценки в проектах, ориентированных на реалистическое отображение процесса исполнения музыки, служит протокол OIRT:

Пространственное впечатление записи, которое включает в себя такие составляющие, как: передача ощущения объёма помещения, в котором располагаются звуковые источники, естественность передаваемого пространства, реверберационные отражения, планы звуковых источников, учёт традиций звукового решения пространственного образа в музыке различных стилевых направлений, отсутствие дефектов, вызванных наложением нескольких звуковых пространств (многопространственность).

Прозрачность фонограммы, которая определяется текстовой разборчивостью, различимостью звучания отдельных инструментов или групп инструментов, ясностью передаваемого пространства.

Музыкальный баланс фонограммы, создаваемый логичными соотношениями громкостей между частями произведения, соотношениями громкостей голосов, инструментальных групп и отдельно взятых инструментов.

Тембр фонограммы, как целостного произведения, удобство восприятия тембрового звучания, естественность отражения тембральной окраски инструментов и выгодность подачи тембров.

Стереофоничность фонограммы, как целостной звуковой панорамы, характеризующейся симметричностью положения прямых сигналов и отражений, равномерностью и естественностью расположений звуковых источников, учетом традиций решения панорамирования в музыке различных стилей.

В результате сведения многоканальный проект выводится в монофоническую, стереофоническую или многоканальную фонограмму, которая, обычно, получает свой окончательный вид в процессе именуемом мастеринг.

Мастеринг можно условно разделить на две составляющие. В ходе технической части процесса звукорежиссёр обычно формирует порядок треков, выверяет паузы между дорожками, производит по необходимости понижение разрядности аудиофайлов с использованием дитеринга (dithering) и, если на выходе требуется компакт-диск формата CD-Audio, «нарезает» мастер-диск в соответствии со стандартом Red Book

Эти процессы, безусловно, имеют свои тонкости, но мы поговорим о творческой части мастеринга. Общая цель подобной работы - воздействие на уже готовую сведённую фонограмму для более успешного её выхода в свет - воспроизведения на различных акустических системах, ротации на радио, коммерческой продажи и т.д. Это свежий взгляд новым человеком на фонограмму в новых (обычно лучших) условиях, последний штрих в музыкальной картине, добавление чего-то, чего, по мнению мастеринг-инженера, не хватает для получения наилучшего звучания имеющегося трека, или удаление лишнего и мешающего.

Этапы мастеринга: монтажное редактирование - имеется ввиду (порядок композиций для альбома), фэйдин/фэйдаут, монтаж CDмастер можно делать только на двух прогах (Piramix, siquare). Окончательная доводка звучания (частотная коррекция, пространственная обработка, уравнивание реверберации между треками сборнике, приведение фонограммы к общему звучанию, динамическая обработка динамическим компрессором или максимайзером, сатурация).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: