Шумы как элемент звуковой партитуры фильма. Понятие «шумовая радиомизансцена». Техники и методы записи и монтажа шумовых фонограмм.




Этим словом в кино принято характеризовать все звуки, которые не относятся к категории музыки и не являются речью. Шумы разделяются на:

- фоновые (относящиеся к природе)

- механические (шумы, возникающие вследствие деятельности человека)

- музыка-шум (например, музыка, доносящаяся из громкоговорителей)

- имитируемые (шумы воспроизведенные и записанные в шумовом тон ателье)

- синхронные шумы (воспроизводимые шумовыми оформителями и соответственно записанные в тон ателье) – не всегда шумы записаны теми же предметами, которые демонстрируются на экране, поскольку записанный звук может на удивление не соответствовать изображению. Поэтому очень часто подбираются другие предметы для шумового озвучивания. Например, разбитие стекла имитируется падением множества шурупов.

- речевые шумы (гур-гур)

Шумовая мизансцена - это шумовая картина, в которой находится движущийся персонаж. В радиопостановке это очень эффектное средство художественной выразительности.

Следует отбирать для эпизода только те звуки, которые работают на его драматургию. От шумов случайных, не работающих на сюжетный и эмоциональный смысл эпизода следует отказаться. Не все шумы, существующие физически в жизни, нужны для фильма. Один и тот же шум может меть разную окраску.

Существуют закадровые и внутрикадровые шумы. Закадровые шумы не связаны прямо с действиями показываемом на экране, хотя и соответствуют им, сопровождают их, но источник возникновения в кадре не виден. Чтобы закадровые шумы правильно воспринимались их звучание должно быть очень точным. Закадровые шумы создают звучание фона – звуковую атмосферу общего плана.

Внутрикадровые шумы, обычно сопровождающие крупные и средние планы должны быть абсолютно синхронны с изображением.

14. Музыкальная культура XVIII-XX веков. Жанры академической музыки: варианты классификации. Запись музыки академических жанров как способ сохранениякультурно-нравственных ценностей. Эстетические и технологические задачи звукорежиссера.

Европейская музыка XVIII-XX веков, созданная профессиональными композиторами для публичного исполнения (вне религиозного культа), вошла в историю под названием классическая или академическая музыка (применяются также названия опус-музыка, композиторская музыка, автономная музыка). Она представлена множеством разнообразных жанров.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений, объединенных общностью содержания, формы, условий (места) исполнения и состава исполнителей.

В музыкальной науке сложились различные классификации жанров композиторского творчества. Они зависят от того, какой из обуславливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного.

По составу исполнителей жанры делятся на инструментальные и вокальные (в том числе вокально-инструментальные). В свою очередь в каждой группе можно выделить сольные, ансамблевые, оркестровые/хоровые жанры.

По месту исполнения жанры бывают камерные (для исполнения в небольших помещениях соло или ансамблем), концертные (для исполнения с концертной эстрады оркестром и/или хором), музыкально-театральные. Особняком стоят бытовые жанры (песня, танец, марш).

Совокупное действие этих критериев по отношению к основным жанрам академической музыки можно представить в виде следующей таблицы:

 

  Вокальные жанры Инструментальные жанры  
  Песня Танец Марш Бытовые жанры
Сольные жанры Романс Инструментальная пьеса Соната Камерные жанры
Ансамблевые жанры Вокальные дуэты, трио, квартеты и т. д. Инструментальные дуэты, трио, квартеты и т. д.
  Хоровые/ оркестровые жанры Кантата Оратория Инструментальный концерт Симфония Увертюра Симфоническая поэма (картина) Симфоническая сюита Концертные жанры
Опера Оперетта Мюзикл Балет Музыкально-театральные жанры

 

По форме жанры делятся на миниатюры (небольшие одночастные произведения – песни, романсы, пьесы), крупные одночастные произведения (увертюра, симфоническая поэма), циклы (произведения, состоящие из нескольких частей – соната, концерт, симфония, сюита).

По содержанию музыкальные произведения, как и литературные, бывают лирическими, драматическими и эпическими. Однако классификация музыкальных жанров по данному признаку наименее точна, т.к. в музыке качества повествовательности, выразительности, действенности порой трудно дифференцировать. Так, романс может выйти за рамки лирического жанра при наличии драматического развития. А драматическая симфония способна приобрести качество исповедального лирического высказывания.

Работа с музыкой академических жанров есть имитационная звукорежиссура, ставящая целью воссоздать акустику естественных мест бытования этих жанров – театральных и концертных залов. Мы исходим из того, что весь звуковой монтаж, вертикальный баланс, а также возможный «мастеринг» звуковой фактуры уже выполнен композитором и музыкантами. Необходимость в звукорежиссёрской работе обусловлена тем, что существует разница между восприятием человека звука в «живой» коммуникации, и тем, как человек слышит этот же звук, переданный через электронно-звуковой тракт во вторичном звуковом поле.

Необходимы большие объёмы помещения с естественной акустикой. Особенность работы с микрофонами в классической музыке — деление их на общий и ближний с целью сохранения естественного музыкального баланса при необходимости подчеркнуть прозрачность, теряющуюся при восприятии через тракт. При этом общий микрофон отвечает за:

- передачу акустического пространства;

- передачу естественного музыкального баланса;

- передачу реального тембра инструментов и голосов исполнителей.

Ближнему микрофону, если мы работаем в адекватных условиях, остаётся всего лишь одна задача: проработка прозрачности фактуры.

Динамическая обработка применяется для сжатия динамического диапазона.

Частотная обработка применяется для исправления акустических недостатков, связанных с немузыкальными звуками, сопутствующими игре музыканта. Искусственная реверберация призвана воссоздавать естественную акустику.

Знание основных положений музыкальной акустики: Взгляд на музыкальный инструмент, как на совокупность возбудителя, вибратора и резонатора. Представление о векторе распространения звуковой энергии от инструмента. Проблема «собственных помех при игре на музыкальном инструменте», (какие бывают помехи на каких инструментах, каким уровнем они должны звучать в балансе с музыкальной нотой). Исходя из этих знаний – размещение микрофона у музыкального инструмента.

Ансамбли академической музыки. Традиционные виды размещения ансамблей- «учебный» и «концертный». Два основных варианта размещения струнного квартета, различия в звучании. Размещение микрофонов.

Симфонический оркестр, как ансамбль высокого уровня естественного баланса. Две основные рассадки – европейская (немецкая) и американская, разница в звучании. Размещение общих микрофонов, исходя из радиуса гулкости зала. Высота общего микрофона, и как она влияет на баланс групп оркестра. Размещение ближних микрофонов. Борьба с «пролезаниями», и высоким уровнем собственных помех при игре. Ручная регулировка уровня при записи оркестра с целью сжать динамический диапазон (работа по сохранению живости динамических перепадов, crechendo и diminuendo).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: