Методические рекомендации. Литература.




В первом вопросе следует отметить, что в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории и психологическая практика, опирающаяся на психологические теории и вырабатывающая психотехники воздействия на сознание человека. Перечислите и охарактеризуйте наиболее известные психологические направления, их основные положения и представителей этих психологических концепций.

Во втором вопросе укажите предмет исследования гуманистической психологии и представителей этого направления. Проанализируйте, в чем выражалась гуманистическая ориентация А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла. Сопоставьте основные теоретические позиции гуманистической психологии и бихевиоризма. Укажите, почему гуманистический подход отводит главную роль личному опыту человека.

В третьем вопросе важно охарактеризовать предмет бихевиоризма, отметить недостатки и достоинства этого направления. Укажите, какое влияние оказал бихевиоризм на дальнейшее развитие существующих научных направлений.

Литература

Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.

 

Вариант 5.

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем.

2. Назовите основные положения когнитивной психологии.

3. Укажите какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт- психологии:

а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;

б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;

в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».

Методические рекомендации

В первом вопросе следует отметить, что бихевиоризм предполагал изучать не сознание, недоступное научному наблюдению, а поведение человека. Укажите, результатом чего с позиций бихевиоризма является поведение. Назовите, какие психические процессы игнорируются представителями бихевиоризма и в чем заключается несогласие представителей бихевиоризма с позициями когнитивной психологии.

Во втором вопросе важно указать на основной постулат представителей этого направления, утверждающий, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Укажите, в чем заключается заслуга этого направления.

В третьем вопросе необходимо не только указать на тезис характерный для гештальтпсихологии, но и соотнести приведенные тезисы, указать на их противоречие. Ответьте, какому психологическому направлению противопоставила свои положения гештальтпсихология.

 

Литература.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение - Владос, 1994.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.

Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

Вариант 6.

1. Проанализируйте сущность гуманистического направления психологии и назовите его представителей.

2. Назовите основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу.

3. Укажите, к каким современным направлениям западной психологии следует отнести приведенные высказывания:

а) «… люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;

б) «индивидуум, представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;

в) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт»;

1) когнитивная психология;

2) гуманистическая психология;

3) психоаналитическая психология.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе важно указать, чему уделяется главное внимание визучении личности представителями гуманистической психологии. Проанализируйте различие в понимании сущности человека, его отношения к миру, к ответственности за свою деятельность представителями этих направлений.

Во втором вопросе проанализируйте, в чем заключается сущность человека, является ли он самостоятельным и независимым в процессе своего развития и проявления своих способностей. Укажите, насколько актуальна эта теория сегодня, возможна ли самоактуализация личности в современных условиях.

В третьем вопросе следует не просто назвать необходимые направления западной психологии, но и охарактеризовать их. Сопоставьте центральные идеи когнитивной, гуманистической и психоаналитической психологии, укажите, в чем заключается их принципиальное отличие.

Литература

 

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

Вариант 7.

1. Охарактеризуйте сущность психоанализа З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.

2. Назовите представителей психоанализа, обосновывающих ведущую роль социальных факторов.

3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:

а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;

б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.

1) А. Адлер;

2) К.Г.Юнг;

3) Э.Фромм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: