ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Психология и педагогика
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для самостоятельной работы студентов I курса,
обучающихся по направлениям:
521600 «Экономика» и
521500 «Менеджмент» (бакалавры)
(первое высшее образование)
Методические указания разработала
доктор социологических наук, профессор И.А.Уледова
МОСКВА 2007
Общие методические рекомендации
По выполнению контрольной работы
1) ответ на 3 вопрос каждого варианта должен носить не описательный характер, а представлять собой анализ указанного психологического явления с приведением конкретных примеров.
2) Вариант выбираем по фамилии:
А-Д (варианты с 1- по 5);
Е- К (варианты 6 – 10);
Л- О (варианты 13-17);
П- С (вариант 18 -20)
Т - Я (любой из выше перечисленных)
Порядок выполнения контрольной работы.
Следует особое внимание обратить на правильное оформление работы. Необходимо выделить в тексте рассматриваемые вопросы, объем ответов на вопросы должен быть соразмерен, так, недопустимо рассматривать первый вопрос на двух страницах, а второй на десяти. Приводимые в тексте цитаты должны быть снабжены ссылками на источники. В конце текста приводится список использованной литературы. Оставляйте поля для замечаний и вопросов рецензента.
Объем работы должен составлять 12 -14 страниц текста (формат А4, размер шрифта 14, интервал полуторный). Текст должен быть набран на компьютере.
По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование.
Тематика контрольных работ.
|
Тема 1. Психология как наука.
Вариант 1. Психология как наука. Исторические этапы развития психологии.
Вариант 1.
1. Дайте определение и охарактеризуйте специфику предмета психологии.
2. Охарактеризуйте психологические знания в античный период.
3. Какое из перечисленных определений предмета психологии является верным. Ответ обоснуйте.
а) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;
б) наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы;
в) наука о закономерностях развития высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно не просто перечислить основные проблемы, рассматриваемые в курсе дисциплины «Психология и педагогика», но и проанализировать специфичность определения предмета дисциплины. Важно указать, что различные психологические направления выделяют свой предмет исследования. Укажите и обоснуйте предмет психологии.
Во втором вопросе следует указать, что античная философия восприняла от мифологии понятие души, с помощью которого, древние философы пытались выразить главное сущностное начало живой природы, рассматривая душу как причину жизни. Проанализируйте понятие души в трактовке Сократа. Назовите три начала человеческой души в истолковании Платона. В чем состоит особенность понимания души Аристотеля (в сравнении с платоновским)? Рассмотрите три вида души: растительную, животную и разумную.
|
В третьем вопросе важно сопоставить предлагаемые определения и выделить ключевые понятия, определяющие специфику предмета психологии.
Литература
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.
Вариант 2.
1. Охарактеризуйте психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени.
2. Проанализируйте структуру психологии как науки.
3. Сопоставьте предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа».
Методические рекомендации
В первом вопросе важно отметить, что благодаря открытиям этого исторического периода складывались психологические концепции последующих десятилетий. Укажите, какие психологические понятия были введены в научный оборот Р.Декартом. Назовите, в чем состоит дуализм учения Р.Декарта о душе и теле. Охарактеризуйте идеи Лейбница о бессознательной психике, малой перцепции и апперцепции. Рассмотрите идеи Т.Гоббса относительно роли и значения ассоциаций в процессе познания. Проанализируйте взгляды Дж.Локка и его роль в становлении эмпирической психологии.
|
Во втором вопросе следует подробно рассмотреть психологию как науку, представляющую собой разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные. Охарактеризуйте задачи общей психологии, психологии познавательных процессов, психологии личности, а так же специальных психологических дисциплин.
В третьем вопросе рекомендуется рассмотреть предмет психологии как изучение преимущественно ориентировочной функции душевных (психических) явлений, т.е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия. Сопоставьте предложенное вами определение предмета психологии и понятие души. Сформулируйте свою позицию относительно положение о том, что хотя понятие души не рассматривается в рамках психологических исследований, невозможно не постулировать сам факт и цели ее существования.
Литература
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.
Вариант 3.
1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
2. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева).
3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики:
а) психология;
б) общая психология;
в) духовно ориентированная психология;
1) направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия;
2) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;
3) фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно отметить, что пионером психологии как науки является И.М.Сеченов, который первым пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Важно отметить, что именно трудами И.П.Павлова, В.М.Бехтерева был утвержден приоритет рефлексологического похода. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.
Во втором вопросе следует охарактеризовать культурно-историческую концепцию психического развития человека Л.С.Выгодского. Рассмотрите основные положения концепции А.Н.Леонтьева, раскрывающей механизм формирования высших психических функций, как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Назовите основные положения деятельностного подхода в психологии С.Л.Рубинштейна.
В третьем вопросе важно сопоставить и охарактеризовать специфические особенности каждого из названных направлений отечественной психологии.
Литература
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.
Вариант 4.
1. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей.
2. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии.
3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.