Задания.
- Аргументируйте возрастные особенности детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые важно учитывать при организации занятий.
- 2 Предложите и обоснуйте 3-4 критерия для оценки организации педагогами занятий с учетом возрастных особенностей дошкольников (на примере младшего и старшего дошкольного возраста).
1 Как старшему воспитателю детского сада, мне предстоит оценить качество организации занятий педагогами для детей младшего и старшего дошкольного возраста с учетом принципа возрастосообразности.
При оценке организации педагогами занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста в связи с их возрастными особенностями психики необходимо учитывать следующие возрастные особенности:
1) внимание у детей этой возрастной категории быстро переключается. Ребенок может сосредоточиться всего на 5-10 мин. Это необходимо учитывать при оценке времени и объема занятия;
2) восприятие у детей этой возрастной ведущим является зрительное восприятие. Поэтому целью занятий будет являться освоение сенсорных эталонов (цвет, геометрические формы и величина);
3) память – непроизвольная, объем памяти 3 – 4 предмета из 5, т.е. при оценке занятия необходимо учитывать объем информации, подаваемой детям;
4) необходимо оценить наличие игровой формы подачи информации и ее способность влиять на переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному (переход от действия с предметами к действиям с образами).
Эти особенности психических процессов необходимо учитывать при оценке материалов подготовленных педагогом к занятию. Они должны быть яркими, запоминающимися и интересными, а также учитывать объем памяти и концентрацию внимания детей соответствующей возрастной группы.
При оценке организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать наличие методик развития внесситуативно-личностной формы общения, направленных на познание социального мира (поведение разных людей в разных ситуациях, мотивы поступков). При проведении занятий с детьми старшего дошкольного возраста необходимо позволить ребенку больше говорить на занятии, т.е. речь ребенка должна преобладать над речью воспитателя на занятии.
2 С учетом этих особенностей были отобраны 3 критерия для оценки организации занятий с учетом возратособразности:
Критерии | Обоснование |
Соответствие цели занятия и задач, решаемых в ходе занятия возрастным особенностям у детей | Цель занятия должна соответствовать образовательной программе детей младшего и старшего дошкольного возраста. Занятия должны быть направлены на развитие познавательных процессов (внимание, речь, мышление, память) и личности дошкольников с учетом особенностей психического развития детей дошкольного возраста |
Оптимальность объема содержания занятия с учетом возрастных особенностей детей | Организация занятия должна учитывать особенности восприятии и внимания детей младшего и старшего дошкольного возраста, чтобы дети от него не отвлекались (особенно в младшем возрасте), а также учитывать объем памяти и концентрацию внимания детей |
Качество и целесообразность использования наглядности, дидактического раздаточного материала с учетом возрастных особенностей детей | Необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса |
Эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей | Занятия с детьми младшего и старшего дошкольного возраста должны проходить с использованием: - наглядных и игровых методов образовательного процесса; - приёмов привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения их эмоционального интереса; - - приёмов активизации самостоятельного мышления и деятельности детей, приёмов подачи нового с опорой на имеющиеся представления и опыт; - приемов, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраст) |
Билет № 2. Совершенствование организации занятий в детском саду.
Контекст решения. Как старший воспитатель дошкольной образовательной организации в ноябре, Вы планируете организовать методическую деятельность по совершенствованию организации занятий (Социально-коммуникативное развитие-культура общения).
Задания.
- Дайте обоснование 3-4 критериев для анализа организации педагогами занятий по выбранному виду образовательной деятельности, предложите возможные направления совершенствования методики их организации.
- Определите замысел и составьте аннотацию мероприятия в рамках методического сопровождения педагогов по развитию их профессиональных навыков в решении обозначенной проблемы, определите и аргументируйте формат мероприятия, его ожидаемые результаты.
рабочая программа – это модель (образец) образовательного процесса в конкретной группе конкретизирующая образовательную программу – проект (перечень тематических проектов на определенный срок);
- рабочая программа – это инструмент тактического планирования образовательной деятельности (образовательная программа ДОО – инструмент стратегического планирования).
1 Как старший воспитатель дошкольной образовательной организации в ноябре, я планирую организовать методическую деятельность по совершенствованию организации занятий «Социально-коммуникативное развитие - культура общения». Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.
необходимы критерии???
2 В рамках методического сопровождения педагогов по развитию их профессиональных навыков я предлагаю провести семинар «Социально-коммуникативное развитие детей старшей группы - Культура общения». Формат семинара удобен для повышения квалификации сотрудников и ознакомления их с новшествами в работе, а также позволяет вовлечь всех слушателей в активный диалог для совместного рассмотрения поднятых вопросов со всех точек зрения.
Целью семинара является повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития культуры общения у детей.
Важность социально-коммуникативного развития (в частности культуры общения) в старшем дошкольном возрасте обуславливается возрастными особенностями детей, а именно общения, проявляющиеся в преобладании вне ситуативной формы общения и возрастанием интереса к общению с взрослыми и сверстниками, что обусловлено подготовкой к школе. Развитие культуры общения у детей, так же направленно на развитие личностных качеств, норм и видов речи ребенка для вхождения в мир социальных отношений. Так же помогает ему адаптироваться и укрепляет его здоровье.
Способы развития на занятии в зависимости от критериев???
Ожидаемые образовательные результаты мероприятия:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами с учетом возрастной особенностями психики у детей старшего дошкольного возраста;
- внедрение в практику работы педагогов новых методов, технологий, направленных на достижение качественно новых образовательных результатов.
Билет № 3.
Контекст решения. Как старший воспитатель дошкольной образовательной организации, Вы организуете работу педагогов по обновлению содержания и способов реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие дошкольников».-культуры общения
Задания.
- Раскройте направления обновления содержания и способов реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» (на примере одной из задач области по Вашему выбору)
- Аргументируйте замысел проектирования содержания рабочих программ педагогов по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с выбранным направлением обновления.
1 Мне как старшему воспитателю дошкольной образовательной организации, предстоит организовать работу педагогов по обновлению содержания и способов реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития дошкольников ‑ Культура общения».
Социально-коммуникативное развитие дошкольников направленно в первую очередь на развитие коммуникации (умение общаться и сотрудничать) и социализацию детей (усвоение норм и ценностей в обществе), включающее патриотическое воспитание. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности).
Социально-коммуникативное развитие дошкольников реализуемый путем создания образовательной среды с использованием творческой социализации и индивидуализации и приобщением к культурным ценностям реализуемый через систему включения в систему общественных отношений т.е. социализацию и социальную адаптацию.
Одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников является развитие культуры общения. Культура общения – область культуры, направленная на развитие личностных качеств, норм и видов речи ребенка для вхождения в мир социальных отношений, которая помогает ему адаптироваться и укрепляет его здоровье.
Важность социально-коммуникативного развития, обуславливается возрастными особенностями детей, а именно проявляющиеся в преобладании вне ситуативной формы общения и с возрастанием интереса к общению со взрослыми и сверстниками (что обусловлено подготовкой к школе, в старшем дошкольном возрасте). Особенно важность развитие культуры общения у детей в современных условиях, а именно дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
какие обновления содержания и способов реализации
2 Далее я хотел аргументировать замысел программ по социально-коммуникативному развитию в области культуры общения.
Основной замысел заключается в Реализации рабочей программы, результатами которой, будет развитие социально-коммуникативных компетенций ребенка в области культуры общения через организацию свойственных возрасту видов детской деятельности и создание развивающей предметно - пространственной среды.
Возрастная категория старшая группа.
Замысел этих программ будет реализовываться при постановке следующих задач:
- воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- развитие использования культурных форм общения: обращение к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться и прощаться, выражать благодарность за помощь и заботу;
- проявление дружелюбия и справедливости по отношению к сверстникам (приветливость, пресекание грубого тона, сосредоточение внимание на собеседника и не перебивания его в общении).
- формирование представлений что такое хорошо и что такое плохо.
Для реализации перечисленных выше задач рекомендуется использовать следующие методы реализации:
- просмотр мультфильмов,
- чтение книг,
- дидактические игры,
- групповая работа.
При выполнение всех выше представленных указаний ожидаются следующие результаты (По программе Детство):
1) ребенок становится положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям;
2) ребенок становится способен различать разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении и охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил;
3) ребенок будет информирован о том, что «хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
Билет № 4.
??????
Билет № 5. Обновление организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
Контекст решения. Как старший воспитатель детского сады, Вы планируете организовать внутрифирменное обучение, направленное на обогащение навыков преобразования развивающей предметно-пространственной среды для поддержки проявлений инициативы детей в контексте тематики образовательной деятельности.-Художественно-эстсетическое
Задания:
- 1Аргументируйте направления преобразования развивающей предметно-пространственной среды для поддержки проявлений инициативы детей в контексте тематики образовательной деятельности.
- 2 Определите замысел и составьте аннотацию мероприятия в рамках внутрифирменного обучения педагогов по обогащению их профессиональных навыков в решении обозначенной проблемы (Речевое развитие), определите и аргументируйте формат мероприятия, его ожидаемые результаты
У детей дошкольного возраста развитие инициативности становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. Инициатива — интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.
Мотивационный компонент детской инициативности, характеризуется различной степенью выраженностью мотивации: высокая или не очень; потребность в деятельности или отсутствие таковой; направленностью мотивов, их осознание: осознанное или не осознанное, соотнесение действий с предполагаемым результатом; устойчивостью мотивации: длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным влияниям. Когнитивный компонент детской инициативности.
Деятельность детей строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том, как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким требованиям должен соответствовать объект труда. Поэтому данный компонент включает: имеющиеся представления у детей о предложенной деятельности; способность описать последовательность своих действий; понимание свойств предметов и веществ, используемых в трудовой деятельности. Поведенческий компонент инициативности
Основными установками такого сопровождения, на наш взгляд, являются: • учет
индивидуальных особенностей ребенка, выражающийся в конструировании соответствующих приемов, методов, способствующих развитию инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность к недирективной помощи и т.д.) • актуализация инициативности и активности самого ребенка как основа реализации системно-деятельностного подхода во взаимодействии; • предоставление возможности ребенку проявить инициативность в самых разных играх и образовательных областях; • открытость и диалогизация в построении непосредственных отношений с дошкольником, ведущие к взаимопониманию, доверию, желанию принять помощь и пр.; • систематичность и последовательность в построении и реализации траектории развития, нацеленной на развитие инициативности дошкольника
нутрифирменное обучение − подготовка персонала, проводимая на территории предприятия (или корпоративных учебных центров) и основанная на решении проблем, специфичных для конкретной организации, с привлечением собственных или внешних преподавателей, в также ведущих специалистов самой компании
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Для привлечения окружающих необходимо обращение к ним, общение.
3 Развивающая предметно - пространственная среда – часть образовательной. среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их.
Важным условием поддержки инициативы детей во всех видах детской деятельности является, как было сказано выше, развивающая предметно- пространственная среда. Так как она оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы созданная среда стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Предметно-пространственная среда создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
о преобразовывая предметнопространственную среду в соответствии с ФГОС ДО необходимо обратить
внимание на оснащение групп полифункциональной мебелью, пособиями, играми
и игрушками, способствующими стимулированию инициативы и
самостоятельности детей. Здесь успех, в первую очередь, зависит от
компетентности, желания и творчества педагогов
Идея: Повышение компетентности воспитатели в организации речевой деятельности для повышения инициативности творчества дошкольников среднего дошкольного возарста
Формат семинар-практику
Цель
Этапы
Приветсвие
Информационная часть
Что такое РРПС
Каковы особенности среднего дошкольного возраста
Дебаты Что нужно в РППС для развития инциативности творчества средней группы
Саморефлексия
Ожидаемые результаты
Повышение компетентности в повышении инициативные детей на занятии по речевому развитию
Умение строить содержание с учетом инициативности детей
Копилка методов мотивации