Вопрос 11. Управление многовинтовыми судами на переднем ходу. Силы и моменты.




Ответ:

Суда морского флота в основном имеют один винт и, как правило, правого вращения. Есть суда и с двумя винтами. Это буксиры, ледоколы, буксировщики, пассажирские и т. д. Иногда можно встретить суда с тремя и более винтами (пассажирские, транспортные ледоколы и т. д.). Количество винтов зависит от конструктивного типа, назначения, района плавания, обеспечения безопасности плавания, живучести и маневренности судна,экономичности эксплуатации и т. д.

Бывает (на пассажирских судах, паромах и т. д.) СЭУ такой большой мощности, что затрудняет использование суммирующего редуктора большой мощности.

Двухвинтовые суда по сравнению с одновинтовыми имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества:

· при поломке или ремонте и профилактике одного движителя судно продолжает следовать по назначению, управляясь рулем и вторым движителем;при поломке рулевого устройства временно при хорошей погоде можно управляться с помощью гребных винтов:

· судно лучше маневрирует в стесненных условиях (реки, каналы, акватории порта и т. д.);

· хорошо управляется на заднем ходу.

 

Недостатки:

· гребные винты меньше оказывают влияние на перо руля, так как винты вращаются наружу, то винтовая струя воды действует на перо руля слабее;

· расположение винтов в стороне от ДП судна увеличивает вероятность их повреждения при плавании в узкостях и при швартовных операциях;

· уменьшение общего к. п. д. СЭУ.

 

На двухвинтовых судах гребные винты установлены разного шага, т. е. на левом борту — винт левого шага, на правом — правого. Наружное вращение винтов (лопасти в верхнем положении движутся к бортам) предпочтительнее и в эксплуатации, потому что уменьшаются вероятность повреждения лопастей винта плавающими предметами и заклинивание гребных винтов битым льдом.

Улучшение маневренности этих судов достигается за счет того, что каждый из винтов разнесен на некоторое расстояние от ДП судна. А это создает плечо и появляется разворачивающий момент, который улучшает поворотливость судна. Двухвинтовое судно за счет маневрирования (реверсов) винтами может развернуться без помощи руля. При работе обоих винтов на передний или задний ход и при положении руля прямо судно будет меньше уклоняться в стороны.

Двухвинтовое судно разворачивается на небольшой акватории (а короткие суда на месте), для чего необходимо работать винтами «враздрай», т. е. одной машине задается режим переднего хода, а другой — заднего. В этом случае передний ход задается на одну ступень меньше заднего.

Для транспортных судов с двумя винтами поступательное движение улучшает поворотливость судна.

Трехвинтовые суда обладают маневренными свойствами одно- и двухвинтовых судов. При наличии трех винтов судно может в широких пределах менять циркуляцию. Для разворота такого судна требуется небольшая акватория. В этом случае обычно работают средним винтом на передний ход, а бортовыми «враздрай », руль должен быть переложен на борт в сторону разворота судна.

На четырехвинтовых судах винты попарно расположены с каждого борта. Управляемость этими судами такая же, как и двухвинтовыми,а техническое обслуживание и управление с мостика усложняются.

 

Для обеспечения необходимой управляемости и маневренности судна ра­бота двух винтов должна обеспечивать достаточную тягу и создавать момент, поворачивающий судно при работе винтов в противоположных направлениях (враздрай). Величина момента (Мв) зависит не только от тяги винтов. но и от расстояния между центрами дисков винтов (Ув), угла между линиями гребных валов, наличия и расположения насадок и формы корпуса, а также количества и расположения рулей относительно винтов. С целью компенсации сил и мо­ментов, возникающих при работе винтов, направление вращения гребных винтов делают противоположным. Направление вращения винтов может быть наружным или внутренним. Наружным называют вращение винтов, одноимен­ное с бортом установки (на правом борту винт правого вращения, на левом — левого), внутренним - винты с вращением разноименным с бортом установки.

На двухвинтовых судах могут быть установлены один или два руля. Один руль, установленный в ДП между винтами, обладает меньшей эффективностью, чем рули, расположенные в струе от винта. Поэтому, в целях улучшения управ­ляемости, судно оборудуется двумя рулями, расположенными за каждым винтом.

Следует отметить, что управление судном при помощи руля более эффек­тивно почти во всем диапазоне скоростей движения, чем управление с помощью винтов. Маневрирование судна с использованием работы винтов враздрай целесообразно на предельно малых или нулевых скоростях. Это по­ложение иллюстрирует график (рас. 11), на котором приведены варианты различного сочетания работы винтов и рулей. Момент, создаваемый рулем (МП1), определяется:

 

МП1 = УР1К

 

При уменьшении скорости движения за счет работы винтов "враздрай", поворачивающий момент (МП1) создается за счет суммы моментов от руля Р1К) и момента от винтов, развивающих тягу переднего хода (ТПХ) и заднего хода (Тзх). Величина момента определяется:

 

Мп2 = Урlк +(Ур/2)(Тпх + Тзх).

Рис. 11.

 

Из графика видно, что имеется минимальная скорость, при дости­жении которой целесообразно использовать для разворота судна работу винтов "враздрай". Если рули установлены за винтами, то при развороте судна с использова­нием винтов, имеет смысл перекладывать рули в сторону пово­рота о чем свидетельствует значение МП2 при V = О.

На судах, оборудованных дис­танционным управлением работой главных энергетических установок (ДАУ) можно использовать работу винтов "враздрай" с одновременным регулированием частоты вращения

винта, работающего на задний ход, для уменьшения выдвига судна на циркуля­ции. Натурными наблюдениями установлено, что выдвиг на циркуляции при

маневрировании с малого хода значительно меньше, чем выдвиг при начале маневра с полного хода. Диаметры циркуляции на оба борта у двухвинтовых судов при управлении только рулем одинаковы, а при выполнении циркуляции в сторону винта, работающего на задний ход, диаметр циркуляция будет значи­тельно меньше. При соответствующем подборе частоты вращения винтов, работающих в противоположных направлениях, чтобы отсутствовало поступа­тельное движение судна, можно осуществить разворот судна на месте.

При выполнении экстренного торможения, путь и время маневра у двух­винтового судна меньше, чем у одновинтового таких же размерений. При этом судно почти не отклоняется от первоначального курса.

Суда, оборудованные тремя винтами, объединяют особенности управле­ния двух— и одновинтового судна. Наличие среднего винта повышает эффективность руля, расположенного в ДП, и позволяет сохранить достаточ­ную управляемость судна для маневрирования на заднем ходу.

Если судно оборудовано четырьмя винтами, при их установке добивают­ся, чтобы силы, возникающие на работающих винтах, взаимно компенсировались, а управляемость такого судна аналогична управлению суд­ном с двумя винтами.

 

 

Литература

1.А,Д.Дидык, В.Д.Усов, Р.Ю.Титов, "Управление судном и его техническая эксплуатация", "Транспорт", Москва, 1990.

 

2. А.А.Антонов, Р.Ф.Недра, "Устройство морского судна" Москва, "Транспорт" 1974.

 

3. Г.Г.Ермолаев, «Справочник капитана дальнего плавания», М., Транспорт, 1988

 

2. Н.Г.Смирнов «Теория и устройство судна», М, 1992

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: