Многоканальные звуковые форматы (Dolby Surround, Dolby Digital 5.1, Dolby Atmos) и их применение для создания конкурентоспособной аудиовизуальной продукции.




Dolby surround - была самой ранней потребительской версией многоканального аналогового звукового формата Dolby Stereo Dolby матричная система многоканального пространственного звука. Разработана компанией Dolby в 80-е годы. Обладала 4-мя каналами (LCR+surround (сзади)) которые можно было закодировать в два канала и поместить их на обычную киноленту. Из-за возможности прослушивать материал на двухканальных системах стала очень популярной, и на некоторое время стала стандартом объемного звука в кино. В виду матричного кодирования имела проблемы с разделением каналов. Из-за частотного ограничения данная система плохо передавала тембры шумов. Формат кодированных по системе Dolby Stereo звуковых дорожек видеофильмов стал известен как формат Dolby Surround. Это были матричные системы который с 90-ых годов оставались основным аналоговым форматом видеофонограмм. Звук в студии первоначально записывался на четырёхдорожечном магнитофоне по всем четырём каналам раздельно - трём передним и одному заднему (surround).

Dolby Digital - дискретная система цифрового многоканального звука в кино. Была создана в 90-е годы. Базируется на кодеки AC-3, предоставляет звукорежиссеру 6 полноценных каналов (LCR +LT+RT+Sub) Данная система ввела ограничение на возможные размеры залов. По сравнению с Dolby Stereo имеет больший динамический и частотный диапазон. Однако имеет проблему с провалом звуковой картины в центре кинозала.

Dolby Atmos - новый, принципиально иной подход к звуку в кино (с 2012 года). Он позволяет решить проблему с провалом звуковой картины в центре зрительного зала путем установки дополнительного ряда громкоговорителей на потолке. Является дискретной системой объектно-ориентированного звука - т.е. каждый звуковой объект имеет заранее прописанную с помощью метаданных траекторию движения, что многократно увеличивает локализация звука в пространстве. В данной системе возможна масштабируемость, исходя из размеров кинозала. Звук и его метаданные поступают на специальный декодер, который и помещает объект в некую точку пространства, декодирование происходит в режиме реального времени. Однако реализации этой системы требует большего вложения средств в оснащения кинозала. Имеются проблемы с разрушением звуковой картины по краям кинозала (лучшие места в центре).

 

Общее наименование многоканальных систем звукопередачи ─ “Surround Sound” в переводе с английского обозначает обволакивающий звук ”.

Первая четырёхканальная матричная система аналоговой записи звука для озвучивания кинофильмов Dolby Stereo была разработана лабораторией Dolby в 70-х годах прошлого века. Она использовала четыре канала воспроизведения: левый, центральный, правый – за экраном и тыловой – по боковым и задней стенам в зале. Её особенностью был специальный кодер (матрица), который для записи на киноплёнку кодировал записанную звукорежиссёром четырёхканальную информацию, объединяя четыре сигнала в двухканальный формат. В кинотеатре для воспроизведения через четыре акустические системы с помощью специального декодера производилось обратное преобразование: выделение из этих двух кодированных сигналов первоначальных четырёх. Формат Dolby Stereo был первой матричной многоканальной аналоговой системой объёмного звучания кинофильмов, получившей самое широкое распространение в кинотеатрах. Позже это формат стал использоваться и для кодирования звуковых дорожек видеофильмов и ТВ-программ для домашнего просмотра и получил известность под названием Dolby Surround.

После матрицирования, превращённые в обычные стерео (левый и правый), аудиосигналы, можно было слушать в виде обычного двухканального стерео, а имея дома декодер, разделить их на четыре канала: левый, центральный, правый и задний (surround).

Логическим продолжением развития и совершенствования систем Surround Sound стала цифровая система Dolby Digital 5.1. Цифровая технология расширила возможности передачи звука, не ограничивая число дискретных (раздельных) “дорожек”, которые можно было записать на носителе. Здесь не понадобился метод матрицирования.В наименовании системы Dolby Digital 5.1 цифра 5 означает, что система состоит из пяти основных каналов передачи: левый передний, центральный, правый передний, левый задний и правый задний. А цифра .1 говорит о наличии шестого дополнительного канала низкочастотных эффектов (LFE), нагруженного на сабвуфер, излучающий звуковые частоты, не превышающие 80 ─ 100 Гц, и служащий для воспроизведения низкочастотных звуковых эффектов. Система Dolby Digital применяется не только в кинотеатрах, но и в сфере домашних развлечений, и телека.

Dolby Atmos 2012 г не канально ориентированная система, это первая аудиосистема иммерсивного 3D-звука для кинотеатров, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах: статических (bed) и динамических. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Микширование осуществляется на базе системы Pro Tools, в которой для каждого трека помимо аудиоданных прописаны метаданные – уровень воспроизведения и локализация в трехмерном пространстве. Полученный саундтрек автоматически будет оптимизирован под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов – Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка). На сегодняшний день Dolby Atmos используется не только в кинотеатрах, но и дома, в играх и виртуальной реальности. Есть домашняя версия, канально ориентрированная, под помещение адаптации нет. Существует огромное кол-во конфигураций

Что такое «аудиообъект»? Каждый звук соответствует определенной сцене — плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены. Это позволяет сконцентрироваться только на самом объекте. Каждая звуковая дорожка — отдельный объект. Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек. Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных.

 

Методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности звукорежиссера. Работа звукорежиссера на съёмочной площадке.

Разделяют два метода записи звука на площадке – черновая и чистовая.

Во время чистовой записи звуковой департамент обычно состоит из трех человек: звукорежиссера и двух звукооператоров. При подготовке к съемочному периоду звукорежиссер тщательно изучает сценарий и участвует в обсуждении метода съемки с режиссером и оператором постановщиком. Главная задача – определить и утвердить съемочные локации (помещение или натура) и количество одновременно говорящих в кадре актеров. От этого будет зависеть, какой звуковой комплект и какие дополнительные его компоненты необходимы для записи звука на съемочной площадке. Обязательный минимальный звуковой комплект должен включать в себя многоканальный рекордер с генератором timecode (для обеспечения синхронизации между видео и звуком), два узконаправленных микрофона типа «пушка», комплект из нескольких радиосистем для подключения скрытых петличных микрофонов. Для радиосистем необходимо использовать дополнительные активные антенны, в противном случае возможны потери качества сигнала или сигнала вовсе.

Во время работы на площадке задача звукооператоров обеспечить скрытыми петличными микрофонами всех участников сцены, участвовать в репетициях, определить положение микрофонов. Звукооператор не должен попасть в кадр, пускать тени от микрофонов, а также перекрывать осветительные приборы. Главная его задача – запись качественного чистового звука на «пушку». Звукорежиссер контролирует качество и уровень записи каждого отдельного канала. А также следить за появлением брака по звуку. В противном случае, звуковой материал будет невозможно использовать в последующем монтаже. Качество записи должно соответствовать параметрам 48/24 wav. А уровень записи речи должен колебаться между отметками -12 и -6 по шкале peak.

Рассказать о том, что должна быть нормальная физическая форма, что комфортно работать, нужно следить за спиной и руками, поскольку на них идет основная нагрузка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: