Билет № 14. Проектирование форматов внутрифирменного обучения педагогов с учетом особенностей взрослого контингента обучающихся.




Контекст решения. Как старший воспитатель вы провели семинар для педагогов на тему «Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе ДОО». В ходе семинара Вы выделили две группы участников: одни педагоги активно обсуждали возможности современных ЭОР. Однако, в вопросах использования этих средств в образовательном процессе не всегда учитывали особенности возраста детей. Педагоги второй группы скептически отнеслись к предложению о внедрении ЭОР в образовательный процесс. Однако, убедительных аргументов «против» привести не смогли. В результате к общему решению прийти не удалось.

Задания.

  1. Аргументируйте причины недостаточной результативности семинара, ориентируясь на особенности взрослых обучающихся.
  2. Обоснуйте возможность использования 2-3 эффективных форм организации внутрифирменного обучения педагогов по указанной проблеме с учетом разнообразия взрослого контингента обучаемых.

1 Как старший воспитатель, который провел семинар для педагогов на тему «Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе ДОО» я выделил наиболее вероятную причину недостаточной результативности семинара (при исключении тривиального нежелания учится) являются особенности взрослой аудитории такие как:

- наличие негативного априорного (или отсутствие) опыта у себя или у своего круга коллег использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе вызванных различными причинами (отсутствием доступа к ЭОР, неумением пользоваться ЭОР). и.т.д.;

- достаточность в деятельности отдельных педагогов консервативных методов ведения образовательного процесса на основе априори накопленных данных и опыта. Причем эта часть аудитории как правило – опытные и авторитетные педагоги;

- неспособность части аудитории критически относится к результатам своей текущей профессиональной деятельности;

- догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни (причины связанные с подачей материала);

- нерегулярный характер обучения и как следствие отсутствие обратной связи (саморегуляции) между характером полученных знаний и результатом их применения.

2 При организации внутрифирменного обучения педагогов по указанной проблеме с учетом разнообразия взрослого контингента обучаемых я предлагаю использовать следующие эффективных форм обучения:

- семинары ‑ обучения предполагает получение знаний через овладение определенными алгоритмами профессиональной деятельности. Такой тип обучения, дает человеку строгое представление о правилах, способах, инструментах и этических принципах, реализуемых в данной сфере профессиональной деятельности. Этот способ эффективен для первой группы обучаемых (оптимистов) им надо представить алгоритмы учета возрастных особенностей детей;

- круглый стол – предполагает овладение знаниями и умениями через уподобление личности значимого профессионала, через копирование способов работы учителя. Такой способ обучения часто культивируется в творческих профессиях, в которых важно передать не столько алгоритм работы, сколько определенное мировоззрение, совокупность существенных оснований, детерминирующих успешную профессиональную деятельность. Необходимо подобрать примеры эффективного использования ЭОР и преподнести их аудитории. Этот метод эффективен как для первой («оптимисты») так и для второй группы («скептиков»), однако этот метод больше убеждает, но не обучает;

- лекции ‑ получение знаний осуществляется за счет идентификации обучаемого с той ролью, которую ему необходимо выполнять. Обучаемый в этом случае озабочен не столько тем, что ему необходимо знать и уметь, сколько тем, каким стать, что в себе изменить, чтобы быть успешным на своем рабочем месте. Процесс обучения осуществляется через строгое определение своей профессиональной позиции в терминах своего места в иерархической структуре, полномочий и ответственности, типов взаимосвязей, форм отчетности. При этом стиле обучения слушатель готов полностью подчиниться соответствующим правилам и предписаниям. В данном случае метод вообще не применим учитывая постоянно изменяющийся характер детского коллектива;

- наиболее результативным является проектный стиль обучения (круглый стол + тренинг) — это процесс, обучения непрерывно связанный с реализацией полученных знаний и навыков и анализа результата этой реализации с дальнейшей коррекцией процесса обучения с целью максимально эффективного достижения результата. Ориентация на проектный стиль обучения может быть особенно успешной при подготовке преподавателей. В целях повышения результативности обучения необходимо перейти от процесса одностороннего взаимодействия — монолога (в режиме трансляции) к активному процессу двустороннего общения — диалогу (сначала в режиме общения, а затем и коммуникации). Необходимо рассмотреть процесс в нескольких ролях, исполняя различные функции, и учитывать особенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профессиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические особенности. Этот метод подразумевает проработку на тренингах каждой стадии обучения (описание ЭОР, работа с ЭОР, формирование собственных ЭОР) переход к свежующей стадии обучения по результатам восприятия предыдущей. При этом опыт и оптимизм первой группы обучаемых будут уменьшать скептицизм второй. Это наиболее эффективной но также и наиболее сложный метод требующей высокой квалификации старшего преподавателя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: