Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества, что является целью производства.
Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты-выпуск». Большее количество продуктов, получаемых от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.
Любое общество, каждый экономический агент стараются получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать занять свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства.
Полная занятость обеспечивается использованием всех пригодных для производства ресурсов. Экономика должна обеспечить работой всех желающих и способных трудиться, использовать все пахотные земли, все факторы производства.
Следует иметь в виду те ограничения, которые накладывают общественная практика и обычаи на признание ресурсов пригодными для применения. Законодательство или обычаи могут определять возрастные границы применения труда молодежи и престарелых; для сохранения плодородия земель их необходимо выводить из оборота (оставлять под паром).
|
Наиболее возможный объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям, с тем чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции. При том, каждый ресурс должен использоваться по назначению и в адекватных условиях.
Неполная занятость ресурсов означает, что экономика производит меньше продукции, чем при каждой альтернативе, показанной в табл. 5.1.
Ситуация незанятости или неполной занятости ресурсов графически может быть представлена точкой внутри кривой производственных возможностей, воспроизведенной на рис. 5.2. Эта точка – Y. Здесь мы обнаруживаем, что экономика отстает от различных максимальных комбинации производства тракторов и картофеля, представленных всеми точками на кривой производственных возможностей. Стрелки на рис. 5.2 указывают на три возможных пути возврата к полной занятости ресурсов и полному объему производства. При этом продвижение к полному объему производства влечет за собой увеличение производства одного или и того и другого продуктов.
Производственные ресурсы в большинстве стран увеличиваются, хотя и различными темпами. Растет численность населения, повышается квалификация работников, совершенствуются техника и технологии. Используемые энергетические и минеральные ресурсы истощаются, но открываются все новые и новые их источники. Осушение болот и мелиорация расширяются площади пахотных земель.
Если при полной занятости ресурсов итогом увеличения количества вовлекаемых в производство ресурсов становится рост объема продукции, то говорят, что экономика находится в состоянии экономического роста. (рис. 5.3.)
|
Вышеизложенное позволяет сделать важный вывод о том, что сегодняшний выбор точки на кривой производственных возможностей экономики служит основной будущего положения этой кривой.
Во всех предыдущих рассуждениях предметом нашего анализа служили макроэкономические величины, то есть структура производства в экономике в целом, понятия редкости или ограниченности ресурсов, проблема выбора, определения альтернативных издержек. Но все выше сказанное применимо также и на микроэкономическом уровне. Так, индивиды получают ограниченные денежные доходы потому, что они вкладывают ограниченное количество ресурсов в производственный процесс. Ограниченный личный бюджет означает необходимость делать выбор при покупке товаров и услуг или поступаться чем-либо одним в пользу другого.
Покупка пары джинсов может повлечь за собой отказ (альтернативные издержки) от обеда и билета на концерт рок-музыки. Подобно этому многие студенты сталкиваются с проблемой распределения своего времени между учебными занятиями и работой, позволяющей оплачивать их учебу. Здесь построение кривой производственных возможностей также предусматривает альтернативное использование ресурсов. График способен показать, что большее количество времени, затрачиваемого на работу, означает больший денежный доход, но это же влечет за собой и уменьшение времени на учебу, и более низкие учебные оценки.
К сказанному добавим, что человек изымает для своей хозяйственной деятельности все больше природных ресурсов. В результате нарушается равновесие столь значительной части ресурсов биосферы, что подрывается многообразие форм жизни и ухудшается качество среды обитания. Люди, чтобы не погибнуть, должны научиться воспроизводить природу и сделать ее объектом деятельности человека.
|
Задания. Вопросы. | Ответы. |
Что называется ресурсами? Как они классифицируются? | |
В чем заключается основная проблема экономической жизни общества? | |
Что включает в себя понятие производственные возможности? | |
Какие факторы в жизни общества приводят к постановке проблемы экономического выбора? | |
В чем проявляется действие закона убывающей отдачи? | |
Чем объясняется взаимозаменяемость ресурсов? |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Ограниченность ресурсов означает, что: а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг; б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей; в) ресурсов хватает только на производство продуктов потребления. | |
2. Производство эффективно, если: а) в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов; б) полное использование всех имеющихся ресурсов; в) полное использование производственных ресурсов; г) в нем не действует закон убывающей производительности ресурсов. |
VI. РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА: